Дело № 2-698/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 марта 2015 года
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Коневских О.В.
при секретаре Седининой Ю.Н.,
с участием представителя истца Соколова А.А.,
представителя ответчика Жаворонковой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бояршиновой Г. Е. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми о признании решения незаконным, включении периодов в стаж, назначении пенсии,
у с т а н о в и л:
Бояршинова Г.Е. обратилась в суд, указав, что ДД.ММ.ГГГГ. она обратилась в ГУ УПФ РФ по Свердловскому району г.Перми с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Комиссия приняла решение об отказе в назначении пенсии, не включив в стаж педагогической деятельности период учебного отпуска с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., а также период работы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в должности -ДОЛЖНОСТЬ- -ОРГАНИЗАЦИЯ- так как учреждение «детский комбинат» не предусмотрено списком должности и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочной назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющих педагогическую деятельность. Невключение указанных периодов необоснованно и неправомерно.
С учетом изложенного Бояршинова Г.Е. просит признать незаконным решение ГУ УПФ в Свердловском районе г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязать ГУ УПФ в Свердловском районе г.Перми включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период учебного отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года; период работы в -ОРГАНИЗАЦИЯ- со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, в том числе период отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. за исключением периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., признать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязать ГУ УПФ в Свердловском районе г.Перми назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ года.
Представитель истца в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, пришел к следующему.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего ФЗ лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста.
Согласно ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях» № 173 – ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Бояршинова Г.Е. обратилась в ГУ УПФ РФ в Свердловском районе г.Перми с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ Бояршиновой Г.Е. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа. При этом комиссией в специальный стаж не включены период учебного отпуска и отпуска без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., период работы ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности воспитателя в -ОРГАНИЗАЦИЯ-
В соответствии со ст.68 КЗоТ РФ ежегодные дополнительные отпуска предоставляются и в других случаях, предусмотренных законодательством.
В соответствии со ст.196 КЗоТ РФ работникам, обучающимся без отрыва от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, предоставляются оплачиваемые в установленном порядке отпуска в связи с обучением, а также другие льготы.
За время отпусков, предоставляемых в связи с обучением, за работниками сохраняется средняя заработная плата.
Согласно уточняющей справке от ДД.ММ.ГГГГ. Бояршинова Г.Е. с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. работала -ДОЛЖНОСТЬ- -ОРГАНИЗАЦИЯ-, находилась в учебном отпуске 102 дня (л.д.46).
С учетом установленных обстоятельств, применительно к вышеприведенным нормам законодательства, суд приходит к выводу о том, что период нахождения истца в учебном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 102 дня подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Рассматривая требование истца в части включения в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в должности -ДОЛЖНОСТЬ- -ОРГАНИЗАЦИЯ- суд исходит из следующего.
Пунктом 2 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Ранее действующим законодательством – Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463 был утвержден Перечень профессий и должностей, работников народного образования, педагогическая деятельность которых дает право на пенсию за выслугу лет. Действие указанного постановления распространялось до ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п.2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Списком от 06.09.1991 года № 463 предусмотрены детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады - ясли, детские ясли).
Разделом 92400 3 Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства", утвержденного 01.01.1976 г. Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР и действовавшего до 01.01.2003г. (утратил силу в соответствии с Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 г. N 454-ст), к учреждениям дошкольного воспитания были отнесены детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.
Таким образом, тот факт, что детские комбинаты прямо не предусмотрены Списком профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, не является основанием для исключения периода работы в детском комбинате из специального педагогического стажа работника. Специальный стаж педагогическим работникам в спорный период определялся в зависимости от вида деятельности в учреждениях для детей, а не от номенклатуры данного учреждения и правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.
Из материалов дела следует, что администрацией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № постановлено зарегистрировать муниципальное предприятие -ОРГАНИЗАЦИЯ-
Из Устава -ОРГАНИЗАЦИЯ-, утвержденного вышеназванным постановлением, следует, что в состав Предприятия входят структурные подразделения: дошкольные учреждения в соответствии с перечнем.
<данные изъяты>
Согласно п.1.6 Устава МУ Фонд дошкольного воспитания Учреждение в своем составе имеет структурные подразделения – дошкольные учреждения.
Из Положения О дошкольном образовательном учреждении, утвержденного директором МУ Фонд дошкольного воспитания, следует, что основными целями деятельности Учреждения является осуществление образовательного процесса, предметом деятельности Учреждения является физическое, интеллектуальное и личностное развитие детей, их творческих способностей.
Со ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Бояршинова Г.Е. работала в должности -ДОЛЖНОСТЬ- -ОРГАНИЗАЦИЯ-
Из справки о переименовании предприятия (л.д.12) следует, что ясли-сад № построен УФ ЦНИИМВ в ДД.ММ.ГГГГ., вступил с действие с ДД.ММ.ГГГГ., функционировал как ясли-сад, с ДД.ММ.ГГГГ. был передан в ведение и являлся структурным подразделением МП Фонд дошкольного воспитания, позднее переименованного в МУ Фонд дошкольного воспитания. С ДД.ММ.ГГГГ функционирует как -ОРГАНИЗАЦИЯ-, переименовано в -ОРГАНИЗАЦИЯ-. На основании распоряжения начальника департамента образования администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ. тип учреждения изменен на -ОРГАНИЗАЦИЯ-
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что Бояршинова Г.Е. с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. работала в детском саду № в качестве -ДОЛЖНОСТЬ-. Выполняла должностные обязанности -ДОЛЖНОСТЬ- В работе руководствовалась положениями квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений (Приложение к постановлению Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ. №)
Суд считает, что наименование учреждения, в котором работала истец, в соответствии с ранее действующим законодательством не имело юридического значения, поскольку необходимо было лишь обязательное условие, чтобы деятельность этих учреждений была связана с обучением и воспитанием детей. Так как согласно ст.83 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 1990г. не относилось к компетенции Правительства РФ утверждение перечня учреждений, работа в которых засчитывалась в педагогический стаж, а лишь был отнесен вопрос об утверждении «списка соответствующих работ (профессий и должностей)», в то же время положениями ст.80 названного Закона РФ предусмотрено, что пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет. Тем самым законодатель не предусматривал каких-либо ограничений в зависимости от занимаемой должности и трудовой деятельности в каком-либо учреждении, а лишь необходимо было, чтобы это учреждение осуществляло педагогическую деятельность с детьми.
Оценивая в совокупности представленные суду доказательства применительно к вышеуказанным нормам действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что Бояршинова Г.Е., работая со ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности -ДОЛЖНОСТЬ- -ОРГАНИЗАЦИЯ- осуществляла педагогическую деятельность в учреждении для детей, следовательно, спорный период работы Бояршиновой Г.Е. подлежит включению в специальный стаж.
Согласно справке -ОРГАНИЗАЦИЯ- от ДД.ММ.ГГГГ. № Бояршинова Г.Е. находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., по уходу за ребенком до 3 лет с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.111).
До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с ДД.ММ.ГГГГ повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".
Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком Бояршиновой Г.Е. начался ДД.ММ.ГГГГ то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч, 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., входящий в период работы со ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., также подлежит включению в стаж работы Бояршиновой Г.Е., дающий ей право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
При этом период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Управлением Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми исчислен специальный стаж Бояршиновой Г.Е. продолжительностью 20 лет 06 месяцев 12 дней.
С учетом включения спорных периодов учебного отпуска с ДД.ММ.ГГГГ. продолжительностью 102 дня, периода работы в должности -ДОЛЖНОСТЬ- в -ОРГАНИЗАЦИЯ- со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (04 года 04 месяца 08 дней) в специальный стаж Бояршиновой Г.Е. на момент обращения за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ. составляет более 25 лет, в связи с чем требование Бояршиновой Г.Е. о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ. в части отказа в назначении Бояршиновой Г. Е. досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми включить в специальный стаж Бояршиновой Г. Е. период учебного отпуска с ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 102 дня, период работы в должности -ДОЛЖНОСТЬ- -ОРГАНИЗАЦИЯ- со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, в том числе период отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., за исключением периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г.Перми в течение 1 месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья - О.В.Коневских