КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33а-33440/2020 (№ 2а-868/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 декабря 2020 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Онохова Ю.В.
судей Леганова А.В., Морозовой Н.А.
по докладу судьи Морозовой Н.А.
при ведении протокола секретарем с/з Курской Ю.Д.
слушала в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зайцевой О.В. к администрации МО Туапсинский район, Управлению архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район о признании незаконными решения по апелляционной жалобе представителя Зайцевой О.В. по доверенности Федченко А.В. на решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 17 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зайцева О.В. обратилась в Туапсинский районный суд с административным исковым заявлением к администрации МО Туапсинский район, Управлению архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район о признании незаконными решения.
В обоснование своих требований ссылается на то, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: Туапсинский район, <Адрес...> площадью 303 кв.м, с кадастровым номером <№...>.
Зайцева О.В. обратилась в Управление архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства с приложением необходимых документов, однако 26 сентября 2019 года Управлением архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район административному истцу выдано уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Зайцева О.В. полагает, что уведомление от 26 сентября 2019 года является незаконным, в связи с чем, она обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.
Обжалуемым решением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 17 сентября 2020 года отказано в удовлетворении требований Зайцевой О.В. к администрации МО Туапсинский район, Управлению архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район о признании незаконными решения.
С указанным решением суда не согласился представитель Зайцевой О.В. по доверенности Федченко А.В. и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для его правильного рассмотрения, нарушены нормы материального и процессуального права.
Также Федченко А.В. указал, что строительство зданий и сооружений в зонах, подверженных затоплению, подтоплению, допускается с соблюдением строительных норм и правил.
Возражений относительно доводов жалобы не поступало.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями о получении сторонами по делу заказной корреспонденции, от руководителя департамента архитектуры и градостроительства Краснодарского края Позднякова И.В. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя департамента, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Зайцевой О.В. на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: Туапсинский район, <Адрес...>, площадью 303 кв.м, с кадастровым номером <№...>.
Управлением архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район Зайцевой О.В. на уведомление административного истца о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 23:33:0204005:158, выдано уведомление о несоответствии указанных в уведомлении, параметрах и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 02 июля 2020 года № 1458 по основаниям расположения земельного участка в границах зоны возможного подтопления в соответствии с генеральным планом и правилами землепользования и застройки Шепсинского сельского поселения Туапсинского района Краснодарского края.
В соответствии со статьей 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, а данном случае Управление Архитектуры и градостроительства в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок; в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Как следует из сведений ИСОГД МО Туапсинский район, земельный участок с кадастровым номером <№...>, расположен в границах зоны возможного использования территории после проведения комплекса инженерных мероприятий по предотвращению затопления, в границах водоохраной зоны, в границах второй зоны санитарной охраны курортов Туапсинского района.В силу части 2 статьи 104 Земельного кодекса РФ в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно части 2 статьи 67.1 Водного кодекса РФ размещение объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 1825-р запрещено размещение в зонах потенциального затопления новых объектов капитального строительства.
Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 года № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления, согласно положениям которых, зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
В силу пункта 10 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 1 января 2022 года нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется.
Пунктами 8 – 9 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года решением органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
Зоны затопления на территории муниципального образования Туапсинский район определены не только постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район, но и отображены в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, из которых следует, что земельный участок, принадлежащий административному истцу, находится в границах зоны возможного подтопления, при этом доказательств, подтверждающих обратное, а также, что собственником водного объекта проведены специальные защитные мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, не представлено.
Судом первой инстанции правильно установлено, что сведениями ИСОГД МО Туапсинский район, основанными на генеральном плане и правилах землепользования и застройки соответствующей территории, утвержденных и опубликованных в установленном порядке, установлен факт расположения земельного участка, принадлежащего административному истцу, в зоне возможного подтопления, следовательно, осуществление строительства в которой возможно исключительно после проведения комплекса инженерных мероприятий по предотвращению затопления.
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что оспариваемое уведомление административного ответчика является законным и обоснованным, при этом доказательств, подтверждающих обратное, а также, что установленные в отношении земельного участка ограничения не препятствуют в разрешении испрашиваемого административным истцом вопроса, не представлено.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 227 КАС РФ, в случае признания судом действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе удовлетворении требований Зайцевой О.В. к администрации МО Туапсинский район, Управлению архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район о признании незаконными решения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение районного суда об отказе в удовлетворении требований Зайцевой О.В. следует признать законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения в суде апелляционной инстанции, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
На основании части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Однако, доводы жалобы не содержат доказательств, которым не была дана оценка судом первой инстанции и не опровергают выводы суда первой инстанции, которые не вызывают сомнений в своей правильности, в связи с чем, они не могут служить основанием к отмене решения суда.
Юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судом первой инстанции определены верно.
С учетом изложенного, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 17 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Зайцевой О.В. по доверенности Федченко А.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано через суд первой инстанции в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в установленные Законом сроки.
Председательствующий Ю.В. Онохов
Судья Н.А. Морозова
Судья А.В. Леганов