№2а-737/2020

УИД 58RS0008-01-2020-001350-59

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 июля 2020 года

Железнодорожный районный суд г.Пензы в составе:

председательствующего судьи Макушкиной Е.В.,

при секретаре Прониной К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе административное дело по административному иску Савельева Б.С. к администрации города Пензы о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,

у с т а н о в и л:

Савельев Б.С. обратился в суд с названным иском к администрации города Пензы, указав, что является членом СНТ «Аграрник-10» с 1998 г. и за ним закреплен земельный участок площадью 1400 кв.м. Земельный участок был предоставлен до дня вступления в силу ФЗ 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» на основании Решения Исполнительного комитета Пензенского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе земельных участков для нужд коллективного садоводства». На основании заявок от предприятий, организаций и учреждений Исполком Пензенского городского Совета народных депутатов Пензенской области распределил земельные участки общей площадью 19 га. под коллективное садоводство. Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный ДД.ММ.ГГГГ и ему присвоен кадастровый номер , площадью 58000 кв.м., адрес: <адрес>, разрешенное использование: для нужд коллективного садоводства.

Решением Железнодорожного районного Совета народных депутатов г. Пензы ДД.ММ.ГГГГ за при сельскохозяйственном институте г. Пензы был утвержден Устав и поименные списки членов садоводческого товарищества «Аграрник» на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ в количестве 148 человек.

Земельный участок садоводческого товарищества «Аграрник» был предоставлен Шпагину Н.Г.

ДД.ММ.ГГГГ между Шпагиным Н.Г. и Савельевым Б.С. был заключен договор купли-продажи земельного участка расположенного в СТ «Аграрник». Договор купли-продажи послужил основанием для исключения Шпагина Н.Г. из членов СТ «Аграрник» и включении в члены СТ «Аграрник» Савельева Б.С., с последующей передачей истцу земельного участка . Савельев Б.С. пользуется земельным участком , находящимся в СНТ «Аграрник-10», с 1998 г. по настоящее время добросовестно, открыто и непрерывно владеет данным земельным участком как своим собственным объектом недвижимости, не являясь при этом его собственником. Несет бремя его содержания, обрабатывает земельный участок, оплачивает необходимые налоги и обязательные платежи. Истец использует земельный участок в соответствии с его целевым назначением, он не обременен правами третьих лиц. Земельный участок не стоит на кадастровом учете. С целью уточнения местоположения спорного земельного участка , не имеющего кадастровый номер, а также его индивидуализации, истец обратился в ООО «Геопроект», кадастровым инженером Маньковым С.М. была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и выдано заключение о том, что данный земельный участок входит в ориентировочные границы земельного участка с кадастровым номером СНТ «Аграрник-10».

ДД.ММ.ГГГГ Савельев Б.С. обратился в администрацию г.Пензы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставлении указанного земельного участка в собственность для ведения садоводства бесплатно.

ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Пензы отказала в принятии решения о предоставлении истцу указанного земельного участка в границах согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Истец считает данный отказ нарушающим его права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно.

В качестве оснований для отказа в принятии данного решения уполномоченным органом указано на невозможность установления, что испрашиваемый земельный участок образован из земельного участка, предоставленного СНТ «Аграрник-10» для дня вступления в силу ФЗ от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», кроме того, указывает, что площадь земельного участка согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заявлению, составляющая 1153 кв.м., не соответствует площади, указанной в выписке из протокола общего собрания СНТ «Аграрник-10» о закреплении земельного участка от 15.07.2019 площадью 1400 кв.м., а также на то, что представленная схема не соответствует требованиям к подготовке схемы расположения земельного участка, содержит неполные сведения Единого государственного реестра недвижимости.

Истец считает данный отказ незаконным, нарушающим его права на получение в собственность земельного участка бесплатно.

