Дело № 11-6/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Инсар 16 сентября 2021 г.
Инсарский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Катковой С.В.,
при секретаре судебного заседания Царапкиной И.А., Москвитиной Е.В.
с участием в деле:
представителя истца ООО «РЕМОНДИС Саранск» Киржаевой Н.А.,
ответчика Зимулькиной Н.А.,
рассмотрев гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» к Зимулькиной Н. А., Зимулькину А. В., Кильдешовой Л. А. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, расходов по оплате государственной пошлины, почтовых расходов по апелляционной жалобе Зимулькиной Н.А., Зимулькина А.В., Кильдешовой Л.А. на решение мирового судьи судебного участка Инсарского района Республики Мордовия от 06.07.2021,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» (далее по тексту – ООО «РЕМОНДИС Саранск») обратилось в суд с иском к Зимулькиной Н.А., Зимулькину А.В., Кильдешовой Л.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по тем основаниям, что 11 августа 2017 г., по результатам конкурсного отбора между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия и ООО «РЕМОНДИС Саранск», заключено Соглашение № 72/47, по условиям которого ООО «РЕМОНДИС Саранск» наделено статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту – ТКО) на территории Республики Мордовия с момента подписания Соглашения до 31 декабря 2027 г.
На территории Инсарского района Республики Мордовия обязательства регионального оператора ООО «РЕМОНДИС Саранск» исполняет с 01 мая 2018 г. С указанной даты ответчики являются потребителями услуги по обращению с ТКО, оказываемой региональным оператором, однако не оплачивают ее. Сумма задолженности ответчиков за период с 01.09.2018 по 31.03.2021 составила 7923 рубля 24 копейки.
С учетом уточненных исковых требований, ООО «РЕМОНДИС Саранск» просит взыскать солидарно с ответчиков задолженность за период с 01.09.2018 по 31.03.2021 в размере 7510 рублей 29 копейки, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей, а также почтовые расходы в сумме 298 рублей 50 копеек.
Решением мирового судьи судебного участка Инсарского района Республики Мордовия от 06.07.2021 исковые требования удовлетворены, с Зимулькиной Н.А., Зимулькина А.В., Кильдешовой Л.А. в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск» взыскана задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.09.2018 по 31.03.2021 в размере 7510 рублей 29 копейки, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей, а также почтовые расходы в сумме 298 рублей 50 копеек. Не согласившись с решением суда, ответчики Зимулькина Н.А., Зимулькина А.В., Кильдешова Л.А. подали апелляционную жалобу.
В апелляционной жалобе просят решение суда отменить в связи с тем, что услугой истца они не пользуются. В территориальной зоне, где расположен их жилой дом по адресу: <адрес>, не организовано обращение с ТКО, площадка для сбора ТКО находится от дома на расстоянии не соответствующим п. 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10 (постановление Главного государственного санитарного врача от 10.06.2010 № 64) и они не имеют возможности пользоваться услугами регионального оператора ООО «РЕМОНДИС Саранск». Договор с ООО «РЕМОНДИС Саранск» не заключали, следовательно, задолженности перед истцом по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО не имеют.
В судебное заседание Зимулькин А.В., Кильдешова Л.А., не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании Зимулькина Н.А. доводы апелляционной жалобы поддержала. Дополнительно пояснила, что услугами ООО «РЕМОНДИС Саранск» ответчики не пользуются, так как контейнер расположен от места жительства на расстоянии примерно 350 метров. Отходы утилизируют самостоятельно.
В судебном заседании представитель ООО «РЕМОНДИС Саранск» Киржаева Н.А. относительно доводов апелляционной жалобы возразила.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Зимулькина Н.А., Зимулькин А.В., Кильдешова Л.А. (до 31.10.2020), зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>.
В соответствии с Уставом ООО «РЕМОНДИС Саранск» является юридическим лицом, к основным видам деятельности которого относится: прием, перевозка, обработка, вторичная переработка и удаление любых видов отходов, а также оказание других связанных с этим услуг; строительство и эксплуатация объектов размещения отходов и мусоросжигательных установок; производство материалов из вторичного сырья, оптовая и розничная торговля оборудованием, сдача его в аренду, установка оборудования и его техническое обслуживание.
Основным видом деятельности ООО «РЕМОНДИС Саранск» является сбор отходов, дополнительными видами деятельности являются, в том числе: обработка и утилизация отходов; обработка и утилизация лома стекла; обработка отходов бумаги и картона; обработка отходов и лома пластмасс; обработка отходов резины; обработка отходов текстильных материалов; обработка прочего вторичного неметаллического сырья.
Из условий соглашения от 11 августа 2017 г. № 72/47 об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Мордовия следует, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия поручило, а ООО «РЕМОНДИС Саранск» приняло на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с ТКО, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и настоящим соглашением, на территории Республики Мордовия. Статус регионального оператора по обращению с ТКО присвоен региональному оператору ООО «РЕМОНДИС Саранск» на период с момента подписания настоящего соглашения до 31 декабря 2027 г.
В силу пункта 7.2.2 дополнительного соглашения № 1 к соглашению от 11 августа 2017 г. № 72/47 об организации деятельности по обращению с ТКО, региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по настоящему соглашению в полном объеме на территории Инсарского района Республики Мордовия с 1 мая 2018 г.
4 апреля 2018 г. в газете «Известия Мордовии» и на своем официальном сайте региональный оператор ООО «РЕМОНДИС Саранск» разместило публичную оферту (договор) на оказание услуг по обращению с ТКО для физических лиц - собственников, арендаторов, пользователей жилых помещений в многоквартирных жилых домах в частном секторе Республики Мордовия.
Опубликованный договор содержит все необходимые для данного вида договора существенные условия. В договоре изложены: предмет договора (оказание услуг по обращению с ТКО, обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение; потребитель обязуется оплачивать услуги по цене, определенной в пределах утвержденного тарифа (пункт 2.1), права и обязанности сторон (пункт 5.1), срок начала оказания услуг (пункт 2.5), порядок фиксации нарушений (пункт 7), ответственность сторон (пункт 8), сроки и порядок оплаты услуг по договору (пункт 3).
В силу пункта 1.5 опубликованной публичной оферты (договора) потребители предоставляемой услуги уведомлены о том, что заключением договора, то есть полным и безоговорочным принятием (акцептом) потребителем условий договора и всех его приложений, являющихся неотъемлемой частью договора в соответствии с пунктом 1 статьи 433, пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации является совершение потребителем действий, свидетельствующих о намерении потребителя присоединиться к настоящему публичному договору, изложенному в данной оферте, в том числе перечислении денежных средств за оказание услуги по обращению с ТКО потребителем на расчетный счет регионального оператора, фактическое пользование представленными региональным оператором контейнерами или иные действия, свидетельствующие о фактическом пользовании услугой регионального оператора. Заключение договора на оказание услуги по обращению с ТКО также возможно путем подписания потребителем двух экземпляров настоящего договора в офисе регионального оператора. При этом оба способа заключения договора являются юридически равнозначными и влекут за собой одинаковые юридические последствия.
Датой начала оказания услуг по обращению с ТКО для физических лиц Инсарского района установлено 1 мая 2018 г. (пункт 2.5 договора).
Прямой договор оказания услуг по обращению с ТКО между ООО «РЕМОНДИС Саранск» и Зимулькиной Н.А., Зимулькиным А.В., Кильдешовой Л.А. не был заключен.
Приказами Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 19 марта 2018 г. № 23 и от 17 декабря 2018 г. № 218 (с учетом внесения изменений приказом от 14 марта 2019 г. № 15) установлены предельные тарифы на услугу регионального оператора в сфере обращения с ТКО ООО «РЕМОНДИС Саранск» на 2018-2019 годы для населения (с учетом НДС) с 1 апреля по 30 июня 2018 г. включительно 546 руб. 23 коп., с 1 июля по 31 июля 2018 г. включительно 546 руб. 48 коп., с 1 августа по 31 декабря 2018 г. включительно 501 руб. 85 коп., с 1 января по 31 марта 2019 г. включительно 492 руб. 42 коп., с 1 апреля по 30 июня 2019 г. включительно 474 руб. 53 коп.
Постановлением Правительства Республики Мордовия «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Мордовия» от 5 апреля 2017 г. № 225, утверждены нормативы накопления ТКО на территории Республики Мордовия. Среднегодовой норматив накопления ТКО на 1 одного проживающего в индивидуальном жилом доме составляет 2,2 куб. м (2,2 куб. м: 12 мес. = 0,183333 куб. м на 1 проживающего в месяц).
За период с 01.09.2018 по 31.03.2021. на основании утвержденных тарифов и норматива накопления ТКО Зимулькину А.В. на состав семьи из 3 человек за услуги по обращению с ТКО направлялись платежные извещения, всего начислено 7510 руб. 29 коп.
Ответчики факт неоплаты ООО «РЕМОНДИС Саранск» услуг по обращению с ТКО за указанный период не оспаривали, однако считали, что производимые ООО «РЕМОНДИС Саранск» начисления незаконны, поскольку между Зимулькиной Н.А., Зимулькиным А.В., Кильдешовой Л.А. и ООО «РЕМОНДИС Саранск» нет договорных отношений, услугой по обращению с ТКО, предоставляемой названным обществом они фактически не пользовались, улица, по которой они проживают не оборудована специальными площадками для установки контейнеров, контейнеры для сбора мусора установлены далеко от их жилого дома.
Из копий приложений к постановлениям Администрации городского поселения Инсар Инсарского муниципального района Республики Мордовия от 31.12.2019 № 180 и от 02.03.2020 № 20 следует, что на территории названного поселения установлено 142 контейнера и утверждена схема размещения мест (площадок) ТКО.
При таких обстоятельствах, мировой судья пришел к выводу, что исковые требования ООО «РЕМОНДИС Саранск» подлежат удовлетворению, поскольку ответчики акцептировалии свое согласие с опубликованным в газете договором, с заявлением о заключении письменного договора на иных условиях, чем предусмотрено в оферте, к региональному оператору не обращались, следовательно, должны добросовестно выполнять свою обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО.
Проверив расчет ООО «РЕМОНДИС Саранск», мировой судья признал его правильным, а размер задолженности ответчиков равным 7510 руб. 29 коп., подлежащим взысканию с ответчиков.
Данные выводы мирового судьи являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и указывают на верное применение норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Так, в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 3 статьи 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с ТКО.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу части 9 статьи 155 ЖК РФ собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила (далее Правила) предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. № 232 Правила дополнены разделом XV(1), который регулирует вопросы предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (пункт 148 (1) Правил).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 148 (2)).
Согласно пункту 6 указанных Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора. Такой договор может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическим потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг (абзац 2 пункта 30 Правил).
То есть, совершение потребителем действий по фактическому потреблению коммунальных услуг свидетельствует о заключении между сторонами вышеназванного договора.
В соответствии с частью 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, по смыслу изложенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома, обязанный его содержать, обязан, в том числе и оплачивать услуги по вывозу и утилизации ТКО.
Отношения в сфере оказания услуг по обращению с ТКО регулируются Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (далее Закон).
В целях реализации задач, предусмотренных Законом, а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12 ноября 2016 г. принято постановление № 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающих порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 3 раздел I). При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (пункт 4 раздел I).
Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Закон предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1 статьи 24.7).
Согласно пункту 2 статьи 24.7 приведенного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 4 данной статьи собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»).
В силу пункта 6 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. 641» (действовавшего до 2 октября 2018 г.) региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного дома или жилого дома, адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора.
В силу пункта 7 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, в случае если до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, заключенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями, коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями соглашения.
Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре.
Согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (пункт 4 статьи 426 ГК РФ).
Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора (пункт 1 статьи 435 ГК РФ), при этом договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (пункт 1 статьи 433 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 437 ГК РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (пункт 3 статьи 438 ГК РФ).
В силу части 20 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО, но не позднее 1 января 2019 г.
В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Жилищного кодекса Российской Федерации самостоятельное содержание имущества собственником в отношении сбора и вывоза ТКО, за исключением крупногабаритных отходов, невозможно и должно производиться в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Тем самым, в силу закона потребители - собственники жилых домов обязаны заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.
Следовательно, между ООО «РЕМОНДИС Саранск» и ответчиками Зимулькиной Н.А., Зимулькиным А.В., Кильдешовой Л.А. сложились отношения, связанные с оказанием услуг по обращению с ТКО, в соответствии с которыми последние обязаны надлежащим образом исполнять обязанность, оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора и оснований для освобождения их от обязанности оплаты услуг ООО «РЕМОНДИС Саранск» по вывозу ТКО нет.
При этом суд считает, что само по себе отсутствие заключенного письменного договора с региональным оператором ООО «РЕМОНДИС Саранск» не освобождает потребителей Зимулькину Н.А., Зимулькина А.В., Кильдешову Л.А. от оплаты оказанных услуг, которые подлежат оплате с даты начала оказания услуг региональным оператором, а именно с 01.09.2018 по 31.03.2021 в соответствии с указанным соглашением. В свою очередь ответственность за незаключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с даты начала оказания услуг региональным оператором возложена на потребителя.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют и ответчиками не представлены доказательства самостоятельного вывоза или утилизации бытовых отходов, заключения соответствующих договоров с иными лицами, а также неиспользования установленных мусорных контейнеров на территории г. Инсара.
Поскольку самостоятельная утилизация ТКО недопустима, обращение с отходами, в том числе лицензируемая деятельность по регулярной транспортировке отходов, должно обеспечиваться посредством заключения соответствующих договоров со специализированными предприятиями, а факт оказания ООО «РЕМОНДИС Саранск» услуги по сбору и вывозу ТКО юридическим и физическим лицам, в том числе по <адрес>, подтверждается маршрутными графиками на механизированную уборку твердых коммунальных отходов, то предоставление услуги по обращению с ТКО считается заключением договора путем совершения конклюдентных действий.
В этой связи довод апелляционной жалобы ответчиков о том, что услугами регионального оператора они в спорный период не пользовались, является несостоятельным и отклоняется судом апелляционной инстанции.
Несостоятельны и доводы апелляционной жалобы о незаключении между сторонами договора ввиду того, что ООО «РЕМОНДИС Саранск» не исполнило возложенную на него обязанность по заключению с Зимулькиной Н.А., Зимулькиным А.В., Кильдешовой Л.А. договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Заключение договора в письменной форме путем подписания одного документа или обмена документами напрямую зависит от воли самого потребителя. Отсутствие договора в письменной форме при совершении последней действий по принятию услуг, не освобождает ответчиков от обязательств по оплате таких услуг.
Вопреки доводам апелляционной жалобы к правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО и мусора, применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре, который считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения, подписи потребителя, а моментом его заключения является момент, когда потребитель совершил любые действия о принятии им предложенных условий.
Вывод мирового судьи о наличии акцептов Зимулькиной Н.А., Зимулькиным А.В., Кильдешовой Л.А. публичной оферты путем потребления ответчиками заявленных услуг ООО «РЕМОНДИС Саранск» по обращению с ТКО основан на собранных по делу доказательствах, которые оценены мировым судьей по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, что предусмотрено положениями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы ответчиков о том, что они не могут пользоваться контейнерами, установленными на расстоянии примерно 350 метров от их домовладения, несостоятельны, поскольку истец не несет обязанности по расстановке контейнеров для сбора ТКО на территории г. Инсар. Действующим законодательством данная обязанность возложена на органы местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что содержание представленных ООО «РЕМОНДИС Саранск» письменных доказательств не позволяет установить в какой период, из каких мест накопления вывозились ТКО и вывозились ли они вообще, также подлежат отклонению, поскольку ООО «РЕМОНДИС Саранск» является единственной организацией, оказывающей услуги по обращению с ТКО населению на территории г. Инсара.
Довод апелляционной жалобы о том, что ООО «РЕМОНДИС Саранск» не были организованы надлежащим образом места сбора мусора для жителей <адрес>, не может являться основанием к отмене решения суда, поскольку региональный оператор ООО «РЕМОНДИС Саранск» полномочиями по определению мест (площадок) для сбора ТКО не наделен.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену или изменение решения мирового судьи, поскольку направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных мировым судьей в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ.
Суд апелляционной инстанции полагает, что доводы апелляционной жалобы ответчиков сводятся к несогласию с выводами мирового судьи и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены мировым судьей при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы мирового судьи, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены мировым судьей правильно. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана мировым судьей с соблюдением требований норм процессуального права, в связи с чем правовых оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, к отмене или изменению состоявшегося судебного решения, не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка Инсарского района Республики Мордовия от 06.07.2021 по делу по иску ООО «РЕМОНДИС Саранск» к Зимулькиной Н. А., Зимулькину А. В., Кильдешовой Л. А. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, расходов по оплате государственной пошлины, почтовых расходов оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья Инсарского районного суда
Республики Мордовия С.В. Каткова
Мотивированное апелляционное определение составлено 16 сентября 2021 г.
Судья Инсарского районного суда
Республики Мордовия С.В. Каткова