77RS0022-02-2023-010464-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2023 года Преображенский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Лукиной Е.А.,
при помощнике судьи фио
с участием административного истца фио, его представителя фио
представителей административного ответчика фио, фио,
рассмотрев в закрытом судебном заседании административное дело № 2а-1391/2023 по административному иску Тимонова Михаила Леонидовича к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным и отмене распоряжения о включении в реестр иностранных агентов, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Тимонов М.Л. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя тем, что 30.06.2023 г на официальном сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Новости» размещена публикация «о реестре иностранных агентов», из которой следует, что 30.06.2023 г. распоряжением Минюста России, в том числе, и административный истец, включен в реестр иностранных агентов. С данным распоряжением административный истец не согласен, поскольку находит его антиконституционным и необоснованным, т.к. конкретных примеров, достаточных доказательств Минюстом России не приведено в подтверждение участия административного истца в создании и распространении для неограниченного круга лиц информационных материалов иностранных агентов с использованием современных информационных технологий, недостоверной информации о принимаемых органами публичной власти РФ решениях и проводимой ими политики. Также административный истец указывает на то, что гражданин может самостоятельно, без какого либо иностранного влияния, негативно относиться к принимаемым органами власти решениям и проводимой ими политике и самостоятельно, без иностранного влияния, распространять достоверную или недостоверную информацию, порочащую эти решения и политику. Однако ни сам факт распространения данной информации, ни ее недостоверность, если речь идет о фактических сведениях, не могут подтверждать, что лицо, распространяющее такую информацию, находится под иностранным влиянием.
Таким образом, административный истец просит суд признать распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 30.06.2023 года о признании фио иностранным агентом и включении его в реестр иностранных агентов незаконным, не соответствующим Конституции РФ, ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», нарушающим его права и законные интересы; обязать Министерство юстиции Российской Федерации устранить допущенные нарушения, а именно отменить решение о включении его в реестр иностранных агентов, с размещением публикации об этом на официальном сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Новости».
Административный истец, его представитель в порядке ч. 5 ст. 57 КАС РФ в судебное заседание явились, требования поддержали, просили удовлетворить по доводам, изложенным в письменном виде.
Представители административного ответчика в судебное заседание явились, заявленные требования не признали, просили отказать, по доводам, изложенным в письменном виде.
Суд, выслушав, явившихся лиц, исследовав материалы дела в их совокупности с учетом ст. 84 КАС РФ, приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В соответствии с этим суд согласно ч. 9, ч. 11 ст. 226, ч. 3 ст. 62 КАС РФ распределил бремя доказывания между сторонами и, установив, что права административного истца не нарушены административным ответчиком, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Вместе с тем, в силу положений ст. 46 Конституции РФ и статей 218, 227 227 КАС РФ, предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лица, обратившегося в суд за судебной защитой, а способ защиты должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушений.
Следовательно, административный иск об оспаривании незаконных действий (бездействия) должностного лица может быть удовлетворен лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с обязательным указанием на способ восстановления нарушенного права.
В соответствии с положениями части 1 статьи 5 Федерального закона от 14.07.2022 г. № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ), пункта 6 Постановления Правительства РФ от 14.01.2023 г. № 18 «Об утверждении Положения о государственном контроле за деятельностью иностранных агентов», подпункта 2 пункта 19 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.01.2023 г. № 10 Министерство юстиции Российской Федерации ведет реестр иностранных агентов.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона № 255-ФЗ под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Федерального закона № 255-ФЗ под иностранным влиянием понимается предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами.
Под поддержкой понимается предоставление лицу иностранным источником денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона № 255-ФЗ под видами деятельности понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные настоящей статьей.
Политическая деятельность осуществляется в следующих формах:
1. участие в организации и проведении публичных мероприятий
2. в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;
3. участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении
4. за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;
5. публичные обращения к органам публичной власти, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов и лиц, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;
6. распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике;
7. формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;
8. вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в деятельность, указанную в пунктах 1 - 5;
9. финансирование деятельности, указанной в пунктах 1 - 6.
Таким образом, под иностранным агентом понимается российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, общественное объединение, действующее без образования юридического лица, иное объединение лиц, иностранная структура без образования юридического лица, а также физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового, отвечающее двум признакам:
- получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах;
- осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 Федерального закона № 255-ФЗ.
В ходе судебного разбирательства судом установлено следующее.
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 30.06.2023 года № 914-р Тимонов Михаил Леонидович, паспортные данные, включен в реестр иностранных агентов, в соответствии с ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 14.07.2022 г. № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
03.07.2023 года Министерством юстиции Российской Федерации в адрес административного истца было направлено соответствующее уведомление, которое вручено адресату 13.07.2023 г. (ШПИ 80081786192581).
Основанием для включения Тимонова Михаила Леонидовича в реестр иностранных агентов, послужили следующие обстоятельства.
Согласно письму от 30.06.2023 г. № 30/1203 дсп Главного управления по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации, поступившим в Министерство юстиции Российской Федерации, Тимонов Михаил Леонидович, паспортные данные, с 2019 года является Депутатом Московской городской Думы VII созыва, российским общественным и политическим деятелем, членом фракции «Справедливая Россия».
Политическая деятельность административного истца выражается в распространении для неограниченного круга лиц сообщений и материалов, а именно:
В частности, на русскоязычном «Telegram»-адрес (@m_timonov) установлены следующие публикации:
1. текстовое сообщение от 17.06.2023 г., содержащее мнение
фио о принятом 16.06.2023 г. Министерством юстиции Российской Федерации решении о включении фио в реестр иностранных агентов:
«А ВСЕ НАСТОЯЩИЕ ПАТРИОТЫ БУДУТ «ИНОАГЕНТЫ»?!
Заочно я давно был знаком со фио, но лично познакомился только прошлым летом, когда он, историк, краевед и настоящий патриот, показал мне свой Псков.
Если бы каждый любил свою Родину и сограждан так, как фио,
мы бы жили в гораздо лучшем мире. Но правящая верхушка давно предала идеалы демократии и интересы народа ради сохранения возможности конвертировать свою власть в деньги. И сверх того, она использует чудовищно дорогостоящий аппарат пропаганды, чтобы заставить нас поверить, будто ложь – это правда, чёрное – это белое, а самые лучшие и полезные для граждан России организации и люди – «иноагенты» и преступники.
Вот только мне хотелось бы знать, какой «иной» народ больше нашего заинтересован в том, за что борется фио, – чтобы Россия была свободной, мирной и счастливой!
По сути, звание «иноагента» вновь выдано за несогласие с режимом. А вот ответ настоящего патриота фио на инсинуации Минюста: https://t.me/shlosberg/7546» (https://t.me/m_timonov/10166);
2. текстовое сообщение от 16.06.2023 г., где содержится, в том числе несогласие с приговором суда в отношении фио, а также действий правоохранительных органов в отношении фио:
«РЕПРЕССИИ РЕЖИМА.
Продолжают происходить чудовищные, непредставимые в демократическом и правовом государстве вещи.
Бывший муниципальный депутат фио обвинён
в сопротивлении полиции... Дело было сляпано настолько грубо, что суд отправил его обратно в ОВД.
Героическая фио получила в Уфе 7,5 лет за гражданскую активность (в которой лично я не усмотрел ничего нелегального
и немирного).
А в Ростове-на-Дону умер после пыток задержанный борец за мир фио.
Последнее событие выделяется тупым зверством даже на довольно-таки мрачном общем фоне и явно нарушает даже нынешние репрессивные законы. Звери не должны убивать людей безнаказанно» (https://t.me/
m_timonov/10162);
3. текстовое сообщение от 20.05.2023 г., содержащее мнение
фио о несогласии с действиями (решениями) органов публичной власти:
«Утром 18 мая сотрудники правоохранительных органов провели внезапные обыски в квартирах наших коллег...»;
«Мы уверены, что эти обыски и задержания имеют целью исключительно запугивание общественных деятелей, с тем, чтобы они прекратили свою гражданскую активность, в полной мере находящуюся
в рамках закона.
Складывается впечатление, что любая деятельность, не инициированная государством, теперь вызывает у представителей власти агрессивное отторжение, а силовые структуры используются для решения задач, не имеющих ничего общего с охраной наших прав. Мы выражаем поддержку нашим коллегам и призываем прекратить практику использования правоохранительных органов для давления на активных граждан» (https://t.me/m_timonov/10067);
4. текстовое сообщение от 06.05.2023 го, содержащее мнение
о незаконности принятого судом решения о привлечении к административной ответственности фио:
«ГОСУДАРСТВО БЕЗ ЗАКОНА…»
В среду арестовали фио, нашего самого юного кандидата в мундепы. Силовики, обманув родителей, проникли в квартиру в 7 утра,
и фио взяли с постели…
…И два десятка молодых людей вышли из суда в убеждении,
что правосудия в России нет, а чтобы попасть под каток – не обязательно хоть что-то делать» (https://t.me/m_timonov/9999);
5. текстовое сообщение от «Telegram» от 26.04.2023 г., где содержится электронная ссылка на сообщения и материалы фио, 06.05.2022 г. включенного в реестр иностранных агентов:
«Мой товарищ фио – не только социал-демократ мировой величины, но и умный человек, всегда старающийся выявить суть явлений в окружающем мире.
Вот, его пост «О двоечниках», его взгляд на то, как мы докатились до нынешнего уровня госуправления: https://t.me/kagarlitsky/1082. Рекомендую почитать в обеденное время! Это интересно и, боюсь, верно!» (https://t.me/
m_timonov/9954);
6. текстовое сообщение от 17.04.2023 г., содержащее несогласие
с приговором суда в отношении фио, 22.04.2022 г. включенного
в реестр иностранных агентов:
«ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА ЗА ПОЗИЦИЮ И СЛОВА…
…Часть приговора, о лишении на 7 лет права заниматься журналистской деятельностью после окончания срока по понятным причинам вызвала усмешки.
Но, вообще, всё это не смешно, а трагично! Наша страна, подававшая такие надежды после рождения, стремительно деградирует. Граждане становятся подданными. Нищими, бесправными и беззащитными…» (https://t.me/m_timonov/9907);
7. текстовое сообщение от 06.04.2023 г., содержащее несогласие
с мнением прокурора, поддерживающего обвинение от имени государства, о назначении наказания обвиняемому фио, 22.04.2022 г. включенного в реестр иностранных агентов:
«А ВОТ И СТАЛИНСКИЕ СРОКИ ПОДОГНАЛИ!
На безосновательно закрытом процессе против фио
фио прокурор запросил 25 лет. На мой взгляд – с целью запугать всех тех, кто не разделяет позицию режима на то, что хорошо, а что дурно для России и ее граждан» (https://t.me/m_timonov/9849);
8. текстовое сообщение от 28.03.2023 г., содержащее мнение
фио о несогласии с действиями (решениями) органов публичной власти:
«ЛЮДОЕДЫ РАЗБИЛИ СЕМЬЮ ЗА АНТИВОЕННЫЙ РИСУНОК
И НЕСОГЛАСИЕ С ПРОПАГАНДОЙ
Новости из Ефремова вызывают бурю эмоций.
Несмотря на полторы сотни тысяч подписей за спасение семьи Москалевых от травли, Маша не была возвращена находящемуся
под домашним арестом отцу под абсурдным предлогом «намерения ограничить его родительские права», а затем фио решили дать два года за использование им своего конституционного права на выражение мнения…
… Репрессивная система ломает судьбы и разбивает семьи людей, всего лишь пользующихся своими конституционными правами и имеющими мнение, не совпадающее с точкой зрения, навязываемой пропагандой» (https://t.me/m_timonov/9813);
9. текстовое сообщение от 22.03.2023 г., содержащее мнение
о нелегитимности выборов на адрес, а также действиях (решениях) председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации фио:
«…Смерть «волшебника» Чурова символизирует завершение эпохи кустарных, хотя и массовых, фальсификаций через вбросы и переписывание протоколов.
С этой системой мы довольно успешно боролись, выстроив в 2012-2019 г.г. в Москве систему электорального контроля из наблюдателей и членов избирательных комиссий, позволявшую в большинстве районов обеспечить если не честные выборы, то хотя бы честный подсчёт голосов.
Новая электоральная система снабжена трёхдневкой и электронным голосованием, позволяющим рисовать почти любой угодный результат
и не дающим ни малейшей возможности общественного контроля. В ней фио был уже не нужен» (https://t.me/m_timonov/9788);
10. текстовое сообщение от 16.03.2023 г., содержащее мнение фио о несогласии с действиями (решениями) органов публичной власти:
«ПОЛИТИКА ЗАГНАНА В ТЮРЬМУ.
Устал считать очередные пробитые днища.
Сегодня суду пришлось отложить заседание по фио
фио: дважды почти смертельно отправленный организм журналиста и политика сдал в застенках так сильно, что пришлось поместить его
в тюремную больницу.
И сегодня же из-под домашнего ареста вынули фио только для того, чтобы вкатать ему 14 суток в спецприемнике за то, что кто-то на ресурсе, носящем его имя, разместил ролик с Навальным, на одежде которого была размещена символика ФБК, признанного властями РФ экстремистской организацией.
Я пока не знаю, что можно сделать, чтобы не дать уморить фио в застенках. Консультируюсь с адвокатом, нельзя ли добиться его перемещения в гражданскую больницу под подписку, и, естественно, готов быть поручителем.
С фио все так же непонятно. Я решительно не понимаю,
как можно вменять человеку в вину то, что кто-то назвал ресурс его именем и что-то там разместил.
Надеюсь, фио подаст апелляцию и здравый смысл победит» (https://t.me/m_timonov/9767);
11. текстовое сообщение от 02.03.2023 г.:
«ОБЩЕСТВЕННЫЙ РЕЗОНАНС ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ.
С утра связался с адвокатом ОВД-ИНФО фио, помогающим фио из Ефремова, которого задержали
из-за рисунка дочки…
…До чего же нас довела верхушка режима со своим карательным аппаратом, если посадку под домашний арест абсолютно ни в чем плохом не виновного человека мы воспринимаем как чуть ли не победу
общества!...» (https://t.me/m_timonov/9699);
12. текстовое сообщение от 01.03.2023 г., содержащее информацию
о направлении в адрес Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а также руководителей фракций в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации обращения об изменении действующего уголовного законодательства Российской Федерации:
«ПРОВЕРИТЬ СТАТЬЮ О ФЕЙКАХ НА АНТИКОНСТИТУ-ЦИОННОСТЬ…
… мы просим адресатов:
- внести изменения в УК;
- запросить КС о конституционности статьи 207-3;
- издать постановление Пленума ВС о практике ее применения….» (https://t.me/m_timonov/9690);
Кроме того, в материалах Управления зафиксированы факты участия фио в создании сообщений и материалов иностранных агентов, что свидетельствует о поддержке со стороны указанных лиц путем предоставления информационной площадки для распространения мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике.
Так, на «YouTube»-адрес. За честные выборы», являющемся информационной адрес общественного движения
в защиту прав избирателей «Голос», 18.08.2021 г. включенного в реестр иностранных агентов, по электронному адресу https://www.youtube.com/
watch?v=jcc34LWDIkY, 15.02.2023 г. опубликована видеозапись «Можно
ли быть самостоятельным депутатом в 2023 году / фио»,
где, начиная примерно с 02 минуты 50 секунды, Тимонов М.Л.
дает интервью, в ходе которого выражает мнение о нелегитимности выборов на адрес.
На «YouTube»-адрес, по электронному адресу https://www.youtube.com/watch?v=Qs9ixvve2wE, 26.01.2023 г. опубликована видеозапись «Политические джунгли столицы (фио, фио)», где Тимонов М.Л. и фио, 06.05.2022 г.
включенный в реестр иностранных агентов, обсуждают внесение изменений в Федеральный закон № 255, а также выражают мнения о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике.
По поступившим в Министерство юстиции Российской Федерации сведениям Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Тимонов М.Л. распространяет (распространял) сообщения и материалы для неограниченного круга лиц на следующих ресурсах:
«Facebook» https://www.facebook.com/mtimonov – около 5,2 тыс. подписчиков, доступ к ресурсу ограничен;
«Instagram» https://www.instagram.com/timonov_msk/ – около 1,2 тыс. подписчиков, доступ к ресурсу ограничен;
«YouTube» https://www.youtube.com/c/TimonovRu/ – около 1,3 тыс. подписчиков;
«Telegram» https://t.me/m_timonov – около 4,1 тыс. подписчиков;
«ВКонтакте» https://vk.com/mtimonov – около 1,4 тыс. подписчиков.
Также судом установлено, что за период с мая 2022 года по май 2023 года выявлены факты распространения Тимоновым М.Л. сообщений и материалов ООО «ЗП», ООО «Телеканал Дождь», Общероссийского общественного движения в защиту прав избирателей «Голос», фио, фио фио, фио, фио, включенных в реестр иностранных агентов:
1. «Когда включите запись, можете смело проматывать первые 20 секунд:» (https://t.me/m_timonov/9617) (15.02.2023).
2. «СЕГОДНЯ ВЕЧЕРОМ ЖДУ ВАС В ПРЯМОМ ЭФИРЕ!» (https://t.me/m_timonov/9616) (15.02.2023).
3. «Сегодня в 19:00 буду в гостях у моего старого товарища, мировой величины социал-демократа фио» (https://t.me/
m_timonov/9520) (26.01.2023).
4. «Со всех уголков России» (https://www.youtube.com/watch?
v=DIcb3rRSQOo&ab_channel=МихаилТимонов.ДепутатМосковскойгородскойдумы) (31.12.2022).
5. «Суд отказал фио в требовании аннулировать его статус «иноагента»» (https://t.me/m_timonov/9276) (02.12.2022).
6. «Я всегда говорил, что режим выдаёт звание ИНОАГЕНТА самым лучшим Гражданам и организациям, приносящим россиянам
и России наибольшую пользу» (https://t.me/m_timonov/8820) (02.09.2022).
7. «Предвыборная рубрика "Безумству храбрых"
(она же "Антропоморфные кандидаты")» (https://t.me/m_timonov/8790) (28.08.2022).
8. «Про Ройзмана» (https://t.me/m_timonov/8783) (27.08.2022).
9. «В Екатеринбурге задержали фио по делу
о «дискредитации» армии» (https://t.me/m_timonov/8774) (24.08.2022).
10. «ЕЩЁ ОДНА ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАСПРАВА» (https://t.me/
m_timonov/8634) (15.07.2022).
11. «Из Басманного суда (фио) переместился в Мещанский на заседание по депутату Горинову» (https://t.me/m_timonov/8356) (01.06.2022).
За период с мая 2022 года по май 2023 года выявлены факты участия фио в создании сообщений и материалов Общероссийского общественного движения в защиту прав избирателей «Голос», фио, фио, включенных в реестр иностранных агентов:
1. «Можно ли быть самостоятельным депутатом в 2023 году» (https://www.youtube.com/watch?v=jcc34LWDIkY&ab_channel=Голос. Зачестныевыборы) (15.02.2023)
2. «Политические джунгли столицы» (https://www.youtube.com/ watch?v=Qs9ixvve2wE&ab_channel=Рабкор) (26.01.2023).
3. «Выборы после 24-го: наивность или стратегия?» (https://www.youtube.com/watch?v=LVQaKST9QKE&ab_channel=ЮлияГалямина) (29.08.2022).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска о признании незаконным распоряжения Минюста России от 30.06.2023 года № 914-р о включении в реестр иностранных агентов, и обязании исключить сведения из реестра, при этом суд исходит из того, что Тимонов М.Л. является физическим лицом, находится под иностранным влиянием в форме предоставления лицами, включенными в реестр иностранных агентов, информационных площадок для распространения мнений, в том числе о нелегитимности выборов на адрес, участвует в создании указанных сообщений и материалов, осуществляет политическую деятельность в форме распространения мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике.
Указанные факты подтверждают соответствие фио законодательно определенным признакам иностранного агента, указанным в части 1 статьи 1 Федерального закона № 255-ФЗ.
В случае выявления лица, действующего в качестве иностранного агента, которое не подало заявление, предусмотренное частью 1 или 2 статьи 7 Федерального закона № 255-ФЗ, уполномоченный орган принимает решение о включении такого лица в реестр в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня выявления, о чем уведомляет такое лицо в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
Согласно подпункту «е» пункта 9 Порядка ведения реестра иностранных агентов и размещения содержащихся в нем сведений на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.11.2022 г № 307, основанием для включения в реестр, в том числе является распоряжение Минюста России, изданное на основании результатов анализа сведений об объектах государственного контроля, представленных в соответствии с Федеральным законом № 255-ФЗ, а также предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), распространяемых (размещаемых) объектами государственного контроля.
Суд приходит к выводу, поскольку вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют об осуществлении административным истцом политической деятельности, с учетом того, что Тимонов М.Л. является физическим лицом, находящимся под иностранным влиянием, руководствуясь положениями части 7 статьи 7 Закона № 255-ФЗ Минюстом России принято распоряжение от 30.06.2023 года № 914-р, которым Тимонов М.Л. был включен в реестр иностранных агентов.
Принимая распоряжение о включении фио в реестр иностранных агентов Минюст России действовал в пределах своей компетенции и в установленном законом порядке, процедура и порядок принятия распоряжения административным ответчиком соблюдены.
Довод административного истца о том, что оспариваемое распоряжение является антиконституционным, направленным на попрание принципа народного суверенитета, поскольку административный истец является действующим депутатом Московской городской Думы, выбранный народом, суд находит несостоятельным, поскольку направленным на иное толкование закона.
Необходимость соблюдения норм Федерального закона № 255-ФЗ, предусмотренных действующим законодательством, не нарушает конституционных прав административного истца.
Иные доводы административного истца, суд также находит несостоятельными поскольку, вышеуказанные доказательства получены в порядке, не противоречащим требованиям закона, соответствуют требованиям относимости, допустимости и достоверности.
Материалы, автором которых является административный истец, являются общедоступными, и размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Принимая во внимание, что необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца, а в ходе рассмотрения дела заявителем не приведено доводов, свидетельствующих о нарушении его прав оспариваемыми действиями, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Тимонова Михаила Леонидовича к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным и отмене распоряжения о включении в реестр иностранных агентов, обязании устранить допущенные нарушения – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Преображенский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Лукина Е.А.