Дело № 2-129/2021
УИД 10RS0009-01-2021-000282-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 ноября 2021 года пгт.Муезерский
Муезерский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Варламовой В.Л., при секретаре Ткаченко Ю.С., с участием истца Минина В.А., представителя истца Тимофеевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минина В.А. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, администрации Муезерского муниципального района, администрации Ругозерского сельского поселения, Мининой С.А. об установлении факта существования границ земельного участка на местности,
установил:
Минин В.А. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, администрации Муезерского муниципального района об установлении факта существования границ земельного участка на местности. Иск мотивирован тем, что истец Минин В.А. является собственником земельного участка с кадастровым <данные изъяты> В ГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым <данные изъяты>, статус «ранее учтенный», дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Земельный участок решением Ондозерского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен истцу в собственность бесплатно для развития личных подсобных хозяйств, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей № от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности истца зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации № Государственный кадастровый учет изменений земельного участка по уточнению местоположения границ и площади не осуществлялся. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и расположенными на территории Республики Карелия возложены на Министерство имущественных и земельных отношении РК. В целях уточнения границ земельного участка истец обратился в ООО «Геоком», кадастровым инженером Субботиным А.Ю. подготовлен межевой план земельного участка, определена площадь участка <данные изъяты>, дальнейшая работа по проведению кадастровых работ приостановлена, поскольку в отношении спорного земельного участка отсутствуют карты (планы), являющиеся картографической основой ЕГРН и (или) карты (планы), представляющие собой фотопланы местности, подтверждающие фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № истцу предложено обратиться в суд для признания права на земельный участок. Местоположение границы и площадь земельного участка с кадастровым № определялись с учетом фактического землепользования. Границы спорного земельного участка существуют на местности более пятнадцати лет и проходят по объектам искусственного происхождения - забору, возведенному более 15 лет назад. В заключении кадастрового инженера указана площадь уточняемого земельного участка <данные изъяты> меньше площади данного участка, указанной в ЕГРН, что не противоречит подп.32 п.1 ст.26 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015. Местоположение границ земельного участка соответствует сложившемуся более 15 лет назад землепользованию, с северной стороны граница участка проходит вдоль береговой полосы озера, с восточной и южной стороны по неразграниченным землям, с западной стороны по границе смежного земельного участка с кадастровым №, принадлежащего Мининой С.А. Границы земельного участка согласованы собственником смежного земельного участка, споров по границам земельного участка не имеется. На земельном участке находится принадлежащий истцу индивидуальный жилой дом, что подтверждается сведениями из похозяйственной книги № 3 за 1997-2001 годы, выданными МКУ «Муезерский межмуниципальный районный архив». Установление факта существования земельного участка в границах, определенных межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ необходимо для внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ и площади земельного участка. Ввиду отсутствия картографических материалов, без решения суда уточнить границы не возможно. Спор о праве на земельный участок в указанных истцом границах, подлежит разрешению в порядке искового производства и не может быть преодолен посредством установления юридического факта в порядке особого производства. Истец просит суд установить факт существования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, на местности пятнадцать и более лет в границах со следующими координатами характерных точек границ земельного участка: <данные изъяты>
Определениями суда в ходе производства по делу к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Ругозерского сельского поселения, Минина С.А.
Истец Минин В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал
по изложенным в иске основаниям, просил об удовлетворении иска.
Представитель истца Минина В.А. - Тимофеева А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила об удовлетворении иска.
Ответчик Министерство имущественных и земельных отношений РК в судебное заседание своего представителя не направил, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Представлены письменные мотивированные возражения относительно иска, иск удовлетворению не подлежит, Министерство имущественных и земельных отношений РК является ненадлежащим ответчиком, судебной защите подлежит только нарушенное право, однако истцом не указано каким образом права и законные интересы Министерством нарушены. В отношении земельных участков, находящихся в частной собственности, Министерство полномочия не реализует, исходя из Закона РК от 29.12.2015 № 1980-ЗРК, положения о Министерстве утв.постановлением Правительства РК от 02.11.2017 № 390-П, Министерство осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с 01.01.2016. По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым № поставлен на кадастровый ДД.ММ.ГГГГ, расположен по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, ограничения на земельный участок не зарегистрированы, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства РФ. Формирование спорного земельного участка и постановка его на государственный кадастровый учет происходила до вступления в силу Закона РК от 29.12.2015 № 1980-ЗРК. Каких-либо решений, направленных на формирование земельного участка с кадастровым № Министерство не принимало, равно как и решений о предоставлении данного земельного участка заинтересованным лицам на каком-либо виде права. Полномочия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав переданы территориальным органам Росреестра по субъектам РФ. Выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в ч.10 ст.22 Закона о регистрации, в реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные». В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством РФ о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории. При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
Ответчик администрация Муезерского муниципального района в судебное заседание своего представителя не направил, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Представлен письменный отзыв относительно иска, разрешение заявленных требований полагают на усмотрение суда, администрация Муезерского муниципального района не является органом исполнительной власти РК, осуществляющим функции распоряжения земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, указанные функции возложены на Министерство имущественных и земельных отношений РК.
Ответчик администрация Ругозерского сельского поселения в судебное заседание своего представителя не направила, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Ответчик Минина С.А. в судебном заседании не присутствовала, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ранее в судебном заседании указала на согласие с заявленными исковыми требованиями, спор с истцом относительно границ смежных земельных участков отсутствуют.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Управление Росреестра по РК в судебное заседание своего представителя не направило, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне филиал ФБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по РК» в судебное заседание своего представителя не направило, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ООО «ГеоКОМ» в судебное заседание своего представителя не направило, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно пред-
мета спора на стороне ответчика кадастровый инженер Субботин А.Ю. в судебном заседании не присутствовал, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, исследовав письменные материалы дела, имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 7 Всеобщей Декларации прав человека все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.
В соответствии с ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с п.3 ст.6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.
Согласно ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч.8), площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (ч.9), при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч.10).
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что истец Минин В.А. на основании свидетельства на право собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>
Из свидетельства на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что свидетельство выдано Минину В.А. на основании решения Ондозерского сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ, в собственность предоставлен земельный участок по адресу: <адрес>, количество соток <данные изъяты> для развития личных подсобных хозяйств.
Из выписок из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ относительно земельного участка с кадастровым № следует, что земельный участок поставлен на кадастровый учет, дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ, местоположение земельного участка: <адрес>, <данные изъяты>, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о наличии спора о местоположении границ земельного участка отсутствуют, сведения об обременениях и ограничениях отсутствуют, собственник Минин В.А., правоустанавливающий документ свидетельство на право собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, земельный участок с кадастровым № поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер, что соответствует требованиям ст.ст.37, 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», данный участок может выступать в качестве объекта гражданских прав.
Смежным земельным участком с участком истца с кадастровым №, является земельный участок с кадастровым № принадлежащий ответчику Мининой С.А.
Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ относительно земельного участка с кадастровым № следует, что земельный участок поставлен на кадастровый учет, дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ, местоположение земельного участка: <адрес>, категория земель: <данные изъяты>, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о наличии спора о местоположении границ земельного участка отсутствуют, сведения об обременениях и ограничениях отсутствуют, собственник Минина С.А., государственная регистрация права собственности произведена ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст.7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с п. 11 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ виды разрешенного использования
земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки. Использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (ч. 7 ст. 36 ГрК РФ).
В соответствии с п.1 ст.59 ЗК РФ признание права на земельный участок возможно в судебном порядке.
Согласно ч.7 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В силу ч.2 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В соответствии с п.3 ч.4 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» описание местоположения объекта недвижимости является одним из основных сведений об объекте недвижимости. В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: описание местоположения объекта недвижимости.
Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласно ст.68 ЗК РФ землеустройство включает в себя, в том числе, описание местоположения и (или) установление на местности границ объектов землеустройства.
В соответствии с п.1 ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с п.5 ст. ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением предусмотренных частью 6 настоящей статьи случаев.
Согласно ч.4, ч.5 ст.40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом РФ порядке.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 ЗК РФ).
Под межеванием земельного участка понимается определение его границ на местности.
Исходя из п.59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ № 10/22 от 20.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В целях уточнения границ и площади испрашиваемого земельного участка с кадастровым №, а также с целью внесения координат поворотных точек в ЕГРН, кадастровым инженером Субботиным А.Ю. проведены кадастровые работы по уточнению местоположения границ и площади земельного участка в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка, ДД.ММ.ГГГГ подготовлен межевой план и заключение.
Местоположение границ и площади земельного участка определялись с учетом фактического местоположения границы и в соответствии со свидетельством на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ №, по результатам проведенных измерений, площадь земельного участка составила <данные изъяты> кв.м. величина погрешности определения площади ±12, на <данные изъяты> меньше площади данного участка, указанной в государственном реестре недвижимости, что не противоречит подп.32 п.1 ст.26 Федерального закона № 218 от 13.07.2015. Земельный участок истца пересекает границу территориальной зоны, при уточнении границ земельного участка происходит уточнение кадастровых сведений о местоположении границ земельного участка, границы земельного участка истца устанавливаются в соответствии с правилами ч.9 ст.38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», характерными точками границы земельного участка с кадастровым № являются <данные изъяты>
Указанные в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ правила землепользования и застройки Ледмозерского сельского поселения, утв.решением 7 сессии 3 созыва Совета Ледмозерского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ суд при разрешении спора не применяет, поскольку данные правила на <адрес> не распространяются, поскольку <адрес> не входит в состав Ледмозерского сельского поселения, исходя из п.36 ст.3 Закон РК от 01.11.2004 № 813-ЗРК «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия» <данные изъяты> входит в состав Ругозерского сельского поселения.
Результаты кадастровых работ оформлены межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, площадь уточняемого земельного участка составляет <данные изъяты>., величина погрешности определения площади ±12, по сравнению с площадью земельного участка по сведениям ЕГРН <данные изъяты> уменьшилась на <данные изъяты>, что не противоречит п.32 ч.1 ст.26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
При этом, в межевом плане кадастрового инженера Субботина А.Ю. отсутствуют наименования и реквизиты документов карта (планы), являющиеся картографической основой ЕГРН, и (или) карты (планы), представляющие собой фотопланы местности, подтверждающие фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым № на местности 15 и более лет.
Границы земельного участка с кадастровым № являются смежными с грунтовыми дорогами общего пользования <адрес>, и смежным земельным участком принадлежащим соответчику Мининой С.А. №.
Как следует из межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ выполненного кадастровым инженером Субботиным А.Ю., характерными точками границы земельного участка с кадастровым № являются точки: <данные изъяты>, площадь земельного участка составляет <данные изъяты>
Исходя из приведенных в исковом заявлении истцом Мининым В.А. доводов, земельный участок с кадастровым № на котором расположен жилой дом не поставленный на кадастровый учет, существует в определенных кадастровым инженером межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ границах на местности более 15 лет.
Факт существования земельного участка с кадастровым № по <адрес> в определенных кадастровым инженером межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ границах на местности более 15 лет подтвердил допрошенный в ходе судебного разбирательства свидетель П., показавший, что границы земельного участка по характерным точкам установленным в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ не менялись на местности более 15 лет, земельный участок огорожен забором более 15 лет, границы земельного участка не переносились и определялись по границам дорог общего пользования окружающих земельный участок, а также забором, границы которого не переносились на протяжении более 15 лет, споров с правообладателями иных земельных участков на территории <адрес> относительно границ спорного земельного участка не имелось и не имеется.
Суд оценивая показания свидетеля П. полагает, что данные показания являются относимыми и допустимыми доказательствами по делу, поскольку они последовательны, непротиворечивы, взаимодополняемы, ничем не опорочены, согласуются с иными письменными материалами дела, оснований не доверять показаниям указанного свидетеля у суда не имеется, поскольку свидетель предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, суд признает данные показания достоверными, достаточными и находящимися во взаимной связи с иными доказательствами по делу в совокупности, являясь очевидцем произошедших событий, свидетель, наличие какой-либо заинтересованности в исходе дела,отрицал.
Фактическое землепользование земельного участка с кадастровым № закрепленное на местности объектами искусственного происхождения, составляет <данные изъяты> что не превышает 10% площади и соответствует требованиям земельного законодательства РФ.
Таким образом, земельный участок в ЕГРН имеет декларативную площадь <данные изъяты>., однако в результате кадастровых работ проведенных ДД.ММ.ГГГГ площадь земельного участка с кадастровым № уменьшилась до <данные изъяты> кв.м., величина погрешности определения площади ±12, земельный участок предоставлен истцу в 1992 году используется для эксплуатации жилого дома более 15 лет.
Согласно ч.9 ст.38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (утратившего силу с 01.01.2017) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Уточняемый земельный участок с кадастровым № как и другие земельные участки в кадастровом квартале № расположены в границах <адрес> на землях населенного пункта, вид разрешенного использо-
вания земельного участка: развитие личных подсобных хозяйств.
Таким образом, исходя из межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, показаний допрошенного в ходе судебного разбирательства свидетеля установлено, что местоположение границы и площадь земельного участка определялись с учетом фактического землепользования, естественных границ земельного участка, границы спорного земельного участка существуют на местности более пятнадцати лет и проходят по объектам искусственного происхождения – забору, с трех сторон земельный участок ограничен землями общего пользования, с четвертой стороны граничит со смежным земельным участком принадлежащем Мининой С.А., что подтверждается схемой расположения земельного участка и чертежом земельных участков и их частей, являющихся составной частью межевого плана.
Границы спорного земельного участка с кадастровым № по адресу: <адрес> определены по границе, существующей на местности длительное время, более 15 лет и закреплены на местности с использованием объектов искусственного происхождения (забора), земельный участок по всему периметру огражден забором, межевые знаки, установленные при межевании сохранены в виде ограждения, на местности передвижение забора не наблюдается, забор достаточно длительное время стоит на своем месте и фактическая территория земельного участка используется более 15 лет, сам участок правильный формы, не выступает за общую фасадную линию по отношению к смежному участку.
Спор по границам со смежными земельными участками относительно земельного участка с кадастровым № отсутствует, наложений границ спорного земельного участка на границы смежных земельных участков, а также пересечения границ не выявлено, что подтверждено пояснениями представителя истца, доводами иска, показаниями допрошенного свидетеля П., актом согласования границ от ДД.ММ.ГГГГ.
Оснований полагать, что при установлении границ спорного земельного участка по границам характерных точек приведенным кадастровым инженером в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ будут нарушены права и охраняемые законом интересы ответчиков или иных лиц, у суда не имеется.
В соответствии со ст.ст.264, 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Согласно ст.268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.
В данном случае, суд, считает доказанным, что в целях соблюдения положений земельного законодательства РФ, необходимо привести местоположение границ спорного земельного участка, в соответствии с фактическим местоположением, установленным по факту существования на местности 15 и более лет, согласно, заключению и межевому плану, изготовленному кадастровым инженером Субботиным А.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ, указавшему в межевом плане, что границы земельного участка установлены по правилам ч.9 ст.38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
При этом суд считает, что те обстоятельства, на которые ссылается истец в обоснование заявленных требований, являются правовым основанием для удовлетворения иска, поскольку целью кадастрового учета объектов недвижимости является внесение соответствующих действительности сведений об объекте недвижимости в ЕГРН, а существенными сведениями, в данном конкретном случае, являются достоверные сведения о местоположении (границах), площади объекта недвижимости.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о том, что земельный участок с кадастровым № в определенных в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ границах и площади существует на местности более пятнадцати лет, в данной связи заявленные истцом требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного само-
управления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
В соответствии со ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (п.1), органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п.2).
Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; 20) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательством РФ решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее также - приведение в соответствие с установленными требованиями), решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства РФ, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ; 39) участие в соответствии с федеральным законом в выполнении комплексных кадастровых работ.
В соответствии с ч. 3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством РФ решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 ч.1 настоящей статьи. Законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п.23 ч.1 настоящей статьи).
В соответствии с ч. 4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с ч.2 ст.14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст.19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
В силу ст.3 Закона Республики Карелия № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» полномочия, указанные в статье 1 данного Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.
В соответствии с Законом РК № 1980-ЗРК «О перераспределении полномо-
чий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», постановлением Правительства РК от 30.12.2015 № 446-П функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Государственный комитет РК по управлению государственным имуществом и организации закупок.
Постановлением Правительства РК от 26.09.2017 № 326-П Государственный комитет РК по управлению государственным имуществом и организации закупок преобразован в Министерство имущественных и земельных отношений РК.
Согласно подп.39 п.9 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений РК, утв.постановлением Правительства РК от 02.11.2017 № 390-П, Министерство осуществляет, среди прочих, полномочия по принятию решений о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов.
Согласно ст.5 Закона РК № 1980-ЗРК в случае, если до дня вступления в силу настоящего Закона органом местного самоуправления городского округа, поселения, муниципального района принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который расположен в границах этого городского округа, поселения, муниципального района и государственная собственность на который не разграничена, либо принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении такого земельного участка, либо размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка, предоставление такого земельного участка на основании данного решения или по результатам аукциона осуществляет орган местного самоуправления городского округа, поселения, муниципального района, который принял данное решение либо разместил или опубликовал указанное извещение.
Таким образом, по общему правилу с 01 января 2016 года предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Карелия осуществляется Министерством имущественных и земельных отношений РК. Администрация Ругозерского сельского поселения утратила полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Завершение ранее начатой процедуры предоставления земельного участка может осуществляться органом местного самоуправления, начавшим данную процедуру, при условии, если им были совершены действия, прямо предусмотренные положениями ст.5 Закона РК № 1980-ЗРК.
Поскольку Министерство имущественных и земельных отношений РК не наделено полномочиями по предоставлению земельных участков, расположенный на территории <адрес> собственность на которые разграничена, а равно не вправе претендовать на спорный земельный участок в том числе в порядке ст.1151 ГК РФ в порядке наследование выморочного имущества, в удовлетворении требований, заявленных к данному ответчику надлежит отказать.
В соответствии со ст.6 Закона РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе» для строительства дач, гаражей, а также индивидуальной предпринимательской деятельности и иного, не запрещенного законом использования, земельные участки предоставляются гражданам в пожизненное наследуемое владение либо пользование, в том числе аренду.
Согласно ст.7 Закона РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе» до юридического оформления земельных участков в собственность, пожизненное наследуемое владение, пользование, в том числе в аренду, в соответствии с действующим законодательством, за гражданами, которым земельные участки были предоставлены для индивидуального жилищного строительства, индивидуальных жилых домов, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дач и гаражей, для предпринимательской деятельности и иных не запрещенных законом целей, сохраняется установленное ранее право пользования земельными участками.
Частью 1 ст.49 Основ Гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31.05.1991 было предусмотрено, что земельные участки предоставляются гражданам в пожизненное наследуемое владение или в пользование для производства сельскохозяйственной продукции, в том числе для ведения подсобного хозяйства и садоводства, для возведения и использования жилых домов и иных строений на праве собственности, а также для удовлетворения других нужд, предусмотренных законодательными актами. Земельные участки для кооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставляются местной администрацией в соответствии с ее компетенцией.
В соответствии со ст.30 ЗК РСФСР (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ, которым введен в действие Земельный кодекс РФ) граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка в собственность или пожизненное наследуемое владение, должны были подать заявление в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков. В заявлении должны быть указаны цель использования участка, предполагаемые размеры и его местоположение. При передаче всего земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов являлось основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю.
Согласно ст. 64 Земельного кодекса РСФСР земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передавались по желанию граждан в собственность, пожизненное наследуемое владение местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.
Полномочия администрации в области использования земли и других природ-
ных ресурсов, охраны природы установлены в ст.ст.49, 51 Закона РФ от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации».
В п. 8 ст. 49 Закона РФ от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», действовавшей до 01.07.2006, было предусмотрено, что поселковый сельский совет определяет в соответствии с земельным законодательством порядок предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками на подведомственной совету территории.
В силу п. 1 ст. 51 Закона РФ от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» сельская администрация обладала полномочиями передавать в собственность и сдавать в аренду, изымать земельные участки в пределах черты поселка, сельсовета, а также из фонда других земель, переданных в ведение сельского совета.
Анализ указанных норм материального права позволяет сделать вывод, что до ДД.ММ.ГГГГ орган местного самоуправления <адрес> обладал полномочиями по предоставлению земельных участков на территории <адрес>, в настоящее время <адрес> входит в состав Ругозерского сельского поселения.
Поскольку администрация Муезерского муниципального района не была на момент предоставления земельного участка истцу Минину В.А. наделена полномочиями по предоставлению земельных участков, расположенный на территории <адрес> собственность на которые разграничена, а равно не вправе претендовать на спорный земельный участок в том числе в порядке ст.1151 ГК РФ в порядке наследование выморочного имущества, в удовлетворении требований, заявленных к данному ответчику надлежит отказать.
Суд, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, исходя из требований закона об их относимости, допустимости и достоверности, подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные обстоятельства, учитывая конкретные обстоятельства дела, исходя из презумпции добросовестности в действиях участников гражданских правоотношений, полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, оснований для отказа в удовлетворении иска суд не усматривает.
В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Истцом при подаче иска понесены судебные расходы уплачена государственная пошлина в размере 300 руб.
Расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. понесенные истцом в связи с рассмотрением дела и возможные ко взысканию, исходя из ст.98 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ, п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» с ответчиков администрации Ругозерского сельского поселения, Мининой С.А., суд полагает возможным отнести на истца, указавшего на необходимость отнесения данных расходов на истца и не настаивавшего на их взыскании с ответчика, учитывая также то, что ответчиками права и законные интересы истца каким-либо образом не нарушены.
Руководствуясь ст.ст.12, 55-56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Минина В.А. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, администрации Муезерского муниципального района, администрации Ругозерского сельского поселения, Мининой С.А. об установлении факта существования границ земельного участка на местности удовлетворить.
Установить факт существования земельного участка с кадастровым №, <данные изъяты> на местности пятнадцать и более лет в границах по следующим координатам характерных точек границ земельного участка указанным в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ определенных методом спутниковых геодезических измерений со средней квадратической погрешностью определения координат 0,10 м.: <данные изъяты>
В удовлетворении иска к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, администрации Муезерского муниципального района отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Л. Варламова
Мотивированное решение в порядке ч.3 ст.107, ст.199 ГПК РФ составлено 15 ноября 2021 года.
Последний день подачи апелляционной жалобы 15 декабря 2021 года.
Судья В.Л. Варламова