Дело № 2-419/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 июля 2017 года пгт. Большая Мурта
Большемуртинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Кузнецовой С.А.,
с участием истца Шефер С.В.,
представителя ответчика - администрации Большемуртинского района Красноярского края Медведева С.В.,
при секретаре Шумихиной М.В.,
рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шефер С. В. к администрации Большемуртинского района Красноярского края о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Шефер С.В. обратился в суд с иском к администрации Большемуртинского района о предоставлении жилого помещения.
Свои требования обосновывает тем, что он, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относился к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, поскольку его мать Шефер В.П. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Шефер В.П. умер ДД.ММ.ГГГГ. После смерти отца находился на полном государственном обеспечении, в 2009 году поступил в краевое государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей № 8» и проживал в общежитии указанного учреждения. С 22 июня 2015 года состоит на учете в министерстве образования Красноярского края в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, поскольку принадлежащее ему на праве общей долевой собственности жилое помещение по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания. Однако до настоящего времени жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения ему не предоставлено. Другого жилого помещения в собственности он не имеет, проживает в съемном жилье.
Просит суд обязать администрацию Большемуртинского района Красноярского предоставить ему изолированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории Большемуртинского района, соответствующее санитарным и техническим нормам, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, исходя из общей площади 33 кв.м. с допусками, установленными пунктом 14 статьи 17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».
В судебном заседании истец Шефер С.В. исковые требования по изложенным в иске основаниям поддержал, пояснил, что он остро нуждается в жилом помещении, поскольку ему негде жить.
В судебном заседании представитель ответчика Медведев С.В. исковые требования не признал, пояснил, что права Шефер С.В. не нарушены, он состоит на учете как нуждающийся в жилом помещении, на учет был поставлен до достижения им 23-летнего возраста. В соответствии с установленным порядком предоставление жилого помещения лицам, оставшимся без родителей носит длящий характер, внеочередное предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда действующим законодательством не предусмотрено. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебное заседание представитель третьего лица - министерства образования Красноярского края Слепчук И.В. не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, направила отзыв на исковое заявление, в котором сообщила, что предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком. Формирование и ведение списка по обеспечению вышеуказанной категории граждан жилыми помещениями относится к компетенции министерства образования Красноярского края. Полномочия по предоставлению жилого помещения вышеуказанной категории граждан возложены на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края. Шефер С.В. признан нуждающимся в получении жилого помещения и включен в список очередников на получение жилого помещения как лицо, оставшееся без попечения родителей, в связи с чем право истца на предоставление жилого помещения не нарушено. Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Право Шефер С.В. не может быть реализовано в нарушении установленного порядка обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, определенного законодательством Красноярского края в нарушение законных прав и интересов других лиц, имеющих аналогичный статус и вставших на учет ранее. Действующее законодательство ограничительных и обязательных сроков предоставления жилья данной категории лиц не содержит. Просила рассмотреть дело в её отсутствие.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав истца Шефер С.В., представителя ответчика Медведева С.В., исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования Шефер С.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ представление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного закона
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставление площади жилого помещения по договору социального найма. Право на обеспечение жилым помещением по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ст.1 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» органы местного самоуправления муниципальных районов наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения в соответствии со ст.17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».
Согласно ст.17 Закона Красноярского края Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов и квартир (п.1).
Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров (п.14).
Уполномоченный орган местного самоуправления заключает с лицом, указанным в пункте 1 настоящей статьи, договор найма специализированного жилого помещения на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования о предоставлении лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, по решению уполномоченного органа местного самоуправления договор найма специализированного жилого помещения заключается на новый пятилетний срок. Порядок выявления указанных обстоятельств устанавливается Правительством края. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз (п.15).
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, по решению уполномоченного органа местного самоуправления жилое помещение исключается из муниципального специализированного жилищного фонда и с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, заключается договор социального найма в отношении данного жилого помещения (п.16).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.17).
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Шефер С.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в п. Большая Мурта Большемуртинского района Красноярского края, его отцом является Шефер В.П., матерью Шефер В.П., что подтверждается свидетельством о рождении III-БА №, выданным Большемуртинским территориальным отделом агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края.
Мать истца Шефер С.В. – Шефер В.П. умерла ДД.ММ.ГГГГ, его отец Шефер В.П. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о смерти I-БА №, II-БА №, выданными Большемуртинским территориальным отделом агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края.
Согласно справке Емельяновского производственного участка Красноярского отделения филиала по Красноярскому краю ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», в базе данных государственного учреждения Красноярского государственного центра технической инвентаризации и оценке зданий, строений, сооружений за Шефер С.В., Шефер В.П., Шефер В.П. какие-либо объекты недвижимого имущества на территории Большемуртинского района на праве собственности не зарегистрированы.
На основании решения Большемуртинского районного суда Красноярского края от 26 ноября 2010 года и договора купли-продажи земельного участка от 08 февраля 2016 года, истцу Шефер С.В. на праве общей долевой собственности, доля в праве <данные изъяты> принадлежит квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м. и земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: индивидуальное жилищное строительство, расположенные по адресу: Красноярский <адрес>. Заключением межведомственной комиссии от 19 августа 2014 года, указанная квартира признана аварийной и подлежащей сносу.
Согласно сведениям, предоставленным министерством образования Красноярского края истец Шефер С.В. включен в краевой список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и состоит на учет в министерстве образования Красноярского края.
Принимая во внимание, что Шефер С.В. окончил учебное заведение в 2015 году, достиг возраста 18 лет, своего жилья не имеет, проживает в съемном жилье, до настоящего времени не обеспечен жилым помещением в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего данный вопрос, его жилищные права нарушены, в связи с чем требования Шефер С.В. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию Большемуртинского района Красноярского края предоставить Шефер С. В. на территории Большемуртинского района жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта, исходя из общей площади 33 кв.м. с допусками, установленными пунктом 14 статьи 17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» (не более 42 кв.м. и не менее 22 кв.м.).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Большемуртинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.А. Кузнецова