Дело № 33-1405
Докладчик: Коротченкова И.И.
Судья: Бурцев Е.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 августа 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам
Орловского областного суда в составе:
Председательствующего Коротченковой И.И.,
судей Орловой Е.А., Ульянкина Д.В.
при секретаре Дорошкове Л.Е.
в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по иску Акулиничевой Л.Н. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на снижение установленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом и назначении пенсии,
по апелляционной жалобе ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 05 июня 2012 года, которым постановлено:
«Исковые требования Акулиничевой Л.Н. удовлетворить.
Признать за Акулиничевой Л.Н. право на назначение досрочной пенсии в соответствии со ст. 34 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 (три) года.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить Акулиничевой Л.Н. выплату пенсии с <дата>».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Коротченковой И.И., объяснения представителя ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> Ковалевой Н.Л., поддержавшей жалобу, возражения Акулиничевой Л.Н, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Акулиничева Л.Н. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (далее – ГУ УПФ РФ).
В обоснование заявленных требований указала, что с 1979 года проживает по адресу: <адрес>. Данная территория была подвергнута радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, вследствие чего она имеет право на снижение пенсионного возраста, в соответствии со ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и п. 8 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан подвергшихся катастрофе на Чернобыльской АЭС». Однако при обращении в ГУ УПФ РФ с просьбой о назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано. Считает указанный отказ необоснованным, поскольку в соответствии с действующим законодательством предусмотрено снижение пенсионного возраста выхода на пенсию гражданам, постоянно проживающим на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, просит суд признать за ней право снижения пенсионного возраста на 3 года и назначить досрочную трудовую пенсию по старости.
В ходе судебного разбирательства Акулиничева Л.Н. исковые требования уточнила и просила суд снизить ей пенсионный возраст на 3 года с учетом периода проживания в <адрес> с <дата> по <дата> и назначить ей досрочно пенсию с <дата>, с момента достижения возраста пятидесяти двух лет.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит решение суда отменить, поскольку оно было вынесено с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска.
Ссылается на то, что Акулиничева Л.Н. не имеет права на досрочное назначение пенсии по старости со снижением возраста на 3 года в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», так как в спорный период была зарегистрирована в <адрес>, территория которого не относится к территории радиоактивного загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Полагает, что поскольку отказ Пенсионного фонда не признан необоснованным, то оснований для признания за истцом права на досрочное назначение пенсии не имелось.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в примечании к ст. 35 указанного Закона установлено, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Ч. 3 ст. 7 Закона РФ Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1
предусмотрено, что границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
До 01 февраля 1998 года применялся Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР № 237-р от 28 декабря 1991 года и согласно которому к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом относился населенный пункт – деревня <адрес>.
С 01 февраля 1998 года применяется Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года, в тексте которого так же поименован населенный пункт деревня <адрес>.
При разрешении спора судом установлено, что с 1979 года по настоящее время Акулиничева Л.Н. фактически проживает в д. <адрес>, что подтверждается справкой администрации <...> сельского поселения № от <дата>, из которой также следует, что указанная территория относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 16).
Указанные обстоятельства подтверждаются амбулаторной медицинской картой ее сына А.П.Н. детской поликлиники № <адрес>; аттестатом об общем образовании А.П.Н. <...> средней общеобразовательной школы <адрес>; исковым заявлением Б.П.Ф., в котором в качестве ответчика указан А.П.Н., с указанием адреса проживания; обвинительным заключением по уголовному делу № по обвинению А.П.Н. и постановлением <...> районного суда <адрес> от <дата> о возвращении уголовного дела в отношении А.П.Н. прокурору, согласно которым местом жительства А.П.Н. является <адрес> (л.д. 37-41, 59-67).
Факт постоянного проживания Акулиничевой Л.Н. с 1979 года в <адрес> объективно подтвержден показаниями свидетелей М.Т.А., О.А.Ф., А,Н.И., которые в ходе судебных заседаний от <дата> и <дата> (л.д. 48-53, 74-78).
Таким образом в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции истцом Акулиничевой Л.Н. был доказан факт постоянного проживания на территории <адрес>, в то время как ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области не представило доказательств обратного, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истица имеет право на назначение ей пенсии с учетом снижения пенсионного возраста на 3 года, в соответствии с нормой ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». А поскольку право Акулиничевой Л.Н. на назначение ей пенсии с учетом снижения пенсионного возраста на 3 года возникло с момента достижения 52 лет, то судом обоснованно назначена ей пенсия с <дата>.
Судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения заявленных требований и применен материальный закон, подлежащий применению.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что спорные периоды проживания Акулиничевой Л.Н. в зоне с льготным социально-экономическим статусом не подтверждены регистрацией по месту жительства, не является основанием к отмене решения суда, поскольку при разрешении спора, бесспорно, установлено, что истица фактически проживала в зоне с льготным социально-экономическим статусом в оспариваемые периоды.
Не влечет отмену решения суда ссылка в жалобе на то, что суд необоснованно обязал ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области производить выплату истице пенсии с <дата>, так как в соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" суд обязал пенсионный орган назначить истице пенсию со дня возникновения у нее права на указанную пенсию.
При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда первой инстанции, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
Решение Заводского районного суда г. Орла от 05 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Дело № 33-1405
Докладчик: Коротченкова И.И.
Судья: Бурцев Е.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 августа 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам
Орловского областного суда в составе:
Председательствующего Коротченковой И.И.,
судей Орловой Е.А., Ульянкина Д.В.
при секретаре Дорошкове Л.Е.
в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по иску Акулиничевой Л.Н. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на снижение установленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом и назначении пенсии,
по апелляционной жалобе ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 05 июня 2012 года, которым постановлено:
«Исковые требования Акулиничевой Л.Н. удовлетворить.
Признать за Акулиничевой Л.Н. право на назначение досрочной пенсии в соответствии со ст. 34 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 (три) года.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить Акулиничевой Л.Н. выплату пенсии с <дата>».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Коротченковой И.И., объяснения представителя ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> Ковалевой Н.Л., поддержавшей жалобу, возражения Акулиничевой Л.Н, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Акулиничева Л.Н. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (далее – ГУ УПФ РФ).
В обоснование заявленных требований указала, что с 1979 года проживает по адресу: <адрес>. Данная территория была подвергнута радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, вследствие чего она имеет право на снижение пенсионного возраста, в соответствии со ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и п. 8 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан подвергшихся катастрофе на Чернобыльской АЭС». Однако при обращении в ГУ УПФ РФ с просьбой о назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано. Считает указанный отказ необоснованным, поскольку в соответствии с действующим законодательством предусмотрено снижение пенсионного возраста выхода на пенсию гражданам, постоянно проживающим на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, просит суд признать за ней право снижения пенсионного возраста на 3 года и назначить досрочную трудовую пенсию по старости.
В ходе судебного разбирательства Акулиничева Л.Н. исковые требования уточнила и просила суд снизить ей пенсионный возраст на 3 года с учетом периода проживания в <адрес> с <дата> по <дата> и назначить ей досрочно пенсию с <дата>, с момента достижения возраста пятидесяти двух лет.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит решение суда отменить, поскольку оно было вынесено с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска.
Ссылается на то, что Акулиничева Л.Н. не имеет права на досрочное назначение пенсии по старости со снижением возраста на 3 года в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», так как в спорный период была зарегистрирована в <адрес>, территория которого не относится к территории радиоактивного загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Полагает, что поскольку отказ Пенсионного фонда не признан необоснованным, то оснований для признания за истцом права на досрочное назначение пенсии не имелось.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в примечании к ст. 35 указанного Закона установлено, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Ч. 3 ст. 7 Закона РФ Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1
предусмотрено, что границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
До 01 февраля 1998 года применялся Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР № 237-р от 28 декабря 1991 года и согласно которому к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом относился населенный пункт – деревня <адрес>.
С 01 февраля 1998 года применяется Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года, в тексте которого так же поименован населенный пункт деревня <адрес>.
При разрешении спора судом установлено, что с 1979 года по настоящее время Акулиничева Л.Н. фактически проживает в д. <адрес>, что подтверждается справкой администрации <...> сельского поселения № от <дата>, из которой также следует, что указанная территория относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 16).
Указанные обстоятельства подтверждаются амбулаторной медицинской картой ее сына А.П.Н. детской поликлиники № <адрес>; аттестатом об общем образовании А.П.Н. <...> средней общеобразовательной школы <адрес>; исковым заявлением Б.П.Ф., в котором в качестве ответчика указан А.П.Н., с указанием адреса проживания; обвинительным заключением по уголовному делу № по обвинению А.П.Н. и постановлением <...> районного суда <адрес> от <дата> о возвращении уголовного дела в отношении А.П.Н. прокурору, согласно которым местом жительства А.П.Н. является <адрес> (л.д. 37-41, 59-67).
Факт постоянного проживания Акулиничевой Л.Н. с 1979 года в <адрес> объективно подтвержден показаниями свидетелей М.Т.А., О.А.Ф., А,Н.И., которые в ходе судебных заседаний от <дата> и <дата> (л.д. 48-53, 74-78).
Таким образом в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции истцом Акулиничевой Л.Н. был доказан факт постоянного проживания на территории <адрес>, в то время как ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области не представило доказательств обратного, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истица имеет право на назначение ей пенсии с учетом снижения пенсионного возраста на 3 года, в соответствии с нормой ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». А поскольку право Акулиничевой Л.Н. на назначение ей пенсии с учетом снижения пенсионного возраста на 3 года возникло с момента достижения 52 лет, то судом обоснованно назначена ей пенсия с <дата>.
Судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения заявленных требований и применен материальный закон, подлежащий применению.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что спорные периоды проживания Акулиничевой Л.Н. в зоне с льготным социально-экономическим статусом не подтверждены регистрацией по месту жительства, не является основанием к отмене решения суда, поскольку при разрешении спора, бесспорно, установлено, что истица фактически проживала в зоне с льготным социально-экономическим статусом в оспариваемые периоды.
Не влечет отмену решения суда ссылка в жалобе на то, что суд необоснованно обязал ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области производить выплату истице пенсии с <дата>, так как в соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" суд обязал пенсионный орган назначить истице пенсию со дня возникновения у нее права на указанную пенсию.
При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда первой инстанции, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
Решение Заводского районного суда г. Орла от 05 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи