Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-155/2019 (2а-2065/2018;) ~ М-2147/2018 от 20.12.2018

№ 2а-155/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2019 года                                                                     г. Свободный

Свободненский городской суд Амурской области в составе судьи Гордельяновой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Князевой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Амурской области к Мурашко Анастасии Геннадьевне о взыскании задолженности по налогам и пени,

у с т а н о в и л:

МИ ФНС России № 5 по Амурской области обратилась в Свободненский городской суд Амурской области с иском к Мурашко А.Г. о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд и взыскании недоимки и пени по транспортному налогу.

В иске и дополнениях к нему в обоснование заявленных требований представитель истца Будник М.В. указала, что Мурашко А.Г. является собственником автомобиля марки Honda CR-V (с --).

В связи с тем, что в установленные Налоговым кодексом РФ сроки, мурашко А.Г. не был уплачен налог за 2014 год, на сумму недоимки налоговым органом начислены пени. Ответчику было направлено уведомление об уплате налога, а затем -- требование -- об уплате недоимки по налогу и пене.

-- МИ ФНС России по Амурской области обратилась к мировому судье по Свободненскому городскому судебному участку -- с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и пени в размере 4082 руб. 30 коп. -- мировым судьёй по Свободненскому городскому судебному участку -- вынесено определение о возврате заявления о вынесении судебного приказа, которое было получено инспекцией --.

До настоящего времени задолженность ответчика по обязательным платежам и санкциям не исполнена.

На момент своевременного обращения в суд, с заявлением о вынесении судебного приказа у инспекции отсутствовала информация о вручении требования налогоплательщику, которое направляет служба ФКУ-налог сервис (в соответствии с приказом от -- № ММВ-7-6/97). Поскольку информация о вручении требования об уплате налога и пени вносится в автоматизированную информационную систему ФНС России (АИС «Налог-3») в автоматическом режиме, инспекция не имеет возможности предоставить доказательства отсутствия информации о вручении требования на момент своевременного обращения в суд.

В соответствии с п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства РФ» если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течении шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

В соответствии со ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Просит суд:

- восстановить пропущенный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании с Мурашко А.Г. задолженности по налогам и пени за 2014 год;

- взыскать с Мурашко А.Г.. в пользу МИ ФНС России по Амурской области задолженность по налогам и пени за 2014 год в размере 4082 руб. 30 коп., в т.ч.: недоимку по транспортному налогу в сумме 2730 рублей и пеню по транспортному налогу в сумме 1352 руб. 30 коп. (за период с -- по --).

Административным истцом в суд представлено письмо, из которого следует, что истец поддерживает ранее заявленные административные требования о взыскании с ответчика недоимки и пени по транспортному налогу, задолженность по которой ответчиком до настоящего времени не погашена.

Административным ответчиком отзыв на иск и дополнительные документы не представлены.

Суд предпринял меры к уведомлению ответчика о рассмотрении данного дела в порядке упрощенного производства, направив ему судебное извещение по адресу, указанному истцом в иске (--), которое вернулось в адрес суда с отметкой работников отделения почты «истек срок хранения».

В соответствии с ч. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Суд рассматривает дело в порядке упрощенного (письменного) производства по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ, п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога (признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства).

В соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

В соответствии со ст. 363 Налогового кодекса РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений налог подлежал уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом) (п. 1).

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п. 3).

В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса РФ, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (ч. 1).

В соответствии со ст. 57 Налогового кодекса РФ, при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ (п. 2).

В соответствии со ст. 58 Налогового кодекса РФ уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах (п. 1).

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки (п. 2).

Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении (п. 6).

В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1).

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2).

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ч. 4).

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5).

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 г. № 11-П изложена чёткая правовая позиция, согласно которой, пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесённого казной в результате её неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.

В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы (п. 1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п. 2).

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п. 3).

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4).

При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе (ч. 5).

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6).

Исходя из положений ч.ч. 7, 8 ст. 219 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Из материалов дела следует, что административный ответчик Мурашко А.Г. -- рождения, является плательщиком транспортного налога с физических лиц, в связи с наличием в собственности транспортных средств – марки Honda CR-V (с --).

-- МИ ФНС -- ответчику было направлено налоговое уведомление -- об оплате за 2014 год транспортного налога за автомобили марки Honda CR-V (с --). в сумме 2730 руб.

В связи с неоплатой налога в установленный срок, налоговый орган начислил административному ответчику пени и направил в его адрес требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа -- по состоянию на -- с указанием недоимки по транспортному налогу с физических лиц в размере 2730 руб. и пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 1395 руб. 70 коп., со сроком уплаты до --.

В связи с отсутствием сведений об исполнении налогоплательщиком требований налогового органа, -- административный истец обратился к мировому судье Свободненского городского судебного участка -- с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени с Мурашко А.Г., просил восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи заявления о вынесении судебного приказа.

Определением мирового судьи Свободненского городского судебного участка -- от --, Межрайонной ИФНС № 5 по Амурской области отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа в отношении Мурашко А.Г. на основании пункта 3 части 3 статьи 123.4 КАС РФ (если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным). Разъяснено, что заявленные Межрайонной ИФНС № 5 по Амурской области требования могут быть предъявлены в порядке административного искового производства в Свободненский городской суд Амурской области.

-- административный истец обратился в Свободненский городской суд Амурской области с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному налогу с физических лиц, пени за счет имущества налогоплательщика, просил восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи заявления в суд.

В соответствии с положениями ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, то есть в срок до -- (исходя из требования N 75252 со сроком уплаты до --), однако административный истец обратился в суд лишь --, с пропуском установленного срока обращения в суд.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.

Ссылка административного истца на уважительность причины пропуска срока обращения в суд в связи, с отсутствием информации о вручении требования налогоплательщику, которые направляет служба ФКУ-налог сервис, не подтверждается какими-либо материалами и, по мнению суда, не может являться уважительной причиной пропуска срока для обращения в суд, иных доказательств уважительности пропуска срока исковой давности административным истцом не представлено. В связи с чем, суд не находит оснований для восстановления пропущенного истцом срока для обращения в суд с данным административным иском.

Т.о., судом установлено, что на 20.12.2018 (дату обращения в суд с заявлением о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу и пени), налоговый орган утратил право на принудительное взыскание суммы налога и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, а также доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено.

Поскольку данный срок является пресекательным, то его пропуск является основанием для отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Амурской области в удовлетворении заявленных исковых требований о взыскании с Мурашко А.Г. недоимки и пени по транспортному налогу.

Руководствуясь ст. ст. 289 - 290, 293 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Амурской области к Мурашко Анастасии Геннадьевне о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд и взыскании недоимки и пени по транспортному налогу отказать.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в срок, не превышающий пятнадцать дней со дня получения копии решения лицами, участвующими в деле.

            Судья Свободненского городского суда                          Н.В. Гордельянова

2а-155/2019 (2а-2065/2018;) ~ М-2147/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №5 по Амурской области
Ответчики
Мурашко Анастасия Геннадьевна
Суд
Свободненский городской суд Амурской области
Судья
Гордельянова Н.В.
Дело на странице суда
svobodnenskgs--amr.sudrf.ru
20.12.2018Регистрация административного искового заявления
20.12.2018Передача материалов судье
21.12.2018Решение вопроса о принятии к производству
21.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2019Подготовка дела (собеседование)
16.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2019Судебное заседание
18.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.02.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее