Судья Медянцева С.В. Дело № 33-14974/2018
Учет № 072г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
6 сентября 2018 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Насретдиновой Д.М.,
судей Гаянова А.Р. и Мелихова А.В.,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Гафиятовой Н.А. на решение Нурлатского районного суда Республики Татарстан от 5 июля 2018 года, которым постановлено:
исковое заявление Гафиятовой Н.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нурлатском районе и г. Нурлат Республики Татарстан об обязании выплаты назначенной страховой выплаты по старости 23 числа каждого месяца, отмене произведенной индексации назначенной пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии, выдаче справок о приостановлении и возобновлении выплаты пенсии, а также отмены выплат за инвалидность, вредность и выслугу лет оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Гафиятова Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Нурлатском районе и г. Нурлат Республики Татарстан о возложении обязанности по выплате назначенной страховой выплаты по старости 23 числа каждого месяца, отмене произведенной индексации назначенной пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии, выдаче справок о приостановлении и возобновлении выплаты пенсии, а также об отмене выплат за инвалидность, вредность и за выслугу лет.
В обоснование своих требований истец указала, что с 22 декабря 2017 года ей была назначена страховая пенсия по старости бессрочно в размере 6 038 рублей. Не согласившись с данным решением, истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о переоформлении назначенной пенсии, однако в этом ей было отказано. По мнению истца, действия ответчика по начислению и выплате ей пенсии, в том числе по определению даты ее получения, являются незаконными. Полагает, что ей необоснованно производится начисление федеральной социальной доплаты при отсутствии соответствующей выслуги, инвалидность ей не установлена, индексация также произведена неправомерно. По изложенным основаниям Гафиятова Н.А. просила суд возложить на ответчика обязанность по переоформлению назначенной ей пенсии, отменив незаконно произведенную индексацию в сумме 223 рублей 47 копеек, социальную доплату к пенсии в размере 1 969 рублей 79 копеек, выдачу выплаты по инвалидности, вредности, за выслугу лет, также истец просила обязать пенсионный орган осуществлять выдачу ей пенсии 23 числа ежемесячно, выдать ей соответствующие справки и продлить выплату назначенной пенсии в размере 6 038 рублей в связи с приостановлением.
В судебном заседании истец свои требования поддержала.
Представитель ответчика иск не признал, пояснив суду, что с 22 декабря 2017 года Гафиятовой Н.А. назначена страховая пенсия по старости, к которой также осуществлялась федеральная социальная доплата, поскольку ее размер ниже прожиточного минимума. Фактически начисляемую пенсию истец не получает. При этом на основании ее заявлений дата получения пенсии была изменена на 22 число каждого месяца, а также произведен перерасчет пенсии с исключением федеральной социальной доплаты с 1 июля 2018 года.
Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе она приводит те же доводы, что и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, настаивает на своей правовой позиции по делу, в силу которой полагает свои требования подлежащими удовлетворению.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.
Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ). Размер страховой пенсии рассчитывается индивидуально и зависит от нескольких факторов одновременно, в том числе и от уровня среднемесячного заработка.
Согласно статье 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 3 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ приостановление выплаты страховой пенсии производится в случае неполучения установленной страховой пенсии в течение шести месяцев подряд – на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок.
При устранении обстоятельств, указанных в части 1 настоящей статьи, возобновление выплаты страховой пенсии производится в том же размере, в каком она выплачивалась на день приостановления выплаты страховой пенсии, с учетом индексации и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (по основаниям, не предусматривающим подачи пенсионером заявления) в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 и частью 8 статьи 18 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона.
Возобновление выплаты страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, были получены соответствующие заявление о возобновлении выплаты страховой пенсии и документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи. При этом неполученные суммы указанной пенсии, определенные в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи, выплачиваются за все время, в течение которого выплата указанной пенсии была приостановлена.
В силу части 1 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации, включая ее доставку, производится за текущий месяц. Начисление за текущий месяц сумм страховой пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации производится в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
В соответствии с положениями частей 1, 4 – 6 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия. При этом для определения денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в части 3 настоящей статьи, в целях подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера представление документов не требуется.
Судом установлено, что с 22 декабря 2017 года Гафиятовой Н.А. назначена страховая пенсия по старости в размере 6 038 рублей 74 копеек бессрочно. С учетом произведенной индексации с 1 января 2018 года размер назначенной истцу пенсии составляет 6 262 рубля 21 копейка.
С целью доведения общей суммы материального обеспечения до величины прожиточного минимума, который с 2017 года составлял 8 232 рубля, истцу, как неработающему пенсионеру, также выплачивается федеральная социальная доплата. Размер указанной доплаты на момент назначения пенсии с 22 декабря 2017 года составлял 2 193 рубля 26 копеек, а с 1 января 2018 года – 1 969 рублей 79 копеек.
Иных выплат и доплат к пенсии пенсионным органом истцу не установлено.
Доставка пенсии истцу осуществляется в соответствии с графиком о выплате пенсий и пособий, утвержденным УФПС «Татарстан почтасы» 11 числа каждого месяца.
15 февраля 2018 года на заявление истца пенсионным органом последней был дан ответ № 06-14/493, в котором даны разъяснения о размере назначенной ей страховой пенсии по старости на общих основаниях, о проведенной с 1 января 2018 года индексации и о назначении федеральной социальной доплаты, а также об установленном порядке выплаты пенсии 11 числа каждого месяца.
Письмом ответчика от 28 апреля 2018 года № 06-14/1455 на обращение истца был дан ответ, что ей назначена страховая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также об отсутствии правовых оснований для прекращения выплаты федеральной социальной доплаты.
Письмом пенсионного органа от 23 мая 2018 года № 06-14/1189 Гафиятова Н.А. была уведомлена, что выплата пенсии будет приостановлена с 1 июля 2018 года в связи с неполучением ею установленной страховой пенсии в течение шести месяцев подряд. Также ей было разъяснено, что выплаты пенсии будут возобновлены после обращения с соответствующим заявлением.
22 июня 2018 года Гафиятова Н.А. обратилась к ответчику с заявлением, в котором она просила производить выплату страховой пенсии в размере 6 038 рублей 74 копеек бессрочно 22, 23 числа ежемесячно без федеральной социальной доплаты. От федеральной социальной доплаты она отказалась.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии для этого установленных законом оснований.
Судебная коллегия, соглашаясь с указанным выводом суда первой инстанции, признает доводы апелляционной жалобы истца несостоятельными, исходя из следующего.
Так, в силу приведенных выше законоположений, назначение и выплата федеральной социальной доплаты носит заявительный характер.
Пунктами 106 – 108 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года № 885н, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации организует доставку пенсии через организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсии, на основании заявления пенсионера.
Период, в течение которого ежемесячно производится доставка пенсии (далее – период доставки пенсии) на территории субъекта Российской Федерации, определяется организацией почтовой связи (иной организацией, занимающейся доставкой пенсии) по согласованию с территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Начало периода доставки пенсии устанавливается не ранее третьего числа текущего месяца.
В пределах периода доставки пенсии каждому пенсионеру устанавливается дата получения пенсии в соответствии с графиком доставки пенсии (далее – график).
Как было указано выше, с заявлением о выплате пенсии в размере 6 038 рублей 74 копеек, об отказе от федеральной социальной доплаты и о переносе даты выплаты пенсии Гафиятова Н.А. обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нурлатском районе и г. Нурлат Республики Татарстан 22 июня 2018 года.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика пояснил суду, что на основании этого заявления назначенная истцу федеральная социальная доплата отменена с 1 июля 2018 года, а дата доставки пенсии изменена на 22 число каждого месяца.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции не усмотрел в действиях ответчика нарушения прав и охраняемых законом интересов истца, в связи с чем обоснованно отказал ей в удовлетворении данных требований.
Выводы суда об отказе в удовлетворении исковых требований об отмене произведенной индексации назначенной истцу пенсии также признаются судебной коллегией правомерными, поскольку в силу положений части 6 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год, и от волеизъявления гражданина не зависит.
В целом доводы апелляционной жалобы истца повторяют правовую позицию, высказанную в суде первой инстанции, направлены на иную оценку исследованных судом обстоятельств, не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Нурлатского районного суда Республики Татарстан от 5 июля 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Гафиятовой Н.А. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи