Дело № 2-3132/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2015 года
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Макаровой К.М.
при секретаре Барашковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску областного государственного учреждения здравоохранения «Смоленская областная клиническая больница» к Гильдебрандт М.В. о взыскании денежных средств в возмещение затрат на обучение,
установил:
ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» обратилось в суд с иском к Гильдебрандт (ранее - Ч.) М.В. о взыскании денежных средств в возмещение затрат на обучение в размере <данные изъяты>, указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ним (истцом), <данные изъяты>, <данные изъяты> и Ч.М.В. заключен договор на обучение врача в целевой клинической ординатуре за счет средств федерального бюджета на период <данные изъяты> годов. В соответствии с условиями указанного договора Ч.М.В. обязалась по окончании обучения ДД.ММ.ГГГГ прибыть в распоряжение учреждения здравоохранения (истца) для выполнения трудовых обязанностей по основной должности врача-невролога. В период с <данные изъяты> по <данные изъяты> год Ч.М.В. была выплачена стипендия в размере <данные изъяты>. Поскольку Ч.М.В. не прибыла на работу в ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница», то в соответствии с условиями заключенного договора ответчик обязана возместить учреждению здравоохранения средства, потраченные на ее обучение в двукратном размере.
В связи с переменой фамилии ответчика Ч.М.В. судом произведена процессуальная замена ответчика на Гильдебрандт М.В.
Представитель истца ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» Балбышкин А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Ответчик Гильдебрандт М.В. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что имелись основания для освобождения ее от обязанности трудоустройства.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п. 3, 5 ст. 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 01 сентября 2013 года) медицинское образование осуществляется, в частности, по профессиональным образовательным программам послевузовского профессионального образования - интернатура, ординатура, аспирантура, докторантура.
Подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение специалистами знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности по определенной медицинской специальности или фармацевтической специальности, а также приобретение квалификации, позволяющей занимать должности медицинских работников и фармацевтических работников по определенной медицинской или фармацевтической специальности.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница», <данные изъяты>, <данные изъяты> и Гильдебрандт М.В., которая получила высшее медицинское образование, заключен договор на обучение врача в целевой клинической ординатуре за счет средств федерального бюджета на период <данные изъяты> годов. В соответствии с условиями заключенного договора стороны обязались осуществить подготовку Гильдебрандт М.В. в целевой клинической ординатуре по специальности «Неврология» за счет средств федерального бюджета для удовлетворения потребности учреждения здравоохранения (истца) в высококвалифицированных кадрах (л.д. 6-12).
В соответствии с п. 2.7.8 указанного договора Гильдебрандт М.В. обязалась после окончания обучения в целевой клинической ординатуре Академии ДД.ММ.ГГГГ прибыть в распоряжение Учреждения здравоохранения для выполнения трудовых обязанностей по основной должности врача-невролога в соответствии с полученной специальностью и проработать там не менее трех лет.
Согласно п. 3.4 договора настоящий договор может быть расторгнут по инициативе учреждения здравоохранения в случае: отказа врача приступить к работе в учреждении здравоохранения; расторжения трудового договора по инициативе врача до истечения срока (трех лет), установленного п.п. 2.7.8 п. 2.7 настоящего договора.
При этом врач обязан возместить учреждению здравоохранения средства, затраченные на его обучение в целевой клинической ординатуре академии (в том числе расходы, связанные с установлением стипендии) в двукратном размере. Возмещение указанных затрат осуществляется путем перечисления денежных средств на счет учреждения здравоохранения, указанный в разделе 6 настоящего договора, в течение 30 календарных дней с момента расторжения трудового договора или с даты, указанной в п.п. 2.7.8 п. 2.7 настоящего договора. В случае отказа врача в добровольном возмещении средств, затраченных на его обучение в целевой клинической ординатуре академии, указанные денежные средства подлежат взысканию учреждением здравоохранения в судебном порядке.
Ч.М.В. прошла обучение в целевой клинической ординатуре в <данные изъяты>. За период обучения Ч.М.В. была выплачена стипендия в размере <данные изъяты>, в том числе: за <данные изъяты> год – <данные изъяты>, за <данные изъяты> год – <данные изъяты>, за <данные изъяты> год – <данные изъяты> (л.д. 13-16).
ДД.ММ.ГГГГ Ч.М.В. вступила в брак с ФИО, в связи с чем ей была присвоена фамилия «Гильдебрандт». ДД.ММ.ГГГГ Гильдебрандт М.В. обратилась в ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» с заявлением, в котором указала, что не имеет возможности приступить к работе в этом учреждении здравоохранения в связи с прохождением ее мужем службы в <адрес> и представила подтверждающий документ.
Гильдебрандт М.В. не возместила учреждению здравоохранения средства, затраченные на ее обучение в целевой клинической ординатуре академии.
В соответствии с п.п. 6, 7 Положения о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 года № 942, действовавшим на момент заключения договора между сторонами и утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 27 ноября 2013 года № 1076, студенты, заключившие контракт с учебным заведением, по их просьбе освобождаются от заключения и исполнения контрактов с работодателем в некоторых случаях, возникающих после заключения контракта с учебным заведением, в том числе в случае, если студент является женой (мужем) военнослужащих офицерского и начальствующего состава, прапорщиков, мичманов и других военнослужащих, работающих по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах Министерства внутренних дел Российской Федерации и других федеральных служб, если работа предоставляется не по месту службы их мужей (жен).
Студенты, заключившие контракт с образовательным учреждением и отказавшиеся от заключения контракта с работодателем либо расторгнувшие заключенный контракт (не выполняющие его условий), возмещают учебному заведению и работодателю до получения диплома затраты, связанные с установлением им государственной стипендии, других социальных пособий (доплат) и льгот на условиях и в порядке, определенных контрактом. От возмещения затрат освобождаются студенты, вошедшие в категорию лиц, указанных в пункте 6 настоящего Положения.
С учетом изложенного, поскольку Положение о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 942, действовало на момент заключения между сторонами договора на обучение врача в целевой клинической ординатуре за счет средств федерального бюджета на период <данные изъяты>, то нормы данного Положения подлежат применению к возникшим между сторонами правоотношениям.
Судом установлено, что Гильдебрандт М.В. является супругой военнослужащего, работающего по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, который направлен для прохождения службы в <адрес>, и в связи с изменением фактического места жительства ответчик не имела возможности выполнять работу в ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница», о чем уведомила работодателя.
В этой связи на основании п. 7 Положения о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 года № 942, ответчик Гильдебрандт М.В. подлежит освобождению от затрат, связанных с ее обучением в клинической ординатуре.
На основании изложенного в удовлетворении исковых требований ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» к Гильдебрандт М.В. о взыскании денежных средств в возмещение затрат на обучение следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении иска областного государственного учреждения здравоохранения «Смоленская областная клиническая больница» к Гильдебрандт М.В. о взыскании денежных средств в возмещение затрат на обучение отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца.
Председательствующий К.М. Макарова