Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года Кизеловский городской суд Пермского края
в составе:
председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Новиковой О.Н.,
с участием истицы Садретдиновой С.,
представлителя истицы - адвоката Кизеловского адвокатского офиса № 1 Кельн О.Ю., действующей на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Садретдиновой С. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Истица обратилась в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого, ссылаясь на наличие права на выделение социальной выплаты.
В судебное заседании истица на удовлетворении своих требований настаивает, пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ года она проживает и зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес>. На момент ликвидации шахты « Северная» также проживала в указанном доме, проживает в нем по настоящее время. Считает, что она имеет право на получение социальной выплаты, так как указанный дом признан непригодным для проживания по критериям безопасности. Просит предоставить ей социальную выплату на одного члена семьи для приобретения жилья за пределами города Кизела.
Представитель адвокат Кизеловского адвокатского офиса № 1 Кельн О.Ю. поддержала требования истицы, указав, что Садретдинова С. имеет право на получение социальной выплаты, так как проживала по вышеуказанному адресу на момент ликвидации шахты «Северная», в квартире была зарегистрирована, проживает в ней по настоящее время, другого жилья не имеет, жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности.
Представитель Администрации Кизеловского муниципального района в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, направил в адрес суда письменный отзыв, из которого следует, что право истицы на получение социальной выплаты не оспаривает, поскольку истица является нанимателем жилого помещения, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности, была зарегистрирована на момент ликвидации шахты, сохранила регистрацию по настоящее время. Предоставить социальную выплату администрация района может только при поступлении денежных средств.
Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился.
Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку они надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, о чем имеются расписки.
Выслушав пояснения истицы и ее представителя, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Садретдиновой С. подлежат удовлетворению.
Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.
Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля
( горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении и деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности от 20.06.1996 года № 81-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты
( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов
( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
В материалах проекта ликвидации шахты на каждый ветхий дом, непригодный для проживания по критериям безопасности и находящийся в зоне влияния горных работ ликвидируемой шахты должны быть приведены:
-планы горных работ с нанесением всех жилых домов попавших в зоны подработки, в том числе выделены ветхие дома, непригодные для проживания по критериям безопасности;
-подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ;
-заключение Бюро технической инвентаризации, подтверждающий технический износ дома ;
-заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.
Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника
( нанимателя).
Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».
Как было установлено судом и следует из материалов дела : шахта « Северная» ОАО «Кизелуголь» ликвидирована с 17.04.1998 года, что подтверждается приказом № 53 от 17.04.1998 года ( л.д. 19 ). Согласно ордера № серии № от ДД.ММ.ГГГГ квартира по адресу: <адрес> была предоставлена Садретдиновой С. на состав семьи из двух человек. В состав семьи кроме основного нанимателя был включен ее сын ( л.д. 9). Из сведений о регистрации истица зарегистрирована в жилом помещении <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, ФИО1 снят с регистрационного учета по аднному адресу с ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 7, 8, 18).
Из справки Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП « Центр технической инвентаризации Пермского края» следует, что физический износ жилого дома по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки на дату последнего обследования ДД.ММ.ГГГГ составляет №%. При обследовании дома выявлены : <...> Согласно заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» о степени влияния горных работ на состояние жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ года жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности и подлежащим сносу, поскольку фактическая величина деформации превышает допустимую величину ( л.д. 12).
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что истица Садретдинова С. имеет право на получение социальной выплаты.
В результате анализа приведенных выше правовых норм, суд считает, что меры социальной защиты носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в таком жилье, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты. При этом дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения ОАО « ВНИМИ».
Судом было установлено, что истица является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, имела в указанной квартире регистрацию на момент ликвидации шахты « Северная», в ней проживала, сохранила проживание и регистрацию в квартире по настоящее время. Жилой дом по адресу: <адрес> признан в установленном законом порядке непригодным для проживания по критериям безопасности. Другого жилого помещения истица не имеет, жилое помещение по адресу: <адрес> является для истицы единственным и постоянным местом проживания.
Поскольку истица до настоящего времени проживает в жилом доме, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности, то ее право на переселение за счет средств федерального бюджета должно быть судом защищено.
Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истице.
Садретдиновой С. следует предоставить социальную выплату из расчета одного члена семьи. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на одного члена семьи - 33 кв. м.
Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.
Таким образом, суд приходит к выводу о предоставлении истице социальной выплаты для приобретения жилья в избранном ею населенном пункте.
Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Садретдинову С. в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности.
Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить Садретдиновой С. социальную выплату на семью, состоящую из одного человека, для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранном для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Судья: подпись
ВЕРНО:
Судья: Н.Н. Рылова
Секретарь: О.Н. Новикова