Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1254/2023 ~ М-511/2023 от 21.02.2023

Дело №2а-1254/2023

УИД 63RS0044-01-2023-000830-22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    11 апреля 2023 г. г. Самара

    Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:

    председательствующего судьи Чирковой Е.А.,

    при секретаре Павловой А.С.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №2а-1254/2023 по административному исковому заявлению ТСЖ «Семья» к Государственной жилищной инспекции Самарской области о признании незаконным предостережения о недопустимости нарушения №4595 от 17.01.2023 г.,

УСТАНОВИЛ:

    Товарищество собственником жилья «Семья» (далее – ТСЖ «Семья», административный истец) обратилось в Железнодорожный районный суд г. Самары с иском о признании предостережения Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее – ГЖИ Самарской области, административный ответчик) о недопустимости нарушения №4595 от 17.01.2023 г. незаконным и подлежащим отмене. В обоснование заявленных требований указав, что 18.01.2023 г. на электронную почту истца <данные изъяты> поступило предостережение ГЖИ Самарской области №4595 от 17.01.2023 г. о недопустимости нарушения ненадлежащего состояния грузового лифта в подъезде №1, необеспечении работоспособности. В этот же день на предостережение ответчика ТСЖ «Семья» принесены возражения, в ответ на которое 13.02.2023 г. в отмене вынесенного предостережения было отказано по мотивам того, что ТСЖ осуществляет управление многоквартирным домом, следовательно, должно надлежаще содержать и осуществлять ремонт общего имущества, что не оспаривается административным истцом. С целью содержания и обслуживания лифтов многоквартирного дома № 303 а по ул. Ново-Садовой в г. Самара между ТСЖ «Семья» и ООО «Титан Лифт» заключен договор на проведение технического обслуживания подъемного оборудования № 18/059-Э от 01.01.2018 г. 01.11.2022 г. сотрудниками ООО «Титан Лифт» произведена остановка грузового лифта в 1 секции многоквартирного дома № 303 а по ул. Ново-Садовой по причине выхода из строя лифтового оборудования: в связи с длительной эксплуатацией произошел разрыв прядей тягового каната, износ канатоведущего шкива. Поскольку ремонтные работы лифтового оборудования относятся к графе затрат капитального ремонта Правлением ТСЖ «Семья» было принято решение о проведении общих собраний собственников помещений для разрешения вопроса об осуществлении ремонтных работ лифтового оборудования. Так, общее собрание за период с 21.11.2022 г. по 31.11.2022 г. не состоялось в связи с отсутствием кворума, по результатам общего собрания за период с 12.12.2022 г. по 25.12.2022 г. принято решение о проведении ремонтных работ за счет средств аккумулируемых на специальном счете. 28.12.2022 г. ТСЖ «Семья» с ООО «Титан Лифт» заключен договор № 22/024-Р на закупку необходимого оборудования и его замене для ремонта лифтового оборудования грузового лифта 1 подъезда в доме 303 а по ул. Ново-Садовая в г. Самара. Срок выполнения работ согласно договора составляет 14 дней после поступления необходимого оборудования на склад. До заключения данного договора обеспечить работоспособности лифта не представлялось возможным, проведение необходимых ремонтно-восстановительных работ без полной приостановки лифтового оборудования не допустимо.

    Полагая, что ТСЖ предпринятые все необходимые меры для устранения выявленных недостатков лифтового оборудования, административный истец обратился в суд с иском об оспаривании вынесенного предостережения.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.

    В судебном заседании представитель административного истца ТСЖ «Семья» - Попков А.Б. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить, показал суду, что ремонтные работы лифтового оборудования в 2021 г. не предусматривались, однако, проведено общее собрание собственников помещений, по результатам которого произведено перераспределение денежных средств, заключен договор с подрядной организацией на осуществление ремонтных работ. Стоимость услуг оплачена 28.12.2022 г., до вынесения предостережения. Также указал, что перед вынесением предостережения фактически проверка ГЖИ не проводилась.

    Представитель административного ответчика ГЖИ Самарской области Федулов В.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что именно на ТСЖ «Семья» возложена обязанность по надлежащему содержанию многоквартирного дома. В письменные возражениях на административный иск указал, что предостережение не содержит властно-обязывающего предписания, не обладает силой принудительного исполнения, а преследует цель предостеречь от возможного нарушения требований закона.

    Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, и заинтересованное лицо Снарская А.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили.

Учитывая требования ст.ст. 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ч. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения п. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в рассмотрении дела.

Заслушав пояснения сторон, проверив материалы административного дела, законность и обоснованность заявленных требований, оценив представленные в материалы дела доказательства по отдельности и в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 46 (ч.ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного кодекса Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного кодекса Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Как следует из материалов дела, ТСЖ «Семья» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Ново-Садовая, д.303 «а», что подтверждается Уставом и Изменениями в Устав от 2010 г.

16.12.2022 г. Снарская А.В., проживающая по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 303 «а», кв. 33, обратилась в приемную Администрации Губернатора Самарской области с заявлением об оказании содействия в проведении ремонтных работ лифтового оборудования за счет средств текущего ремонта, поскольку использование малогабаритного лифта лишает маломобильных граждан права беспрепятственного передвижения до жилого помещения, собственниками которых они являются.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» заявление Снарской А.В. передано для рассмотрения по существу в ГЖИ Самарской области.

При рассмотрении обращения Снарской А.В. ГЖИ Самарской области установлено, что управление многоквартирным домом № 303 «а» по ул. Ново-Садовая в г. Самара осуществляет ТСЖ «Семья», по информации которого грузовой лифт в подъезде № 1 временно выведен из эксплуатации по причине технической неисправности, срок устранения которой определен до 19.01.2023 г. включительно. По вопросу проведения ремонта лифтового оборудования за счет средств капитального ремонта дан ответ, что указанные работы не могут осуществляться за счет средств капитального ремонта, поскольку не превышают 30 % ремонтируемого имущества.

17.01.2023 г. Инспекцией в адрес ТСЖ «Семья» выдано предостережение № 4595, которым ТСЖ «Семья» предложено принять меры по недопущению нарушений обязательных требований и обеспечить работоспособность лифтового оборудования.

Не согласившись с данным предостережением, ТСЖ «Семья» в адрес административного органа направило возражения, которые письмом от 08.02.2023 г. исх. № 003609 за подписью руководителя Центрального управления жилищного надзора ГЖИ Самарской области рассмотрены по существу и отклонены, в связи с возложением бремя надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома на административного истца.

Вышеприведенные обстоятельства явились основанием для направления административного иска в суд.

Согласно ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством, в том числе о создании и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.

В ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Частью 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 2612.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.

Согласно ст. 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

В силу ч.ч. 5 - 7 ст. 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ при условии, что иное не установлено федеральным законом, при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля объявляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований.

Порядок составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, порядок уведомления об исполнении такого предостережения определяются Правительством Российской Федерации.

Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 г. № 166 (далее - Правила).

Согласно данным Правилам решение о направлении предостережения принимает руководитель, заместитель руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля или иное уполномоченное приказом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля на основании предложений должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при наличии указанных в ч. 5 ст. 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ сведений (п. 2 Правил).

Составление и направление предостережения осуществляется не позднее 30 дней со дня получения должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений, указанных в ч. 5 ст. 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ (п. 3 Правил).

По результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем могут быть поданы в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, направивший предостережение, возражения.

Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ в порядке, установленном пунктом 6 настоящих Правил. Результаты рассмотрения возражений используются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п.п. 7, 8 Правил).

Судом установлено, что 01.01.2018 г. между ТСЖ «Семья» и ООО «Титан Лифт» заключен договор №18/059-Э на проведение технического обслуживания подъемного оборудования, по условиям которого в стоимость технического обслуживания не входят следующие виды работ: проведение ежегодного периодического технического освидетельствования подъемного оборудования, работы капитального характера, в которые входят ремонт или замена оборудования и его составных частей, в том числе, канатоведущего шкива, канатов, дверей шахты и другие.

01.11.2022 г. в результате аварийного приостановления лифтовой шахты комиссией в составе начальника эксплуатационного участка Ягьяевым Н.С., электромеханика Давыдова Д.С. и председателя правления ТСЖ «Семья» Попкова А.Б. составлен акт, согласно которому при осмотре пассажирского лифта № 12540-Л, установленного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 303 «а» в 1 подъезде, выявлен разрыв прядей тягового каната, износ канатоведущего шкива, в связи с чем, лифт был приостановлен ввиду его несоответствия требованиям безопасной перевозки людей.

Выявив неисправности лифтового оборудования, возникла необходимость в разрешении вопроса о финансировании ремонтных работ лифтового оборудования, в связи с чем протоколом №6/22п заседания Правления ТСЖ «Семья» от 03.11.2022 г. определено провести общее собрание собственников помещений в очно-заочной форме с 21.11.2022 г. по 30.11.2022 г.

21.11.2022 г. и 01.12.2022 г. необходимый кворум для разрешения вопросов повестки дня достигнут не был, в соответствии с ч. 1 ст. 47 Жилищного кодекса Российской Федерации Правлением принято решение о проведении общего собрания собственников помещений в заочной форме.

Протоколом № 3 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 28.12.2022 г. определено:

- по вопросу № 3 – утвердить проведение капитального ремонта (замену) лифтового оборудования грузового лифта 1 секции, входящих в перечень работ и услуг, которые могут финансироваться за счет средств, формируемых исходя из установленного минимального размера взноса на капитальный ремонт, а именно: замена канатаведущего шкива, тяговых канатов; предельно допустимая стоимость на выполнение работ установлена в сумме 210 010, 13 рублей; срок проведения работ по капитальному ремонту лифтового оборудования утвержден 14 рабочих дней после перечисления аванса и поступления на склад подрядчика материалов и оборудования; источником финансирования являются средства фонда капитального ремонта на специальном счете;

- по вопросу № 4 - подрядной организацией на проведение ремонтных работ лифтового оборудования выбрано ООО «Титан Лифт».

