Дело № 2-2408/2018
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
02 марта 2018 года
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Пономарёвой В.В.
при секретаре судебного заседания Балашовой К.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФКУ "ЕРЦ Минобороны России" к Савко Сергею Константиновичу о взыскании суммы излишне выплаченных денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ "ЕРЦ Минобороны России» обратилось в суд с указанным иском к Савко С.К. о взыскании суммы излишне выплаченных денежных средств указывая на то, что капитан Савко С.К. проходил военную службу в войсковой части <адрес>. Приказом командующего войсками 1 командования военно-воздушных сил и противовоздушной обороны от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик исключен из списков личного состава части <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ г. со счета Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее - ФКУ «ЕРЦ МО РФ») ответчику были перечислены денежные средства в качестве денежного довольствия с учетом повышающего коэффициента к должностному окладу за квалификационную категорию летного состава, надбавки за классную квалификацию, надбавки за прохождение военной службы в особых условиях, надбавки за работу со сведениями составляющими государственную тайну и ежемесячной премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, которые являются излишне выплаченными.
Из произведенных выплат Ответчику не причитается по закону 92701,57 руб. ДД.ММ.ГГГГ. сотрудниками органами в СПО «Алушта» (программа расчета денежного довольствия военнослужащих) была произведена корректировка сведений учета длительности стажа военной службы ответчика, что подтверждается фотокопией базы данных. О факте необоснованной выплаты ФКУ «ЕРЦ МО РФ» стало известно в ДД.ММ.ГГГГ после несения в СПО «Алушта» изменений о служебно-правовом положении ответчика.
Таким образом, на дату выплаты денежного довольствия ФКУ «ЕРЦ МО РФ» не обладало сведениями о статусе ответчика, не могло знать, что оно за период с ДД.ММ.ГГГГ полагалось в меньшем размере. Ответчику были перечислены денежные средства, которые в соответствии с действующим законодательством ему не полагались и были выплачены излишне в размере 92701,57руб., которые подлежат возврату в государственный бюджет.
В связи с чем, истец просит суд взыскать с Савко С.К. излишне выплаченные денежные средства в сумме 92701,57 руб., в пользу Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации».
В судебном заседании истец не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Савко С.К., в судебное заседание явился, возражал по существу заявленных требований, указав, что ему были недоплачены денежные средства и никаких переплат не было.
Третье лицо представитель войсковой части 23326 не явился, извещались.
Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о денежном довольствии денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В соответствии с п. 39 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2011 № 2700 надбавки выплачиваются на основании приказов соответствующих командиров (начальников) одновременно с выплатой окладов денежного содержания и отражаются в расчетно-платежной (платежной) ведомости в отдельных графах.
Судом установлено, что капитан Савко С.К. проходил военную службу в войсковой части №. Приказом командира восковой части 23326 ответчик исключен из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ.
За период с ДД.ММ.ГГГГ г. со счета ФКУ «ЕРЦ МО РФ» ответчику были перечислены денежные средства в размере 927 701,57руб. в качестве денежного довольствия с учетом повышающего коэффициента к должностному окладу за квалифицированную категорию летного состава, надбавки за классную квалификацию, надбавки за прохождение военной службы в особых условиях, надбавки за работу со сведениями составляющую государственную тайну и ежемесячной премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей. Произведенная выплата подтверждается расчетными листами, заявками на кассовый расход и реестрами на зачисление денежных средств.
Данная задолженность сформировалась в ДД.ММ.ГГГГ после внесения должностными лицами кадровых органов Минобороны РФ в СПО «Алушта» сведений о сдачи дел и должности Савко С.К.
В связи с отсутствием данных об изменении о служебно-правовом положении ответчика Савко С.К. при уже имеющейся информации в СПО «Алушта» были произведены выплаты денежного довольствия без учета ряда факторов, в том числе, таких как должность, звание, местность прохождения военной службы.
В период с ДД.ММ.ГГГГ г. со счета Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее - ФКУ «ЕРЦ МО РФ») ответчику были перечислены денежные средства в качестве денежного довольствия, в состав которого входили надбавки:
- коэффициент к окладу по воинской должности;
- надбавка за выслугу лет;
- ежемесячная надбавка за работу со сведениями составляющими государственную тайну;
- надбавка за квалификацию;
- надбавка за особые условия;
- премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей.
Сумма переплаты составила 92 701,57 руб.
Произведенная выплата подтверждаются расчетными листами за указанный период, а так же заявками на кассовый расход и реестрами на зачисление денежных средств.
Выплаты, составляющие денежное довольствие военнослужащих, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 07 ноября 2011г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - Закон о денежном довольствии) и Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2011 № 2700 (далее - Порядок).
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о денежном довольствии денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Ответчику были перечислены денежные средства в качестве денежного довольствия сумма переплаты составила 92 701,57 руб. (расчетные листы прилагаются).
В ДД.ММ.ГГГГ. сотрудниками органами в СПО «Алушта» (программа расчета денежного довольствия военнослужащих) произведена корректировка сведений о сдаче дел и должности Савко С.К. с ДД.ММ.ГГГГ (фотокопия базы данных прилагается), был произведен перерасчет денежного довольствия, в результате которого за ответчиком образовалась задолженность в размере 92701,57 руб.
В материалы дела представлена выписка из приказа командира войсковой части № № установлена надбавка за выслугу лет в размере 40% от оклада денежного содержания. В выписке из приказа указано, что в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. №2700 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации»: единовременное пособие при увольнении с военной службы в размере 7 окладов денежного содержания.В связи с выше изложенным, за период с ДД.ММ.ГГГГ. ответчику со счета ФКУ «ЕРЦ МО РФ» были перечислены денежные средства, которые в соответствии с действующим законодательством ему не полагались и были выплачены излишне (справка расчет прилагается) (л.д.9).
Излишне выплаченные денежные средства в размере 92701,57 руб. подлежат возврату в государственный бюджет исходя из следующего:
ФКУ «ЕРЦ МО РФ» осуществляет свою деятельность на основании Устава о ФКУ «ЕРЦ МО РФ» и Временного порядка взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчета денежного довольствия, заработной платы в Едином расчетном центре Министерства обороны Российской Федерации (далее - Временный порядок), с использованием специального программного обеспечения «Алушта».
В соответствии с п. 2 Временного порядка, границами ответственности ФКУ «ЕРЦ МО РФ» являются:
- выполнение централизованного своевременного расчета денежного довольствия и заработной платы;
- администрирование базы данных, обеспечивающей централизацию расчетов денежного довольствия и заработной платы.
Внесение в базу данных в полном объеме изданных приказов, а также сведений по военнослужащим возложены на кадровые органы в соответствии с границами ответственности. Внесение сведений в СПО «Алушта» и обмен данных происходит в электронном формате с использованием существующих каналов связи (системы передачи данных МО РФ; каналов межвидовой системы обмена электронной корреспонденции; автоматизированной информационной системы электронного документооборота МО РФ) на основании подлинных документов.
Согласно временному порядку, приказы в ФКУ «ЕРЦ МО РФ» не поступают и ФКУ «ЕРЦ МО РФ» не могло достоверно знать об изменении статуса военнослужащего.
Следовательно, сотрудники ФКУ «ЕРЦ МО РФ», производя начисления денежного довольствия военнослужащим по информации, уже имеющейся в СПО «Алушта», не могут обладать информацией о произведенных в нарушении законодательства выплатах.
Таким образом, на дату выплаты денежных средств, ФКУ «ЕРЦ МО РФ» не обладало сведениями о статусе ответчика, не могло знать, что данная выплата полагалась в меньшем размере.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал в постановлениях от 26 декабря 2002 года N 17-П, от 17 мая 2011 года N 8-П и от 21 марта 2013 года N 6-П, что, заключая контракт о прохождении военной службы, гражданин реализует конституционное право на свободное распоряжение своими способностями к труду и на выбор рода деятельности. Также, в указанных судебных актах определено, что военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и осуществляемой в публичных интересах.
Этим обусловливается правовой статус военнослужащих, а также содержание характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству. Военная служба отличается от других видов трудовой деятельности, и поэтому реализация конституционного 5 права на труд в условиях военной службы имеет свои особенности. Так, порядок выплаты денежного довольствия военнослужащим регулируются нормами не трудового или гражданского, а военного законодательства (Определение Конституционного Суда РФ от 30.09.2004 № 322-0).
Абзацем 2 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 29 мая 2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснено, что военная служба предполагает осуществление полномочий государства по обеспечению своего суверенитета и иных важнейших государственных интересов, а военнослужащие являются носителями публичной власти. В связи с этим правоотношения, связанные с исполнением военнослужащими общих, должностных и специальных обязанностей, являются публично-правовыми. Согласно правовым позициям, высказанным Европейским Судом по правам человека, споры, связанные с прохождением военной службы, не являются спорами о гражданских правах, в том числе при наличии требований материального характера.
Тем самым, военно-служебные отношения характеризуются особыми публичными правами и обязанностями военнослужащих, которые не имеют аналогов в частно-правовых отношениях, а также в иных государственно-служебных отношениях. Для таких отношений характерен метод исключительно законодательного регулирования в отличие от договорного регулирования, преобладающего в трудовом праве.
Данная позиция находит свое отражение и в п. 3 ст. 2 ГК РФ, согласно которому к имущественным отношениям, основанным на административном и ином властном подчинении одной стороны другой гражданское законодательство не применяется.
В соответствии со ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Истец узнал о нарушенном праве в ДД.ММ.ГГГГ. после расчета денежного довольствия с учетом внесенных сотрудниками кадровых органов изменений в СПО «Алушта». Иск подан ДД.ММ.ГГГГ, таким образом суд считает, что срок исковой давности истцом не пропущен.
Денежные средства подлежат возврату ФКУ «ЕРЦ МО РФ» как излишне выплаченные. При этом, перечисленные денежные средства в большем размере при изложенных обстоятельствах противоречит действующему законодательству и нарушает законные права и интересы государства.
Исходя из принципа, установленного ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый вправе рассчитывать на равное вознаграждение лишь за равный труд.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2001 года № 5-П, не должен нарушаться справедливый баланс между правом военнослужащего на получение денежного довольствия в качестве вознаграждения за службу и правомерными интересами общества и государства, в соответствии с которыми подлежит признанию и защите имущество, находящееся в федеральной собственности, в том числе денежные средства, выплаченные военнослужащему в большем, чем следовало, размере.
Поскольку денежное довольствие в качестве средств к существованию было выплачено ответчику в причитающемся размере, а взыскиваемые денежные средства были выплачены сверх причитающихся по закону, они подлежат возврату в федеральный бюджет как излишне выплаченные.
Требование о возврате не полагающихся по закону денежных средств, выплаченных военнослужащему, направлено также на своевременное и справедливое финансовое обеспечение военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации, сбалансированность и стабильность бюджетной системы Российской Федерации и является одним из способов контроля Министра обороны Российской Федерации за целевым расходованием бюджетных средств в соответствии с его компетенцией.
Таким образом, возврат излишне выплаченных денежных средств направлен в том числе на обеспечение стабильности, целостности и сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.
Оценивая представленные по делу доказательства, суд считает их относимыми, допустимыми и достоверными, и в их совокупности и взаимной связи достаточными для разрешения гражданского дела, а исковые требования – подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193 – 199, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ФКУ "ЕРЦ Минобороны России" удовлетворить.
Взыскать с Савко Сергея Константиновича в пользу Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» излишне выплаченные денежные средства в размере 92 701,57 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.В.Пономарёва
Решение в окончательной форме принято 16 марта 2018года
Судья В.В. Пономарёва