Дело № 2-2362/12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2012 года г. Уфа
Калининский районный суд г. Уфы РБ в составе
председательствующего судьи Давыдова Д.В.,
при секретаре Фазлиевой Д.Р., с участием представителя ответчика Администрации ГО г. Уфа Зотовой Н.Н. действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица МУП «Уфаводоканал» Васиковой Г.Ф. действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьевой Т.Ю. к Администрации городского округа г. Уфа о признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Соловьева Т.Ю. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа о признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу РБ, <адрес>, кадастровый номер №, площадью 811 кв.м.
В судебное заседание истец не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить, приведя в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель Администрации городского округа г. Уфа Зотова Н.Н. возражала против удовлетворения исковых требований, ввиду нахождения спорного земельного участка во втором поясе зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, что относится к землям ограниченным в обороте.
В судебном заседании представитель третьего лица МУП «Уфаводоканал» Васикова Г.Ф. возражала против удовлетворения исковых требований, ввиду нахождения земельного участка по адресу: <адрес> во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г. Уфы. Распоряжением Кабинета Министров РБ от ДД.ММ.ГГГГ №-р утверждена разработанная институтом «Коммунводоканалпроект» зона санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы в границах, установленных проектом «Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы».
Суд, выслушав доводы участников процесса, изучив и оценив материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Установлено, что истец Соловьева Т.Ю. является собственником индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании Свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано на основании Договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Жилой дом, принадлежащий истцу и расположенный по адресу: <адрес>, расположен на земельном участке, прошедшем в установленном порядке кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №, площадью 811 кв.м. и относится полностью к землям населенных пунктов.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управление по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа отказало истцу в предоставлении спорного земельного участка в собственность на том основании, что часть спорного земельного участка распложена в границах красных линий, кроме того, земельный участок находится во втором поясе санитарной охраны водных объектов.
В соответствии с п. 9.1 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В силу п. 7 ст.25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:
свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
один из документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.
Представление предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта документа не требуется в случае, если право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В судебном заседании установлено, что право собственности на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, зарегистрировано в установленном порядке.
В соответствии со ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Аналогичный принцип единства строения и земельного участка был закреплен и ранее действовавшим законодательством (Положением о земельных распорядках в городах, утвержденным Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 13 апреля 1925 года; ст.33 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 года; с.87 Земельного кодекса РСФСР 1970 года; с.37 Земельного кодекса РСФСР 1991 года).
Судом установлено, что право пользования спорным земельным участком в границах территории необходимой для обслуживания индивидуального жилого дома возникло у истца в виду перехода права собственности на жилой дом на основании Свидетельства о праве на наследство по завещанию № от ДД.ММ.ГГГГ к имуществу Леваниной Н.М.; Договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ от Рыбиной Е.М., которой домовладение принадлежало на основании Свидетельства о праве на наследство по завещанию № от ДД.ММ.ГГГГ и Свидетельства о праве на наследство № от ДД.ММ.ГГГГ. Первоначально, домовладение принадлежало Леванину М.Е. на основании Решения исполкома № от ДД.ММ.ГГГГ и регистрационного удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ, так же в личном пользовании находилась земля.
Согласно п. 4 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» граждане РФ, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 ЗК РФ.
Установлено, что истец Соловьева Т.Ю. является собственником жилого дома, расположенного по спорному адресу и используют спорный земельный участок по назначению, следовательно, она имеет право приобрести право собственности на спорный земельный участок в соответствии с правилами, установленными ст.36 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи, подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В данном случае единственным из предусмотренных ст.17 ФЗ от 21.07.1997 года №122-ФЗ оснований, способным установить право собственности истца на земельный участок является вступившее в законную силу решение суда, поскольку истец не может зарегистрировать свое право собственности на спорный земельный участок, ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на указанное имущество.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, ответчик не представил доказательств, свидетельствующих о невозможности передачи в собственность истцам испрашиваемого земельного участка, по причине его нахождения в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, и ограничения его в обороте.
Согласно ст.18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В соответствии с п.2 СанПиН 2.1.4.1110-02, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 10 от 14 марта 2002 г., СанПиН определяют санитарно -эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения (п.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Организации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории
ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех
поясов ЗСО (п.1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02).
В соответствии с п.4 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проект округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Таким образом, до установления границы зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (определения их на местности) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен утвердить соответствующий проект. Такой проект подлежит утверждению только при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Пунктом 5 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Таким образом, юридически значимого установления зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, не имеется. При таких обстоятельствах отказ в предоставлении земельных участков со ссылкой на ограничение в обороте в силу п.14 ч.5 ст. 27 ЗК РФ, является незаконным.
На основании изложенного, суд считает возможным исковые требования Соловьевой Т.Ю. о признании за ней права собственности на земельный участок удовлетворить.
Руководствуясь ст. ст. 198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Соловьевой Т.Ю. к Администрации городского округа <адрес> о признании права собственности на земельный участок, удовлетворить.
Признать за Соловьевой Т.Ю. право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, площадью 811 кв.м.
Данное решение является основанием для регистрации за Соловьевой Т.Ю. права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, площадью 811 кв.м в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РБ в течение месяца через Калининский районный суд г. Уфы.
СУДЬЯ: Подпись: Д.В. Давыдов