Решение
Именем Российской федерации
14 ноября 2014 года
Раменский городской суд Московской области
В составе: председательствующего судьи Уваровой И.А.
С участием помощника прокурора Гущина В.В.
При секретаре Поляковой Е.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело№ 2-6415 по иску Раменского городского прокурора к администрации сельского поселения Ульянинское об обязании к совершению действий,
У с т а н о в и л:
Раменский городской прокурор обратился в суд с иском, которым просит обязать администрацию сельского поселения <название> внести изменения в Распоряжение главы сельского поселения <название> от <дата> <номер> «Об утверждении перечня должностей муниципальной службы
администрации сельского поселения <название>, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Распоряжение главы сельского поселения
<название> от <дата> <номер> «О внесении изменений в Распоряжение главы сельского поселения <название> от <дата> года» № 4, дополнив пунктом о его официальном опубликовании;
-обязать администрацию сельского поселения <название> опубликовать в официальных изданиях Распоряжение главы сельского поселения <название> от <дата> <номер> «Об утверждении перечня должностей
муниципальной службы администрации сельского поселения <название>, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Распоряжение главы сельского поселения <название> от <дата> №
22 «О внесении изменений в Распоряжение главы сельского поселения <название>» от <дата> <номер> с внесенными изменениями.
В обоснование требований указывает на то, что Раменской городской прокуратурой по поручению прокуратуры области проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции при привлечении работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора, либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора лиц, замещавших должности государственной или муниципальной службы, а также полноты нормативного обеспечения в данной сфере за период 2012-2013г.г.
В ходе проверки установлено, Распоряжением главы сельского поселения <название> от <дата> <номер> утвержден перечень должностей муниципальной службы администрации сельского поселения Ульянинское, предусмотренных ст.12 ФЗ РФ «О противодействии коррупции».
Распоряжением главы сельского поселения <название> от <дата> <номер> в Распоряжение главы сельского поселения от <дата> <номер> внесены изменения.
Согласно п. 4 Указа Президента РФ от <дата> N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» органам местного самоуправления рекомендовано в 2-месячный срок разработать, руководствуясь настоящим Указом, и утвердить перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные статьей 12 Федерального закона от <дата> N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 2 ст. 47 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Данное правило распространяется на указанные перечни, поскольку они тесно связаны с обязанностями работодателей, установленными п. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» и абз. 3 ст. 64.1 ТК РФ.
Вместе с тем установлено, что Распоряжение главы сельского поселения <название> от <дата> <номер> и Приложение к нему не опубликованы в официальных изданиях, что, также подтверждается отсутствием на это указаний о публикации в самом Распоряжении.
В результате, чего муниципальные служащие муниципального образования при увольнении, а также работодатели при их последующем трудоустройстве, фактически необоснованно освобождены от обязанностей и ограничений, предусмотренных ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» и ст. 64.1 ТК РФ.
Городской прокуратурой на Распоряжение главы сельского поселения <название> от <дата> <номер> принесен протест. По результатам рассмотрения, администрацией сельского поселения <название> протест Раменской городской прокуратуры от <дата> оставлен без удовлетворения.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.
Ответчик Администрация сельского поселения <название> представитель в судебное заседание не явился. О слушании дела извещен надлежащим образом. Письменных возражений не представил.
Суд признал причину неявки ответчика неуважительной и пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие ответчика на основании ст.167 ГПК РФ.
Суд, заслушав помощника прокурора ФИО3, проверив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Как следует их материалов дела, прокурором <адрес> оспаривается бездействие администрации сельского поселения <название>, которая уклонилась от исполнения обязанности по опубликованию распоряжения главы сельского поселения Ульянинское во исполнение требований ст. 12 Федерального закона от <дата> N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", п. 4 Указа Президента Российской Федерации от <дата> N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от <дата> N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее Федерального закона) гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.
В случае выявления нарушения бывшим муниципальным служащим требований ч. 2 ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", обязывающей их сообщать работодателю о последнем месте своей службы, прокурор, в соответствии с ч. 3 этой же нормы Закона, принимает меры для прекращения трудового договора с данным гражданином.
Частью 4 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" на работодателя возложена обязанность при заключении трудового договора с таким гражданином в десятидневный срок сообщить об этом по последнему месту его службы в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что <дата> главой сельского поселения <название> издано распоряжение <номер> ««Об утверждении перечня должностей
муниципальной службы администрации сельского поселения <название>, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», после увольнения с которых, гражданин должен соблюдать ограничения при заключении им трудового договора» (л.д.4-6).
Впоследствии главой сельского поселения <название> <дата> издано распоряжение <номер> « О внесении изменений в распоряжение <номер> от <дата> «Об утверждении перечня должностей
муниципальной службы администрации сельского поселения <название>, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (л.д.7).
Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 47 данного Федерального закона и п. 6 ст. 38 Устава сельского поселения <название> муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (л.д.48).
Срок, в течение которого орган местного самоуправления обязан опубликовать принятые им такие правовые акты, в Уставе сельского поселения <название> не определен, однако само по себе данное обстоятельство не исключает обязанности по обеспечению возможности ознакомления с этими правовыми актами граждан, возложенную на органы местного самоуправления положениями ч. 3 ст. 47 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ, в соответствии с которой, порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Суд не принимает возражения ответчика, изложенные им в письменном ответе заместителю городского прокурора ФИО4 о том, что постановление носит локальный характер, не является нормативным правовым актом, поскольку распространяется только на работников администрации сельского поселения <название> (л.д.10-12).
При этом суд исходит из того, что Федеральный закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вообще не содержит такого понятия, как «локальный акт органа местного самоуправления».
В п.1 ст.43 названного закона указана система муниципальных правовых актов, в которую входят:
1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Как видно из Устава городского поселения <название>, в структуру органов местного самоуправления городского поселения входит глава сельского поселения <название> (ст.24 Устава), являющийся высшим должностным лицом сельского поселения <название> и наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (п.1 ст.29 Устава), который издает в переделах своих полномочий правовые акты (п.6 ст.29 Устава).
Таким образом, оспариваемое распоряжение издано уполномоченным лицом в переделах его компетенции. Поскольку данное распоряжение не содержит ссылку на период его действия, до настоящего времени не отменено, оно распространяется на неопределенный круг лиц, которые замещают и в будущем будут замещать должности муниципальной службы администрации сельского поселения <название>.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что глава сельского поселения <название> обязан был принять меры к безотлагательному опубликованию изданного им распоряжения <номер> от <дата> с изменениями от <дата> № 33, поскольку данные правовые акты затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Кроме того, по смыслу п.2 ст.47 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут считаться вступившими в силу при отсутствии их официального опубликования (обнародования).
Данная позиция согласуется с разъяснениями, данными в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", где говорится, что, проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, необходимо учитывать следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Факт непринятия мер к опубликованию распоряжения главы сельского поселения <название> с момента его принятия с <дата> установлен и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
С учетом изложенного, требования Раменского городского прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ РФ "О противодействии коррупции", ст.ст.56,194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Раменского городского прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения <название> внести изменения в Распоряжение главы сельского поселения <название> от <дата> <номер> «Об утверждении перечня должностей муниципальной службы
администрации сельского поселения <название>, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Распоряжение главы сельского поселения
<название> от <дата> <номер> «О внесении изменений в Распоряжение главы сельского поселения <название> <адрес> от <дата> года» № 4, дополнив пунктом о его официальном опубликовании;
-обязать администрацию сельского поселения <название> опубликовать в официальных изданиях Распоряжение главы сельского поселения <название> от <дата> <номер> «Об утверждении перечня должностей
муниципальной службы администрации сельского поселения <название>, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Распоряжение главы сельского поселения <название> от <дата> №
22 «О внесении изменений в Распоряжение главы сельского поселения <название>» от <дата> <номер> с внесенными изменениями.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья