Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-58/2021 (3а-282/2020;) ~ М-304/2020 от 25.12.2020

Дело № 3а-58/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                

15 февраля 2021 года город Орёл

Орловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Георгиновой Н.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО2,

с участием представителя административного ответчика Правительства Орловской области ФИО3, представителя административного ответчика Бюджетного учреждения Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» ФИО4, действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Пульс-Агро» к Правительству Орловской области, Управлению Росреестра по Орловской области, Бюджетному учреждению Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,

                СѓСЃС‚ановил:

Общество с ограниченной ответственностью «Пульс-Агро» (ОГРН 1095745000163) (далее по тексту ООО «Пульс-Агро», Общество) обратилось в Орловский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области, Управлению Росреестра по Орловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра в лице филиала по Орловской области), Бюджетному учреждению Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» (далее также - БУ ОО «МР БТИ») об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований Общество указало, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>

Кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке от 7 августа 2020 года с уточнениями от 25 января 2021 года, тем самым, затронуты права и обязанности Общества как плательщика арендной платы, исчисляемой исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

По изложенным основаниям Общество, с учетом уточнения заявленных требований в процессе судебного разбирательства, просит суд установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 387000 кв.м, категория земель: сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 1397 070 руб. 00 коп.

В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Орловской области ФИО3, представитель административного ответчика БУ ОО «МР БТИ» ФИО4 не возражали против удовлетворения уточненных административных исковых требований.

Представитель административного истца ФИО5, представители административных ответчиков Управления Росреестра по Орловской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Орловской области, представитель заинтересованного лица на стороне административных ответчиков Отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Верховского района Орловской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили.

В соответствии со статьей 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения представителей административных ответчиков, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований, по следующим основаниям.

Исходя из положений части 1 статьи 245 КАС РФ, частей 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.

Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как видно из материалов административного дела, Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 387000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, для сельскохозяйственного производства.

Указанные обстоятельства подтверждаются договором аренды земельного участка от 8 мая 2014 года, заключенным между Отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Верховского района Орловской области и Обществом на срок 7 лет, по условиям которого арендная плата за пользование земельным участком исчисляется с учетом показателя кадастровой стоимости (л.д.13-16,17 т.1).

Из исследованной судом выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, по состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 2 287 170 руб. (л.д.9 т.1).

В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

Обращаясь с требованием о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, Общество представило в суд отчет об оценке рыночной стоимости от 7 августа 2020 года с уточнениями от 25 января 2021 года, которые составлены оценщиком ООО «Оценка +» ФИО6, являющейся членом саморегулируемой организации оценщиков Ассоциация «Русское общество оценщиков», имеющей квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению оценочной деятельности: «оценка недвижимости».

В соответствии с выводами, содержащимися в уточненном отчете от 25 января 2021 года № рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 1 января 2019 года в размере 1 397 070 руб. (л.д.3-93 т.2).

Уточненный отчёт об определении рыночной стоимости земельного участка выполнен на дату, по состоянию на которую сведения об этом объекте имеются в Едином государственном реестре недвижимости, соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно - правовому регулированию оценочной деятельности.

При составлении отчета от 25 января 2021 года № оценщик применил сравнительный подход в рамках метода сравнения продаж, мотивированно отказался от использования доходного и затратного подходов, провел анализ рынка предложений по продаже объектов-аналогов земельных участков, проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, соответствующий требованиям федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств, которые опровергали бы рыночную стоимость земельного участка, приведенную в уточненном отчете об оценке от 25 января 2021 года, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка заявлены не были.

Суд, исследовав отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости и уточнения к нему, сопоставив их содержание с иными имеющимися в деле доказательствами, считает, что уточненный отчет об оценке отвечает требованиям относимости, допустимости и достаточности, не вызывает сомнений в его достоверности.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление ООО «Пульс-Агро» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, подлежит удовлетворению.

Поскольку датой обращения Общества в суд с административным исковым заявлением является 24 декабря 2020 года, то указанную дату следует считать датой подачи им заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Пульс-Агро» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 387000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, для сельскохозяйственного производства, в размере его рыночной стоимости 1 397070 (один миллион триста девяносто семь тысяч семьдесят) рублей 00 копеек по состоянию на 1 января 2019 года.

Датой подачи заявления ООО «Пульс-Агро» о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 24 декабря 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 19 февраля 2021 года.

Председательствующий Н.А. Георгинова

Дело № 3а-58/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                

15 февраля 2021 года город Орёл

Орловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Георгиновой Н.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО2,

с участием представителя административного ответчика Правительства Орловской области ФИО3, представителя административного ответчика Бюджетного учреждения Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» ФИО4, действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Пульс-Агро» к Правительству Орловской области, Управлению Росреестра по Орловской области, Бюджетному учреждению Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,

                СѓСЃС‚ановил:

Общество с ограниченной ответственностью «Пульс-Агро» (ОГРН 1095745000163) (далее по тексту ООО «Пульс-Агро», Общество) обратилось в Орловский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области, Управлению Росреестра по Орловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра в лице филиала по Орловской области), Бюджетному учреждению Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» (далее также - БУ ОО «МР БТИ») об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований Общество указало, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>

Кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке от 7 августа 2020 года с уточнениями от 25 января 2021 года, тем самым, затронуты права и обязанности Общества как плательщика арендной платы, исчисляемой исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

По изложенным основаниям Общество, с учетом уточнения заявленных требований в процессе судебного разбирательства, просит суд установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 387000 кв.м, категория земель: сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 1397 070 руб. 00 коп.

В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Орловской области ФИО3, представитель административного ответчика БУ ОО «МР БТИ» ФИО4 не возражали против удовлетворения уточненных административных исковых требований.

Представитель административного истца ФИО5, представители административных ответчиков Управления Росреестра по Орловской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Орловской области, представитель заинтересованного лица на стороне административных ответчиков Отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Верховского района Орловской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили.

В соответствии со статьей 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения представителей административных ответчиков, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований, по следующим основаниям.

Исходя из положений части 1 статьи 245 КАС РФ, частей 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.

Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как видно из материалов административного дела, Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 387000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, для сельскохозяйственного производства.

Указанные обстоятельства подтверждаются договором аренды земельного участка от 8 мая 2014 года, заключенным между Отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Верховского района Орловской области и Обществом на срок 7 лет, по условиям которого арендная плата за пользование земельным участком исчисляется с учетом показателя кадастровой стоимости (л.д.13-16,17 т.1).

Из исследованной судом выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, по состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 2 287 170 руб. (л.д.9 т.1).

В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

Обращаясь с требованием о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, Общество представило в суд отчет об оценке рыночной стоимости от 7 августа 2020 года с уточнениями от 25 января 2021 года, которые составлены оценщиком ООО «Оценка +» ФИО6, являющейся членом саморегулируемой организации оценщиков Ассоциация «Русское общество оценщиков», имеющей квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению оценочной деятельности: «оценка недвижимости».

В соответствии с выводами, содержащимися в уточненном отчете от 25 января 2021 года № рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 1 января 2019 года в размере 1 397 070 руб. (л.д.3-93 т.2).

Уточненный отчёт об определении рыночной стоимости земельного участка выполнен на дату, по состоянию на которую сведения об этом объекте имеются в Едином государственном реестре недвижимости, соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно - правовому регулированию оценочной деятельности.

При составлении отчета от 25 января 2021 года № оценщик применил сравнительный подход в рамках метода сравнения продаж, мотивированно отказался от использования доходного и затратного подходов, провел анализ рынка предложений по продаже объектов-аналогов земельных участков, проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, соответствующий требованиям федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств, которые опровергали бы рыночную стоимость земельного участка, приведенную в уточненном отчете об оценке от 25 января 2021 года, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка заявлены не были.

Суд, исследовав отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости и уточнения к нему, сопоставив их содержание с иными имеющимися в деле доказательствами, считает, что уточненный отчет об оценке отвечает требованиям относимости, допустимости и достаточности, не вызывает сомнений в его достоверности.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление ООО «Пульс-Агро» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, подлежит удовлетворению.

Поскольку датой обращения Общества в суд с административным исковым заявлением является 24 декабря 2020 года, то указанную дату следует считать датой подачи им заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Пульс-Агро» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 387000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, для сельскохозяйственного производства, в размере его рыночной стоимости 1 397070 (один миллион триста девяносто семь тысяч семьдесят) рублей 00 копеек по состоянию на 1 января 2019 года.

Датой подачи заявления ООО «Пульс-Агро» о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 24 декабря 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 19 февраля 2021 года.

Председательствующий Н.А. Георгинова

1версия для печати

3а-58/2021 (3а-282/2020;) ~ М-304/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Пульс-Агро"
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Орловской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области
БУ ОО "МБТИ"
Правительство Орловской области
Другие
Отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Верховского района
Суд
Орловский областной суд
Судья
Георгинова Наталья Александровна
Дело на сайте суда
oblsud--orl.sudrf.ru
25.12.2020Регистрация административного искового заявления
28.12.2020Передача материалов судье
28.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.01.2021Предварительное судебное заседание
29.01.2021Предварительное судебное заседание
15.02.2021Судебное заседание
19.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее