Определение суда апелляционной инстанции по делу № 33-21234/2021 от 25.05.2021

Судья: Кочетыгова Ю.В.                                               

Номер дела в первой инстанции  02-1266/2021

Номер дела в апелляционной инстанции  33-21234/2021

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

28 мая 2021 года                                                                                               

 

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда 

в составе:

председательствующего судьи                                        Семченко А.В.

судей                                                Масленниковой Л.В., Жолудовой Т.В.

при помощнике судьи                                                Бухареве И.С.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Масленниковой Л.В.

дело по апелляционной жалобе представителя Дьяченко А.С. по доверенности фио на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 16 февраля 2021 года, которым постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Дьяченко А.С. к ГУ - Главное Управление Пенсионного фонда РФ 7 по г. Москве и адрес об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, обязании включить периоды работы с 04.05.2016 года по 09.12.2019 года в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, и  назначить досрочную страховую пенсию по старости с 10.12.2019 года  - отказать.

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дьяченко А.С. обратилась в суд к ГУ  ГУ ПФР  7 по г. Москве и адрес с иском, уточнив который, просила признать незаконным решение от 28 мая 2019 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», обязать включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 04 мая 2016 года по 09 декабря 2019 года, обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости с 10 декабря 2019 года.

В обоснование заявленных требований Дьяченко А.С. ссылалась на то, что 10 декабря 2019 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении  досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», однако решением от 06 июля 2020 года в удовлетворении данной просьбы ей было отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа, что является незаконным и нарушает ее права.

В судебное заседание представитель истца явился, исковые требования, с учетом внесенных изменений, поддержал.

Представитель ответчика в суд явилась, требования истца не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит представитель Дьяченко А.С. по доверенности фио в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, выслушав Дьяченко А.С. и представителя ГУ  ГУ ПФР  7 по г. Москве и адрес по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (статья 39, часть 1).

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).

При определении права на пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения применяются Список должностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г.  781. Периоды работы до 01.11.1999 г. засчитываются также в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совмина адрес от 06.09.1991 г.  464, а с 01.11.1999 г. по 11.11.2002 г. - в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г.  1066.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.

Устанавливая в Федеральном законе от 28.12.2013 г.  400-ФЗ «О страховых пенсиях» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 г.  1920-О).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

В силу подпункта "н" пункта 1 этого постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров адрес от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.

Судом установлено, что 10 декабря 2019 года Дьяченко А.С. обратилась в ГУ  ГУ ПФР  7 по г. Москве и адрес с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением  3098420/19 от 28 мая 2020 года Дьяченко А.С. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального стажа.

Пенсионным органом в специальный страховой стаж Дьяченко А.С. были засчитаны периода работы общей продолжительностью 24 года 10 месяцев 19 дней.

При этом пенсионным органом из подсчета специального стажа истца был исключен период осуществления трудовой деятельности в ГУП г. Москвы «Автокомбинат санитарного транспорта «Мосавтосантранс» в должности фельдшера в период с 04 мая 2016 года по 09 декабря 2019 года, поскольку Списком N 781 не предусмотрена указанная организационно-правовая форма юридического лица (государственное унитарное предприятие), а также документально не подтверждено наличие структурных подразделений, предусмотренных пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года  781.

В дополнение к названному решению 06 июля 2020 года пенсионным органом было принято решение  3098420/19, согласно которому в стаж лечебной деятельности истца включен период работы в соответствии с актом документальной проверки ГУ-ГУ ПФР  8 по г. Москве и адрес  14 от 13 января 2020 года в ГБУЗ «ГКБ  4 ДЗМ» в должности заведующей фельдшерским здравпунктом-фельдшером в фельдшерском здравпункте при 3 автобусном парке с 01 марта 2014 года по 29 апреля 2016 года, в связи с чем стаж лечебной деятельности истца на дату обращения 10 декабря 2019 года составил - 27 лет 18 дней.

Из записей в трудовой книжке Дьяченко А.С. усматривается, что приказом  25 от 04 мая 2016 года она была принята на работу на должность фельдшера здравпункта Автобазы  3 в Санаторий-профилакторий «Битца» ГУП г. Москвы «Автокомбинат «Мосавтосантранс», где работает по настоящее время.

В обоснование заявленного иска Дьяченко А.С. в материалы дела были представлены следующие документы: приказ о принятии на работу  25 от 04 мая 2016 года, согласно которому истец была принята на работу на должность фельдшера в Санаторий-профилакторий «Битца» ГУП Автокомбината «Мосавтосантранс»; копия трудового договора  4-16 от 04 мая 2016 года, в соответствии с которым  работодателем  Дьяченко А.С. является Санаторий-профилакторий «Битца» ГУП Автокомбината «Мосавтосантранс», работник принят на работу по специальности фельдшера здравпункта  3 в структурном подразделении Санатория  Профилактория «Битца»; копия Должностной инструкции от 05 мая 2016 года по должности фельдшера здравпункта Автобаз  1, 2, 3, 4 ГУП г. Москвы «Автокомбинат «Мосавтосантранс»; копия лицензий на осуществление медицинской деятельности ГУП Автокомбинат «Мосавтосантранс» от 15 декабря 2017 года и от 15 декабря 2017 года.

Из представленного в материалы дела Устава ГУП г. Москвы «Автокомбинат санитарного транспорта «Мосавтосантранс» ДЗМ усматривается, что учредителем предприятия является г. Москва в лице адрес Москвы.

В соответствии с пунктом 1.5 Устава предприятие является коммерческой организацией и несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности и выполнение обязательств перед собственником имущества  г. Москвой, поставщиками, потребителями, бюджетом, банками и другими юридическими и физическими лицами.

Согласно Положению о санатории-профилактории «Битца» - структурном подразделении ГУП Автокомбината санитарного транспорта «Мосавтосантранс» ДЗМ санаторий-профилакторий «Битца» ГУП г. Москвы Автокомбината «Мосавтосантранс» создан на основании Устава ГУП г. Москвы Автокомбината «Мосавтосантранс» и является его структурным подразделением. Основной целью Санатория является осуществление медицинской и оздоровительной деятельности в соответствии с лицензией на указанные виды деятельности, в том числе: доврачебная помощь: диетология, медицинский массаж, лечебное дело, сестринское дело в педиатрии, физиотерапия; санаторно-курортная помощь: ультразвуковая диагностика, физиотерапия, восстановительная медицина; прочие работы и услуги: организация здравоохранения. Автокомбинат формирует имущество Санатория, которое находится на балансе Автокомбината. Финансирование деятельности Санатория осуществляется из средств Автокомбината, согласно смете, включающей расходы на лечение и медикаменты, питание, культурно-бытовое обслуживание лиц, проходящих лечение.

Также Дьяченко А.С. в материалы дела была  представлена копия приказа  16 от 19 января 2016 года «О создании фельдшерских здравпунктов в автобазах Автокомбината «Мосавтосантранс», в соответствии с которым принято решение о создании в срок до 01 мая 2016 года на автобазах Автокомбината «Мосавтосантранс» здравпунктов по оказанию медицинской помощи на базе имеющихся здравпунктов, с подчинением их главному врачу санатория-профилактория «Битца».

Из штатного расписания Санатория-профилактория «Битца» ГУП «Автокомбинат «Мосавтосантранс» по состоянию на 01 января 2016 года не усматривается факт наличия в нем должности фельдшера здравпункта  3.

Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.

Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь названными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отказе Дьяченко А.С. в удовлетворении исковых требований об обязании ГУ - ГУ ПФР  7 по г. Москве и адрес включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период работы в ГУП г. Москвы «Автокомбинат санитарного транспорта «Мосавтосантранс» в должности фельдшера в период с 04 мая 2016 года по 09 декабря 2019 года, исходя из того, что в спорный период времени  истец осуществляла трудовую деятельность в организации, имеющей отличную от учреждения организованно-правовую форму (государственное унитарное предприятие), в связи с чем указанный период работы не может быть включен в специальный страховой стаж для назначения страховой пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». При этом суд, исходя из разъяснений, данных в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 24.12.2013 N 2064-О, от 20.02.2014 N 312-О, верно принял во внимание то обстоятельство, что вопрос о правомерности исчисления льготного стажа для работников, осуществляющих лечебную деятельность, в рамках иных организационно-правовых форм (кроме учреждений) должен разрешаться при исследовании условий тождественности их должностей тем, работа в которых такое право предоставляет, тогда как в материалах дела отсутствуют доказательства изменения организационно-правовой формы работодателя при осуществлении им деятельности при тождественности должностей на предприятии должностям согласно Списку. Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал на невозможность применения в данном случае пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, в соответствии с которым в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), поскольку истцом не представлено доказательств того, что здравпункт Автобазы  3 был выделен в санатории-профилактории «Битца» ГУП г. Москвы «Автокомбинат санитарного транспорта «Мосавтосантранс» как структурное подразделение, имеющее лицензию на осуществление медицинской деятельности в указанный истцом период и относился к учреждению здравоохранения.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе,  являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, ошибочное толкование норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, аналогичны позиции стороны истца, изложенной в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки суд первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

        Решение Преображенского районного суда г. Москвы от 16 февраля 2021 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Дьяченко А.С. по доверенности фио, - без удовлетворения.

 

 

        Председательствующий:                         

 

        Судьи:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

...                                        

                        

                                

                                

        

                                        

        

33-21234/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Оставить судебное постановление без изменения, жалобу без удовлетворения, 28.05.2021
Истцы
Дьяченко А.С.
Ответчики
ГУ ПФР № 7 по г. Москве и Московской области
Суд
Московский городской суд
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
28.05.2021
Определение суда апелляционной инстанции
16.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее