Дело № 12-4/20
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
14 февраля 2020 года город Мурманск
Судья Ленинского районного суда города Мурманска Лобанова О.Р., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТАЛЕКС ПЛЮС» на постановление Управления Роспотребнадзора по Мурманской области от 17 июля 2019 года № 416 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТАЛЕКС ПЛЮС»
установил:
Постановлением Управления Роспотребнадзора по Мурманской области от 17 июля 2019 года № 416 юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «ТАЛЕКС ПЛЮС» (далее ООО «ТАЛЕКС ПЛЮС») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном статьёй 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с чем ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Согласно указанному постановлению, основанием для назначения административного наказания послужило то обстоятельство, что юридическим лицом ООО «ТАЛЕКС ПЛЮС» при осуществлении производственной деятельности нарушены требования СанПиН 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», согласно которому лица, поступающие на работу в организации торговли, проходят медицинские осмотры, профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке (п.13.1). Руководитель, организации торговли обеспечивает своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками (п.14.1). Указанные требования были нарушены юридическим лицом, так как на момент проведения проверки сотрудниками общества не были пройдены флюорографические обследования, чем нарушено законодательство в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ответственность за совершение которого, предусмотрена статьей 6.3 КоАП РФ.
Представитель ООО «ТАЛЕКС ПЛЮС» обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит его отменить. Выражает несогласие с выявленными нарушениями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Указывает, что при проведении проверки должностным лицом не было принято во внимание то обстоятельство, что сотрудник общества ФИО1 проходил флюорографическое обследование 20 января 2018 года, следовательно очередное обследование должно быть пройдено им 30 января 2019 года. Однако, в период с 28.01.2019 по 26.03.2019 ФИО1 находился в ежегодном отпуске, то есть не исполнял профессиональные обязанности и не имел доступа к продуктам питания находящимся в товарообороте ООО «ТАЛЕКС ПЛЮС». По возвращению из отпуска ФИО1 прошел обследование 27 марта 2019 года. Также полагает, что ФИО2 у которого при проведении проверки было установлено, что флюорографическое обследование пройдено 08 июня 2018 года, очередное должно быть пройдено не позднее 08 июня 2019 года, также у данного лица отсутствовали сведения об обследование на гельминтозы. Однако, считает, что ФИО2 не является штатным работником общества, а является его учредителем и не являлся объектом административного правонарушения проверяемой организации. Указанные обстоятельства административным органом учтены не были, в связи с чем просит постановление от 17 июля 2019 года отменить.
Законный представитель общества Позднякова О.В. и защитник Белая Е.В. в судебном заседании на требованиях и доводах жалобы настаивали. Полагали вину ООО «ТАЛЕКС ПЛЮС» недоказанной, просили оспариваемое постановление отменить.
Представитель административного органа Васютина М.С. действующая по доверенности, в судебном заседании и в представленном письменном отзыве полагала оспариваемое постановление законным и обоснованным, а жалобу ООО «ТАЛЕКС ПЛЮС» - не подлежащей удовлетворению.
Выслушав представителей заявителя и административного органа, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьёй 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о возможности привлечения лица к административной ответственности за предусмотренное ст.6.3 КоАП РФ административное правонарушение подлежит установлению факт нарушения конкретным лицом, которому вменяется совершение данного правонарушения, действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Согласно ст.1 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
В силу ст.11, 39 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пункту 13.1 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», лица, поступающие на работу в организации торговли, проходят медицинские осмотры, профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке.
Согласно положениям пункта 14.1 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», руководитель организации торговли обеспечивает своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками.
В соответствии с требованиями приложения 2 пункта 15 Приказа Министерства здравоохранения и соцаильного развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302н, рентгенография грудной клетки, исследования на гельминтозы проводятся при поступлении на работу и в дальнейшем – не реже 1 раза в год.
Из административного материала следует, что на основании распоряжения о проведении внеплановой документарной и выездной проверки № от 28 мая 2019 Врио руководителя Управления Роспотребнадзора по Мурманской области А.А. Сергеева, в отношении ООО «ТАЛЕКС ПЛЮС» проведена внеплановая документарная и выездная проверка.
В результате проверки выявлены и зафиксированы в акте проверки от 25.06.2019 № следующие нарушения, которые впоследствии отображены в протоколе об административном правонарушении от 09 июля 2019 года. Так на момент проверки 25 июня 2019 года установлено, что согласно штатному расписанию на предприятии работает 4 человека. При проведении проверки представлено 4 медицинские книжки сотрудников. Согласно отметке в личной медицинской книжке ФИО1 флюорографическое обследование пройдено 30.01.2018, то есть очередное обследование должно быть пройдено не позднее 30.01.2019.
Согласно отметке в личной медицинской книжке ФИО2 флюорографическое обследование пройдено 08.06.2018, то есть очередное обследование должно быть пройдено не позднее 08.06.2019, также отсутствуют сведения об обследовании на гельминтозы.
Постановлением от 17 июля 2019 года № ООО «ТАЛЕКС ПЛЮС» признано виновным в нарушении законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 10 000 рублей.
При этом при вынесении постановления должностным лицом принят протокол об административном правонарушении, и акт проверки.
Вместе с тем, при составлении протокола от 09 июля 2019 года, должностным лицом не были приняты во внимание обстоятельства, изложенные директором ООО «ТАЛЕКС ПЛЮС» Поздняковой О.В. о том, что на момент проверки 11 июня 2019 года у ФИО1 было пройдено флюорографическое обследование 27 марта 2019 года, что подтверждалось представленной личной медицинской книжкой.
Из медицинской книжки ФИО1 следует, что флюорографическое обследование пройдено им 30.01.2018, следовательно, очередное обследование должно быть пройдено не позднее 30.01.2019.
При этом на основании приказа № от 22.01.2019 ФИО1 был предоставлен очередной отпуск с 28.01.2019 по 26.03.2019, следовательно, на дату обследования 30 января 2019 года ФИО1 не осуществлял трудовую детальность в обществе и не имел доступа к продовольственным продуктам, находящимся в товарообороте ООО «ТАЛЕКС ПЛЮС» вплоть до 26 марта 2019 года, в связи с чем не мог нарушить санитарные правила. При этом по окончанию очередного отпуска 26 марта 2019 года, ФИО1 пройдено 27 марта 2019 года обследование, о чем сделана соответствующая запись в медицинской книжке.
Указанные обстоятельства не были учтены должностным лицом при проведении проверки, которые на момент проверки 11 июня 2019 года имели место, в связи с чем суд не может признать вынесенное постановление законным и обоснованным.
Кроме того, при вынесении постановления должным лицом также не дано оценки действиям ФИО2 осуществлял ли он руководство обществом, либо являлся только его учредителем, имел ли доступ к продуктам питания находящимся в товарообороте ООО «ТАЛЕКС ПЛЮС», при этом постановлении в данной части также не мотивированно должностным лицом.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности в настоящее время не истек, а допущенные административным органом процессуальные нарушения являются существенными, постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а дело – возвращению на новое рассмотрение должностному лицу Управления Роспотребнадзора по Мурманской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТАЛЕКС ПЛЮС» на постановление Управления Роспотребнадзора по Мурманской области от 17 июля 2019 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренному статьей 6.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТАЛЕКС ПЛЮС» – удовлетворить.
Постановление Управления Роспотребнадзора по Мурманской области от 17 июля 2019 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренному статьей 6.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТАЛЕКС ПЛЮС» – отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТАЛЕКС ПЛЮС» - возвратить в Управления Роспотребнадзора по Мурманской области на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в десятидневный срок со дня вручения (получения) копии решения.
Судья О.Р. Лобанова