Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 сентября 2016 года город Иваново
Ивановский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – Смирнова Е.И., при секретаре судебного заседания – Черновой ., с участием ответчиков Челышевой и Быкова ., их представителя адвоката Нестерова ., представившего удостоверение № № от 16 апреля 2014 года и ордер № № от 01 июля 2016 года, рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда гражданское дело по исковому заявлению федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении Челышевой и членов ее семьи к исполнению обязательства о сдаче жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
В Ивановский гарнизонный военный суд из Тейковского районного суда Ивановской области со ссылкой на правила подсудности поступило гражданское дело по иску Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении Челышевой и членов ее семьи к исполнению обязательства о сдаче жилого помещения.
Учитывая требования части 4 статьи 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, данное гражданское дело было принято к производству Ивановского гарнизонного военного суда.
При этом истец просил суд о нижеследующем:
- обязать Челышеву ., Быкова и Челышеву исполнить соглашение от 10 декабря 2014 года;
- освободить и сдать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
- предоставить в Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации выписки из домовой книги о снятии с регистрационного учета по адресу: <адрес>
- предоставить в Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации копии финансового лицевого счета на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с отметками о его закрытии и отсутствии задолженности;
- представить в Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации копию акта приема-передачи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, управляющей компании с отметками о сдаче ключей в управляющую компанию.
Начальник Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и руководитель территориального управления социальной защиты населения по городскому округу Тейково и Тейковскому муниципальному району, установленным порядком уведомленные о месте, дате и времени судебного заседания, в суд не прибыли, своих представителей не направили.
В судебном заседании ответчик Челышева исковые требования не признала, дав следующие объяснения. В настоящее время она и члены ее семьи действительно зарегистрированы и проживают в служебном жилом помещении, предоставленном ей органами военного управления, и находящемся по адресу: <адрес>. Ответчик также подтвердила, что в феврале 2015 года на ее расчетный счет была перечислена жилищная субсидия в размере <данные изъяты>. Эта выплата, пояснила далее Челышева, была предоставлена ей, а также ее детям Быкову и Челышевой ., поскольку ее супруг и двое других детей были обеспечены органами военного управления жилым помещением в городе <данные изъяты>. Часть жилищной субсидии она израсходовала на приобретение своему сыну Быкову жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, а оставшиеся денежные средства в настоящее время находятся на банковском счете. Вместе с тем, она продолжает проходить военную службу по контракту в войсковой части 00000, дислоцированной в городе <данные изъяты>, где ее семья не имеет жилых помещений для постоянного проживания. При этом ей, как многодетной матери органами местного самоуправления выделен земельный участок для индивидуального жилищного строительства в Тековском районе Ивановской области, а также лес для строительства. В связи с этим, пояснила далее Челышева, она полагает, что имеет право с семьей проживать в занимаемом служебном жилом помещением до окончания прохождения ею военной службы или завершения строительства жилого дома на предоставленном ей участке. Ответчик также обратила внимание суда на то, ее муж относится к гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации и имеет самостоятельное право на получение служебного жилого помещения по месту работы в городе Тейково, то есть сохранение за ее семьей права пользования спорной служебной квартирой является, по меньшей мере, целесообразным.
Ответчик Быков в судебном заседании исковые требования также не признал, поддержав доводы Челышевой.
Ответчик Челышева ., <данные изъяты>, в судебное заседание ввиду малолетнего возраста не прибыла, и ее интересы представляет Челышева
Представитель ответчиков – адвокат Нестеров исковые требования к своим доверителям не признал, мотивировав свою позицию следующим. Челышева была в установленном порядке принята на учет нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания в городе Иваново. Получив жилищную субсидию, его доверитель приобрела жилье именно в этом населенном пункте, однако продолжает проходить военную службу в городе Тейково, находящемся от города Иваново на расстоянии более тридцати километров. Таким образом, пояснил далее Нестеров, ответчик и члены ее семьи, как не имеющие жилых помещений по месту прохождения Челышевой военной службы, имеют право на служебное жилье в городе Тейково.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах – в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим – гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
Военнослужащим – гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее – жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более – по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 приведенного Кодекса к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
Согласно статье 93 Кодекса служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Статьей 99 Кодекса определено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Частью 1 статьи 103 Кодекса установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
При этом ни Челышева ., ни члены ее семье к категориям граждан, перечисленных в части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не относятся, а обстоятельств, указанных в части 2 статьи 102 этого же Кодекса не возникало.
В соответствии с положениями статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры. Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются, в том числе, органом государственной власти Российской Федерации – в жилищном фонде Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений.
Пунктом 1 данной Инструкции определено, что военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах – в других близлежащих населенных пунктах
Таким образом, в соответствии с требованиями статей 93 и 99 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и положениями приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 служебные жилые помещения, включенные в жилищный фонд Министерства обороны Российской Федерации, предоставляются военнослужащим, - как отдельной категории граждан, по установленным в законе основаниям.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 510 утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы.
В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка предоставленная военнослужащим и членам их семей жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно копии договора № № найма служебного жилого помещения государственного жилищного фонда, относящегося к Министерству обороны Российской Федерации от 17 мая 2007 года он заключен 43 эксплуатационно-технической комендатурой – войсковая часть 000000 и Челышевой в отношении служебной двухкомнатной квартиры, находящейся по адресу: <адрес>
По делу установлено и сторонами не оспаривался следующий состав семьи Челышевой :
- супруг – ФИО1;
- дочь – ФИО2
- сын – Быков <данные изъяты>
- дочь – ФИО3
- дочь – Челышева <данные изъяты>
Как усматривается из копии решения заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 10 сентября 2012 года № № ФИО1, ФИО4 и ФИО3 предоставлена отдельная двухкомнатная квартира общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенная по адресу: <адрес>
Получение ФИО1., ФИО2 и ФИО3 указанного жилого помещение подтверждается исследованными в суде копиями договора социального найма жилого помещения от 12 сентября 2012 года № № и акта приема-передачи этой квартиры от этой же даты.
Согласно решению Ивановского гарнизонного военного суда 06 июня 2013 года Челышева ., как заключившая первый контракт о прохождении военной службы 09 октября 1997 года, продолжающая проходить военную службу и не подлежащая увольнению, имеет право на обеспечение жильем для постоянного проживания по месту прохождения службы в городе Тейково.
Из копии решения начальника отделения (территориального, г. Иваново) федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 10 июля 2013 года № № усматривается, что Челышева принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма со следующим составом семьи:
- сын – Быков
- дочь – Челышева
В качестве избранного ответчиком места жительства в данном решении указан город Иваново.
Как установлено из копии заявления Челышевой от 28 августа 2014 года, она обратилась к начальнику отделения (территориального, г. Иваново) с просьбой о перечислении ей субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений).
Исследованием в судебном заседании обращения Челышевой к начальнику отделения (территориального, г. Иваново) от 07 ноября 2014 года установлено, что данный ответчик вновь обратилась с просьбой о перечислении ей субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений).
В соответствии с письменным сообщением начальника отделения (территориального, г. Иваново) в адрес Челышевой от 02 декабря 2014 года № № до сведения ответчика доведено, что она состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания в городе Тейково Ивановской области.
Из копии представления военного прокурора Ивановского гарнизона от 24 октября 2014 года явствует, что проведенной по жалобе Челышевой проверкой установлено, что она имеет право на предоставление жилого помещения для постоянного проживания или денежных средств для его приобретения во внеочередном порядке.
Указанное обращение Челышевой в органы военной прокуратуры свидетельствует о ее активных целенаправленных действий для получения жилищной субсидии именно во внеочередном порядке.
Как усматривается из копии решения заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № № от 19 февраля 2015 года Челышевой на состав семьи: Быков и Челышева предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере <данные изъяты>.
Исследованием в суде копии платежного поручения № № от 27 февраля 2015 года установлено, что Челышевой перечислена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в сумме <данные изъяты>.
Из копии соглашения от 10 декабря 2014 года усматривается, что оно заключено между отделением (территориальным, г. Иваново) федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и Челышевой ., Быковым Челышевой ., которые приняли на себя обязательство о сдаче служебного жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, в течение четырех месяце после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет.
Как следует из решения начальника отделения (территориального, г. Иваново) от 06 марта 2015 года № № Челышева снята с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с перечислением на ее банковский счет жилищной субсидии.
Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права от 17 марта 2015 года № Челышевой на основании договора купли-продажи квартиры от 11 марта 2015 года принадлежит на праве собственности 1/20 доли в жилом помещении общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенном по адресу: <адрес>
Ответчик Челышева в судебном заседании пояснила, что именно это жилое помещение было приобретено ею на часть субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) и материнского капитала.
Как следует из копий письменных уведомлений начальника отделения (территориального, г. Иваново) от 18 августа 2015 года № № и от 03 августа 2015 года № № Челышевой и членам ее семьи предложено установленным порядком освободить и сдать жилищным органам Министерства обороны Российской Федерации занимаемое служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Вместе с тем, указанные уведомления ответчиками до настоящего времени не исполнены.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Челышева и абсолютно все члены ее семьи обеспечены жилыми помещениями либо субсидией для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) от органов военного управления, однако продолжают удерживать служебное жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>
Оценивая представленные по делу доказательства в их совокупности, военный суд приходит к выводу о том, что ответчик Челышева и проживающие совместно с ней члены ее семьи в настоящее время утратили право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>
Поскольку ответчик и члены ее семьи утратили право пользования служебным жилым помещением, добровольно приняли на себя обязательство об освобождении указанной квартиры, они подлежат безусловному выселению из спорной квартиры в порядке, установленном статьей 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, а договор служебного найма жилого помещения № № от 17 мая 2007 года подлежит расторжению.
Помимо этого в соответствии с пунктами 3 и 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 713 от 17 июля 1995 года ответчик и все зарегистрированные в служебном жилом помещении, находящемся по адресу: <адрес>, члены ее семьи подлежат снятию с регистрационного учета по данному адресу.
Кроме того, занятие спорного служебного помещения Челышевой и членами ее семьи нарушает права других лиц (военнослужащих и членов их семей), состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилья. При этом ни Челышева ., ни члены ее семьи не относятся к категории граждан, выселение которых из спорного помещения не допускается без предоставления другого жилья.
В соответствии с требованиями пунктов 1, 2 и 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Вышеприведенные намеренные действия Челышевой свидетельствуют о злоупотреблении ею своим правом, направленным на незаконное удержание служебного жилого помещения после исполнения органами военного управления перед нею и членами ее семьи всех обязательств по обеспечению их жильем для постоянного проживания.
На эти выводы военного суда не влияет продолжение Челышевой прохождения военной службы в войсковой части 00000, дислоцированной в городе Тейково, поскольку она, как имеющая право на получение жилья только по месту прохождения службы и реализовавшая его путем получения жилищной субсидии, направила полученные от органов военного управления денежные средства не на приобретение жилого помещения по месту прохождения военной службы, а распорядилась им по своему усмотрению.
Наряду с этим приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 510 напрямую определено, что жилищная субсидия может быть использована военнослужащими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, в нарушение приведенной нормы действующего законодательства Челышева использовала предоставленную ей субсидию не по назначению, что также свидетельствует о злоупотреблении ею своими правами с намерением неправомерного пользования служебной квартирой.
Также злоупотреблением правами с целью продолжить незаконное удержание служебного жилого помещения и воспрепятствовать выселению из него военный суд расценивает регистрацию по адресу: <адрес>, иных членов семьи Челышевой ., которые не принимали на себя обязательство по его освобождению.
Несостоятельными суд признает и доводы Челышевой о предоставлении ей, как многодетной матери, земельного участка для жилищного строительства в Тейковском района Ивановской области, выделении органами местного самоуправления леса, и, как следствие, необходимость сохранения за нею права пользования служебным жилым помещением до окончания строительства жилого дома на предоставленном участке.
Указанные намерения по строительству индивидуального жилого дома, так же как и статус многодетной матери не свидетельствуют о законности проживания ответчика и членов ее семьи в неправомерно удерживаемом служебном жилом помещении.
Ссылки ответчика на наличие у ее мужа, как гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, права получить служебное жилое помещение по месту его работы в городе Тейково, как основание удержания занимаемой служебной квартиры также являются безосновательными, поскольку предоставление ФИО1 именно служебного жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, действующим законодательством не предусмотрено.
Отвергает как несостоятельные суд и ссылки представителя ответчиков о признании Челышевой нуждающейся у получении жилого помещения для постоянного проживания в городе Иваново, поскольку вступившим в законную силу решением Ивановского гарнизонного военного суда от 24 октября 2014 года определено, что она имеет право на получение такового жилья исключительно по месту прохождения ею военной службы, то есть в городе Тейково.
Вместе с тем, рассматривая данное гражданское дело в рамках заявленных истцом требований, военный суд полагает эти требования не подлежащими удовлетворению.
Так, требования истца обязать Челышеву ., Быкова и Челышеву исполнить соглашение от 10 декабря 2014 года, освободить и сдать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, являются необоснованными ввиду того, что статьей 103 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен иной порядок изъятия служебных жилых помещений из незаконного владения и пользования – выселение по решению суда.
Суд также учитывает, что гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации о выселении Челышевой и членов ее семьи из спорного жилого помещения находится в производстве Тейковского районного суда Ивановской области, однако производство по нему в настоящее время приостановлено.
По вышеуказанным основаниям военный суд также отказывает истцу в удовлетворении его требований о возложении на ответчиков обязанности предоставить в Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации выписки из домовой книги о снятии с регистрационного учета с отметками о его закрытии и отсутствии задолженности, копию акта приема-передачи жилого помещения управляющей компании с отметками о сдаче ключей в управляющую компанию, а также копию финансового лицевого счета на жилое помещение по адресу: <адрес>
Данный вывод военного суда основывается на том, что указанные действия ответчики должны совершить также в рамках статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, военный суд
РЕШИЛ:
Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в удовлетворении искового заявления к Челышевой ., Быкову и Челышевой – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Ивановский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.И. Смирнов