Дело № 12-3/2018
Мировой судья судебного участка №1
Советского района г.Астрахани
Силакова Ю.Н.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2018 года г. Астрахань
Советский районный суд г.Астрахани в составе председательствующего судьи Аверьяновой З.Д., при секретаре Алтынжаровой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Государственного бюджетного учреждения Астраханской области «Региональный центр спортивной подготовки» Каламалова Алексея Викторовича на постановление мирового судьи судебного участка №1 Советского района г.Астрахани Силаковой Ю.Н. от 10 октября 2017 года о привлечении к административной ответственности Каламалова А.В. по ст.15.14 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Советского района г.Астрахани от 10.10.2017 года должностное лицо - директора Государственного бюджетного учреждения Астраханской области «Региональный центр спортивной подготовки» Каламалов Алексей Викторович привлечен к административной ответственности предусмотренного статьёй 15.14 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Директор ГБУ АО «Региональный центр спортивной подготовки» Каламалов А.В. обратился в суд с жалобой на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, в которой просил постановление мирового судьи судебного участка №1 Советского района г.Астрахани отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании представители заявителя Коновалова Е.Г., Коцюбинская А.В. и Фенькова А.С. доводы жалобы поддержали, просили жалобу удовлетворить, постановление мирового судьи отменить.
Представители Контрольно-счетной палаты Астраханской области Андрухович Г.А., Белкина О.А. и Прокопова Н.Н. в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе не признали, в удовлетворении жалобы просили отказать, постановление мирового судьи оставить без изменения.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса, вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.
Согласно ст.30.6 ч.3 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Исходя из ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.
Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст.15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
В силу ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 ст.306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, является использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств. Любые действия, приводящие к направлению предусмотренных бюджетом средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В данном случае объективная сторона правонарушения характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по нецелевому расходованию средств, и указанное правонарушение считается оконченным с момента осуществления такой операции. Последующее восстановление средств не исключает факт использования средств не по целевому назначению.
В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Из материалов дела усматривается, что Контрольно-счетной палатой Астраханской области в период с 26.06.2017 года по 28.08.2017 года была проведена проверка результативности и эффективности расходования средств бюджета Астраханской области, выделенных учреждениями подведомственным министерству физической культуры и спорта в Астраханской области, в 2016 году на реализацию Государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Астраханской области» на объекте государственное бюджетное учреждение Астраханской области «Региональный центр спортивной подготовки».
В ходе проверки установлены факты оплаты Учреждением коммунальных услуг эксплуатационных расходов, связанных с имуществом, переданным в безвозмездное пользование за счет средств, выделенных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и соответственно представлены следующие документы по договору безвозмездного пользования государственным имуществом Астраханской области от 06.06.2011 года №1, с учетом дополнительных соглашений от 30.12.2013 года №1, от 11.01.2016 года №4, заключенного между Учреждением и Государственным бюджетным учреждением Астраханской области «Спортивная школа олимпийского резерва №1».
Согласно п.1.1 заключенного договора, Учреждение передает в безвозмездное пользование ГБУ АО «СШОР №1», а ГБУ АО «СШОР №1» принимает во временное пользование объект государственной собственности Астраханской области комнаты: №8 общей площадью 820,0 кв.м.; №20 общей площадью 11,9 кв.м.; №22 общей площадью 9,8 кв.м.; №23 общей площадью 6,5 кв.м.; №25 общей площадью 4,8 кв.м.; №27 общей площадью 4,8 кв.м.; №28 общей площадью 5,9 кв.м.; №30 общей площадью 9,2 кв.м.; №36 общей площадью 3,7 кв.м.; №37 общей площадью 6,0 кв.м.; №38 общей площадью 3,6 кв.м.; №39 общей площадью 5,7 кв.м., расположенные в помещении №1 на первом этаже здании литер А, по адресу: <адрес> <адрес>; №53 общей площадью 11,4 кв.м.; №56 общей площадью 23,2 кв.м., расположенные в помещении №1 на втором этаже здания литер А по адресу: <адрес> а/20 сроком на 11 месяцев и 20 дней.
Пунктом 2.3 настоящего договора установлено, если ГБУ АО «СШОР №1» продолжает пользоваться имуществом после истечения срока действия договора при отсутствии возражений со стороны Учреждения, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. В соответствии с пунктом 3.1 – передача имущества в безвозмездное пользование производится по передаточному акту, являющемуся неотъемлемой частью договора, оформленному с указанием характеристик согласно пункту 1.1 настоящего договора.
Распоряжением Министерства спорта и туризма Астраханской области от 09.04.2013 года №57-р «Об оплате коммунальных услуг и проведении эксплуатационных расходов объекта спорта (основное строение) по адресу: <адрес> а/20, литер А» Учреждению вменена обязанность производить оплату коммунальных услуг и эксплуатационных расходов объекта спорта по адресу: <адрес> а/20, в том числе за нежилые помещения, предоставленные в безвозмездное пользование ГБУ АО «СШОР №<номер>» и ГКУ АО «ФЭЦ в сфере спорта». В данном распоряжении Министерства, источник средств по оплате коммунальных услуг и эксплуатационных расходов не определен.
На основании актов оказанных услуг, Учреждением произведена оплата поставщикам за оказанные коммунальные и эксплуатационные услуги в общей сумме 1064,021 рубль, в том числе по занимаемым площадям: ГКУ АО «ФЭЦ в сфере спорта» - в общей сумме 69800 рублей, за счет средств субсидии на иные цели; ГБУ АО «ШВСМ» (ГБУ АО «РЦСП») – общей сумме 141467 рублей, за счет средств субсидии, выделенной на выполнение государственного задания; ГБУ АО «СШОР <номер>» - в общей сумме 527855 рублей за счет средств субсидии, выделенной на выполнение государственного задания; ГБУ АО «СШ им.О.ч.<ФИО>11» - общей сумме 324899 рублей, за счет средств субсидии, выделенной на выполнение государственного задания, что подтверждается платежными поручениями.
Согласно данным бухгалтерского учета (счет 4.302.23.000 «Расчеты по поступлению нефинансовых активов») за счет средств субсидии, полученной на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, произведена оплата коммунальных услуг и эксплуатационных расходов объекта спорта (основное строение) по адресу: <адрес> а/20, литер А в общей сумме 1064,021 рубль, в том числе за нежимлые помещения, предоставленные в безвозмездное пользование ГБУ АО «СШ им.О.ч.<ФИО>11» я ГБУ АО «СШОР <номер>» в сумме 852754 рублей, что составляет 80,14% от всех расходов Учреждения за коммунальные и эксплуатационные услуги, из них ГБУ АО «СШОР <номер>» в сумме 527855 рублей.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств являются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и
(или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.
Другие юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями (за исключением казенных учреждений), могут являться получателями субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно Порядку формирования и финансового обеспечения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства АО от 23.08.2011 № 307-П (утр силу 27.06.2016 г) Государственное задание формируется на основе:
утвержденного главным распорядителем средств бюджета Астраханской области, в ведении которого находятся государственные казенные учреждения Астраханской области, либо исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя, ведомственного перечня государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями Астраханской области, формируемого в соответствии с Порядком формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями Астраханской области, утвержденным правовым актом Правительства Астраханской области
- результатов оценки потребности в предоставлении государственных услуг (выполнении работ), проводимой в соответствии с положением об оценке потребности в оказании государственных услуг (выполнении работ), установленным приложением N 3 к настоящему Порядку.
Распоряжением Министерства физической культуры и спорта Астраханской области от 31.12.2015 г. № 182-р утверждено государственное задание ГБУ АО «Школа высшего спортивного мастерства на 2016 год» (согласно распоряжению министерства ГБУ переименовано в ГБУ АО «Региональный центр спортивной подготовки»). Указанным государственным заданием не предусмотрена такая услуга, как оплата коммунальных платежей, связанных с имуществом переданным в безвозмездное пользование другим учреждением.
Из изложенного следует, что Учреждением за счет субсидии были осуществлены расходы, которые не предусмотрены государственным заданием, поскольку и не являются необходимыми для обеспечения выполнения функций учреждения, т.е. за счет средств субсидии на выполнение государственного задания произведена оплата коммунальных и эксплуатационных услуг, потребленных учреждениями, занимаемыми помещениями общей площадью 926,5 кв.м. по договору безвозмездного пользования, заключенному между Учреждением и ГБУ АО «СШОР №<номер>», согласно передаточным актам в общей сумме 527855 рублей.
В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статья 15.14 КоАП РФ предусматривает ответственность должностных и юридических лиц за нецелевое расходование бюджетных средств.
