Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-941/2012 ~ М-330/2012 от 24.01.2012

Дело №2-941/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    (ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе:

председательствующей судьи Маркиной Г.В.,

при секретаре Кудиновой Е.И.,

с участием представителей заявителя Фисенко Э.Н., действующей на основании доверенности, адвоката Солодовой М.В., действующей на основании ордера, представителя (Госорган6) на основании доверенности Курбатова С.В., заинтересованных лиц Любочаниновой А.М., Кузнецова Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Немыкиной В. В. об обжаловании отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Немыкина В.В. обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением, в котором просила признать незаконным решение отдела по <адрес> (Госорган7) по <адрес> об отказе в осуществлении кадастрового учета (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) Заявитель указала, что (ДД.ММ.ГГГГ) обратилась в (Госорган7) об осуществлении кадастрового учета изменений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером (№) Обжалуемым решением в осуществлении кадастрового учета было отказано на том основании, что в представленном межевом плане извещение заинтересованных лиц, опубликованное в печатном издании, по наименованию и содержанию не соответствует требованиям ст.39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а границы земельного участка, о кадастровом учете изменений которого представлено заявление, пересекают границы других земельных участков. Заявитель полагает, что отказ является незаконным, поскольку все необходимые документы были предоставлены, указание кадастровых номеров и адресов смежных землепользователей в извещении кадастрового инженера о проведении собрания о согласовании местоположения границ не является обязательным, грубого нарушения требований Закона о кадастре к оформлению документов допущено не было (л.д.5-7).

Определением Ленинского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) гражданское дело в связи с заменой ненадлежащего заинтересованного лица – (Госорган4) по <адрес> на надлежащее – (Госорган7) по <адрес> было передано по подсудности в Коминтерновский районный суд <адрес> (л.д.43-44).

Определением Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Кузнецов Н.В., (ФИО1), (ФИО2), Любочанинова А.М., администрация Отрадненского сельского поселения, ИП (ФИО3), (Госорган6) (л.д.63-65).

В ходе судебного разбирательства заявитель требования уточнила, просит признать незаконным решение отдела по (Госорган1) по <адрес> об отказе в осуществлении кадастрового учета (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) и возложить обязанность на заинтересованное лицо устранить нарушения ее прав и законных интересов путем осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка (л.д. 81-83).

Заявитель Немыкина В.В. в судебное заседание не явилась.

Представители Немыкиной В.В. Фисенко Э.Н., действующая на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.9), адвокат Солодова М.В., действующая на основании ордера (л.д.53), заявление поддержали.

Представитель заинтересованного лица (Госорган6) Курбатов С.В., действующий на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.80), заявление считает не подлежащим удовлетворению, в дело представлены письменные возражения (л.д.74-76).

Заинтересованные лица Кузнецов Н.В. и Любочанинова А.М. против удовлетворения заявления не возражают.

Сидоркина Ю.В., Попов В.А., (Госорган3) сельского поселения, ИП (ФИО3) в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом (л.д.               )

Суд, выслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованных лиц, изучив представленные по делу письменные доказательства, считает, что заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Ст. 258 ГПК РФ предусматривает, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В силу п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий. К таким лицам, в частности, относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации, государственные учреждения, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (статьи 2, 21, 26, 32 Федерального закона "О техническом регулировании"), государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (статья 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").

В соответствии с ч.2 ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Установлено, что право собственности Немыкиной В.В. на земельный участок (№) с кадастровым номером (№), расположенный по адресу: <адрес> площадью 1400 кв.м., с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства, зарегистрировано (Госорган4) по <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.24).

Указанный земельный участок состоит на кадастровом учете, но границы его не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д.59).

Решением (Госорган7) по <адрес> (отдел по <адрес>) от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) было отказано Немыкиной В.В. в осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении объекта недвижимости - земельного участка (№) с кадастровым номером (№), расположенного по адресу: <адрес>, на основании п.2 ч.2 ст.27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (л.д.10). В решении указано, что в представленном межевом плане (л.д.11-30) в акте согласования границ земельного участка (л.д.20) имеется указание на извещение заинтересованных лиц о согласовании местоположения границ посредством опубликования извещения в печатном издании, а в извещении кадастрового инженера (ФИО3), опубликованном в печатном издании (л.д.30), не указаны кадастровые номера и адреса смежных земельных участков, что не соответствует ч.8 и 9 ст.39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) и примерной форме извещения, утвержденной приказом (Госорган2) от (ДД.ММ.ГГГГ) Кроме того указано, что границы земельного участка, о кадастровом учете изменений которого представлено заявление, пересекают границы других земельных участков с кадастровыми номерами: (№), собственник (ФИО2), и (№), собственник (ФИО1)

В судебном заседании представители заявителя не оспаривали факт отсутствия в извещении кадастрового инженера о проведении собрания по согласованию границ земельного участка указания на кадастровые номера и адреса смежных земельных участков, а также того обстоятельства, что имеет место пересечение границ земельного участка Немыкиной В.В. и границ земельных участков (ФИО2) и (ФИО1), но считают, что эти недостатки не являются грубыми нарушениями, а факт наложения границ является основанием для приостановления кадастрового учета, но не для отказа в его осуществлении.

Суд не может согласиться с такой позицией.

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи (ч.1 ст.27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) ).

Согласно п.2 ч.2 ст.27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка и в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

Заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении. Заявление должно быть удостоверено подписью заявителя или подписью его представителя. Орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные настоящим Федеральным законом, а также документы, которые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия (ст.21 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ)).

Состав необходимых для кадастрового учета документов содержится в ст.22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) Согласно этой норме необходимым для кадастрового учета документом является, в том числе, межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

В соответствии с ч.ч.1-3 ст.38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков. Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Исходя из ст.39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения; смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Часть 9 ст.39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) указывает на то, что в извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны быть указаны:

1) сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;

2) сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;

3) кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;

4) порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения;

5) место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;

6) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) в письменной форме обоснованных возражений о местоположении границ земельных участков после ознакомления с проектом межевого плана.

Извещение кадастрового инженера (ФИО3) о проведении собрания заинтересованных лиц для участия в установлении и согласовании границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, было опубликовано в общественной районной газете (Наименование1) от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.30). Как видно из текста извещения в нем не указаны предусмотренные ст.39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) сведения, а именно не указаны ни кадастровый номер земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, ни кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков, ни местоположение смежных участков, если адреса отсутствовали, ни кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки. В находящемся в межевом плане извещении указан лишь адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы - <адрес>, и то, что сведений об адресах правообладателей смежных земельных участков не имеется.

Поскольку в представленном межевом плане в отношении земельного участка по адресу: <адрес>, извещение о согласовании местоположения его границ с заинтересованными лицами не соответствовало по содержанию требованиям Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ), отказ в осуществлении кадастрового учета изменений в отношении этого объекта недвижимости от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), по мнению суда, является обоснованным.

Доводы о том, что данное нарушение не является существенным и не должно было повлечь отказ в осуществлении кадастрового учета суд не принимает.

Форма межевого плана, требования к подготовке межевого плана, примерная форма извещений о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (вместе с "Требованиями к подготовке межевого плана") (Зарегистрировано в Минюсте РФ (ДД.ММ.ГГГГ) N 12857). Утвержденная форма извещения содержит графу для заполнения - смежные земельные участки, с правообладателями которых требуется согласовать местоположение границы, и действительно является примерной. Однако требования к содержанию извещения четко регулируются ст.39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ), а п.2 ч.2 ст.27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) не ставит в зависимость возможность принятия или непринятия решения органом кадастрового учета с характером допущенных нарушения требований Федерального закона. Ссылка заявителя в подтверждение незаконности отказа в осуществлении кадастрового учета на Письмо Минэкономразвития РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) «Об основаниях аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера» не правомерна.

Кроме того с учетом конкретных обстоятельств дела, установленного органом кадастрового учета факта пересечения границ земельного участка, о кадастровом учете изменений которого обращалась Немыкина В.В., со смежными земельными участками, наличия между ней и собственниками этих участков длительных споров в отношении границ земельных участков, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела судебные постановления по гражданским делам по спорам между (ФИО2), Любочаниновой А.М., Немыкиной В.В., (ФИО1) (л.д.85-90), отсутствие надлежащего уведомления собственников смежных участков в целях согласования местоположения границ участка Немыкиной В.В. нельзя признать не существенным нарушением. Как пояснила представитель заявителя в суде фактически площадь земельного участка составляет около 700 кв.м вместо 1400 кв.м., на которые зарегистрировано право собственности. Осуществление учета границ земельного участка фактически без уведомления смежных пользователей в установленном порядке при несоответствии площади земельного участка его площади, указанной в правоустанавливающих документах, и наличии споров между собственниками по границам смежных земельных участков, не допустимо и приведет к грубым нарушениям прав землепользователей.

     Каких либо нарушений прав и законных интересов Немыкиной В.В. со стороны (Госорган6) суд не усматривает. Оспариваемое решение принято в соответствии с требованиями закона в пределах полномочий (Госорган7) по <адрес>. Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) (Госорган7) по <адрес> было переименовано в (Госорган5) по <адрес>, которое в последующем в соответствии с Приказом Минэконом развития (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) было реорганизовано в форме присоединения к (Госорган6), филиал которого по <адрес>), выполняет функции (Госорган6) на территории субъекта (л.д. 91-150). В решении от (ДД.ММ.ГГГГ) содержатся рекомендации Немыкиной В.В., при выполнении которых возможен в дальнейшем кадастровый учет заявленных ею изменений в отношении земельного участка: извещение заинтересованных лиц о согласовании местоположения границ в соответствии со ст.39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ), повторное переопределение координат характерных точек границ земельного участка в целях устранения пересечений с границами смежных земельных участков.

В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что решение (Госорган7) по <адрес> (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) об отказе Немыкиной В.В. в осуществлении кадастрового учета изменений в отношении земельного участка принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа и прав заявителя не нарушает.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Немыкиной В. В. о признании незаконным решения (Госорган7) (отдел по <адрес>) об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) и возложении обязанности устранить нарушения прав и законных интересов путем осуществления государственного кадастрового учета земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месячного срока с момента вынесения его в окончательной форме.

Судья                                                                                                 Г.В. Маркина

Дело №2-941/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    (ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе:

председательствующей судьи Маркиной Г.В.,

при секретаре Кудиновой Е.И.,

с участием представителей заявителя Фисенко Э.Н., действующей на основании доверенности, адвоката Солодовой М.В., действующей на основании ордера, представителя (Госорган6) на основании доверенности Курбатова С.В., заинтересованных лиц Любочаниновой А.М., Кузнецова Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Немыкиной В. В. об обжаловании отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Немыкина В.В. обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением, в котором просила признать незаконным решение отдела по <адрес> (Госорган7) по <адрес> об отказе в осуществлении кадастрового учета (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) Заявитель указала, что (ДД.ММ.ГГГГ) обратилась в (Госорган7) об осуществлении кадастрового учета изменений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером (№) Обжалуемым решением в осуществлении кадастрового учета было отказано на том основании, что в представленном межевом плане извещение заинтересованных лиц, опубликованное в печатном издании, по наименованию и содержанию не соответствует требованиям ст.39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а границы земельного участка, о кадастровом учете изменений которого представлено заявление, пересекают границы других земельных участков. Заявитель полагает, что отказ является незаконным, поскольку все необходимые документы были предоставлены, указание кадастровых номеров и адресов смежных землепользователей в извещении кадастрового инженера о проведении собрания о согласовании местоположения границ не является обязательным, грубого нарушения требований Закона о кадастре к оформлению документов допущено не было (л.д.5-7).

Определением Ленинского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) гражданское дело в связи с заменой ненадлежащего заинтересованного лица – (Госорган4) по <адрес> на надлежащее – (Госорган7) по <адрес> было передано по подсудности в Коминтерновский районный суд <адрес> (л.д.43-44).

Определением Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Кузнецов Н.В., (ФИО1), (ФИО2), Любочанинова А.М., администрация Отрадненского сельского поселения, ИП (ФИО3), (Госорган6) (л.д.63-65).

В ходе судебного разбирательства заявитель требования уточнила, просит признать незаконным решение отдела по (Госорган1) по <адрес> об отказе в осуществлении кадастрового учета (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) и возложить обязанность на заинтересованное лицо устранить нарушения ее прав и законных интересов путем осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка (л.д. 81-83).

Заявитель Немыкина В.В. в судебное заседание не явилась.

Представители Немыкиной В.В. Фисенко Э.Н., действующая на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.9), адвокат Солодова М.В., действующая на основании ордера (л.д.53), заявление поддержали.

Представитель заинтересованного лица (Госорган6) Курбатов С.В., действующий на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.80), заявление считает не подлежащим удовлетворению, в дело представлены письменные возражения (л.д.74-76).

Заинтересованные лица Кузнецов Н.В. и Любочанинова А.М. против удовлетворения заявления не возражают.

Сидоркина Ю.В., Попов В.А., (Госорган3) сельского поселения, ИП (ФИО3) в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом (л.д.               )

Суд, выслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованных лиц, изучив представленные по делу письменные доказательства, считает, что заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Ст. 258 ГПК РФ предусматривает, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В силу п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий. К таким лицам, в частности, относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации, государственные учреждения, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (статьи 2, 21, 26, 32 Федерального закона "О техническом регулировании"), государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (статья 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").

В соответствии с ч.2 ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Установлено, что право собственности Немыкиной В.В. на земельный участок (№) с кадастровым номером (№), расположенный по адресу: <адрес> площадью 1400 кв.м., с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства, зарегистрировано (Госорган4) по <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.24).

Указанный земельный участок состоит на кадастровом учете, но границы его не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д.59).

Решением (Госорган7) по <адрес> (отдел по <адрес>) от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) было отказано Немыкиной В.В. в осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении объекта недвижимости - земельного участка (№) с кадастровым номером (№), расположенного по адресу: <адрес>, на основании п.2 ч.2 ст.27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (л.д.10). В решении указано, что в представленном межевом плане (л.д.11-30) в акте согласования границ земельного участка (л.д.20) имеется указание на извещение заинтересованных лиц о согласовании местоположения границ посредством опубликования извещения в печатном издании, а в извещении кадастрового инженера (ФИО3), опубликованном в печатном издании (л.д.30), не указаны кадастровые номера и адреса смежных земельных участков, что не соответствует ч.8 и 9 ст.39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) и примерной форме извещения, утвержденной приказом (Госорган2) от (ДД.ММ.ГГГГ) Кроме того указано, что границы земельного участка, о кадастровом учете изменений которого представлено заявление, пересекают границы других земельных участков с кадастровыми номерами: (№), собственник (ФИО2), и (№), собственник (ФИО1)

В судебном заседании представители заявителя не оспаривали факт отсутствия в извещении кадастрового инженера о проведении собрания по согласованию границ земельного участка указания на кадастровые номера и адреса смежных земельных участков, а также того обстоятельства, что имеет место пересечение границ земельного участка Немыкиной В.В. и границ земельных участков (ФИО2) и (ФИО1), но считают, что эти недостатки не являются грубыми нарушениями, а факт наложения границ является основанием для приостановления кадастрового учета, но не для отказа в его осуществлении.

Суд не может согласиться с такой позицией.

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи (ч.1 ст.27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) ).

Согласно п.2 ч.2 ст.27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка и в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

Заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении. Заявление должно быть удостоверено подписью заявителя или подписью его представителя. Орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные настоящим Федеральным законом, а также документы, которые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия (ст.21 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ)).

Состав необходимых для кадастрового учета документов содержится в ст.22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) Согласно этой норме необходимым для кадастрового учета документом является, в том числе, межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

В соответствии с ч.ч.1-3 ст.38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков. Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Исходя из ст.39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения; смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Часть 9 ст.39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) указывает на то, что в извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны быть указаны:

1) сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;

2) сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;

3) кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;

4) порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения;

5) место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;

6) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) в письменной форме обоснованных возражений о местоположении границ земельных участков после ознакомления с проектом межевого плана.

Извещение кадастрового инженера (ФИО3) о проведении собрания заинтересованных лиц для участия в установлении и согласовании границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, было опубликовано в общественной районной газете (Наименование1) от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.30). Как видно из текста извещения в нем не указаны предусмотренные ст.39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) сведения, а именно не указаны ни кадастровый номер земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, ни кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков, ни местоположение смежных участков, если адреса отсутствовали, ни кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки. В находящемся в межевом плане извещении указан лишь адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы - <адрес>, и то, что сведений об адресах правообладателей смежных земельных участков не имеется.

Поскольку в представленном межевом плане в отношении земельного участка по адресу: <адрес>, извещение о согласовании местоположения его границ с заинтересованными лицами не соответствовало по содержанию требованиям Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ), отказ в осуществлении кадастрового учета изменений в отношении этого объекта недвижимости от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), по мнению суда, является обоснованным.

Доводы о том, что данное нарушение не является существенным и не должно было повлечь отказ в осуществлении кадастрового учета суд не принимает.

Форма межевого плана, требования к подготовке межевого плана, примерная форма извещений о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (вместе с "Требованиями к подготовке межевого плана") (Зарегистрировано в Минюсте РФ (ДД.ММ.ГГГГ) N 12857). Утвержденная форма извещения содержит графу для заполнения - смежные земельные участки, с правообладателями которых требуется согласовать местоположение границы, и действительно является примерной. Однако требования к содержанию извещения четко регулируются ст.39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ), а п.2 ч.2 ст.27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) не ставит в зависимость возможность принятия или непринятия решения органом кадастрового учета с характером допущенных нарушения требований Федерального закона. Ссылка заявителя в подтверждение незаконности отказа в осуществлении кадастрового учета на Письмо Минэкономразвития РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) «Об основаниях аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера» не правомерна.

Кроме того с учетом конкретных обстоятельств дела, установленного органом кадастрового учета факта пересечения границ земельного участка, о кадастровом учете изменений которого обращалась Немыкина В.В., со смежными земельными участками, наличия между ней и собственниками этих участков длительных споров в отношении границ земельных участков, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела судебные постановления по гражданским делам по спорам между (ФИО2), Любочаниновой А.М., Немыкиной В.В., (ФИО1) (л.д.85-90), отсутствие надлежащего уведомления собственников смежных участков в целях согласования местоположения границ участка Немыкиной В.В. нельзя признать не существенным нарушением. Как пояснила представитель заявителя в суде фактически площадь земельного участка составляет около 700 кв.м вместо 1400 кв.м., на которые зарегистрировано право собственности. Осуществление учета границ земельного участка фактически без уведомления смежных пользователей в установленном порядке при несоответствии площади земельного участка его площади, указанной в правоустанавливающих документах, и наличии споров между собственниками по границам смежных земельных участков, не допустимо и приведет к грубым нарушениям прав землепользователей.

     Каких либо нарушений прав и законных интересов Немыкиной В.В. со стороны (Госорган6) суд не усматривает. Оспариваемое решение принято в соответствии с требованиями закона в пределах полномочий (Госорган7) по <адрес>. Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) (Госорган7) по <адрес> было переименовано в (Госорган5) по <адрес>, которое в последующем в соответствии с Приказом Минэконом развития (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) было реорганизовано в форме присоединения к (Госорган6), филиал которого по <адрес>), выполняет функции (Госорган6) на территории субъекта (л.д. 91-150). В решении от (ДД.ММ.ГГГГ) содержатся рекомендации Немыкиной В.В., при выполнении которых возможен в дальнейшем кадастровый учет заявленных ею изменений в отношении земельного участка: извещение заинтересованных лиц о согласовании местоположения границ в соответствии со ст.39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ), повторное переопределение координат характерных точек границ земельного участка в целях устранения пересечений с границами смежных земельных участков.

В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что решение (Госорган7) по <адрес> (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) об отказе Немыкиной В.В. в осуществлении кадастрового учета изменений в отношении земельного участка принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа и прав заявителя не нарушает.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Немыкиной В. В. о признании незаконным решения (Госорган7) (отдел по <адрес>) об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) и возложении обязанности устранить нарушения прав и законных интересов путем осуществления государственного кадастрового учета земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месячного срока с момента вынесения его в окончательной форме.

Судья                                                                                                 Г.В. Маркина

1версия для печати

2-941/2012 ~ М-330/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Немыкина Валентина Васильевна
Другие
Фисенко Эмма Николаевна
ООО "Земля"
Попов Виктор Александрович
Администрация Отраднинского сельского поселения
Сидоркина Юлия Витальевна
Солодова Марина Васильевна
Кузнецов Николай Валентинович
ФГБУ "Дедеральная кадастровая палата Федеральной службы гос.регистрации, кадастра и картографии
ФГБУ "ФКП Росреестра" по В/о
Любочанинова Антонина Михайловна
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронежа
Судья
Маркина Галина Владимировна
Дело на странице суда
kominternovsky--vrn.sudrf.ru
24.01.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.01.2012Передача материалов судье
27.01.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.01.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.01.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.02.2012Предварительное судебное заседание
12.03.2012Предварительное судебное заседание
12.03.2012Судебное заседание
26.03.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее