Дело № 2-763/2020
№***
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Можга УР 22 июня 2020 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Хисамутдиновой Е.В.,
при секретаре Груздевой С.В.,
с участием представителя истца - помощника Можгинского межрайонного прокурора Малюгановой Е.Н.,
представителя ответчика Балобановой Е.М., действующей на основании доверенности от 09.01.2020 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Можгинского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление заказчика» города Можги о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,
у с т а н о в и л:
Можгинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Город Можга» о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения.
Исковое заявление мотивировано тем, что Можгинской межрайонной прокуратурой с участием представителя ОГИБДД ГУ «Межмуниципальный отдел МВД России «Можгинский» проведена проверка исполнения органами местного самоуправления муниципального образования «Город Можга» требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение требований ст. ст. 3, 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления не приняты своевременные меры по приведению дорог в соответствие с требованиями государственных стандартов. В частности проверкой установлено, что состояние улично-дорожной сети в г. Можге не соответствует требованиям, предъявляемым п.6.2.2 «ГОСТ Р 52289-2019 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст, которые устанавливают правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах.
В нарушение требований п.6.2.2 «ГОСТ Р 52289-2019 отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.1, 1.5 «разделяющая транспортные потоки противоположных направлений», разметка 1.6, обозначающая приближение к разметке 1.1, на дороге по <***> <***> от <***> до <***> УР, что подтверждается актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 20.04.2020 года. Отсутствие дорожной разметки на улицах местного значения ставит в опасность неопределенный круг лиц - участников дорожного движения.
Обязанность по обеспечению благоустройства территории муниципального образования и безопасности дорожного движения возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. Вопросами содержания и строительства дорог в границах муниципального образования «Город Можга» занимаются органы местного самоуправления – Администрация муниципального образования «Город Можга».
На основании изложенного, истец просит обязать Администрацию муниципального образования «Город Можга» обеспечить нанесение горизонтальной дорожной разметки 1.1,1.5 «разделяющей транспортные потоки противоположных направлений», разметки 1.6, обозначающей приближение к разметке 1.1, на дороге по <***> <***> от <***> до <***> <***> УР.
28.05.2020 года определением Можгинского районного суда Удмуртской Республики удовлетворено ходатайство представителя ответчика о замене ненадлежащего ответчика, к делу в качестве надлежащего ответчика привлечено Муниципальное бюджетное учреждение «Управление заказчика» города Можги (далее - МБУ «Управление заказчика» города Можги).
В судебном заседании помощник прокурора Малюганова Е.Н. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении. Пояснила, что в ходе рейдов, проведенных сотрудниками ГИБДД совместно с помощником Можгинского прокурора выявлено, что на протяжении дороги по <***> <***> от <***> <***> <***> УР выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, а именно отсутствие горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.5 «разделяющей транспортные потоки противоположных направлений», разметки 1.6, обозначающей приближение к разметке 1.1, что не отвечает требованиям п.6.2.2 ФИО5 52289-2019.
В связи с установлением фактов ненадлежащего исполнения обязанностей по содержанию дорог Можгинская межрайонная прокуратура обратилась в суд с иском о понуждении к приведению автомобильной дороги в соответствие с требованиями законодательства.
Представитель ответчика Балобанова Е.М. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований Можгинского межрайонного прокурора.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
20.04.2020 года Можгинской межрайонной прокуратурой с участием начальника ОГИБДД МО МВД России «Можгинский» проведена проверка исполнения органами местного самоуправления муниципального образования «Город Можга» требований закона в сфере благоустройства территории муниципального образования и безопасности дорожного движения.
В ходе проверки выявлены нарушения требований п. 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2019, а именно отсутствие горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.5 «разделяющей транспортные потоки противоположных направлений», разметки 1.6, обозначающей приближение к разметке 1.1 на дороге по <***> <***> от <***> до <***>
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения прокурора в суд с настоящим иском.
В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, которая в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления в отношении дорог местного значения.
В соответствии со ст.6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения благоустройства и безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу пункта 2 указанной статьи учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (пункт 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 №7-Ф3 "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
26.12.2019 года утверждено муниципальное задание на 2020 год и на плановый период 2020 и 2021 года, согласно которому МБУ «Управление заказчика» города Можги наделено полномочиями по организации капитального ремонта, ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе.
Согласно заключенному МБУ «Управление заказчика» города Можги контракту от 20.05.2020 года и приложению №1 к нему предметом контракта является выполнение работ по нанесению дорожной разметки на улично-дорожной сети.
Следовательно, обязанность по устранению вышеуказанных нарушений требований государственного стандарта при содержании автомобильных дорог возлагается на МБУ «Управление заказчика» города Можги.
Из положений ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» следует, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст, устанавливают правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах.
Согласно п.6.2.2 ГОСТ Р 52289-2019 в населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных городских дорогах, магистральных улицах, улицах и дорогах местного значения, а в сельских поселениях - на улицах и дорогах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств.
Учитывая положения Федерального закона «О безопасности дорожного движения», Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требования п. 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2019 являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.
Обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, представитель ответчика не оспаривал.
Поскольку нарушение вышеуказанных требований ГОСТ Р 52289-2019 отсутствие горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.5 «разделяющей транспортные потоки противоположных направлений», разметки 1.6, обозначающей приближение к разметке 1.1 на дороге по <***> <***> от <***> до <***> <***> Республики создает угрозу безопасности дорожного движения, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Можгинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление заказчика» города Можги о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем приведения автомобильной дороги общего пользования местного значения в соответствие с требованиями законодательства – удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Управление заказчика» города Можги обеспечить нанесение горизонтальной дорожной разметки 1.1,1.5 «разделяющей транспортные потоки противоположных направлений», разметки 1.6, обозначающей приближение к разметке 1.1 на дороге по <***> <***> от <***> до <***> <***> Республики.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 23.06.2020 года.
Председательствующий судья Е.В. Хисамутдинова