4 августа 2015 года город Минеральные Воды
Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего - судьи Соболя В.Г.,
при секретаре – Саркисян А.Р.,
с участием представителя заявителя .............. представителя заинтересованного лица - территориальной избирательной комиссии Минераловодского района .............. заинтересованного лица Кривошей И.В. и его представителя ..............., представителей Минераловодского отделения КПРФ ..............., старшего помощника Минераловодского межрайонного прокурора Гладилиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда гражданское дело по заявлению Тертышного Б.И. об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Минераловодского района о регистрации кандидата в депутаты, -
УСТАНОВИЛ:
В обоснование своего требования в своих заявлениях в суд Тертышный Б.И. сослался на то, что на основании постановления территориальной избирательной комиссии Минераловодского района от 17 августа 2015 года № 34/341 он является зарегистрированным кандидатом в депутаты представительного органа Минераловодского городского округа Ставропольского края первого созыва по одномандатному избирательному округу № 10.
16 августа 2015 года постановлением территориальной избирательной комиссии Минераловодского района № 33/297 кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу зарегистрирован Кривошей И.В..
Однако это постановление незаконно и подлежит отмене, поскольку в поданном Кривошей И.В. заявлении о согласии баллотироваться нарушение требований п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2012 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) не принял на себя обязательство в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. Вместо этого в заявлении он принял на себя обязательство прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата представительного органа Минераловодского городского округа Ставропольского края первого созыва, хотя такого статуса в законодательстве не существует.
Представленное Кривошей И.В. в избирательную комиссию решение (постановление) Комитета Минераловодского местного отделения КПРФ от 25 июля 2015 года "О выдвижении кандидатов в депутаты представительного органа Минераловодского городского округа Ставропольского края первого созыва, выдвинутым избирательным объединением "Минераловодское местное отделение КПРФ" по одномандатным округам не содержат результатов тайного голосования, что является нарушением требований п. 14.5 ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ и п. 4 ст. 25 Федерального закона № 95-ФЗ "О политических партиях".
Кривошей И.В. представил в избирательную комиссию согласно пп. "г" п. 14.5 ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ постановление Бюро Ставропольского крайкома КПРФ от 17 июля 2015 года "О согласовании решения Минераловодского местного отделения "О выдвижении кандидатов в депутаты представительного органа Минераловодского городского округа Ставропольского края первого созыва по одномандатным избирательным округам", которое не соответствует положениям пп. 5.8 и 6.11 Устава КПРФ, согласно которым должно быть представлено согласование решения не всего местного отделения, а только его Комитета.
Это свидетельствует об отсутствии документов, необходимых для регистрации Кривошей И.В. кандидатом в депутаты, поэтому в его регистрации избирательной комиссией в силу пп. "в" п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ должно было быть отказано.
Поэтому заявитель просил признать незаконным и отменить постановление территориальной избирательной комиссии Минераловодского района от 16 августа 2015 года № 33/297 "О регистрации Кривошей И.В. кандидатом в депутаты представительного органа Минераловодского городского округа Ставропольского края первого созыва по одномандатному избирательному округу № 10.
Заявитель Тертышный Б.И. надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился и через своего представителя просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Его полномочный представитель ............... доводы и требования своего доверителя поддержал. Он также сослался на то, что избирательное законодательство является строго формализованным и поэтому не предполагает указание в заявлении о прекращении деятельности, не совместимой со статусом депутата конкретного представительного органа. В решении Комитета Минераловодского местного отделения КПРФ о выдвижении кандидатов в депутаты результаты голосования должны отражаться с указанием количества голосов "за" и "против". Согласно Уставу КПРФ, правом выдвижения кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления обладает не все Минераловодское местное отделение КПРФ, а только его Комитет и поэтому решение именно этого руководящего органа должно быть согласовано Бюро Ставропольского крайкома КПРФ.
Представитель территориальной избирательной комиссии Минераловодского района ............... просил в удовлетворении заявления отказать как в необоснованном, поскольку оспариваемое постановление является законным.
Заинтересованное лицо Кривошей И.В., он же как и как представитель заинтересованного лица - Минераловодского местного отделения КПРФ просил в удовлетворении заявления отказать и в своих отзывах на заявление и в судебном заседании сослался на то, что понятия "статус депутата" в законодательстве отсутствует (ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ), это собирательное понятие, состоящее из ряда ограничений его деятельности в зависимости от уровня законодательных (представительных органов) государственной власти и органов местного самоуправления, которые содержатся федеральных законах и уставах муниципальных образований. Поскольку он может одновременно выдвигать себя кандидатом в депутаты и другого представительного органа, то в своем заявлении указал, что в случае его избрания именно в представительный орган Минераловодского городского округа он обязуется прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата именно этого представительного органа. Кроме того, он использовал форму, размещенную на официальном сайте территориальной избирательной комиссии Минераловодского района, которая рекомендована ее постановлением от 14 июля 2015 года № 24\203 и соответствует рекомендациям ЦИК России.
Представленное им для регистрации Решение (постановление) комитета Минераловодского местного отделения КПРФ от 25 июля 2015 года "О выдвижении кандидатов в депутаты представительного органа Минераловодского городского округа Ставропольского края первого созыва, выдвинутым избирательным объединением "Минераловодское местное отделение КПРФ" по одномандатным округам содержит полную и достоверную информацию о выдвижении именно его кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 10 в результате тайного голосования, оно оформлено надлежащим образом и ни законодательством, ни Уставом КПРФ не предусмотрено указание в нем распределения голосов "за" и "против". Порядок согласования выдвижения его кандидатуры на выборы с вышестоящим партийным органом соблюден и оформлен надлежащим образом.
Представитель Кривошей И.В. - адвокат .............. доводы своего доверителя поддержал полностью. Он также сослался на то, Он также указал, что депутаты представительных органов разных уровней имеют разный статус и конкретизация в заявлении кандидата в депутаты представительного органа, куда он избирается, соответствует закону. В решении Комитета Минераловодского местного отделения КПРФ о выдвижении кандидатов в депутаты результаты голосования отражены со ссылкой на протокол счетной комиссии о результатах тайного голосования. На заседании Комитета присутствовал представитель территориальной избирательной комиссии, который никаких замечаний по процедуре тайного голосования и оформлению его результатов не имел.
Представитель заинтересованного лица - Минераловодского местного отделения КПРФ ............... поддержала позицию Кривошей И.В. и указала также на то, что его заявление в территориальную избирательную комиссию соответствует закону и рекомендованной ЦИК РФ и ТИК Минераловодского района форме. Необходимость указания распределения голосов "за" и "против" ничем не установлена, однако эти результаты тайного голосования отражены в протоколе счетной комиссии от 25 июля 2015 года. На этом заседании Комитета присутствовала представитель территориальной избирательной комиссии, которая никаких нарушений не установила.
Прокурор Гладилина Е.А. дала заключение об отказе в удовлетворении заявления, поскольку правовых оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.
Выяснив позицию участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (статья 46), в том числе и юридическим лицам (статья 47) в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предусмотренных Конституцией или законом.
Гарантирование судебной защиты прав и свобод человека и гражданина выражается в установлении системы судов в Российской Федерации, в четком определении их компетенции, в обеспечении каждому возможности обращения в суд за защитой своих прав и свобод, обжалования судебных решений.
В соответствии с положениями стст. 12, 38, 56 и 68 ч. 2 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Признание стороной фактов, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих фактов.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности (стст. 55 и 67 ГПК РФ).
Согласно стст. 246 ч. 2 и 249 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, а обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействия).
Статьей 32 Конституции Российской Федерации установлено что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии с ч. 3 ст. 259 ГПК РФ с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях установленным федеральным законом, прокурор.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Минераловодского района от 17 августа 2015 года № 34/341 Тертышный Б.И. зарегистрирован кандидатом в депутаты представительного органа Минераловодского городского округа Ставропольского края первого созыва по одномандатному избирательному округу № 10.
16 августа 2015 года постановлением территориальной избирательной комиссии Минераловодского района № 33/297 кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу зарегистрирован Кривошей И.В..
Следовательно, данное постановление Тертышный Б.И. вправе обжаловать в суд.
В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ, соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В своем заявлении в территориальную избирательную комиссию о согласии баллотироваться в депутаты представительного органа Минераловодского городского округа Ставропольского края первого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 Кривошей И.В. указал, что в случае его избрания он обязуется прекратить деятельность несовместимую со статусом депутата представительного органа Минераловодского городского округа Ставропольского края первого созыва.
Данное заявление написано Кривошей И.В. собственноручно путем заполнения формализованного бланка, в котором вышеуказанное обязательство набрано на компьютере.
Суд отмечает, что указание на статус депутата конкретного выборного органа в вышеуказанном заявлении содержится в рекомендуемой форме заявления - приложение № 3 к "Методическим рекомендациям по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления" утвержденных Постановлением ЦИК России от 11.06.2014 N 235/1486-6 (ред. от 07.04.2015).
Такое же содержание заявление рекомендует и территориальная избирательная комиссия Минераловодского района - приложение № 2.1 к постановлению от 13 июля 2015 года № 24/203 "О перечне и примерных формах документов, представляемых в территориальную избирательную комиссию Минераловодского района кандидатом в депутаты представительного органа Минераловодского городского округа Ставропольского края первого созыва, выдвинутым в порядке самовыдвижения или избирательным объединением по одномандатному избирательному округу".
По объяснениям представителя территориальной избирательной комиссии .............. вышеуказанное постановление действительно было размещено на официальной сайте избирательной комиссии.
По мнению суда, содержание данного обязательства никак не является нарушением требований п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ об обязательстве прекратить деятельность несовместимую со статусом депутата, а лишь конкретизирует его статус, а поэтому утверждение заявителя об обратном является несостоятельным.
Для регистрации Кривошей И.В. представил также Решение (постановление) Комитета Минераловодского местного отделения КПРФ от 25 июля 2015 года, согласно которому Комитет Минераловодского местного отделения КПРФ на основании протокола счетной комиссии о результатах тайного голосования решил выдвинуть кандидатов в депутаты представительного органа Минераловодского городского округа Ставропольского края первого созыва, в том числе и Кривошей И.В. - по одномандатному избирательному округу № 10.
Суду представлен также и положенный в основу вышеуказанного решения протокол заседания счетной комиссии, которым утверждены результаты тайного голосования с указанием на распределение голосов "за" и "против" за каждого кандидата.
По справке члена ТИК Минераловодского района с правом решающего голоса .............., 25 июля 2015 года состоялось выдвижение кандидатов на выборы депутатов представительного органа Минераловодского городского округа Ставропольского края первого созыва Минераловодским местным отделением КПРФ, заседание Комитета прошло без нарушений закона, голосование осуществлялось тайно.
Согласно пп. "в" п. 14.5 ст. 35 ФЗ-67 при проведении выборов по одномандатным избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным избирательным округам кандидат представляет решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному избирательному округу.
В соответствии с п. 4 ст. 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях" решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием.
Выдвижение кандидата тайным голосование предусматривает и Устав КПРФ (п. 5.8).
Таким образом, процедура выдвижения кандидатов в депутаты регулируется не только законами, но и уставами политических партий.
Анализ названных положений законодательства свидетельствует о том, что проверка соблюдения требований к выдвижению кандидата предполагает проверку избирательной комиссией соблюдения партией не только требований федерального законодательства, но и устава партии, касающегося порядка выдвижения кандидатов.
По мнению суда Решение (постановление) Комитета Минераловодского местного отделения КПРФ от 25 июля 2015 года содержит результаты голосования, поскольку в нем имеется прямая ссылка на протокол счетной комиссии об этом.
При этом ни вышеуказанными, ни иными нормами действующего законодательства, а также Уставом КПРФ и ее внутренними документами не предусмотрено, что в вышеуказанном Решение (постановление) Комитета Минераловодского местного отделения КПРФ от 25 июля 2015 года выдвижении кандидатов в депутаты необходимо указывать результаты подсчета голосов "за" и "против". Отсутствует это и в вышеуказанных Методических рекомендациях ЦИК РФ и Перечне документов.
И ни заявитель, ни его представитель не указали конкретную правовую норму, устанавливающую такое правило.
По мнению суда, представленное Кривошеем И.В. Решение содержит необходимые сведения, позволяющие сделать вывод о принятии решения о его выдвижении его кандидатом в депутаты в соответствии с требованиями ст. 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" и Устава КПРФ управомоченным органом и в правомочном составе.
Поэтому и этот довод заявителя является несостоятельным.
Согласно Уставу КПРФ, руководящими органами местного отделения КПРФ являются Конференция, которая решает любые вопросы связанные с деятельностью местного отделения (пп. 5.2, 5.3), постоянно действующий Комитет, самостоятельно решающий все вопросы деятельности отделения, за исключением отнесенных к компетенции Конференции и высших партийных органов (п. 5.8), и избираемое из состава Комитета подотчетное ему Бюро - для решения всех вопросов между заседаниями Комитета (п. 5.12). Комитет местного отделения по согласованию с Бюро Комитета регионального отделения партии выдвигает тайным голосованием кандидатов (список кандидатов) в депутаты и иные выборные должности в органы местного самоуправления (абз. 18 п. 5.8). Это выдвижение согласно п. 6.11 Устава подлежит согласованию с Бюро регионального отделения партии.
Из приведенных положений Устава следует, что все эти органы действуют от имени местного отделения партии, поэтому любой из них мог обратиться в Бюро Ставропольского краевого комитета КПРФ за согласованием кандидатур для выдвижения кандидатами в депутаты.
По постановлению Бюро Ставропольского крайкома КПРФ от 30 марта 2015 года Бюро Комитетов местных отделений КПРФ необходимо внести предложения о кандидатурах для выдвижения кандидатами в исполнительные и представительные органы местного самоуправления.
15 июля 2015 года на заседании Бюро Комитета Минераловодского местного отделения КПРФ (протокол № 14) утвержден список кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам и по единому избирательному округа в представительный орган Минераловодского городского округа Ставропольского края первого созыва для согласования с Бюро Ставропольского регионального отделения КПРФ. В этом списке указан Кривошей И.В. (№ 10). Проведение заседания Комитета местного отделения по выдвижению этих кандидатов назначено на 25 июля 2015 года.
17 июля 2015 года постановлением Бюро Ставропольского крайкома КПСС все предложенные кандидатуры согласованы для выдвижения на выборы кандидатами в депутаты в представительный орган Минераловодского городского округа Ставропольского края первого созыва.
25 июля 2015 года Комитет Минераловодского местного отделения КПРФ принял Решение (постановление), которым выдвинуты кандидаты в депутаты представительного органа Минераловодского городского округа Ставропольского края первого созыва, в том числе и Кривошей И.В. - по одномандатному избирательному округу № 10.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, вся установленная Уставом КПРФ процедура согласования и выдвижения на выборы кандидатуры Кривошей И.В. и оформления ее результатов соблюдены полностью, поэтому представленный им в избирательную комиссию документ об этом полностью соответствует положениям пп. "г" п. 14.5 ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ.
Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, иным законом.
Поскольку таких нарушений допущено не было, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь стст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Тертышного Б.И. о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии Минераловодского района от 16 августа 2015 года № 33/297 "О регистрации Кривошей И.В. кандидатом в депутаты представительного органа Минераловодского городского округа Ставропольского края первого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 - отказать.
Решение принято судом в окончательной форме 5 сентября 2015 года и может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение пяти дней.
Председательствующий