Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3407/2017 ~ М-2373/2017 от 30.06.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Красноярск                                                              08 ноября 2017г.

Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Снежинской Е.С.,

при секретаре судебного заседания Клевлиной Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г. Красноярска, действующего в интересах Макаренко О.В., к Управлению социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска о признании незаконными решений о приостановлении предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг незаконным и предоставлении льгот,

установил:

Прокурор Ленинского района, действуя в интересах инвалида <данные изъяты> группы Макаренко О.В., обратился с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации Ленинского района г. Красноярска о признании незаконным решения о приостановлении предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг незаконным и предоставлении льгот.

Требования мотивированы тем, что Макаренко О.В. является инвалидом <данные изъяты> группы, проживает по адресу: г<адрес>, имеет право на предоставление мер по получению социальной поддержки (льготы), предусмотренной ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на оплату не ниже 50 % жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда). С декабря 2015г. Макаренко О.В. предоставлялись меры социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг как инвалиду. В связи с поступившими сведениями о задолженности Макаренко О.В. по оплате взноса на капитальный ремонт, с 01 августа 2016г. приостановлено предоставление мер социальной поддержки, а с 01 сентября 2016г. – прекращено. Вместе с тем, данные действия ответчика незаконны. В связи с этим, Прокурор просит признать решения Управления социальной защиты населения администрации Ленинского района г.Красноярска о приостановлении предоставления мер социальной поддержки и прекращении предоставления меры социальной поддержки незаконными, возобновить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50% с 01 сентября 2016г.

Процессуальный истец – помощник прокурора Ленинского района г. Красноярска Миронова Н.В. иск поддержала в полном объеме.

Ответчик – УСЗН Администрации Ленинского района г.Красноярска в лице представителя Абашиной Е.М. иск не признала в полном объеме, указывая на право управления сначала приостановить, а затем прекратить предоставление мер социальной поддержки при наличии задолженности у инвалида по жилищно-коммунальным услугам.

Материальный истец Макаренко О.В. извещена своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство социальной политики Красноярского края явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о месте и времени судебного заседания извещено своевременно, надлежащим образом.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке ст. 167 ГПК РФ,

Выслушав объяснения участников процесса, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Макаренко О.В., являясь инвалидом <данные изъяты> группы <данные изъяты>, проживает и состоит на регистрационном учете в жилом помещении, собственником которого является, по адресу: <адрес>

Макаренко О.В. являлась получателем субсидий как инвалид <данные изъяты> группы по оплате услуг: за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальных услуг, взнос на капитальный ремонт, потребленную электроэнергию.

Решениями УСЗН администрации Ленинского района г. Красноярска с 01 августа 2016г. приостановлено, а с 01 сентября 2016г. прекращено предоставление Макаренко О.В. указанных мер социальной поддержки, в связи с наличием задолженности по жилищно-коммунальным услугам за два и более месяца (на дату приостановления).

Как следует из объяснений участников процесса, по состоянию на 01 августа 2016г. у Макаренко О.В. имелась задолженность по оплате взноса на капитальный ремонт.

Законом Красноярского края № 13-2804 от 17 декабря 2004г. «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (далее - Закон края от 17 декабря 2004г. №13-2804) определены категории граждан, которым предоставляются субсидии - средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг, а также условия предоставления субсидий, их приостановления и прекращения. При этом из положений ст. 7 Закона следует, что к лицам, получающим меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде субсидий, отнесены и лица, перечисленные в ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно пункту 4 ст. 20.1 Закона края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 (в редакции Закона Красноярского края от 04.02.2016 № 10-4209) предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Таким образом, к указанной категории граждан, к числу которых отнесен материальный истец Макаренко О.В., не применяются положения Закона края о прекращения предоставления мер социальной поддержки при наличии задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

При этом положения пункта 2 ст. 20.1. Закона края предусматривают аналогичные по сути условия приостановления предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки – наличие у получателя задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнение условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности, но не более чем на один месяц.

Действие данной нормы не ограничено по кругу лиц.

Вместе с тем, часть 13 и часть 14 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ, Федерального закона от 29.12.2015 N 399-ФЗ) предусматривает предоставление инвалидам компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления,

а также компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг (ч. 15 ст. 17).

Федеральным законом от 29.12.2004 года № 199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой ст. 28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.

Таким образом, в силу положений Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов», Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», предусматривающих меры социальной поддержки, в системном толковании с нормами жилищного законодательства, предоставление такой меры социальной поддержки как компенсация уже понесенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов, имеет целевое назначение - уменьшение фактических затрат по оплате жилого помещения.

Принятие ответчиком решения по приостановлению и прекращению предоставления мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг, фактически возлагает на него обязанность по оплате коммунальных услуг в полном объеме, при наличии прямого указания Закона Красноярского края о невозможности такого прекращения в отношении инвалидов, уже получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Ссылки ответчика на обоснованность приостановления предоставления мер социальной защиты имеющим задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг за два и более месяца инвалидам, а также последующее прекращение предоставления указанных мер, поскольку принятие таких решений ответчиком соответствует положениям п. 2 ст.20.1, п.п. «в» п. 9 ст. 23 Закона края от 17 декабря 2004г. №13-2804, которые не оспорены и являются действующими, являются не состоятельными.

Определением Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года был признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт 1 статьи 13 в части слов «документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае, если у гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг)» и пункт 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в той мере, в которой распространено их действие на инвалидов.

Соответствующие изменения в Закон края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 внесены Законом Красноярского края от 04.02.2016 N 10-4209.

Несмотря на то, что п. 2 ст. 20.1 и п.п. «в» п. 9 ст. 23 вышеуказанного Закона края не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, приведенной в Определении Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года следует, что положения, содержащиеся в данных нормах не подлежат распространению на инвалидов, поскольку Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрено лишение инвалида права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг при наличии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Кроме того, суд приходит к выводу, что правовые гарантии, установленные ФЗ «О социальной поддержке инвалидов», направлены на защиту прав инвалидов, а не хозяйствующих субъектов в сфере жилищно-коммунальных услуг по вопросам погашения задолженности по жилищно-коммунальным услугам. В связи с этим, принятые ответчиком решения о приостановлении мер социальной поддержки, а впоследствии и их прекращении, являются незаконными.

Таким образом, исковые требования Прокурора Ленинского района г.Красноярска подлежат удовлетворению в полном объеме, с даты, указанной в исковом заявлении – 01 сентября 2016г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования Прокурора Ленинского района г. Красноярска, действующего в интересах Макаренко О.В., удовлетворить.

Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска по приостановлению и прекращению мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг инвалиду <данные изъяты> группы Макаренко О.В..

Возложить обязанность на Управление социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска предоставить инвалиду <данные изъяты> группы Макаренко О.В. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов путем их возобновления с 01 сентября 2016г.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                             Е.С. Снежинская

2-3407/2017 ~ М-2373/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Макаренко Оксана Васильевна
Прокурор Ленинского района г. Красноярска
Ответчики
Управление социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска
Суд
Ленинский районный суд г. Красноярска
Судья
Снежинская Елена Сергеевна
Дело на странице суда
lenins--krk.sudrf.ru
30.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.06.2017Передача материалов судье
05.07.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.10.2017Предварительное судебное заседание
08.11.2017Судебное заседание
28.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.07.2018Дело оформлено
13.07.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее