РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сковородино 14 июня 2013 года
Сковородинский районный суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Сушко Е.Ю.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика - Администрации г.Сковородино – ФИО14,
представителя соответчика - Администрации Сковородинского района – ФИО15,
при секретаре Гунькиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Сковородино Амурской области, Администрации Сковородинского района Амурской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковыми требованиями к Администрации города Сковородино Амурской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Определением Сковородинского районного суда от 08 апреля 2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Сковородинского района Амурской области.
Истец ФИО1 в обоснование предъявленных требований указал, что его родители - отец ФИО2, умерший ДД.ММ.ГГГГ и мама - ФИО3, умершая ДД.ММ.ГГГГ, вместе с ним и родным братом ФИО7 проживали до момента их смерти <адрес>. Проживала семья в квартире, предоставленной администрацией завода, на котором работали родители.
Таким образом, они с братом в несовершеннолетнем возрасте остались сиротами. В этой связи, на постоянное место жительства в <адрес> их забрал к себе жить родной дядя- ФИО4, проживавший на тот момент по <адрес>.
Решением Исполнительного комитета Сковородинского районного совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения заявления ФИО4, над несовершеннолетними ФИО7 и истцом было установлено опекунство и попечительство соответственно.
Этим же решением было установлено, что у несовершеннолетних имеется имущество, находившееся в <адрес> <адрес>, но какое именно не указано и в дальнейшем администрацией г.Сковородино установлено не было.
Вместе с тем, орган местного самоуправления не указал в своем решении о том, что за несовершеннолетними имеется какое-то закрепленное жилье. Т.о. администрация г.Сковородино не исполнила обязанность поставить несовершеннолетних на учет на внеочередное получение жилья согласно нижеуказанных законов, а по окончанию учебного заведения (средне-специального или высшего), обеспечить ФИО18 жилыми помещениями в г.Сковородино, не ниже нормы предоставления.
В собственности истец никакого имущества не имеет. В г.Сковородино до ДД.ММ.ГГГГ проживал в муниципальном жилье, которое было уничтожено полностью в результате пожара.
В настоящее время ФИО1 вынужден снимать жилое помещение в г.Сковородино по договору найма, где проживает со своей семьей, состоящей из 4-х человек.
Конституция РФ, в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право на жилище
Согласно п.3 ст.8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами территории РФ. При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов Российской федерации.
Приведенные правила п.3 ст.8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», были отменены в связи с вступлением в законную силу ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с чем, указанный Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции от 22.08.2004 года указанных льгот для детей-сирот по предоставлению вне очереди однократно жилого помещения не содержит.
Между тем, к рассматриваемым правоотношениям сторон подлежат применению нормы приведенного ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции, действовавшей на момент возникновения и признания за ФИО1 права на внеочередное предоставление жилого помещения (в связи с принятием 21 декабря 1996 года и вступлением в силу указанного Федерального закона), то есть до 01.01.2005 года.
В то же время в указанный период действия данных положений п.3 ст.8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истец не был обеспечен жильем, поэтому за ним сохранилось до настоящего времени право на внеочередное предоставление жилого помещения независимо от возраста, поскольку указанное право своевременно не было реализовано им не по его вине.
С 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс РФ. Согласно ст.5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Учитывая длящийся характер правоотношений, сложившихся между сторонами спора, а также то обстоятельство, что истец до настоящего времени не обеспечен жилым помещением, то к спорным правоотношениям подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку обеспечение истца жилым помещением в настоящее время должно быть осуществлено именно на основании положений указанного нормативного правового акта.
В силу ст.49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч.ч.3,5 ст.57 ЖК РФ, обязанность по предоставлению жилых помещений по договору социального найма гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, возложена на органы местного самоуправления, поэтому считает, что обязанность по внеочередному предоставлению ФИО1 жилого помещения лежит на администрации г.Сковородино.
Данный вывод подтверждается тем, что в соответствии с ч.6 ст.4 Закона Амурской области от 01.09.2005 года № 38-03 «О жилищной политике в Амурской области» предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к компетенции органов местного самоуправления.
Обязанность по внеочередному предоставлению ФИО1 жилого помещения ответчиком в период действия нормы п.3 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции, действовавшей до
22.08.2004 года, надлежащим образом исполнена не была, не исполняет ответчик данную обязанность и в настоящее время, в период действия норм ЖК РФ.
В силу ч.2 ст.51 ЖК РФ и ст.6 Закона Амурской области «О жилищной политике в Амурской области» № 38-03 от 1.09.2005 года, основанием признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам соц.найма, признаются собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно разъяснению Верховного Суда РФ - «реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем» - (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2008 Г.//БВС РФ. 2009. № 5).
Действующее жилищное законодательство признает жилым помещением (ч.2 ст. 15 ЖК РФ) изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям закона.
На основании изложенного, учитывая приведенные правила и руководствуясь ст.ст.51; 52 и 57 Жилищного Кодекса РФ и положениями Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», просит суд обязать администрацию г.Сковородино в 30-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу предоставить ФИО1 по договору социального найма жилое помещение в г.Сковородино (согласно установленных социальных норм не менее 18 кв.м. жилой площади на одного члена семьи), общей площадью не менее 18 кв.м..
В судебном заседании истец ФИО1 уточнил свои требования и просит суд обязать Администрацию Сковородинского района Амурской области в 30-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу предоставить ФИО1 по договору социального найма жилое помещение в г.Сковородино (согласно установленных социальных норм не менее 18 кв.м. жилой площади на одного члена семьи), общей площадью не менее 18 кв.м..
Кроме того, суду пояснил, что он был выявлен в Сковородино, о чём подтверждает дата смерти его отца и справка из средней школы, из которой видно, что сразу после смерти последнего родителя он прибыл в Сковородино и приступил к обучению. То есть, отдел Образования не выполнил свои обязанности по закреплению, а также не установил, было ли какое имущество или нет. В своём ответе представитель отдела образования ссылается на то, что не было оснований для постановки его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. На данный ответ может сообщить следующее. Квартира, в которой проживал опекун, была двухкомнатная, на тот момент совместно с ним проживала его жена и несовершеннолетняя дочь. Тем самым, когда он и его брат приехали к опекуну, площадь квартиры не соответствовала квадратным нормам. То есть, считает, что были все основания для постановки в очередь.
Представитель Администрации города Сковородино – ФИО14 суду показала, что исковые требования ФИО1 не признает в связи с тем, что на основании закона Амурской области от 11.04.2005 года № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.
В соответствии с п.9 Постановления от 04.05.2009 № 222 «Об утверждении порядка обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», органы местного самоуправления муниципальных районов, предоставляют жилые помещения по месту жительства указанных категорий граждан.
Следовательно, получателем средств областного бюджета на
приобретение жилья для детей-сирот являются органы местного
самоуправления. Администрация города Сковородино имеет право поставить
на очередь нуждающегося в улучшении жилищных условий, в свою очередь
Администрация Сковородинского района обеспечить предоставление жилого
помещения.
Представитель Администрации Сковородинского района ФИО15 суду показала, что исковые требования ФИО1 не признает, в связи с тем, что с момента рождения и по 1990 год ФИО1 проживал по месту жительства родителей в <адрес>, с 1990 года - в г. Сковородино, на учете, как сирота на территории Сковородинского района не состоял.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы обеспечиваются органами исполнительной власти по месту очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.».
Согласно вышеуказанных норм закона ФИО1 должно было быть предоставлено жилое помещение вне очереди по договору социального найма, по месту жительства его родителей.
Согласно информации органа опеки и попечительства Отдела образования Администрации Сковородинского района, документов, подтверждающих статус ребенка сироты, а также документы на получение жилья как лица, оставшегося без попечения родителей, в отделе образования Администрации Сковородинского района, отсутствуют.
Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в орган опеки и попечительства необходимо предоставлять, сведения о родителях, свидетельство о рождении, постановление о постановке на очередь по получению вне очереди жилья по договору социального найма.
Более того, право на внеочередное предоставление жилого помещения может быть реализовано не только несовершеннолетними, но и лицами, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. совершеннолетними в возрасте от 18 до 23 лет и после прекращения опекунства, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, (ст. 1, ст. 8 Ф3№ 159-ФЗ.
Не подлежат удовлетворению исковые требования и по тому основанию, что жилые помещения по договорам специализированного найма предоставляются только детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Администрацией г.Сковородино семье ФИО18 дважды предоставлялись благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма, которые в дальнейшем были приватизированы на супругу ФИО18 и проданы.
На основании изложенного, учитывая отсутствие документов, подтверждающих статус ребенка сироты, а также документов на получение жилья как лица, оставшегося без попечения родителей, в Отделе образования Администрации Сковородинского района, а также факт неоднократного предоставления жилых помещений, Администрация Сковородинского района просит в исковых требованиях ФИО1 отказать.
Представитель Отдела образования Администрации Сковородинского района, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания не явился, о причинах неявки не сообщил.
Согласно ранее изложенной позиции следует, что Отдел образования Администрации Сковородинского района считает исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
ФИО1, проживающий в <адрес>, после смерти родителей пребывал под попечительством ФИО6 в <адрес> до совершеннолетия. Он и его брат - ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ г.р., вступили в наследство, оставшееся после смерти родителей. Предоставить сведения о наследованном имуществе не представляется возможным, т.к. личное дело находится в Областном архиве. ФИО1 с родственником лично распоряжался продажей имущества, принадлежащего родителям. Вырученными средствами распоряжался лично. ФИО1 не имел оснований для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей - сирот.
В соответствии с выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о переходе прав на объект недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 имел в собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, которое в последствии продал ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, семье ФИО1, в соответствии с постановлением главы района от ДД.ММ.ГГГГ № была предоставлена муниципальная двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>, которая по договору № от ДД.ММ.ГГГГ была передана на безвозмездную передачу в собственность его жене, ФИО8 и детям: ФИО9, ФИО10. ФИО1 отказался от участия в приватизации квартиры, т.к. имел регистрацию по адресу: <адрес>, хотя данное жилое помещение не являлось уже его собственностью.
В соответствии с постановлением главы района от ДД.ММ.ГГГГ № на квартиру по адресу: <адрес>, было выдано разрешение на продажу доли детей с последующим приобретением частного дома в <адрес>.
Выслушав истца, изучив позицию представителей ответчиков, представителя Отдела образования Администрации Сковородинского района, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
Пунктом 3 ст.40 Конституции РФ предусмотрено, что малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании п.1 ст.109.1. Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании на основе исследованных доказательств достоверно установлено, что ФИО1 является ребенком-сиротой с 1989 года, отец ФИО1 – ФИО2 умер, актовая запись НЮС № от ДД.ММ.ГГГГ за №; мать ФИО1 – ФИО3 умерла, актовая запись НЮС № от ДД.ММ.ГГГГ за №.
На момент смерти отца и матери истец ФИО1 проживал вместе с родителями по адресу: Узбекская ССР, <адрес> (<адрес> <адрес>).
После смерти родителей Решением исполнительного комитета Сковородинского районного совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ над ФИО1 было учреждено попечительство, его дядя – ФИО4, проживающий в <адрес>, был назначен попечителем над несовершеннолетним ФИО1.
С этого времени истец ФИО1 проживал по месту жительства попечителя - <адрес>, обучался с ДД.ММ.ГГГГ в школе № <адрес> железной дороги.
По достижении истцом ФИО1 18-летнего возраста попечительство над ним было прекращено.
Истец ФИО1 в настоящее время проживает вместе со своей семьей по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец ФИО1 суду пояснил, что в данном жилом помещении он проживает со своей женой и двумя детьми по договору аренды, в связи с тем, что не имеют собственного жилого помещения.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей":
Для целейФедерального закона используются понятия:
Для целей настоящего Федерального закона используются понятия:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
Согласно ст.5 этого же Закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Указание о расходных обязательствах субъекта РФ введено Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно ст.4 Закона Амурской области от 11.04.2005 N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.
Уполномоченный орган формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи в порядке, установленном статьей 4.1 настоящего Закона.
В соответствии со ст.4.1 вышеуказанного Закона, формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Закона (далее - список), осуществляется уполномоченным органом по форме согласно приложению N 3 к настоящему Закону.
В список включаются указанные в абзаце первом части 1 статьи 4 настоящего Закона лица, достигшие возраста 14 лет.
Органы местного самоуправления с момента вступления в силу настоящего Закона осуществляют регистрационный учет детей-сирот, достигших возраста 14 лет, детей-сирот, достигших возраста 18 лет, и детей-сирот, которые приобрели полную дееспособность до достижения совершеннолетия, а также детей-сирот, представивших письменные заявления о предоставлении им жилых помещений в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце третьем части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.
Постановлением Губернатора Амурской области от 04.05.2009 N 222 утвержден Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Настоящий Порядок разработан в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Законом Амурской области "О жилищной политике в Амурской области", Законом Амурской области "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и определяет механизм обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и не имеющих закрепленного жилого помещения.
Лица, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления.
Согласно п.8 ч.1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилого помещения по договору найма, необходимо доказать соблюдение всех условий, закрепленных законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании истец ФИО1 не представил доказательств того, что он подлежит признанию нуждающимся в жилом помещении как ребенок из числа детей-сирот.
В судебном заседании был исследован договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, из которого следует, что данное жилое помещение было предоставлено супруге ФИО1 и его несовершеннолетним детям.
Также из договора на безвозмездную передачу квартиры в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Комитет по управлению муниципальным имуществом в лице председателя ФИО16 передал безвозмездно в общую, долевую собственность ФИО8, ФИО10, ФИО9 квартиру, состоящую из двух комнат, расположенную по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец ФИО1 пояснил, что не знает о дальнейшей судьбе данного жилого помещения. Также считает, что данная квартира не может быть приобщена к данному разбирательству, т.к. в ней нет ни одного упоминания о ФИО1, которая по сути предоставилась с нарушением его прав. О том, что он отказался от приватизации, это не подтверждается, так как он не писал заявление об отказе от приватизации, в котором должна была бы стоять его подпись.
Однако, в судебном заседании не отрицал тот факт, что в то время он состоял в браке с ФИО8, и проживал совместно с ней и двумя несовершеннолетними детьми.
Согласно ст.69 ЖК РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Суд считает, что истец ФИО1, будучи состоящим в браке и проживающим совместно с нанимателем – супругой ФИО8, приобрел право пользования вышеуказанным жилым помещением по адресу: <адрес>.
Кроме того, в судебном заседании было исследовано наследственное дело № к имуществу ФИО7, умершего ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что истцу ФИО1 выдано свидетельство о праве на наследство, состоящее, в частности, из жилой двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец ФИО1 пояснил, что после смерти брата ему действительно перешло в собственность имущество в виде вышеуказанной квартиры, однако, она была продана в связи с тем, что на момент смерти его брата ФИО7, в банке Сбербанк и Супербанк, у его брата были 2 кредита, по которым он выступал поручителем, и его обязали их выплатить. В связи с этим, ему пришлось их гасить с вырученных после продажи его имущества деньгами. Тем самым, он не имел выгоды при её продаже.
Суд признает данные доводы истца ФИО1 несостоятельными, в связи с тем, что согласно ст.209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Однако, данное право ФИО1, как собственника жилого помещения, на отчуждение принадлежащего ему жилого помещения, и дальнейшая его реализация, не может являться в последующем основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении как ребенка из числа детей-сирот.
Также в судебном заседании установлено, что истец ФИО1 не поставлен на учет как ребенок-сирота, с заявлением в органы местного самоуправления об обеспечении жилым помещением не обращался.
Кроме того, возникновение права на получение жилья с учетом специальных норм ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в уполномоченные органы до достижения возраста 23 лет.
Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрел осуществление обязательного, а не заявительного порядка учета граждан указанной категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и закрепил, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 Закона Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
По смыслу ст.4 Федерального закона № 15-ФЗ, если право было уже утрачено к моменту вступления его в силу и не могло быть реализовано, положения Федерального закона № 15-ФЗ не могут иметь обратную силу.
Таким образом, если право на предоставление жилого помещения было утрачено в связи с тем, что лицо достигло 23-летнего возраста и не было учтено в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, нормы Федерального закона № 15-ФЗ, в том числе в части бессрочного сохранения права до момента обеспечения жилым помещением, применению не подлежат.
Вместе с тем Верховный Суд РФ указал, что достижение лицом из числа детей-сирот 23 -летнего возраста не является основанием для лишения его гарантированного права на внеочередное предоставление жилья, если ранее возможность его реализации отсутствовала (Определение Верховного Суда РФ от 18.10.2011 N 89-В11-5. Бюллетень ВС РФ № 7 2012 г.)
В качестве таких препятствий выступают неправомерность отказа в постановке на учет, незаконность действий органов власти и должностных лиц, формальное закрепление отсутствующего в действительности жилого помещения, и иные обстоятельства.
При оценке препятствий к обращению в органы местного самоуправления для постановки на учет следует учитывать и характер действий самого гражданина, что имеет особое значение по истечении длительного срока с момента достижения лицом возраста 23 лет.
Установив, что возможность реализации права у гражданина применительно к ранее действовавшему законодательству о постановке на учет отсутствовала, суд при проверке иных условий для обеспечения жилым помещением исходя из ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ руководствуется положениями действующего законодательства, в том числе в части оснований, при которых лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признается необеспеченным жилым помещением.
При этом следует учитывать, что Федеральный закон № 15-ФЗ существенно расширил перечень оснований, при которых лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признается необеспеченным жилым помещением.
Таким образом, при рассмотрении требований граждан, достигших возраста 23 лет до 1 января 2013 года, суд проверяет сохранение за гражданином такого права с учетом требований о постановке на учет применительно к ранее действовавшему законодательству, и основания для его признания необеспеченным жилым помещением с учетом Федерального закона № 15-ФЗ.
Данная позиция содержится в Обзоре Амурского областного суда «О некоторых вопросах применения жилищного законодательства».
В судебном заседании истцом ФИО1 не представлено каких-либо доказательств, с достоверностью подтверждающих его обращение в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилого помещения до достижения им возраста 23 лет.
На дату обращения в суд истец ФИО1 достиг 38 лет, и на эту дату он на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, не состоял.
Каких-либо доказательств, подтверждающих наличие препятствий к обращению в органы местного самоуправления для постановки на учет, неправомерности отказа в постановке на учет, совершения органами власти и должностными лицами незаконных действий в отношении истца ФИО1, истцом суду не представлено.
К доводам истца ФИО1 о том, что он до последнего момента считал, что стоит в очереди на жильё, т.к неоднократно устно обращался в Отдел образования по поводу жилья, где получал ответ - не строят, нет в наличии. А как только узнал, что квартиры стали покупать сиротам, предпринял попытки в установлении истины. Стал ходить в прокуратуру и обращался в суд, о чём в материалах дела есть подтверждающие документы, суд относится критически, поскольку доказательств, с достоверностью подтверждающих данные доводы истцом не представлено.
В судебном заседании исследованы копии материалов обращения ФИО1 с заявлением в Сковородинский районный суд ДД.ММ.ГГГГ, на которые он ссылается в обоснование своих доводов, однако и данные материалы не содержат сведений о своевременном обращении ФИО1 с заявлением о признании его нуждающимся и обеспечении жилым помещением как ребенка-сироты.
Таким образом, судом установлено, что истец ФИО17 не был поставлен на учет в органах местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ как ребенок-сирота, ранее у него имелось в собственности жилое помещение, полученное по наследству после смерти брата, которым он распорядился по собственному усмотрению, также он имел право пользования жилым помещением, предоставленным супруге ФИО8 и его несовершеннолетним детям, в силу чего, за ним не может быть признано право на получение жилого помещения по основаниям, предусмотренным ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░11 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░, ░ 22 ░░░░ 2013 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.