Ссылаясь на нормы Земельного кодекса РФ, ФЗ от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ФЗ от 15.04.1998 г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и данных некоммерческих объединениях граждан», КАС РФ, просит суд:

- признать незаконными действия администрации г. Пензы, выраженные в письме от ДД.ММ.ГГГГ , по отказу в принятии решения о предоставлении Савельеву Б.С. земельного участка из категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для ведения садоводства, площадью 1153 кв.м., расположенному по адресу: , в собственность бесплатно для ведения садоводства в границах, отраженных на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории , и в утверждении данной схемы.

- обязать администрацию г. Пензы принять решение о предоставлении Савельеву Б.С. земельного участка , из состава земель населенных пунктов, площадью 1153 кв.м., расположенного по адресу: обл. Пензенская, , в собственность бесплатно для ведения садоводства в границах, отраженных на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории , и в утверждении данной схемы.

Административный истец Савельев Б.С. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного истца Савельева Б.С. – Патешкина И.В., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, просила административный иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации города Пензы Шмегеровская Н.М., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании возражала относительно административного иска, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на иск, согласно которых ДД.ММ.ГГГГ Савельев Б.С. обратился в администрацию г.Пензы с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1153 кв.м., расположенного по адресу: , в соответствии с п.п. 2.7, 2.8 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». По результатам рассмотрения заявления Савельеву Б.С. администрацией г.Пензы был дан отказ от ДД.ММ.ГГГГ в принятии решения о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка, по тому основанию, что испрашиваемый земельный участок не соответствует требованиям, установленным п. 2.7, 2.8 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». На основании Устава СНТ «Аграрник-10», принятого общим собранием СТ «Аграрник» согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ , садоводческое некоммерческое товарищество «Аграрник-10» является правопреемником СТ «Аграрник» и образовано на земельном участке, предоставленном решением исполнительного комитета Железнодорожного районного Совета народных депутатов города Пензы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении садоводческого товарищества «Аграрник» при сельскохозяйственном институте г.Пензы. Решением исполнительного комитета Пензенского городского Совета народных депутатов Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе земельных участков для нужд коллективного садоводства» сельскохозяйственному институту г.Пензы было предоставлено 124 земельных участка общей площадью 5,8 га под коллективное садоводство из расчета 0,04 га (400 кв.м.) на семью. Однако, решением исполнительного комитета Железнодорожного районного Совета народных депутатов г.Пензы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении садоводческого товарищества «Аграрник» при сельскохозяйственном институте г.Пензы» были утверждены устав и списки СТ «Аграрник» согласно приложению в количестве 148 земельных участков. В связи с этим, следует отсутствие возможности установления, что испрашиваемый Савельевым Б.С. земельный участок образован из земельного участка, предоставленного СНТ «Аграрник-10» до дня вступления в законную силу ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ. Кроме того, площадь земельного участка согласно схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению, составляющая 1153 кв.м., не соответствует площади, указанной в выписке из протокола общего собрания СНТ «Аграрник-10» о закреплении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ На основании карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Пензы испрашиваемый земельный участок в настоящее время визуально расположен в территориальной зоне Р-4 «Зоне рекреационно-природных территорий», а также в зоне коллективных садов (Ж-4). Разрешенный вид использования земельных участков «для ведения садоводства» в территориальной зоне Р-4 не предусмотрен. Также согласно ст.30 Градостроительного кодекса РФ не допускается формирование земельного участка, расположенного в различных территориальных зонах. Представленная схема не соответствует п.п.4,6 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в формате электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в формате документа на бумажном носителе, утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 №762, так как содержит неполные сведения ЕГРН. Так, в представленной схеме отсутствует земельный участок с кадастровым номером и не указаны кадастровые номера земельных участков , , название и номер зоны с особыми условиями использования территории. В представленной схеме условные обозначения, примененные при подготовке изображения не соответствуют графической информации на чертеже схемы. В связи с этим требуется исключить наименования условных обозначений, которые отсутствуют в графической части схемы. Испрашиваемый Савельевым Б.С. земельный участок не соответствует требованиям, установленным п.п. 2.7 и 2.8 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 №137, в связи с чем, заявителю правомерно было отказано в принятии решения о предоставлении в собственность земельного участка. Просит административные исковые требования оставить без удовлетворения.

В дополнительных возражениях на иск представитель административного ответчика указал, что решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействия) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права. Исходя из принципа разделения властей (статья 10 Конституции РФ) судебные акты судов общей юрисдикции не могут подменять собой решения органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений. Суд не вправе подменять собой орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Возложение в судебном порядке на орган местного самоуправления указанной обязанности, противоречит принципу разделения властей.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть данное дело без его участия, разрешение заявленных требований полагает на усмотрение суда, суду сообщил, что в настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости сведения о земельном участке общей площадью 1153 м2 (1400 м2), расположенном по адресу: <адрес> отсутствуют. Согласно пункту 1 части 3 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с образованием объекта недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на него осуществляются одновременно.

Представитель третьего лица Управления градостроительства и архитектуры города Пензы в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица СНТ «Аграрник-10» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно поступившему письменному заявлению Савельев Б.С. является членом СНТ «Аграрник-10» с 1998 г. и владеет земельным участком , расположенным в границах СНТ «Аграрник-10», площадь земельного участка 1153 кв.м.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, показания свидетеля, объяснения специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1,2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Правоотношения, возникающие по поводу использования и приобретения прав на земельные участки, расположенные на территории садоводческих некоммерческих объединений, регулировались Федеральным законом от 15.4.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

В пунктах 1, 3, 4 статьи 14 этого Закона закреплено, что предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом РФ. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В силу предписаний пунктов 2.7 и 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закона N 137-ФЗ) члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право до 1 марта 2022 года независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует установленным законам условиям, на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.

К обозначенным условиям отнесены следующие: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором настоящего пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно.

Пунктом 2.8 статьи 3 Закона N 137-ФЗ предусмотрено, что в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.

В случае, если ранее ни один из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают: сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию этого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя); сведения об этом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.

В силу пункта 2.10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении. Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.

Пунктом 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации регламентировано, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Положениями ст. 11.10, главы 39 (в частности, ст.ст. 39.14-39.17) ЗК РФ при предоставлении земельного участка предусмотрено утверждение органом местного самоуправления схемы земельного участка на кадастровой плане территории.

Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входит установление членства лица в садоводческом товариществе, нахождение испрашиваемого в собственность участка в границах участка, предоставленного садоводческому товариществу либо иной организации, при которой образовано товарищество, до дня вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

Заявитель должен доказать, что испрашиваемый земельный участок распределен ему, как члену указанного объединения, по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа.

Как видно из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ Савельев Б.С. обратился в администрацию города Пензы с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 1153 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для ведения садоводства, в соответствии п. 2.7, 2.8 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления Савельеву Б.С. администрацией города Пензы письмом от ДД.ММ.ГГГГ в принятии решения о предоставлении в собственность указанного земельного участка было отказано, по тому основанию, что испрашиваемый земельный участок не соответствует требованиям, установленным п. 2.7, 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», из представленных документов невозможно определить, что испрашиваемый земельный участок образован из земельного участка, предоставленного СНТ «Аграрник-10» до дня вступления в законную силу ФЗ от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», площадь земельного участка на кадастровом плане территории, составляющая 1153 кв.м., не соответствует площади, указанной в выписке из протокола общего собрания СНТ «Аграрник-10» о закреплении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, испрашиваемый земельный участок находится в двух зонах Р-4 и Ж-4, в представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории отображены неверные и неполные данные государственного кадастра недвижимости.

Административный истец просит признать данный отказ незаконным, нарушающим его права на получение земельного участка в собственность бесплатно.

Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании Решением исполнительного комитета Пензенского городского Совета народных депутатов Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе земельных участков для нужд коллективного садоводства» на основании заявок от предприятий, организаций и учреждений распределены земельные участки общей площадью 19,0 га под коллективное садоводство между предприятиями, организациями и учреждениями согласно приложению.

Данным решением сельскохозяйственному институту г.Пензы было предоставлено 124 земельных участка общей площадью 5,8 га под коллективное садоводство из расчета 0,04 га (400 кв.м.) на семью.

Решением исполнительного комитета Железнодорожного районного Совета народных депутатов г.Пензы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении садоводческого товарищества «Аграрник» при сельскохозяйственном институте г.Пензы» были утверждены устав и списки СТ «Аграрник», согласно приложению в количестве 148 земельных участков.

В соответствии с Уставом СНТ «Аграрник-10», принятым общим собранием СТ «Аграрник» согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ, СНТ «Аграрник-10» является правопреемником СТ «Аграрник» и образовано на земельном участке, предоставленным решением Исполнительного комитета Железнодорожного районного Совета народных депутатов г.Пензы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении садоводческого товарищества «Аграрник» при сельскохозяйственном институте г.Пензы».

Как следует из списка владельцев садовых участков СТ «Аграрник», утвержденного решением исполнительного комитета Железнодорожного районного Совета народных депутатов г.Пензы от ДД.ММ.ГГГГ , владельцем садового участка являлся Шпагин Н.Г.

Из представленной выписки из протокола заседания правления СТ «Аграрник» от ДД.ММ.ГГГГ Шпагин Н.Г. исключен из членов СТ «Аграрник» на основании его личного заявления, участок передан Шпагину А.Н.

Из представленной выписки из протокола заседания правления СТ «Аграрник» от ДД.ММ.ГГГГ Шпагин А.Н. исключен из членов СТ «Аграрник» на основании его личного заявления, участок передан Савельеву Б.С.

Согласно представленному договору купли-продажи земельного участка , расположенного в СТ «Аграрник», от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого имеется в материалах дела, Шпагин Н.Г. продал свой земельный участок , расположенный в СТ «Аграрник» Савельеву Б.С. за 15000 руб., деньги получил полностью.

Как следует из сообщения администрации города Пензы от ДД.ММ.ГГГГ информация о выдаче свидетельства о праве собственности на землю Шпагину Н.Г. в СНТ «Аграрник-10» (прежнее наименование СТ «Аграрник») в период с 1987 по 2000 в администрации г.Пензы отсутствует.

В соответствии с ответом ГБУ «Государственный архив Пензенской области» от ДД.ММ.ГГГГ свидетельства о праве собственности на землю в отношении спорного земельного участка на хранение в архив не поступали.

По сообщению Управления Росреестра Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время в ЕГРН сведения о земельном участке общей площадью 1153 кв.м. (1400 кв.м.), расположенному по адресу: <адрес> отсутствуют.

В соответствии с выпиской из протокола общего собрания СНТ «Аграрник-10» от ДД.ММ.ГГГГ Савельев Б.С. является членом СНТ «Аграрник-10» с 1998 г. и за ним закреплен земельный участок площадью 1400 кв.м. Описание местоположения границ данного земельного участка соответствует местоположению границ земельного участка, фактически используемого гражданином.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости в пользовании СНТ «Аграрник-10» находится земельный участок с кадастровым номером , в кадастровом квартале , дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ, площадью 58000 кв.м., для нужд коллективного садоводства.

Согласно представленной Савельевым Б.С. схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, заключению кадастрового инженера ООО «Геопроект» Манькова С.М., земельный участок площадью 1153 кв.м. не является крайним в СНТ, и расположен в границах СНТ «Аграрник-10» с кадастровым номером .

Соседние с испрашиваемым истцом земельные участки уже предоставлены в собственность гражданам именно как земельные участки СНТ «Аграрник-10», что подтверждается схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выписками из ЕГРН, имеющихся в материалах дела, что бесспорно опровергает возражения административного ответчика о недоказанности образования спорного земельного участка из состава земель СНТ «Аграрник-10» до введения в действие Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

Как следует из представленного письменного заявления председателя СНТ «Аграрник-10» Савельев Б.С. является членом СНТ «Аграрник-10» с 1998 г. и владеет земельным участком , который находится в границах СНТ «Аграрник-10», площадь земельного участка 1153 кв.м.

Частью 4 ст.14 ФЗ от 15.04.1998 г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», действовавшего в период спорных правоотношений) распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).

Таким образом, товарищество вправе самостоятельно распределять земельные участки из земель СНТ.

Исходя из совокупности исследованных доказательств, суд приходит к выводу о том, что испрашиваемый истцом земельный участок образован в границах отведенного еще в 1986 году для ведения садоводства СНТ «Аграрник» земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»; с ДД.ММ.ГГГГ земельным участком владеет и пользуется член данного СНТ Савельев Б.С., которому товариществом распределен этот земельный участок площадью 1153 кв.м.; сведений о притязаниях на земельных участок со стороны других лиц материалы дела не содержат; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте, в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, запрета на предоставление земельного участка в частную собственность федеральный закон не устанавливает.

То обстоятельство, что совокупное количество земельных участков, утвержденного Решением исполнительного комитета Железнодорожного районного Совета народных депутатов г.Пензы от ДД.ММ.ГГГГ , превышает совокупное количество земельных участков, предоставленного в пользование для ведения садоводства на основании решения исполнительного комитета Пензенского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку в ходе судебного разбирательства был установлен факт нахождения земельного участка в границах отвода 1986 года.

Доводы административного ответчика, о том, что согласно карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Пензы испрашиваемый земельный участок визуально расположен в двух зонах – в территориальной зоне Р-4 «Зона рекреационно-природных территорий» и в зоне коллективных садов Ж-4, являются несостоятельными.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля кадастровый инженер Маньков С.М. суду пояснил, что в присутствии Савельева Б.С. и председателя СНТ «Аграрник-10» Горшковой Л.Е. он произвел исполнительную съемку земельного участка , находящегося в пользовании Савельева Б.С., распложенного по адресу: <адрес> в результате измерений     площадь земельного участка составила 1153 кв.м., им была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, земельный участок входит в ориентировочные границы с кадастровым номером СНТ «Аргарник-10», и в соответствии с Генеральным планом города Пензы расположен в одной территориальной зоне Ж-4.

Показания кадастрового инженера Манькова С.М. подтверждаются сообщением Управления градостроительства и архитектуры г.Пензы от ДД.ММ.ГГГГ , из которого следует, что решением Пензенской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Генеральный план города Пензы, утвержденный решением Пензенской городской Думы    от ДД.ММ.ГГГГ . Согласно «Карте функциональных зон» Генерального плана города Пензы (в редакции от 29.11.2019 г. №54-5/7) земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> участок , входит в зону садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан.
Решением Пензенской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Правила землепользования и застройки г.Пензы, утвержденные решением Пензенской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ . Согласно Карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г.Пензы (в редакции от 26.06.2020 №203-11/7) данный земельный входит в территориальную зону СХ-2-зона садоводческих и огороднических некоммерческих объединений граждан.

Доводы представителя административного ответчика о том, что на момент рассмотрения обращения Савельева Б.С. о предоставлении ему земельного участка в собственность в соответствии с Картой градостроительного зонирования ПЗЗ испрашиваемый земельный участок находился в двух зонах, судом не могут быть приняты во внимание.

В соответствии со ст. 18, 23 ГрК РФ генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017, частью 3 ст. 9, ч. ч. 9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 15 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.

Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.

Таким образом, планировка территории, в том числе установление территориальных зон осуществляется на основании генерального плана территории.

В судебном заседании установлено и не оспаривается административным ответчиком, что испрашиваемый административным истцом земельный участок в соответствии с Генеральным планом <адрес> находится в одной территориальной зоне – зоне садоводческих и огороднических некоммерческих объединений граждан.

Указанные обстоятельства подтвердила и допрошенная в судебном заседании по ходатайству административного ответчика в качестве специалиста Полимова И.Д., работающая главным специалистом отдела градостроительного развития и планировки территорий Управления градостроительства и архитектуры г.Пензы, при этом она не могла пояснить, почему в данном случае администрация г.Пензы руководствовалась Правилами землепользования и застройки г.Пензы, в не Генеральным планом города Пензы.

Не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства и довод администрации г. Пензы о том, что в представленной Савельевым Б.С. схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории отражены неверные и неполные данные государственного кадастра недвижимости.

Из заключения кадастрового инженера Манькова С.М. следует, что границами земельного участка являются границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием объектов искусственного происхождения (существующий забор), позволяющие определить местоположение границ земельного участка, доступ к участку осуществляется через земли общего пользования (грунтовая дорога), расположение смежных земельных участков соответствует проекту размещения садовых участков СНТ «Аграрник-10».

Также была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с обозначением характерных точек границ земельного участка и их координат, что позволяет определить положение участка на местности, указаны условные обозначения: граница образуемого земельного участка, границы земельных участков по сведениям ЕГРН, установленные в соответствии с требованиями законодательства, границы земельных участков по сведениям ЕГРН, не установленные в соответствии с требованиями законодательства, дороги и проезды, здания и строения, заборы и ограждения, границы зоны с особыми условиями использования территории.

В соответствии с п. 2.8 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25 октября 2001 "О введении в действие Земельного кодекса РФ" формирование и передача в собственность испрашиваемого истцом участка осуществляется на основании утверждаемой исполнительным органом власти схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предоставляемой заявителем с последующим проведением кадастровых работ, постановкой испрашиваемого земельного участка на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности.

В силу п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса указанная схема является основанием для образования земельного участка из состава земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Как следует из Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан за 2010 - 2013, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 02 июля 2014, для безвозмездной передачи земельного участка в собственность существенное правовое значение в данном случае имеют следующие обстоятельства: - гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения и пользоваться участком на законных основаниях, - данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу соответствующего закона, - испрашиваемый участок должен входить в состав территории некоммерческого объединения граждан и земельный участок должен быть передан указанному объединению до дня вступления в силу соответствующего закона.

Материалами дела объективно подтверждается, что Савельев Б.С. является членом СНТ "Аграрник-10" ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок был представлен Савельеву Б.С. в границах СНТ до введения в действие Федерального закона N 137-ФЗ от 25 октября 2001 "О введении в действие Земельного кодекса РФ", испрашиваемый участок входит в состав территории некоммерческого объединения граждан.

Каких-либо доказательств пересечения земельного участка, испрашиваемого истцом, с другими земельными участками в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что отказ ответчика в приеме документов для предоставления государственной услуги по передаче в собственность земельного участка, не основан на законе, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению.

Оценивая довод представителя ответчика о необоснованности исковых требований в части возложения на администрацию г. Пензы обязанности принять решение о предоставлении Савельеву Б.С. земельного участка в собственность, поскольку положения КАС РФ не предусматривают таковых последствий в случае признания незаконным обжалуемого постановления, суд учитывает следующее.

Согласно положениям ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение, в том числе об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, а также то обстоятельство, что отказ администрации г.Пензы в предоставлении истцу земельного участка в СНТ «Аграрник-10» в собственность бесплатно является незаконным и нарушает предусмотренные законом права на приобретение в собственность земельного участка для садоводства, находящегося у него в пользовании, иных обстоятельств, препятствующих предоставлению в собственность Савельеву Б.С. испрашиваемого земельного участка в ходе рассмотрения дела не установлено, суд полагает необходимым обязать орган местного самоуправления рассмотреть вопрос о предоставлении Савельеву Б.С. спорного земельного участка в собственность бесплатно.

Руководствуясь ст.ст. ст.ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

р е ш и л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1153 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1153 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░ -

2а-737/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Савельев Борис Степанович
Ответчики
Администрация г. Пензы
Другие
СНТ "Аграрник-10"
Управление Росреестра по Пензенской области
Управление градостроительства и архитектуры города Пензы
Суд
Железнодорожный районный суд г. Пенза
Судья
Макушкина Елена Владимировна
Дело на сайте суда
zheleznodorozhnii.pnz.sudrf.ru
25.05.2020Регистрация административного искового заявления
26.05.2020Передача материалов судье
27.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2020Подготовка дела (собеседование)
05.06.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.06.2020Предварительное судебное заседание
09.06.2020Судебное заседание
18.06.2020Судебное заседание
29.06.2020Судебное заседание
06.07.2020Судебное заседание
17.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее