Решение по делу № 33а-6441/2019 от 04.04.2019

Судья: Быченко С.И. Дело № 33а-6441/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 апреля 2019 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Москаленко Ю.М.

судей Богатых О.П., Яковлевой Э.Р.

при секретаре Зайцеве С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Лечицкой Г.И. к Администрации г.Ростова-на-Дону, Департаменту архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону, Администрации Ленинского района г.Ростова-на-Дону, МКУ «Управление ЖХК Ленинского района» г.Ростова-на-Дону о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения, по апелляционной жалобе Лечицкой Г.И. на решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 07 февраля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Москаленко Ю.М., судебная коллегия по административным делам

установила:

Лечицкая Г.И. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к административным ответчикам.

В обоснование заявленных исковых требований Лечицкая Г.И. указала, что на основании договора-купли продажи от 01.03.1999 она является собственником квартиры № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН расположенной в доме АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

Постановлением мэра г.Ростова-на-Дону от 27.11.2007 № 1233 признаны непригодными для проживания, не подлежащими ремонту реконструкции помещения по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Пунктом 3.2. постановления № 1233 от 27.11.2007 предписано совместно с собственниками в срок до 01.05.2008 принять меры к сносу жилых помещений, признанных непригодными для проживания и не подлежащими ремонту и реконструкции. Контроль за исполнением настоящего постановления возложен на Главу администрации Ленинского района г.Ростова-на-Дону.

Лечицкая Г.И. отказалась от сноса за счет собственных сил и средств, требование в установленный законом срок не исполнила. После истечения данного срока Администрацией г.Ростова-на-Дону не предпринято никаких мер по изъятию земельного участка и выкупу жилого помещения.

Административный истец считает незаконным бездействие Администрации г.Ростова-на-Дону, поскольку решение об изъятии земельного участка до настоящего времени она не получила.

Лечицкая Г.И. обращалась с заявлениями в адрес Администрации г. Ростова-на-Дону, просила изъять земельный участок по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

Ссылаясь на то, что с 2007 года административный ответчик бездействует, не принимает никаких реальных мер к изъятию земельного участка и жилых помещений собственников в доме, административный истец, с учетом уточненных исковых требований в порядке ст. 46 КАС Российской Федерации, просила суд признать незаконным бездействие Администрации Ленинского района г.Ростова-на-Дону; МКУ «УЖКХ» Ленинского района г.Ростова-на-Дону, Администрации г. Ростова-на-Дону, Департамента архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону в части невыполнения предварительной процедуры, предусмотренной частью 10 статьи 32 ЖК РФ. Обязать административных ответчиков устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод административного истца, препятствие к осуществлению административным истцом его прав и свобод. Возложить обязанность по принятию решения об изъятии земельного участка, на котором располагается аварийный дом по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, а также об изъятии жилого помещения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН путем выкупа.

Решением Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 07 февраля 2019 года заявленные Лечицкой Г.И. исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Лечицкая Г.И. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обосновании доводов апелляционной жалобы Лечицкая Г.И., ссылается на доводы, аналогичные доводам, изложенным в административном исковом заявлении, указывая, что состояние жилого дома по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан проживающих в этом доме, до настоящего времени ответчиками не принято мер, направленных на снос аварийного дома, доказательств сноса указанного дома административными ответчиками не представлено.

Заявитель жалобы указывает на необоснованность выводов суда первой инстанции о том, что МКУ «Управление ЖКХ Ленинского района г. Ростова-на-Дону» должным образом уведомил Лечицкую Г.И. о ее праве на предоставление жилого помещения из маневренного фонда.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного истца Лечицкой Г.И. – Калюжный Р.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.

Дело рассмотрено в порядке ст. 150 КАС Российской Федерации в отсутствие административного истца Лечицкой Г.И., административных ответчиков Администрации г.Ростова-на-Дону, Департамента архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону, Администрации Ленинского района г.Ростова-на-Дону, МКУ «Управление ЖХК Ленинского района» г.Ростова-на-Дону, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, что подтверждается материалами дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам не находит оснований, предусмотренных положениями ст.310 КАС Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Лечицкой Г.И. на праве общей долевой собственности (453/1000 доли) принадлежит квартира № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 34,6 кв.м., в многоквартирном доме по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

Согласно Постановлению Мэра г. Ростова-на-Дону от 27.11.2007 №1233 жилые помещения по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН были признаны непригодными для проживания и неподлежащими ремонту или реконструкции.

Пунктом 3.2. указанного Постановления Администрации Ленинского района г.Ростова-на-Дону совместно с собственниками помещений было предписано в срок до 01 мая 2008 года принять меры к сносу указанных жилых помещений.

Постановлением Администрации г.Ростова-на-Дону от 12.02.2018 № 146 многоквартирный дом АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН литер АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН признан аварийным и подлежащим сносу.

Пунктом 4 указанного постановления собственникам помещений в течение 10 месяцев со дня принятия постановления (декабрь 2018) предписано осуществить снос многоквартирного дома.

В соответствии с п.6 Постановления от 12.02.2018 в случае, если в установленный пунктом 4 настоящего постановления срок не будет осуществлен снос указанного многоквартирного дома, муниципальному казенному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Ленинского района г.Ростова-на-Дону предписано подготовить и передать в Департамент архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону документы для последующего проведения процедуры изъятия для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в соответствии с ч.10 ст. 32 ЖК Российской Федерации.

30.07.2018 года Лечицкая Г.И. обратилась с жалобой по вопросу неисполнения постановления мэра г.Ростова-на-Дону от 27 ноября 2007 № 1233 в связи с тем, что Администрацией г.Ростова-на-Дону не осуществлены мероприятия по изъятию (выкупу) земельного участка и жилых помещений, признанных аварийным, в доме по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

31 августа 2018 года административный истец обратилась с аналогичной жалобой в Государственную жилищную инспекцию Ростовской области.

В ответах Администрации г.Ростова-на-Дону от 17.09.2018 и от 24.09.2018 указано, что в соответствии с Постановлением Правительства Ростовской области от 12.08.2016 № 569 «Об утверждении областной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012г., в 2017-2030 годах» переселение граждан из аварийных домов осуществляется в порядке очередности, исходя из даты признания домов аварийными. Мероприятия по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными с 01.01.2012 по 01.09.2016 запланировано реализовать с 01.01.2018 по 31.12.2030.Отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствуясь положениями ст. 32 Жилищного кодекса РФ, суд первой инстанции исходил из того, что Постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону от 27.11.2007 № 1233 признаны непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции отдельные жилые помещения, включая помещение, принадлежащее административному истцу, а не весь многоквартирный дом в целом. А также судом первой инстанции принято во внимание, что административный истец не реализовал свое право на постановку на учет в качестве признания нуждающимся в жилом помещении, предусмотренное п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ. Кроме того, мероприятия по проведению изъятия земельного участка на котором расположен аварийный многоквартирный дом административными ответчиками проводятся.

У судебной коллегии нет оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют материалам дела, основаны на объективной оценке представленных сторонами доказательств и правильном применении норм материального права.

В соответствии со ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.

Согласно ст. 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

В силу п. 4 ст. 15 ЖК РФ, помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (п. 10 ст. 32 ЖК РФ).

Из разъяснений, содержащихся в п. п. 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть изъято путем выкупа при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы чч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ. При этом положения ч. 4 ст. 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения, действий (бездействия) незаконными необходимо не только установление противоправности этих действий, но обязательно одновременно с этим и установление факта нарушения прав административного истца.

Однако в рамках настоящего административного дела такой совокупности не установлено.

10-месячный срок сноса многоквартирного дома собственниками жилых помещений, установленный пунктом 4 постановления Администрации г. Ростова-на-Дону от 12.02.2018 № 146 о признании многоквартирного дома по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, аварийным и подлежащим сносу, истек 13.12.2018. При этом с настоящим административным иском Лечицкая Г.И. обратилась в суд 15.11.2018, то есть до истечения указанного срока.

До 13.12.2018 у ответчиков обязанность по изъятию земельного участка, на котором расположен дом по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН и АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН отсутствовала, поскольку до этого момента указанный жилой дом целиком аварийным признан не был, а срок установленный пунктом 4 Постановления Администрации г.Ростова-на-Дону от 12.02.2018 № 146, не истек.

Последующая процедура мероприятий по изъятию земельного участка определена п. 6 Постановления № 146, муниципальному казенному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Ленинского района г. Ростова-на-Дону предписано подготовить и передать в Департамент архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону документы для последующего проведения процедуры изъятия для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен аварийный многоквартирный дом по указанному адресу в соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В рамках указанной процедуры в период рассмотрения настоящего дела административным ответчиком МКУ «Управление ЖКХ Ленинского района г. Ростова-на-Дону» 23.01.2019 был направлен запрос в МУПТИ и ОН города Ростова-на-Дону о предоставлении сметного расчета на изготовление технических паспортов с выходом техника на место и справок о принадлежности на объекты, расположенные в аварийном доме по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. 29.01.2019 в МКУ «Управление ЖКХ Ленинского района г. Ростова-на-Дону» поступила необходимая информация из МУПТИ и ОН города Ростова-на-Дону.

С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия административных ответчиков.

Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию административного истца, выраженную в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда, которым дана надлежащая правовая оценка, подробно изложенная в мотивировочной части решения суда и не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований для отмены обжалуемого решения.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным ч.1 ст.310 КАС Российской Федерации, по делу не установлено.

При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для признания обжалуемого решения не соответствующим закону, отмены либо изменения принятого по делу судебного акта.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

Решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 07 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лечицкой Г.И. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-6441/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Лечицкая Галина Ивановна
Лечицкая Г.И.
Ответчики
МКУ "Управление ЖКХ Ленинского района" г. Ростова-на-Дону
Администрация г.Ростова-на-Дону
Департамент архитектуры и градостроительства
Администрация Ленинского района г. Ростова-на-Дону
Суд
Ростовский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.ros.sudrf.ru
22.04.2019[Адм.] Судебное заседание
23.07.2020Судебное заседание
23.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.07.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее