Дело № 2-100/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 января 2019 года пгт. Курагино
Курагинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Пересыпко М.Ю.,
при секретаре судебного заседания Сорокиной Т.Н.,
с участием истца Аристарховой М.А, представителя ответчика – администрации Курагинского района Верстиной Н.С. (по доверенности № 481 от 12 февраля 2018 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аристарховой Маргариты Алексеевны к администрации Курагинского района о возложении обязанности предоставить в кратчайшие сроки жилое помещение на основании договора социального найма, как семье, имеющей ребенка-инвалида и поставленной на учет в качестве нуждающейся, в черте г. Красноярска и взыскании денежной суммы в счет компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Аристархова М.А. обратилась в суд с иском к администрации Курагинского района о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, обосновывая свои требования тем, что является матерью ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющегося инвалидом, в связи с заболеванием «<...>». Решением жилищной комиссии Черемшанского сельсовета ее семья поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В настоящее время ее семья состоит на учете как нуждающаяся в жилом помещении в администрации Курагинского района. По состоянию на 18.03.2018 года жилое помещение ее семье так и не было предоставлено, очередь на получение жилого помещения не продвинулась. В собственности жилого помещения она не имеет, в настоящее время проживает в квартире по адресу: <адрес>. Ее сын ФИО2 нуждается в мерах социальной поддержки, длительное непредставление жилого помещения может повлечь разного рода проблемы в дальнейшем. Полагает, что ее права были нарушены, так как жилое помещение ее семье до сих пор не было предоставлено. Бездействие администрации Курагинского района в отношении предоставления жилого помещения причинило ей нравственные страдания, выразившиеся в стрессовом состоянии. С учетом нравственных переживаний представляется необходимым определить сумму морального вреда в размере 100000 руб.. В связи с чем, просит суд обязать администрацию Курагинского района предоставить семье Аристарховой М.А. в кратчайшие сроки жилое помещение на основании договора социального найма, как семье, имеющей ребенка-инвалида и поставленной на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в черте г. Красноярска, а также взыскать с администрации Курагинского района в ее пользу денежную сумму в размере 100000 руб. в счет компенсации морального вреда.
В судебном заседании истец Аристархова М.А. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Курагинского района Верстина Н.С. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что в иске указано, что в настоящее время семья истца состоит на учёте, как нуждающаяся в жилом помещении в администрации Курагинского района. Подобный учёт в администрации не ведётся, нуждающиеся в жилье граждане принимаются на учёт только по месту жительства, то есть в органе местного самоуправления соответствующего поселения, а не района. Требования к администрации района о предоставлении семье Аристарховой М.А. в кратчайшие сроки жилого помещения на основании договора социального найма, как семье, имеющей ребёнка-инвалида и поставленной на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении в черте г. Красноярска, необоснованны. Тем более, чтобы иметь возможность получить жильё в черте города Красноярска, как указывает истец, необходимо состоять на учёте в администрации города Красноярска. Фактически истцом требования заявлены к ненадлежащему ответчику.
Выслушав истца Аристархову М.А, представителя ответчика Верстину Н.С., исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему:
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно положениям ч.ч. 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям, нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Постановлением администрации Черемшанского сельского совета от 26 сентября 2016 года № 42-п семья Аристарховых признана малоимущей.
В соответствии с постановлением администрации Черемшанского сельского совета от 26 сентября 2016 года № 43-п семья Аристарховой М.А. поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений определены статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом "б" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184 - Федерального Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации осуществляет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Решение вопросов социальной поддержки инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации также подпунктом 24 п. 2 ст. 26.3 того же Федерального закона. При этом п. 1 названной статьи определено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения субъектов Российской Федерации, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно преамбуле Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные названным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 17 того же Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 года, осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и является, исходя из системного анализа положений федерального законодательства, расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является сыном Аристарховой М.А. и согласно справке МСЭ-2016 № 0227021 имеет инвалидность по заболеванию «<...>».
Данное заболевание не входит в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь (приказ Министерства здравоохранения РФ от 30.11.2012г. № 991н ).
Аристархова М.А., ее сын ФИО2 и еще два члена семьи с 30.03.2010 года зарегистрированы в жилом доме общей площадью 30,3 кв.м по адресу: <адрес>.
Приведенные выше нормативные правовые акты во взаимосвязи с требованиями ст. ст. 49, 51, 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, позволяют прийти к выводу, что администрация Курагинского района в данном случае не наделена полномочиями и обязанностями в сфере организации и предоставления мер социальной поддержки семей нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Поскольку иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, доводы истца о необходимости предоставлении ей в кратчайшие сроки жилого помещения по договору социального найма в черте г. Красноярска не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат вышеприведенным нормам закона.
При таких обстоятельствах, исковые требования Аристарховой М.А. о возложении на администрацию Курагиснкого района обязанности предоставить в кратчайшие сроки жилое помещение на основании договора социального найма в черте г. Красноярска и исковые требования, являющимися производными от указанного выше требования, о взыскании с администрации Курагинского района денежной суммы в размере 100000 рублей в счет компенсации морального вреда, не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Аристарховой Маргариты Алексеевны к администрации Курагинского района о возложении обязанности предоставить в кратчайшие сроки жилое помещение на основании договора социального найма, как семье, имеющей ребенка-инвалида и поставленной на учет в качестве нуждающейся, в черте г. Красноярска и взыскании денежной суммы в счет компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Курагинский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: подпись.
Копия верна: судья М.Ю. Пересыпко