Приказом от 07.09.2016 года №60л/с от 12.09.2016 года Каламалов А.В. назначен на должность директора Учреждения.
Пунктом 6.6 Устава Учреждения, утвержденного распоряжением Министерства от 25.12.2015 года №153-р руководитель (директор) действует по принципу единоначалия и несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим уставом, и заключенным с ним трудовым договором.
В соответствии с пунктом 6 Трудового договора от 12.09.2016 года руководитель является единоличным исполнительным органом учреждения, осуществляющим текущее руководство его деятельностью.
Кроме того, пунктом 9 раздела 2 «Права и обязанности руководителя» Трудового договора установлено, что руководитель обязан: соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства РФ, законодательства Астраханской области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, Устава учреждения, коллективного договора (при наличии) соглашений, локальных нормативных актов и настоящего трудового договора (п.п.1); обеспечивать целевое и эффективное использование денежных средств учреждения, также имущества, переданного учреждению в оперативное управление в установленном порядке (п.п.4).
Таким образом, Каламалов А.В., являясь директором Учреждения, расположенное по адресу: <адрес> а/20 допустил в 2016 году нецелевое использование бюджетных средств.
Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Советского района г.Астрахани Силаковой Ю.Н. от 10 октября 2017 года должностное лицо - директор Государственного бюджетного учреждения Астраханской области «Региональный центр спортивной подготовки» Каламалов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Данные обстоятельства подтверждаются, доказательствами, содержащимися в материалах дела, а именно: протоколом об административном правонарушении №11 от 19.09.2017 года; Уставом ГБУ АО «Школа высшего спортивного мастерства»; распоряжением Министерства физической культуры и спорта от 23.12.2016 года №167-р «О переименовании и внесении изменения в устав ГБУ АО «Школа высшего спортивного мастерства»; приказом от 07.09.2016 года №60л/с «О назначении на должность директора Каламалова А.В.»; трудовым договором от 12.09.2016 года с Каламаловым А.В.; приказом от 07.09.2017 года №44/лс о продлении действия срочного договора от 12.09.2016 года; договором безвозмездного пользования государственным имуществом Астраханской области от 06.06.2011 года № 1; передаточным актом от 06.06.2011 года; дополнительным соглашением №1 от 30.12.2013 года к договору №1 от 06.06.2011 года; дополнительным соглашением №4 от 11.01.2016 года к договору №1 от 06.06.2011 года; пояснением директора ГКУ АО «ФЭЦ в сфере спорта» от 25.08.2017 года; платежными поручениями за 2016 год; государственным заданием на 2016 год государственного бюджетного учреждения Астраханской области «Региональный центр спортивной подготовки».
Учитывая, что в действиях Каламалова А.В. имеет место состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении от 10.10.2017 года, вынесенное мировым судьей судебного участка №1 Советского района г.Астрахани, является законным и обоснованным.
Как следует из материалов дела, ГБУ АО «Региональный центр спортивной подготовки» допущено неправомерное использование субсидии, выделенной на выполнение государственного задания, за счет средств бюджета Астраханской области.
Таким образом, доводы представителя о том, что в силу норм ст.6 БК РФ учреждения не являются получателями бюджетных средств, в связи с чем применять к ним административную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств неправомерно и он, как должностное лицо, незаконно привлечена к административной ответственности, основаны на неправильном толковании бюджетного законодательства и полностью опровергаются материалами дела.
Мировым судьей при вынесении постановления о привлечении Каламалова А.В. к административной ответственности дана правильная оценка всем обстоятельствам дела, принято законное и обоснованное решение о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ.
Административное наказание назначено с учетом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями ст.ст.3.1 и 4.1 КоАП РФ в минимальном размере, установленном санкцией ст.15.14 КоАП РФ.
Обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. В связи с этим жалоба Каламалова А.В. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление мирового судьи судебного участка №1 Советского района г.Астрахани Силаковой Ю.Н. от 10 октября 2017 года по делу об административном правонарушении в отношении директора Государственного бюджетного учреждения Астраханской области «Региональный центр спортивной подготовки» Каламалова Алексея Викторовича по ст.15.14 КоАП РФ – оставить без изменения, а жалобу Каламалова Алексея Викторовича – без удовлетворения.
Судья З.Д.Аверьянова