РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Красноярск 08 ноября 2017г.
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Снежинской Е.С.,
при секретаре судебного заседания Клевлиной Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г. Красноярска, действующего в интересах Макаренко О.В., к Управлению социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска о признании незаконными решений о приостановлении предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг незаконным и предоставлении льгот,
установил:
Прокурор Ленинского района, действуя в интересах инвалида <данные изъяты> группы Макаренко О.В., обратился с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации Ленинского района г. Красноярска о признании незаконным решения о приостановлении предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг незаконным и предоставлении льгот.
Требования мотивированы тем, что Макаренко О.В. является инвалидом <данные изъяты> группы, проживает по адресу: г<адрес>, имеет право на предоставление мер по получению социальной поддержки (льготы), предусмотренной ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на оплату не ниже 50 % жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда). С декабря 2015г. Макаренко О.В. предоставлялись меры социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг как инвалиду. В связи с поступившими сведениями о задолженности Макаренко О.В. по оплате взноса на капитальный ремонт, с 01 августа 2016г. приостановлено предоставление мер социальной поддержки, а с 01 сентября 2016г. – прекращено. Вместе с тем, данные действия ответчика незаконны. В связи с этим, Прокурор просит признать решения Управления социальной защиты населения администрации Ленинского района г.Красноярска о приостановлении предоставления мер социальной поддержки и прекращении предоставления меры социальной поддержки незаконными, возобновить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50% с 01 сентября 2016г.
Процессуальный истец – помощник прокурора Ленинского района г. Красноярска Миронова Н.В. иск поддержала в полном объеме.
Ответчик – УСЗН Администрации Ленинского района г.Красноярска в лице представителя Абашиной Е.М. иск не признала в полном объеме, указывая на право управления сначала приостановить, а затем прекратить предоставление мер социальной поддержки при наличии задолженности у инвалида по жилищно-коммунальным услугам.
Материальный истец Макаренко О.В. извещена своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство социальной политики Красноярского края явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о месте и времени судебного заседания извещено своевременно, надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке ст. 167 ГПК РФ,
Выслушав объяснения участников процесса, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Макаренко О.В., являясь инвалидом <данные изъяты> группы <данные изъяты>, проживает и состоит на регистрационном учете в жилом помещении, собственником которого является, по адресу: <адрес>
Макаренко О.В. являлась получателем субсидий как инвалид <данные изъяты> группы по оплате услуг: за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальных услуг, взнос на капитальный ремонт, потребленную электроэнергию.
Решениями УСЗН администрации Ленинского района г. Красноярска с 01 августа 2016г. приостановлено, а с 01 сентября 2016г. прекращено предоставление Макаренко О.В. указанных мер социальной поддержки, в связи с наличием задолженности по жилищно-коммунальным услугам за два и более месяца (на дату приостановления).
Как следует из объяснений участников процесса, по состоянию на 01 августа 2016г. у Макаренко О.В. имелась задолженность по оплате взноса на капитальный ремонт.
Законом Красноярского края № 13-2804 от 17 декабря 2004г. «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (далее - Закон края от 17 декабря 2004г. №13-2804) определены категории граждан, которым предоставляются субсидии - средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг, а также условия предоставления субсидий, их приостановления и прекращения. При этом из положений ст. 7 Закона следует, что к лицам, получающим меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде субсидий, отнесены и лица, перечисленные в ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Согласно пункту 4 ст. 20.1 Закона края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 (в редакции Закона Красноярского края от 04.02.2016 № 10-4209) предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Таким образом, к указанной категории граждан, к числу которых отнесен материальный истец Макаренко О.В., не применяются положения Закона края о прекращения предоставления мер социальной поддержки при наличии задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
При этом положения пункта 2 ст. 20.1. Закона края предусматривают аналогичные по сути условия приостановления предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки – наличие у получателя задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнение условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности, но не более чем на один месяц.
Действие данной нормы не ограничено по кругу лиц.
Вместе с тем, часть 13 и часть 14 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ, Федерального закона от 29.12.2015 N 399-ФЗ) предусматривает предоставление инвалидам компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления,
а также компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг (ч. 15 ст. 17).
Федеральным законом от 29.12.2004 года № 199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой ст. 28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.
Таким образом, в силу положений Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов», Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», предусматривающих меры социальной поддержки, в системном толковании с нормами жилищного законодательства, предоставление такой меры социальной поддержки как компенсация уже понесенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов, имеет целевое назначение - уменьшение фактических затрат по оплате жилого помещения.
Принятие ответчиком решения по приостановлению и прекращению предоставления мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг, фактически возлагает на него обязанность по оплате коммунальных услуг в полном объеме, при наличии прямого указания Закона Красноярского края о невозможности такого прекращения в отношении инвалидов, уже получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Ссылки ответчика на обоснованность приостановления предоставления мер социальной защиты имеющим задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг за два и более месяца инвалидам, а также последующее прекращение предоставления указанных мер, поскольку принятие таких решений ответчиком соответствует положениям п. 2 ст.20.1, п.п. «в» п. 9 ст. 23 Закона края от 17 декабря 2004г. №13-2804, которые не оспорены и являются действующими, являются не состоятельными.
Определением Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года был признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт 1 статьи 13 в части слов «документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае, если у гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг)» и пункт 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в той мере, в которой распространено их действие на инвалидов.
Соответствующие изменения в Закон края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 внесены Законом Красноярского края от 04.02.2016 N 10-4209.
Несмотря на то, что п. 2 ст. 20.1 и п.п. «в» п. 9 ст. 23 вышеуказанного Закона края не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, приведенной в Определении Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года следует, что положения, содержащиеся в данных нормах не подлежат распространению на инвалидов, поскольку Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрено лишение инвалида права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг при наличии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Кроме того, суд приходит к выводу, что правовые гарантии, установленные ФЗ «О социальной поддержке инвалидов», направлены на защиту прав инвалидов, а не хозяйствующих субъектов в сфере жилищно-коммунальных услуг по вопросам погашения задолженности по жилищно-коммунальным услугам. В связи с этим, принятые ответчиком решения о приостановлении мер социальной поддержки, а впоследствии и их прекращении, являются незаконными.
Таким образом, исковые требования Прокурора Ленинского района г.Красноярска подлежат удовлетворению в полном объеме, с даты, указанной в исковом заявлении – 01 сентября 2016г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Прокурора Ленинского района г. Красноярска, действующего в интересах Макаренко О.В., удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска по приостановлению и прекращению мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг инвалиду <данные изъяты> группы Макаренко О.В..
Возложить обязанность на Управление социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска предоставить инвалиду <данные изъяты> группы Макаренко О.В. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов путем их возобновления с 01 сентября 2016г.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С. Снежинская