Судья Швецов Н.В. Дело № 33-470/2020
№ 2-858/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 марта 2020 года г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Должикова С.С.,
судей Курлаевой Л.И., Старцевой С.А.,
при секретаре Шамарине А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гришагиной Э.А. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру,
по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации на заочное решение Северного районного суда г. Орла от 26 ноября 2019 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Должикова С.С., выслушав возражения Гришагиной Э.А. и ее представителя ФИО полагавших апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
Гришагина Э.А. обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России) о признании права собственности на квартиру.
В обоснование указала, что является единственным наследником по закону своего <...> ФИО., умершего 14 апреля 2019 г.
До <дата> ФИО проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Решением Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Востокрегионжилье») от 03 июля 2012 г. ФИО по договору социального найма было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>
Затраты федерального бюджета за превышение общей площади жилого помещения в сумме <...>. были компенсированы ФИО за счет собственных средств.
27 июня 2013 г. ФИО обратился в ФГКУ «Востокрегионжилье» с заявлением о приватизации жилого помещения.
Ответом от 15 июля 2013 г. ему было сообщено о том, что вопрос о возможности передачи квартир в собственность граждан в порядке приватизации прорабатывается Министерством обороны Российской Федерации.
Ссылалась на то, что при жизни наследодатель выразил волеизъявление на приватизацию квартиры, однако до оформления договора на передачу квартиры в собственность умер.
По указанным основаниям просила суд включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО., квартиру по адресу: <адрес> признать за ней право собственности на указанную квартиру в порядке наследования.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе ФГКУ «Востокрегионжилье» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
Указывает, что собственником квартиры по адресу: <адрес>, является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. №1053 указанная квартира предана в оперативное управление ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России.
Доказательств, подтверждающих обращение ФИО к собственнику или балансодержателю с заявлением о приватизации спорного жилого помещения, истцом не представлено.
По мнению апеллятора, предусмотренный законом порядок оформления передачи жилья в собственность ФИО соблюден не был. В связи с этим, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имелось.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Решением ФГКУ «Востокрегионжилье» от 03 июля 2012 г. №2001 жилое помещение по адресу: <адрес>, было предоставлено ФИО по договору социального найма в связи с прохождением военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.
03 июля 2012 г. между Министерством обороны Российской Федерации, действующим от имени собственника Российской Федерации, и ФИО. заключен договор социального найма жилого помещения №
ФИО компенсированы затраты федерального бюджета за превышение общей площади жилого помещения в сумме <...>., что следует из платежного поручения от <дата>
27 июня 2013 г. ФИО обратился в ФГКУ «Востокрегионжилье» по вопросу приватизации жилого помещения.
Ответом от 15 июля 2013 г. ему было сообщено о том, что в настоящее время Министерством обороны Российской Федерации прорабатывается вопрос о возможности передачи квартир в собственность граждан в порядке приватизации. О результатах заявитель будет проинформирован дополнительно.
ФИО умер 14 апреля 2019 г.
Истец Гришагина Э.А. приходится <...> ФИО. и является его единственным наследником по закону.
С заявлением о принятии наследства к нотариусу истец обратилась <дата>
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при жизни ФИО выразил свою волю на приватизацию спорного жилого помещения, что подтверждается обращением его с заявлением о приватизации, которое отозвано не было. Мотивируя выводы, указал, что ФИО совершил все необходимые и достаточные действия для передачи жилого помещения в собственность, однако по независящим от него причинам был лишен возможности заключить договор и зарегистрировать право собственности.
Судебная коллегия полагает, что решение суда постановлено с нарушением норм материального права, а выводы не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу пунктов 3, 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ является основанием для его отмены.
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно статье 7 названного Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
В соответствии со статьей 6 Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (статья 8 Закона).
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7, 8 названного закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Однако если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по независящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Из приведенных норм и разъяснений по их применению следует, что возможность включения жилого помещения в наследственную массу по требованию наследника допускается лишь в том случае, когда гражданин (наследодатель), пожелавший приватизировать жилое помещение, обратился с пакетом документов в уполномоченный орган, однако до рассмотрения заявления по существу и принятия по нему решения либо до государственной регистрации права собственности, умер.
При этом уполномоченным является такой орган, который осуществляет функции собственника в отношении вверенного ему имущества либо к компетенции которого относится распоряжение им.
Другие способы выражения наследодателем воли на приватизацию жилого помещения без его обращения при жизни с соответствующим заявлением и необходимыми документами в уполномоченный орган, правового значения не имеют и основанием для включения в наследственную массу после смерти наследодателя занимаемого им по договору социального найма жилого помещения являться не могут.
На основании Положения о Министерстве обороне Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. №1082, Министерство обороны Российской Федерации уполномочено осуществлять в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции: закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (пункт «ж»); выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним (пункт «к»).
Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 03 ноября 2010 г. №1455, уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации который осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от <дата> г., квартира по адресу: <адрес> находится в собственности Российской Федерации, передана в оперативное управление ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России.
Из приведенных норм и материалов дела усматривается, что правомочия собственника в отношении спорной квартиры осуществляют непосредственно Министерство обороны Российской Федерации либо ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России.
С заявлением о приватизации квартиры и необходимыми документами ФИО. к ним не обращался.
При таких обстоятельствах, оснований считать обращение ФИО с заявлением о приватизации квартиры в ФГКУ «Востокрегионжилье» обращением в компетентный орган не имеется.
Кроме этого, судебная коллегия не находит оснований считать выраженной волю ФИО на участие в приватизации в связи со следующим.
По смыслу вышеприведенных норм, признание права собственности на жилое помещение в порядке приватизации возможно в том случае, если гражданин при жизни инициировал такую процедуру в установленном законом порядке, однако до ее завершения умер. В таком случае факт смерти гражданина и незавершенность приватизации являются подтверждением его волеизъявления на приобретение жилого помещения в собственность.
Пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Как указывалось выше, 15 июля 2013 г. в ответ на обращение ФИО ФГКУ «Востокрегионжилье» был дан ответ. В нем, в частности, разъяснялось, что признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства.
Направление данного ответа ФИО свидетельствовало о том, что рассмотрение его обращения от 27 июня 2013 г. по вопросу приватизации жилого помещения было окончено.
Несмотря на это, на протяжении более пяти лет ФИО волеизъявление на приватизацию квартиры не выразил, в уполномоченный орган либо в суд не обратился, иным образом несогласие с ответом ФГКУ «Востокрегионжилье» от 15 июля 2013 г. не выразил. Доказательств того, что ФИО в течение указанного периода времени был лишен возможности соблюсти все правила оформления приватизации, стороной истца в дело не представлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
С учетом изложенного, решение районного суда подлежит отмене с принятием нового об отказе в иске.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.
Заочное решение Северного районного суда г. Орла от 26 ноября 2019 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Гришагиной Э.А. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру отказать.
Председательствующий
Судьи
Судья Швецов Н.В. Дело № 33-470/2020
№ 2-858/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 марта 2020 года г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Должикова С.С.,
судей Курлаевой Л.И., Старцевой С.А.,
при секретаре Шамарине А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гришагиной Э.А. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру,
по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации на заочное решение Северного районного суда г. Орла от 26 ноября 2019 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Должикова С.С., выслушав возражения Гришагиной Э.А. и ее представителя ФИО полагавших апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
Гришагина Э.А. обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России) о признании права собственности на квартиру.
В обоснование указала, что является единственным наследником по закону своего <...> ФИО., умершего 14 апреля 2019 г.
До <дата> ФИО проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Решением Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Востокрегионжилье») от 03 июля 2012 г. ФИО по договору социального найма было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>
Затраты федерального бюджета за превышение общей площади жилого помещения в сумме <...>. были компенсированы ФИО за счет собственных средств.
27 июня 2013 г. ФИО обратился в ФГКУ «Востокрегионжилье» с заявлением о приватизации жилого помещения.
Ответом от 15 июля 2013 г. ему было сообщено о том, что вопрос о возможности передачи квартир в собственность граждан в порядке приватизации прорабатывается Министерством обороны Российской Федерации.
Ссылалась на то, что при жизни наследодатель выразил волеизъявление на приватизацию квартиры, однако до оформления договора на передачу квартиры в собственность умер.
По указанным основаниям просила суд включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО., квартиру по адресу: <адрес> признать за ней право собственности на указанную квартиру в порядке наследования.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе ФГКУ «Востокрегионжилье» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
Указывает, что собственником квартиры по адресу: <адрес>, является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. №1053 указанная квартира предана в оперативное управление ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России.
Доказательств, подтверждающих обращение ФИО к собственнику или балансодержателю с заявлением о приватизации спорного жилого помещения, истцом не представлено.
По мнению апеллятора, предусмотренный законом порядок оформления передачи жилья в собственность ФИО соблюден не был. В связи с этим, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имелось.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Решением ФГКУ «Востокрегионжилье» от 03 июля 2012 г. №2001 жилое помещение по адресу: <адрес>, было предоставлено ФИО по договору социального найма в связи с прохождением военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.
03 июля 2012 г. между Министерством обороны Российской Федерации, действующим от имени собственника Российской Федерации, и ФИО. заключен договор социального найма жилого помещения №
ФИО компенсированы затраты федерального бюджета за превышение общей площади жилого помещения в сумме <...>., что следует из платежного поручения от <дата>
27 июня 2013 г. ФИО обратился в ФГКУ «Востокрегионжилье» по вопросу приватизации жилого помещения.
Ответом от 15 июля 2013 г. ему было сообщено о том, что в настоящее время Министерством обороны Российской Федерации прорабатывается вопрос о возможности передачи квартир в собственность граждан в порядке приватизации. О результатах заявитель будет проинформирован дополнительно.
ФИО умер 14 апреля 2019 г.
Истец Гришагина Э.А. приходится <...> ФИО. и является его единственным наследником по закону.
С заявлением о принятии наследства к нотариусу истец обратилась <дата>
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при жизни ФИО выразил свою волю на приватизацию спорного жилого помещения, что подтверждается обращением его с заявлением о приватизации, которое отозвано не было. Мотивируя выводы, указал, что ФИО совершил все необходимые и достаточные действия для передачи жилого помещения в собственность, однако по независящим от него причинам был лишен возможности заключить договор и зарегистрировать право собственности.
Судебная коллегия полагает, что решение суда постановлено с нарушением норм материального права, а выводы не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу пунктов 3, 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ является основанием для его отмены.
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно статье 7 названного Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
В соответствии со статьей 6 Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (статья 8 Закона).
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7, 8 названного закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Однако если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по независящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Из приведенных норм и разъяснений по их применению следует, что возможность включения жилого помещения в наследственную массу по требованию наследника допускается лишь в том случае, когда гражданин (наследодатель), пожелавший приватизировать жилое помещение, обратился с пакетом документов в уполномоченный орган, однако до рассмотрения заявления по существу и принятия по нему решения либо до государственной регистрации права собственности, умер.
При этом уполномоченным является такой орган, который осуществляет функции собственника в отношении вверенного ему имущества либо к компетенции которого относится распоряжение им.
Другие способы выражения наследодателем воли на приватизацию жилого помещения без его обращения при жизни с соответствующим заявлением и необходимыми документами в уполномоченный орган, правового значения не имеют и основанием для включения в наследственную массу после смерти наследодателя занимаемого им по договору социального найма жилого помещения являться не могут.
На основании Положения о Министерстве обороне Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. №1082, Министерство обороны Российской Федерации уполномочено осуществлять в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции: закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (пункт «ж»); выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним (пункт «к»).
Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 03 ноября 2010 г. №1455, уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации который осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от <дата> г., квартира по адресу: <адрес> находится в собственности Российской Федерации, передана в оперативное управление ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России.
Из приведенных норм и материалов дела усматривается, что правомочия собственника в отношении спорной квартиры осуществляют непосредственно Министерство обороны Российской Федерации либо ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России.
С заявлением о приватизации квартиры и необходимыми документами ФИО. к ним не обращался.
При таких обстоятельствах, оснований считать обращение ФИО с заявлением о приватизации квартиры в ФГКУ «Востокрегионжилье» обращением в компетентный орган не имеется.
Кроме этого, судебная коллегия не находит оснований считать выраженной волю ФИО на участие в приватизации в связи со следующим.
По смыслу вышеприведенных норм, признание права собственности на жилое помещение в порядке приватизации возможно в том случае, если гражданин при жизни инициировал такую процедуру в установленном законом порядке, однако до ее завершения умер. В таком случае факт смерти гражданина и незавершенность приватизации являются подтверждением его волеизъявления на приобретение жилого помещения в собственность.
Пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Как указывалось выше, 15 июля 2013 г. в ответ на обращение ФИО ФГКУ «Востокрегионжилье» был дан ответ. В нем, в частности, разъяснялось, что признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства.
Направление данного ответа ФИО свидетельствовало о том, что рассмотрение его обращения от 27 июня 2013 г. по вопросу приватизации жилого помещения было окончено.
Несмотря на это, на протяжении более пяти лет ФИО волеизъявление на приватизацию квартиры не выразил, в уполномоченный орган либо в суд не обратился, иным образом несогласие с ответом ФГКУ «Востокрегионжилье» от 15 июля 2013 г. не выразил. Доказательств того, что ФИО в течение указанного периода времени был лишен возможности соблюсти все правила оформления приватизации, стороной истца в дело не представлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
С учетом изложенного, решение районного суда подлежит отмене с принятием нового об отказе в иске.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.
Заочное решение Северного районного суда г. Орла от 26 ноября 2019 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Гришагиной Э.А. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру отказать.
Председательствующий
Судьи