АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 46-38-93, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Тюмень
Дело № А70-8208/22-2008
25 декабря 2008 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 25.12.2008 г.
Решение в полном объеме изготовлено 25.12.2008 г.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Крюковой Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зимневой т.С., рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Тюменской области
к индивидуальному предпринимателю Калайчиеву Исидору Мисаиловичу
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: Патрахин Я.Г., представитель (доверенность от 15.09.2008 г. № 5-100),
ответчик Калайчиев И.М., лично (паспорт 71 04 № 152057, выдан УВД Калининского округа г. Тюмени 23.01.2004 г.),
установил:
27.11.2008 г. в арбитражный суд Тюменской области поступило заявление от Управления государственного автодорожного надзора по Тюменской области (далее- заявитель) о привлечении индивидуального предпринимателя Калайчиева Исидора Мисаиловича (далее- ответчик) к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензирования.
Ответчик отзыв на заявление не представил.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик в судебном заседании требования заявителя признал.
Заслушав объяснения представителя заявителя, ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Ответчик имеет статус индивидуального предпринимателя, что подтверждается копией свидетельства серии 72 № 001356545 от 16.11.2004 г. (л.д.11).
16.12.2003 г. ответчику выдана лицензия серии ДА № 021210 регистрационный № АСС-72-430473 на осуществление перевозки пассажиров автотранспортом по территории Российской Федерации, срок действия которой установлен (с учетом продления) до 15 сентября 2013 г. (л.д.9).
26.11.2008 г. должностным лицом заявителя на основании приказа от 25.11.2008 г. № 5/415 (л.д.8) проведена проверка соблюдения ответчиком лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автотранспортом, а также обязательных требований, регламентирующих деятельность на автомобильном транспорте.
В результате проверки заявителем установлены факты нарушения ответчиком лицензионных требований и условий, установленных подп. «б, в, е» п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. № 637 (далее- Положение о лицензировании).
По результатам проверки заявителем в присутствии ответчика составлен акт проверки от 26.11.2008 г. № 421 (л.д.21) и протокол об административном правонарушении от 26.11.2008 г. (л.д.6) о наличии в действиях ответчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Полномочия должностного лица заявителя на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ, подтверждены ч.3 ст.28.3 КоАП РФ. Протокол составлен с соблюдением требований к порядку и срокам его составления, установленными главой 28 КоАП РФ.
Согласно ст. 28.8. КоАП РФ протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении.
На основании вышеизложенного заявитель обратился в суд с настоящим заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности.
Согласно подпункту 62 п.1 ст.17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит обязательному лицензированию.
Пунктом 4 Положения о лицензировании установлены лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Заявитель считает, что ответчик, не проводящий инструктажи с водителями, не ведущий учет рабочего времени и времени отдыха, не осуществляющий контроль за соблюдением водителями правил дорожного движения, трудовой дисциплины, времени возврата транспорта с линии, не соблюдающий порядок ведения путевой документации, нарушает лицензионные требования, указанные в Положении о лицензировании.
Согласно подп. «б» п. 4 Положения о лицензировании лицензионным требованием при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автотранспортом является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
Согласно 3.2.1., 3.4.1. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях и организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 09.03.1995 г. № 27 (далее- Приказ от 09.03.1995 г. № 27) организация обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей.
Согласно представленному в материалы дела журналу регистрации предрейсового, периодического, сезонного и специального инструктажей, пояснениям ответчика, данными в судебном заседании, инструктаж проводился не со всеми водителями, осуществляющими перевозку пассажиров (л.д.12).
В соответствии с п. 3, 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 г. № 15 расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения. Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Согласно п. 1.2.1., 5.2.2. Приказа от 09.03.1995 г. № 27 автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 г. № 2 владельцы автобусов (автотранспортных средств с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8) обязаны разрабатывать графики (расписания) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами.
Должностным лицом заявителя установлено, что графики и табели учета рабочего времени ответчиком не ведутся.
Согласно п. 3.4.3 Приказа от 09.03.1995 г. № 27 с целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация: осуществляет контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения, трудовой дисциплины, Правил перевозок пассажиров (грузов), Правил технической эксплуатации подвижного состава, временем выхода и возвращения с линии, соблюдением расписаний движения, наличием и состоянием водительских удостоверений перед выпуском транспортных средств на линию.
Согласно представленным путевым листам (л.д.13-20), ответчик требования п. 3.4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения не выполняет, время выхода и возвращения с линии не учитывает, наличие и состояние водительских удостоверений перед выпуском транспортных средств на линию не проверяет.
Согласно п. 2 Приказа Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее- Приказ от 18.09.2008 г. № 152) обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Согласно пп. 4-8 Приказа от 18.09.2008 г. № 152 на путевом листе должны содержаться сведения о собственнике (владельце) транспортного средства: для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона; сведения о транспортном средстве: государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса; показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо); дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку; сведения о водителе: дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
Ответчик требования Приказа от 18.09.2008 г. № 152 не исполняет, путевые листы надлежащим образом не заполняет (л.д. 13-20).
Таким образом, в действиях ответчика имеет место нарушение лицензионных требований, установленного подп. «б» п. 4 Положения о лицензировании.
Заявитель считает, что ответчик, не осуществляющий стажировку водителей, не организующий повышение профессионального мастерства водителей, не проводящий работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта, не проводящий предрейсовые медицинские осмотры водителей, нарушает тем самым лицензионное требование, установленное в Положении о лицензировании.
Согласно подп. «в» п. 4 Положения о лицензировании лицензионным требованием при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автотранспортом является соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
В соответствии со ст. 20 ФЗ от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Согласно п. 3.2.1., 3.4.2 Приказа от 09.03.1995 г. № 27 организация с целью подготовки водителей к самостоятельной работе обязана обеспечить проведение стажировки водителей. Повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями.
Должностным лицом заявителя установлено, что прием на работу лиц в качестве водителей осуществлялся без стажировки водителей, программа повышения профессионального уровня водителей не разработана, и, соответственно, не реализуется.
Доказательств обратного суду не представлено.
Согласно ст. 20 ФЗ от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 2.1., 2.2., Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20.09.1984 г. в целях обеспечения работоспособного состояния подвижного состава разработана планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта, которая представляет собой совокупность средств, нормативно-технической документации и исполнителей. Работоспособное состояние подвижного состава обеспечивается проведением технического обслуживания и ремонта и соблюдением других рекомендаций правил технической эксплуатации.
Техническим обслуживанием является комплекс операций по: поддерживанию подвижного состава в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде; обеспечению надежности и экономичности работы, безопасности движения, защите окружающей среды (прил. 3); уменьшению интенсивности ухудшения параметров технического состояния; предупреждению отказов и неисправностей, а также выявлению их с целью своевременного устранения.
Техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, проводимым принудительно в плановом порядке, как правило, без разборки и снятия с автомобиля агрегатов, узлов, деталей.
Системой технического обслуживания и ремонта предусматриваются две составные части операций: контрольная и исполнительская.
Планово-предупредительный характер системы технического обслуживания и ремонта определяется плановым и принудительным (через установленные пробеги или промежутки времени работы подвижного состава) выполнением контрольной части операций с последующим выполнением по потребности исполнительской части.
Каких либо доказательств проведения технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств ответчиком при проведении проверки не представлено. Не представлено данных доказательств и в материалы судебного дела.
Таким образом, в действиях ответчика имеет место нарушение лицензионного требования, установленного подп. «в» п. 4 Положения о лицензировании.
В соответствии со ст. 20, 23 ФЗ от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.
Согласно Письму Министерства здравоохранения РФ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32, Приказу Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 г. № 555, утвердившего Инструкцию о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств», Приказу Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 г. № 152 индивидуальный предприниматель, осуществляющий лицензированную перевозку пассажиров, обязан организовать и в обязательном порядке проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся прошедшими специальное обучение медицинскими работниками (врачами, фельдшерами, медицинскими сестрами). Данные предрейсового медицинского осмотра фиксируются, в том числе в путевом листе.
В соответствии с п. 96 ст. ст.17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10.05.2007 г. № 323 медицинский осмотр (предрейсовый, послерейсовый) относится к медицинской деятельности, осуществление которой возможно только при наличии соответствующей лицензии.
Таким образом, предрейсовый медицинский осмотр водителей может быть осуществлен организацией или индивидуальным предпринимателем, оказывающими медицинские услуги (имеющих в штате прошедших специальное обучение медицинских работников) и имеющими соответствующую лицензию на осуществление данного вида деятельности.
Судом установлено, что предрейсовый медицинский осмотр водителей ответчика осуществлен лицами, которые не имеют лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Таким образом, в действиях ответчика имеет место нарушение лицензионных требований, установленного подп. «б» п. 4 Положения о лицензировании.
Заявитель считает, что ответчик, не осуществляющий контроль за своевременным прохождением водителями медицинского освидетельствования, нарушает тем самым лицензионное требование, установленное в Положении о лицензировании.
Согласно подп. «е» п. 4 Положения о лицензировании лицензионным требованием при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автотранспортом является наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование.
Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания доврачебной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
В соответствии с Приложением 2 Приказа Министерство здравоохранения СССР от 29.09.1989г. № 555 водители ответчика обязаны проходить предварительные при приеме на работу и периодические медицинские осмотры не реже 1 раза в 3 года.
Доказательств, подтверждающих, что ответчиком на работу принимались водители, прошедшие медицинский осмотр, суду не представлено. Должностным лицом заявителя установлено, что ответчик не осуществляет контроль за своевременным прохождением водителями медицинского освидетельствования, копии медицинских справок водителей не имеет.
Поскольку доказательств иного суду не представлено, следовательно, в действиях ответчика имеет место нарушение лицензионных требований, установленных подп. «е» п. 4 Положения о лицензировании.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что в действиях ответчика имеет место нарушение установленных законодательством в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, т.е. лицензионных требований, установленных подп. «б, в, е» п. 4 Положения о лицензировании, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением является противоправное виновное действие (бездействие) лица. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения деятельности. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы целесообразности ведения данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличию необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Ответчик обязан был осуществлять свою деятельность с соблюдением законодательства в данной сфере и знать требования законодательства о лицензировании.
Таким образом, арбитражным судом установлено наличие события административного правонарушения, совершение его ответчиком, вина ответчика в совершении правонарушения, обоснованность, правомерность составления протокола об административном правонарушении, соблюдены требования к порядку и срокам его составления, установленными главой 28 КоАП РФ, а также наличие всех необходимых оснований для привлечения ответчика к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, заявленные требования о привлечении ответчика к административной ответственности подлежат удовлетворению. Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств наличия отягчающих вину ответчика обстоятельств, ответчик подлежит привлечению к административной ответственности в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ.
Согласно информации заявителя о реквизитах получателя штрафа (л.д. 25), сумма административного штрафа вносится или перечисляется по следующим реквизитам получателя: УФК по Тюменской области (УГАДН по Тюменской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), р/с 40101810300000010005 в ГРКЦ ГУ Банка России по Тюменской области г. Тюмень, БИК 047102001, ИНН 7204002070, КПП 720401001, ОКАТО 71401000000, КБК 10611690040040000140.
В соответствии со ст. 32.2. КоАП РФ и п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. № 10 исполнительный лист на взыскание с ответчика штрафа судебному приставу-исполнителю будет направлен по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда в случае отсутствия в арбитражном суде Тюменской области документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в добровольном порядке.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 и 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя Калайчиева Исидора Мисаиловича, 16.09.1964 года рождения, уроженца с. Цинцикаро Тетрицкаройского района Грузинской ССР, зарегистрированного в г. Тюмени, ул. Ямская, д.8, ОГРН 304720332100384, к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в размере 3 000 рублей.
Выдать исполнительный лист после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в арбитражный суд Тюменской области.