Доказательств оспаривания законности и легитимности протокола общего собрания собственников многоквартирного дома № 3 от 28.12.2022 г. материалы дела не содержат.

В этот же день административным истцом с ООО «Титан Лифт» заключен договор №22/024-Р на проведение ремонтно-восстановительных работ по замене канатоведущего шкива и тяговых канатов на пассажирском лифте № 12540-Л, стоимость которых составила 210 010, 13 рублей. Финансовое обоснование стоимости ремонтных работ подтверждается сметой на выполняемые работы № 1, утвержденной подрядчиком и заказчиком.

Согласно представленных платежных поручений обусловленный перечень ремонтно-восстановительных работ лифтового оборудования оплачен заказчиком ТСЖ «Семья» путем внесения нескольких платежей, а именно: 29.12.2022 г. в сумме 63 000 рублей, 07.02.2023 г. в сумме 147 00, 13 рублей.

Кроме того, в обоснование заявленных требований административный истец указывает на наличие у ТСЖ «Семья» заключенного с ООО ИЦ «Экспертлифт» договора № 22/003 ж от 24.11.2021 г. на проведение работ по техническому освидетельствованию лифтов в срок с 01.01.2022 г. по 31.12.2022 г.

Согласно актам №955/003 ж от 19.08.2022 г., №956/003 ж от 19.08.2022 г. дефектов, неисправностей и несоответствий лифтов первого подъезда в многоквартирном доме № 303 «а» по ул. Ново-Садовая в г. Самара не выявлено.

Таким образом, из представленных в материалы дела доказательств следует, что административным истцом своевременно и надлежащим образом предпринят комплекс мер, направленный на устранение неисправностей лифтового оборудования, в том числе: определен необходимый перечень работ для устранения неисправностей, проведено общее собрание собственником многоквартирного дома для разрешения вопросов о финансировании ремонтных работ, выбора подрядной организации и сроков проведение ремонтно-восстановительных работ.

Между тем, доказательств, подтверждающих конкретные факты несовершения действий административным истцом, материалы дела не содержат, жилищной инспекцией не представлено.

Обжалуемое предостережение постановлено после принятых административным истцом мер для устранения технологических неисправностей, что подтверждается письменными доказательствами по делу, в том числе фотоматериалами, следовательно, оснований для вынесения в отношении ТСЖ «Семья» предостережения не имелось. Формулировка предостережения не содержит необходимой конкретизации фактов нарушения ТСЖ обязательных требований, а также сведений о готовящихся им нарушениях либо о признаках таких нарушений, равно как и не содержит указаний на характер мер, которые необходимо предпринять контролирующему лицу – административному истцу.

Более того, в материалах дела отсутствуют доказательства истребования от ТСЖ «Семья» письменных объяснений по доводам жалобы Снарской А.В. с указанием на предпринятые ТСЖ действия с целью устранения заявленных неисправностей лифтового оборудования, также не представлено доказательств ГЖИ Самарской области о то, что проводилась какая либо проверка и составлялся акт и вменены конкретные нарушения, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое предостережение постановлено в отсутствие проведения проверки фактических обстоятельств дела, а потому носит формальный характер.

Доводы административного ответчика о том, что обжалуемое предостережение не носит властно-обязывающих требований и не имеет силы принудительного исполнения, судом отклоняются, поскольку объявление предостережения является одним из видов профилактических мероприятий, основания для объявления которого у контрольного органа отсутствовали. В отсутствие виновного бездействия сама по себе тяжесть предпринятой меры профилактического мероприятия не может свидетельствовать об обоснованности либо законности ее принятия.

При таких обстоятельствах, принятый жилищной инспекцией, оспариваемый в настоящем деле ненормативный акт не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ТСЖ, осуществляющего деятельность в сфере управления многоквартирными домами, подлежит отмене.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

    Административные исковые требования ТСЖ «Семья» к Государственной жилищной инспекции Самарской области о признании незаконным предостережения о недопустимости нарушения №4595 от 17.01.2023 г. удовлетворить.

    Признать незаконным и отменить предостережение Государственной жилищной инспекции Самарской области о недопустимости нарушения №4595 от 17.01.2023 г.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Самары в месячный срок со дня составления решения суда в окончательной форме.

    Мотивированное решение составлено 25.04.2023 г.

    Председательствующий судья Е.А. Чиркова

2а-1254/2023 ~ М-511/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ТСЖ "Семья"
Ответчики
ГЖИ Самарской области
Другие
Снарская А.В.
Суд
Железнодорожный районный суд г. Самары
Судья
Чиркова Е. А.
Дело на странице суда
zheleznodorozhny--sam.sudrf.ru
21.02.2023Регистрация административного искового заявления
21.02.2023Передача материалов судье
27.02.2023Решение вопроса о принятии к производству
27.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.03.2023Предварительное судебное заседание
11.04.2023Судебное заседание
25.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее