Судья Мохова Т.А. № 33-825 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Мурманск |
14 марта 2019 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего |
Захарова А.В. |
судей |
Койпиш В.В. |
Мартынова Н.Л. |
|
при секретаре |
Синициной М.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Константиновой Галины Пантелеевны к войсковой части 26808, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного Флота в лице филиала – «2 Финансово-экономическая служба» об оспаривании приказа, признании права на компенсационную выплату к должностному окладу и взыскании недоплаченной заработной платы
по апелляционной жалобе истца Константиновой Галины Пантелеевны на решение Североморского районного суда Мурманской области от 14 декабря 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования Константиновой Галины Пантелеевны к войсковой части 26808, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного Флота» в лице филиала – «2 Финансово-экономическая служба» об оспаривании приказа, признании права на компенсационную выплату к должностному окладу и взыскании недоплаченной заработной платы – удовлетворить частично.
Взыскать с ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного Флота» в лице филиала – «2 Финансово-экономическая служба» в пользу Константиновой Галины Пантелеевны недоплаченную заработную плату за период с 29.08.2018 по 31.10.2018 в сумме 16 205 (шестнадцать тысяч двести пять) рублей.
В удовлетворении остальной части требований об оспаривании приказа командира войсковой части 26808 от 29.08.2018 №162, признании права на компенсационную выплату к должностному окладу – отказать».
Заслушав доклад судьи Койпиш В.В., объяснения истца Константиновой Г.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителей ответчика Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного Флота в лице филиала – «2 Финансово-экономическая служба» Загородней О.Е., Пугачева С.В., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Константинова Г.П. обратилась в суд с иском к войсковой части 26808, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного Флота в лице филиала – «2 Финансово-экономическая служба» об оспаривании приказа, признании права на компенсационную выплату.
В обоснование иска указала, что состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 26808 в должности ***.
Приказом командира войсковой части 26808 от 06 февраля 2012 года № 20 ей на основании приказа Министерства обороны Российской Федерации № 555 от 10 ноября 2008 года установлена и производилась компенсационная выплата к должностному окладу в размере 50% за непосредственное хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов.
С 29 августа 2018 года на основании приказа командира войсковой части 26808 от 29 августа 2018 года № 162 компенсационная выплата в размере 50% к должностному окладу ей прекращена на том основании, что в силу должностных обязанностей она занята организацией и обеспечением деятельности отряда военизированной охраны, а также функциями, не связанными с непосредственной охраной вооружения и боеприпасов.
Не согласна с приказом работодателя, поскольку выполняет работу с особыми условиями труда, заступая на дежурство ***, непосредственно занята приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов.
Согласно пункту 1.1 трудового договора указанная надбавка имеет постоянный гарантированный характер и входит в систему оплаты труда.
В нарушение статей 57, 72 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем об изменении условий трудового договора в части отмены компенсационной выплаты она не предупреждалась; дополнительное соглашение об исключении выплаты компенсационной надбавки с ней не заключалось.
С учетом уточнения требований просила признать незаконным приказ командира войсковой части 26808 от 29 августа 2018 года № 162 в части прекращения ей компенсационной выплаты в размере 50% к должностному окладу как работнику военизированной охраны, непосредственно занятому охраной вооружения и боеприпасов; признать за ней право на указанномую компенсационную выплату с 29 августа 2018 года; взыскать с ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного Флота в лице филиала – «2 Финансово-экономическая служба» невыплаченную заработную плату за период с 29 августа 2018 года по 31 ноября 2018 года в размере 18 843 рубля 44 копейки.
Истец Константинова Г.П. и ее представитель Константинов М.Ю. в судебном заседании суда первой инстанции настаивали на удовлетворении требований.
Представитель ответчика войсковой части 26808 Бакуменко К.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представители ответчика ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного Флота в лице филиала – «2 Финансово-экономическая служба» Паркин А.В. и Загородняя О.Е. в судебном заседании исковые требования не признали.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Константинова Г.П., ссылаясь на нарушения судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам, просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных ею требований.
Указывает, что занимаемая ею должность и выполняемые обязанности *** предполагают компенсационную выплату к должностному окладу в размере 50%.
Приводит довод о том, что уведомлена об издании приказа № 162 и, как следствие, об изменении условий трудового договора 15 сентября 2018 года, в связи с чем взысканию подлежала спорная надбавка за период с 29 августа 2018 года по 15 ноября 2018 года, включительно.
Указывает, что о рассмотрении дела в свое отсутствие она не просила, не принимала участие в судебном заседании в связи с болезнью.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика командир войсковой части 26808 Саблин С.Ю. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Константиновой Г.П. - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ответчика войсковой части 26808, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, поскольку его неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем устанавливаются различные системы оплаты труда, которые включают в себя доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера, а также системы премирования.
На работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудового кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 349 Трудового кодекса Российской Федерации).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 № 583» утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации (Приложение № 2), которым предусмотрено, что система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.
Согласно пункту 15 указанного Положения выплаты компенсационного характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также настоящим Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
В соответствии с пунктом 17 указанного Положения гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов установлена компенсационная выплата к должностному окладу, в том числе по должностям (профессиям) гражданского персонала военизированной охраны: заведующий хранилищем, заведующий складом, кладовщик – 50%.
К арсеналам, центрам, базам, складам Министерства обороны Российской Федерации по хранению вооружения и боеприпасов относятся: центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, на которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.
Ранее указанная компенсационная выплата устанавливалась приказом Министра обороны Российской Федерации № 555 от 10 ноября 2008 года.
Из материалов дела следует, что Константинова (ранее – Бодя) Г.П. состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 26808 с 17 сентября 1979 года, с 14 февраля 2012 года – в должности ***.
Между сторонами 17 ноября 2005 года заключен трудовой договор и 06 февраля 2012 года дополнительное соглашение, по условиям которых за выполнение трудовой функции Константиновой Г.П. установлена заработная плата, в том числе выплаты компенсационного характера: за работу в местности с особыми климатическими условиями 1,5 районных коэффициентов; за несение боевого дежурства в составе боевых расчетов и команд и в составе караулов, назначаемых от подразделений военизированной охраны для охраны особо важных и режимных объектов (при условии несения работником боевого дежурства в течение месяца не менее 120 часов) – 15%; за хранение вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов в размере 50%, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных: сверхурочной работе не более 120 часов в год; работе в ночное время – 35%; выплаты стимулирующего характера.
29 августа 2018 года командиром войсковой части издан приказ № 162 о прекращении с 29 августа 2018 года истцу указанной выплаты в связи с тем, что истец в силу занимаемой должности занята организацией и обеспечением деятельности отряда военизированной охраны и не осуществляет функции, связанными с непосредственной охраной вооружения и боеприпасов.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции, разрешая спор, руководствуясь приведенными нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения сторон, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, проанализировав должную инструкцию по занимаемой истцом должности и фактически выполняемые истцом трудовые обязанности, пришел к выводу, что правом на получение компенсационной выплаты за учет, хранение, выдачу и охрану вооружений и боеприпасов в размере 50% к должностному окладу истец не обладает, поскольку в силу занимаемой должности не осуществляет непосредственную охрану складов вооружений и боеприпасов.
Оснований не согласиться с указанным выводом суда, который соответствует установленным по делу обстоятельствам и согласуется с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения сторон, судебная коллегия не усматривает.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 541 утверждена Инструкция по организации деятельности ведомственной охраны Министерства обороны Российской Федерации, которая определяет порядок формирования и расформирования подразделений ведомственной охраны Министерства обороны Российской Федерации; порядок материально-технического обеспечения деятельности подразделений ведомственной охраны; порядок профессиональной подготовки работников ведомственной охраны; порядок организации деятельности подразделений ведомственной охраны по защите охраняемых объектов от противоправных действий.
Письмом командира войсковой части 06351 от 28 августа 2018 года № 6/333 и информационными письмами начальника ФКУ «ОСК СФ» – «2 ФЭС» от 10 августа 2018 года N 2-ФЭС/03/ЗП/6697, начальника филиала ФКУ «ОСК СФ» – «Центр финансово-экономического обеспечения СФ» от 01 августа 2018 года № 18/3/ЗП/3752 командирам воинских частей (организаций) разъяснено, что компенсационная выплата за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов производится при условии непосредственной занятости работника приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов.
Из материалов дела следует, что в войсковой части 26808 арсеналы, центры, базы по хранению вооружения отсутствуют, вместе с тем, в соответствии со штатом № 97/034, утвержденным заместителем начальника Генерального штаба ВС РФ 21 ноября 2015 года, в войсковой части 26808 имеются: авиационный склад ракетного вооружения и боеприпасов; склад (вооружения и боеприпасов).
Проанализировав пункты 18, 19, 27, 31, 103 Инструкции в их системном толковании, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что под работниками, непосредственно занятыми охраной вооружения и боеприпасов, понимаются лица, занимающие должности военизированной охраны и выполняющие должностные обязанности на постах в карауле, а под работниками, непосредственно занятыми приемом, хранением и выдачей вооружения и боеприпасов, понимаются лица, занимающие должности заведующего хранилищем, заведующего складом или кладовщика.
В этой связи, давая правовую оценку доводам истца Константиновой Г.П. о наличии у нее права на получение спорной выплаты, о чем имеется указание и в апелляционной жалобе, суд первой инстанции обоснованно указал, что право на компенсационную выплату в размере 50% должностного оклада (тарифной ставки) имеют работники военизированной охраны, непосредственно занятые охраной вооружения и боеприпасов в составе караулов по охране и защите объектов хранения (часовые). Тогда как ***, выполняя возложенные функциональные обязанности преимущественно в караульном помещении, непосредственную охрану объектов, вверенных караулу военизированной охраны МО РФ, не осуществляет, при этом выдача и прием вооружения и боеприпасов в комнате для хранения оружия, расположенной в караульном помещении, не является основанием для установления указанной выплаты.
Так, из табелей постов внутреннего караула № 1, № 2, № 3 ОВО войсковой части 26808 следует, что на посту № 1 внутреннего караула № 1 имеется склад авиационных средств поражения; на посту № 1 внутреннего караула № 2 имеется склад стрелкового вооружения и боеприпасов, авиационно-технического имущества, радиохимбиозащиты.
Графиками несения караульной службы работниками ВОХР войсковой части 26808 за период с марта 2018 по декабрь 2018 года подтверждается осуществление Константиновой Г.П. несение караула на посту № 1 внутреннего караула № 2.
Согласно инструкции *** ОВО № 2, утвержденной 25 мая 2018 года командиром войсковой части 26808, в особые обязанности *** входит, в случае отражения нападения на караульное помещение, охраняемые объекты части, караульных ОВО и часовых право вскрыть металлический ящик с запасом боевых патронов для обеспечения личного состава караула боевыми патронами. О вскрытии ящика с боевым боезапасом *** производит запись в постовой ведомости, впоследствии, составляет акт и производит доклад по команде. При нападении на охраняемые объекты, часовых или караульное помещение: поднять караул «В ружье», доложить дежурному части. Действовать согласно боевого расчета. При необходимости вскрыть ящик с запасом боевых патронов, выдавать их личному составу караула.
В этой связи, оценивая приведенные особые обязанностям начальника караула, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что указанные обязанности *** носят временный характер, являются исключительными, возникающими в случае особой ситуации при отражении нападения на караульное помещение.
В соответствии с положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств тому, что со стороны истца при выполнении должностных обязанностей по занимаемой ею должности имело место непосредственное участие в охране объектов, включение истца в постовую ведомость с указанием времени нахождения на посту либо исполнение особых обязанностей начальника караула, не представлено.
Как правомерно указал суд, то обстоятельство, что компенсационная выплата предусмотрена трудовым договором и коллективным договором, не является безусловным основанием для ее выплаты в бесспорном порядке на постоянной основе, поскольку право на получение спорной выплаты установлено при соблюдении определенных условий по ее выплате.
При таком положении суд правомерно не нашел оснований для вывода о незаконности приказа командира войсковой части 26808 от 29 августа 2018 года № 162 об исключении Константиновой Г.П. из списков лиц, которым полагается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50%.
Также не влекут отмену решения и доводы апелляционной жалобы о том, что спор разрешен судом в отсутствие истца, которая не явилась в судебное заседание в связи с болезнью и разрешить спор в ее отсутствие не просила.
Частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
В силу статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна добросовестно пользоваться своими процессуальными правами.
Как следует из материалов дела, сторона истца, в том числе Константинова Г.П., будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, с заявлением об отложении рассмотрения дела в связи с наличием объективных причин невозможности явки в судебное заселение после перерыва 14 декабря 2018 года, в суд не обращалась.
Взыскивая в пользу истца недоплаченную заработную плату за период с 29 августа 2018 года по 31 октября 2018 года, суд исходил из того, что работодателем нарушен установленный законом порядок уведомления Константиновой Г.П. об изменении существенных условий трудового договора, влекущих прекращение компенсационной выплаты.
Вместе с тем, учитывая, что изменение существенных условий трудового договора в отношении истца могло быть произведено лишь по истечении двух месяцев с момента письменного уведомления, что прямо предусмотрено положениями статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации, тогда как с приказом № 162 от 29 августа 2018 года истец письменно ознакомлена 15 сентября 2018 года, соответственно, изменение условий оплаты труда в отношении истца могло иметь место не ранее 16 ноября 2018 года.
В этой связи в пользу истца подлежит взысканию недополученная заработная плата за период с 29 августа 2018 года по 15 ноября 2018 года, размер которой в соответствии с представленным ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного Флота в лице филиала – «2 Финансово-экономическая служба» расчетом составляет 17563 рубля 90 копеек.
При таком положении решение суда подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Североморского районного суда Мурманской области от 14 декабря 2018 года изменить в части периода и размера взысканной суммы.
Взыскать с ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного Флота» в лице филиала – «2 Финансово-экономическая служба» в пользу Константиновой Галины Пантелеевны недоплаченную заработную плату за период с 29 августа 2018 года по 15 ноября 2018 в сумме 17653 рубля 90 копеек.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
председательствующий |
|
судьи |