Дело №2-485/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2012 года Серебряно-Прудский районный суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кургузова М.В.
при секретаре Курбановой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО3, ФИО12 о признании недействительным протокола № от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания СНТ <данные изъяты><данные изъяты> о ликвидации, признании незаконной ликвидации, об обязании исключения записи о ликвидации из ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском (с учетом уточнения) к ФИО3, ФИО16 о признании
недействительным протокола № от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания членов СНТ <данные изъяты>
незаконной ликвидацию СНТ <данные изъяты>
об обязании ФИО19 исключить из ЕГРЮЛ запись о ликвидации СНТ <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представители истца по доверенности ФИО5 и по ордеру ФИО6, исковые требовании поддержали в полном объеме, пояснив, что истица является членом СНТ <данные изъяты> имеет участок №. В ходе решения вопроса об электроснабжении СНТ <данные изъяты> в мае ДД.ММ.ГГГГ года она узнала, как и многие другие члены СНТ, о его ликвидации. За решение о ликвидации СНТ <данные изъяты> она никогда не голосовала, о проведении собрания от ДД.ММ.ГГГГ ей также было не известно, считают, что для принятия на общем собрании садоводов решения о ликвидации общества отсутствовал кворум либо его вообще не было, протокол общего собрания фиктивный. Сама ликвидация была проведена с грубыми нарушениями действующего законодательства, что нарушило ее права как члена СНТ. Просила суд признать недействительными протокол № от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания членов СНТ <данные изъяты> незаконной ликвидацию СНТ <данные изъяты> и обязать ФИО26 исключить из ЕГРЮЛ запись о ликвидации СНТ <данные изъяты>
ФИО1 ФИО3 и его представитель по доверенности ФИО7, исковые требования не поддержали, пояснив, что ликвидация СНТ <данные изъяты> была проведена в полном соответствии с требованиями законодательства и в предусмотренном Федеральном законом №66-ФЗ и Уставом общества порядке. Члены <данные изъяты> желая перевести свои земельные участки в сельское поселение <данные изъяты>, большинством голосов принимали решение о ликвидации СНТ. В налоговый орган в установленном порядке были сданы все необходимые документы, после чего им было принято решение о внесении записи о ликвидации СНТ <данные изъяты> Просили суд в иске ФИО2 отказать в полном объеме.
ФИО27 своего представителя в суд не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие по имеющимся в деле доказательствам.
Заслушав пояснения представителей истца, ответчика и его представителя, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 19 Федерального Закона от 15.04.1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право обращаться в суд о признании недействительными, нарушающими его права и законные интересы решений общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо собрания уполномоченных, а также решений правления и иных органов такого объединения.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 46 Закона защита прав садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и их членов в соответствии с уголовным, административным, гражданским и земельным законодательством осуществляется посредством восстановления положения, существовавшего до нарушения их прав, и пресечения действий, нарушающих их права или создающих угрозу нарушения их прав.
Согласно п. 1 статьи 20 данного Закона органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления.
В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 15.04.1998г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся, в том числе, вопросы принятия решений о реорганизации или о ликвидации такого объединения, назначении ликвидационной комиссии, а также утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов.
В силу абз. 7 ч. 2 ст. 21 Федерального закона №66-ФЗ общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем пятьдесят процентов членов такого объединения (не менее чем пятьдесят процентов уполномоченных). Член такого объединения вправе участвовать в голосовании лично или через своего представителя, полномочия которого должны быть оформлены доверенностью, заверенной председателем такого объединения.
Аналогичные положения содержатся и в Уставе СНТ <данные изъяты>
Истица ФИО2 является членом СНТ <данные изъяты> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок №, расположенный по адресу: <адрес> Члены СНТ членских книжек не имеют. Стороны данные факты не оспаривали.
Установлено, что признаваемый недействительным протокол № от ДД.ММ.ГГГГ и принятое решение о ликвидации, стали основанием для внесения записи налоговым органом в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица. В частности в протоколе указано, что ДД.ММ.ГГГГ проведено общее собрание членов СНТ <данные изъяты> на котором решалось три вопроса: о ликвидации СНТ, ввиду необходимости присоединить земельные участки членов СНТ к деревне <адрес>, выборы ликвидационной комиссии, иные вопросы. В результате решили ликвидировать СНТ <данные изъяты> и избрать ликвидационную комиссию. Ликвидатором был назначен ФИО3, ставший ее председателем. Таким образом, суд считает ФИО3 надлежащим ответчиком по делу.
В ходе судебного заседания нашел свое подтверждение довод истца о том, что общее собрание от ДД.ММ.ГГГГ проводилось с нарушением порядка установленного требованиями Федерального закона и Устава СНТ. На собрании присутствовало менее 50% членов СНТ, информации о количестве членов товарищества, присутствующих на собрании, количестве проголосовавших за принятое решение нет, в связи с чем, не представляется возможным определить кворум. В Протоколе собрания были отражены данные ранее прошедших общих собраний от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, которые не были приняты налоговым органом в качестве решений о ликвидации.
Более того, подлинник Протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ суду не представлен, как и не представлен лист регистрации лиц, принимавших участие в собрании. В ликвидационном деле, предоставленном налоговым органом, протокол также отсутствует. Суд считает не допустимым доказательством ведомость от ДД.ММ.ГГГГ на ликвидацию товарищества. Данный документ является ведомостью по сбору денежных средств и не отражает факт регистрации членов СНТ присутствующих на собрании. В ведомости под подписями отражены различные даты.
Ввиду отсутствия листа регистрации участников общего собрания, суд ставит под сомнение наличие кворума и считает убедительными доводы истца и его представителей об отсутствии такового.
Доводы истца подтверждаются и показаниями свидетелей: ФИО8, ФИО9, ФИО10, которые пояснили, что на собрании от ДД.ММ.ГГГГ присутствовало не более 12 человек. Также свидетели подтвердили тот факт, что документы о реорганизации участникам собрания не предъявляли, и на собрании обсуждали только вопрос перехода земель СНТ к деревне <адрес>
Показания данных свидетелей суд считает достоверными. Данные свидетели давали последовательные, не противоречивые показания.
Анализируя доводы истца в отношении протокола общего собрания № от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что ставиться под сомнение как сам протокол, так и общее собрание, в отношении которого он был составлен.
Как указано выше в силу ст. 21 Федерального закона от 15.04.1998 г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся, в том числе, вопросы принятия решений о реорганизации или о ликвидации такого объединения, назначении ликвидационной комиссии, а также утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов.
Как видно из копии дела о ликвидации СНТ <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 в ФИО28 было сдано уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица, в разделе 3 которого указано, что промежуточный ликвидационный баланс составлен ДД.ММ.ГГГГ Также в декабре ДД.ММ.ГГГГ года председателем ликвидационной комиссии ФИО3 в ФИО29 был предоставлен ликвидационный баланс, составленный на ДД.ММ.ГГГГ, в котором указана дата утверждения ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, как установлено судом, промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы общим собранием не утверждались. Представитель ФИО1 ФИО7 данный факт не отрицал, пояснив, что названные балансы нулевые, поэтому ликвидационная комиссия общее собрание для утверждение балансов не собирала, посчитав, что данный факт не затрагивает права членов СНТ.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации необходимых сведений.
В соответствии с п. 4 ст. 5 указанного Закона на основании документов, представленных при государственной регистрации, в государственные реестры вносятся записи. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
Как усматривается из материалов дела, ликвидатор СНТ <данные изъяты> представил в регистрирующий орган полный пакет документов, необходимый для государственной регистрации прекращения деятельности СНТ и внесения в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи, в том числе ликвидационный баланс, не содержащий каких-либо сведений, в том числе о кредиторской задолженности.
Исходя из пункта 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Пунктами 1, 2 статьи 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (пункт 1). Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами (пункт 2).
Согласно статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Как следует из материалов дела и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, в нарушение названных требований промежуточный и ликвидационный балансы были составлены, но утверждены общим собранием не были. Ликвидатор представил в регистрирующий орган ликвидационный баланс с проставленной датой утверждения.
При названных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что действия ликвидатора нарушают права и законные интересы членов СНТ, совершены с нарушением действующего законодательства.
При данных обстоятельствах суд считает, что на государственную регистрацию был представлен ликвидационный баланс СНТ <данные изъяты> содержащий недостоверные сведения, что равносильно его непредоставлению, поскольку, исходя из приведенных выше требований Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», следует, что документы, представляемые в регистрирующий орган при регистрации юридического лица, должны обладать признаками достоверности. Документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут быть основанием для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
С учетом изложенного, у налогового органа отсутствовали законные основания для исключения из ЕГРЮЛ сведений об СНТ <данные изъяты> в связи с его ликвидацией, что влечет признание действий налогового органа недействительными. Однако, суд полагает необходимым отметить, что в рассматриваемой ситуации не идет речь об установлении вины налогового органа при вынесении такого решения, поскольку действующим законодательством, не предусмотрена обязанность регистрирующего органа проверять достоверность сведений в документах, представленных на государственную регистрацию. В силу соответствующих положений Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ответственность за достоверность сведений несет лицо, представляющее данные сведения, ликвидатор ФИО3
Вместе с тем формальное представление ликвидатором в регистрирующий орган полного пакета документов, предусмотренного статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», не может служить доказательством подтверждения законности процедуры ликвидации СНТ «Солнечное».
В соответствия со ст. 11, п. 3 ст. 5 Федерального закона №129-ФЗ, решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр; при этом в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются. Аннулирование, восстановление или признание недействительными записей в ЕГРЮЛ, признание недействительным решение о государственной регистрации не предусмотрено действующим законодательством РФ. Согласно действующему законодательству в ЕГРЮЛ могут быть внесены лишь новые записи.
Способом ликвидации и основанием для ликвидации садоводческого товарищества, являлось решение общего собрания садоводов № от ДД.ММ.ГГГГ, которое как указано выше судом, принято в нарушение установленного законом порядка, в связи с чем, решение налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации прекращения деятельности СНТ <данные изъяты> в связи с его ликвидацией по решению общего собрания садоводов от ДД.ММ.ГГГГ и соответствующую запись в ЕГРЮЛ 2125019002557 от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать действительными.
В этой связи, ФИО30 области, в соответствии с постановлением Правительства РФ №438 от 19.06.02 «О Едином государственном реестре юридических лиц», надлежит совершить определенные действия по восстановлению статуса СНТ <данные изъяты>
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО2 к ФИО3, ФИО31 удовлетворить.
Признать решение общего собрания СНТ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о ликвидации садоводческого некоммерческого товарищества СНТ <данные изъяты> – незаконным.
Признать государственную регистрацию прекращения деятельности СНТ <данные изъяты> (ОГРН №) в связи с его ликвидацией и соответствующую запись в Едином государственном реестре юридических лиц № от ДД.ММ.ГГГГ – недействительными.
Обязать ФИО32 совершить действия по восстановлению статуса СНТ <данные изъяты> в течение 10-ти календарных дней со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме в Московский областной суд через Серебряно-Прудский районный суд.
Федеральный судья М.В. Кургузов
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