Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1944/2018 ~ М-1854/2018 от 12.11.2018

24RS0016-01-2018-002196-49

Дело №2-1944/2018

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

17 декабря 2018г. Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Величко Л.Л., при секретаре Юрковой М.С., с участием прокурора ЗАТО г. Железногорск Рябыха И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Железногорск Красноярского края в интересах Евдокимова А.Е. к Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор ЗАТО г. Железногорск Красноярского края в интересах Евдокимова А.Е. обратился в суд с иском к Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края (далее – Администрация ЗАТО Железногорск) о предоставлении жилого помещения. Свои требования истец мотивирует тем, что в ходе проведения прокурорской проверки исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на дополнительную защиту, установлено, что Евдокимов А.Е., 07 апреля 1998г.рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать Евдокимова Ж.А. решением Железногорского городского суда от 23 июня 2005г. лишена родительских прав. Решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам от 21 марта 2016г. Евдокимов А.Е. поставлен на учет нуждающихся в жилье детей-сирот, вместе с тем, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, собственного жилья не имеет и вынужден проживать в съемном жилье.

Ссылаясь на положения ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 (в ред. от 20.12.2012) «О защите прав ребенка», истец просит обязать Администрацию ЗАТО Железногорск предоставить Евдокимову А.Е. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не менее 33 квадратных метров, с допусками, установленными ч. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка» (не менее 28 и не более 42 квадратных метров).

Прокурор Рябых И.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, настаивал на его удовлетворении.

Истец Евдокимов А.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, указанным в нем, пояснил, что собственного жилья не имеет ни в собственности, ни на праве пользования, вынужден арендовать жилье у посторонних граждан, просил предоставить ему жилое помещение на территории ЗАТО г. Железногорска.

Представитель ответчика Администрации ЗАТО гор. Железногорск Красноярского края Кориневская Е.Д. (полномочия по доверенности) исковые требования не признала. Пояснив, что обеспечение детей-сирот жилыми помещениями относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Перечень лиц и условия, при которых предоставляются жилые помещения, установлен ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ. Расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма жилого помещения и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных государственных полномочий должны исполняться, с одной стороны за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой – лишь в пределах материальных средств передаваемых органу местного самоуправления. Финансовые средства, необходимые для осуществления Администрацией ЗАТО г. Железногорск государственных полномочий по обеспечению Евдокимова А.Е. жилым помещением специализированного жилищного фонда в бюджет ЗАТО Железногорск не поступали. В связи с отсутствием соответствующего финансирования на приобретение жилого помещения Администрацией ЗАТО г. Железногорск полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица Министерства образования и науки Красноярского края, надлежащим образом и своевременно (почтовым уведомлением, полученным 23.11.2018г.) извещенный о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки и их уважительности суд не уведомил, об отложении слушания дела не ходатайствовал, своих возражений по иску и доказательств, их подтверждающих, суду не представил.

При указанных обстоятельствах, суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.

Выслушав стороны, изучив доводы искового заявления, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. "ж", п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.

В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным выше лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 2 пункта 1 статьи 8).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3 пункта 1 статьи 8).

Из приведенных норм действующего федерального законодательства следует, что условиями предоставления жилых помещений лицам, отнесенным к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, является нуждаемость их в жилых помещениях, достижение совершеннолетия, окончание срока пребывания в учреждениях для детей-сирот.

Согласно положениям ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.200г. №12-961«О защите прав ребенка» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Решение о предоставлении лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования с учетом предложений комиссии в срок не позднее 30 дней со дня достижения им возраста 18 лет либо по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях при наличии его письменного заявления.

Предоставление жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком.

Уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельным законом края.

Уполномоченные органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем приобретения в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений, в том числе участия в долевом строительстве, за счет средств субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов края из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.

Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления).

С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.

С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров.

Законом Красноярского края № 9-4225 от 24 декабря 2009 года «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка".

В силу ст. 1 данного Закона государственные полномочия включают в себя, помимо прочего, приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Перечень муниципальных образований, исполнительные органы которых наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, содержится в приложении к Закону края от 24 декабря 2009 года N 9-4225.

Муниципальное образование ЗАТО Железногорск Красноярского края входит в указанный перечень.

Согласно материалам дела и установлено в судебном заседании, истец Евдокимов А.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в малолетнем возрасте. В справке о рождении родителями указаны: мать – Евдокимова Ж.А., отец - Евдокимов Е.В. (сведения об отце внесены в запись акта о рождении от 09.04.1998г. на основании заявления матери ребенка).

Постановлениями администрации ЗАТО <адрес> от 27 декабря 2000г. №2547, от 23 апреля 2002г. №565 соответственно, согласно заявления одинокой матери Евдокимовой Ж.С. несовершеннолетний Евдокимов А.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения, определен на полное государственное обеспечение в Детский дом г. Железногорска временно, сроком по 28 декабря 2002г.

Постановлением администрации ЗАТО г. Железногорск от 03 марта 2003г. «Об установлении опеки над несовершеннолетним Евдокимовым А.Е.» пребывание Евдокимова А.Е. в детском доме г. Железногорска продлено до 01 марта 2003г. С указанной даты Евдокимов А.Е. отчислен из муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, над ним установлена опека в лице опекуна Алексеевой Е.В.

Решением Железногорского городского суда Красноярского края от 23 июня 2005 года одинокая мать Евдокимова Ж.А. лишена родительских прав в отношении сына Евдокимова А.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Постановлением администрации ЗАТО г. Железногорск от 23 сентября 2011г. №1540 Алексеев Н.А. назначен опекуном несовершеннолетнего Евдокимова А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решением комиссии Министерства образования Красноярского края от 21 марта 2016г. Евдокимов А.Е. поставлен на учет нуждающихся в жилье детей-сирот, номер очереди на 03 октября 2018г. - 4071.

Представленными документами подтверждается факт нуждаемости Евдокимова А.Е. в жилом помещении: согласно сообщению Управления Росреестра по Красноярскому краю в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о правах Евдокимова А.Е. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества.

Евдокимов А.Е. с 27 апреля 2001г. по настоящее время зарегистрирован по <адрес>.

Постановлением администрации ЗАТО г. Железногорск от 09 июня 2015г. №912 установлен факт невозможности проживания несовершеннолетнего Евдокимова А.Е., оставшегося без попечения единственного родителя, в жилом помещении – в двухкомнатной квартире по <адрес>.

Евдокимов А.Е., таким образом, имеет право на предоставление жилья в соответствии с законодательством о дополнительных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в несовершеннолетнем возрасте он остался без попечения родителей, достиг возраста 18 лет, вынужден арендовать жилое помещение для проживания, с 21 марта 2016 года состоит на учете лиц вышеуказанной категории, нуждающихся в предоставлении жилья; обязанность по предоставлению жилого помещения в соответствии с нормами действующего законодательства возложена на органы местного самоуправления, однако данная обязанность ответчиком – Администрацией ЗАТО Железногорск не исполнена, до настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда Евдокимову А.Е. не предоставлено.

Суд принимает во внимание, что ни глава 10 Жилищного кодекса РФ, регламентирующая порядок и условия предоставления специализированных жилых помещений, ни статья 8 Федерального закона № 159-ФЗ не предусматривают предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке очередности. Предоставление Евдокимову А.Е. жилого помещения при соблюдении условий, предусмотренных федеральным законом, не может быть поставлено в зависимость от даты включения его в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, и наличия других лиц, включенных в соответствующий список ранее истца, поскольку иное нарушало бы реализацию права Евдокимова А.Е. на получение предусмотренных законом дополнительных гарантий.

Доводы представителя ответчика Администрации ЗАТО г.Железногорск об отсутствии финансирования для обеспечения жилым помещением Евдокимова А.Е. не могут служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения. Вопросы предоставления денежных средств для исполнения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, относятся к сфере межбюджетных отношений, решаются в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ.

Физическое лицо, в частности, Евдокимов А.Е., субъектом этих отношений являться не может. Порядок выделения денежных средств для приобретения органами местного самоуправления жилых помещений и предоставления их лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулирован законами, указанными выше.

Учитывая, что Евдокимов А.Е. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет в соответствии с указанным Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе, на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку пригодного к проживанию закрепленного за ним жилья не имеет, не является собственником жилого помещения, нуждается в нем, до 23 лет заявил о своем желании реализовать право на получение жилого помещения, как лицо соответствующей категории, состоит в Министерстве образования Красноярского края на учете, включен в список таких лиц, нуждающихся в жилье и подлежащих обеспечению им, однако, до настоящего времени жилым помещением на основании договора найма специализированного жилого помещения администрацией ЗАТО г. Железногорска Красноярского края не обеспечен, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в целях восстановления нарушенного права Евдокимова А.Е.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора ЗАТО г. Железногорск Красноярского края удовлетворить.

Возложить на администрацию закрытого административно - территориального образования город Железногорск Красноярского края обязанность предоставить Евдокимову А.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по месту проживания на территории ЗАТО г. Железногорск Красноярского края, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления общей площади - 33 кв.м., в соответствии с допусками, установленными пунктом 14 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка».

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, то есть с 21 декабря 2018г., путем подачи жалобы в Железногорский городской суд.

Судья Железногорского городского суда                                                                 Л.Л. Величко

2-1944/2018 ~ М-1854/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Евдокимов Алексей Евгеньевич
Прокурор ЗАТО г. Железногорск Красноярского края
Ответчики
Администрация ЗАТО Железногорск
Другие
Министерство образования Красноярского края
Суд
Железногорский городской суд Красноярского края
Судья
Величко Людмила Леонидовна
Дело на странице суда
gelgor--krk.sudrf.ru
12.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.11.2018Передача материалов судье
13.11.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.12.2018Судебное заседание
21.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.02.2021Дело оформлено
22.02.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее