Административное дело № 2а-181/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Магдагачи 01 июня 2018 года
Амурская область
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Волошина О.В.,
при секретаре Барковой Я.В.,
с участием:
административного истца Администрации муниципального образования пгт.Магдагачи Магдагачинского района Амурской области в лице представителя Почекаевой Ю. А., действующей на основании доверенности;
судебного пристава-исполнителя ОСП по Магдагачинскому району Маклагиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования рабочий поселок (пгт) Магдагачи Магдагачинского района Амурской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, Отделу судебных приставов по Магдагачинскому району Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об уменьшении размера исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования пгт.Магдагачи Магдагачинского района Амурской области обратилась в Магдагачинский районный суд Амурской области с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, Отделу судебных приставов по Магдагачинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об уменьшении размера исполнительского сбора. Административное исковое заявление обосновано следующим.
17.05.2018 года судебный пристав-исполнитель Федеральная служба судебных приставов УФССП России по Амурской области ОСП по Магдагачинскому району Маклагина Н.В., вынесла постановление от № № о взыскании с должника - администрации пгт. Магдагачи исполнительского сбора в размере 7% по исполнительному листу № ФС 022541291 от 21.08.2017 г., выданного Магдагачинским районным судом по делу №2а-275/2017г. В качестве основания вынесения указанного постановления судебный пристав-исполнитель указывает, что должником в установленный срок не исполнены требования, указанные в исполнительном листе № ФС 022541291 от 21.082017г., Однако обжалуемое постановление вынесено без учета вины должника, который не может исполнить свое обязательство в полном объеме. В целях выполнения своих обязательств, администрация пгт.Магдагачи предприняла следующие меры: Администрацией пгт.Магдагачи проводились работы по приведению в надлежащее состояние дорожных покрытий и уличного освещения, что подтверждается документально. В то же время должник не препятствует работе судебного пристава по выявлению имущества с целью ею оценки и реализации. В соответствии с ч. 7 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств уменьшить его размер исполнительского сбора. На основании вышеизложенного просит суд уменьшить размер исполнительского сбора, наложенного на должника постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель администрации пгт. Магдагачи заявленные требования поддержала по доводам изложенным в административном исковом заявлении.
Судебный пристав-исполнитель ОСП по Магдагачинскому району Маклагина Н.В., в судебном заседании пояснила: она не согласна с заявлением администрации пгт. Магдагачи, так как добровольно должником требования исполнительного документа не были исполнены.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, Отдел судебных приставов по Магдагачинскому району Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили. Судом определено рассмотреть дело при указанной явке.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, на основании совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, суд пришел к следующему.
Согласно части 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Частью 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ).
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ).
Как установлено из материалов дела, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Магдагачинскому району от 03 октября 2017 года на основании исполнительного листа ФС №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Магдагачинским районным судом по гражданскому делу №2а-275/2017 в отношении должника Администрации пгт.Магдагачи возбуждено исполнительное производство №-ИП, предмет исполнения – исполнение обязанности устранить выявленные нарушения федерального законодательства о безопасности дорожного движения (л.д.17-18).
В указанном постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
В связи с неисполнением в срок для добровольного исполнения требований, постановлением судебного пристава-исполнителя от 17 мая 2018 года в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, содержащего требования неимущественного характера, с Администрации пгт.Магдагачи взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей (л.д.9).
Часть 6 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 7 ст.112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года №-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьей 112 Закона № 229-ФЗ.
При этом уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
В обоснование заявленных требований об уменьшении исполнительского сбора, административный истец приводит доводы о том, что принимал все возможные меры для исполнения исполнительного документа, а именно администрацией проводились работы по приведению в надлежащее состояние дорожного покрытия и уличного освещения.
Оценив представленные административным истцом доказательства, исследовав материалы исполнительного производства №41265/17/28011-ИП, суд не находит уважительных причин у Административного ответчика для нарушения установленных сроков исполнения решения Магдагачинского районного суда от 13 июля 2017 года.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, с момента вынесения решения суда, Администраций пгт.Магдагачи проводились работы по его исполнению, что подтверждается актами выполненных работ.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что административным ответчиком принимались все возможные меры к исполнению решения суда, в связи с чем, суд полагает возможным административное исковое заявление удовлетворить и уменьшить размер исполнительского сбора на ? от взысканной суммы исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое Администрации муниципального образования пгт.Магдагачи Магдагачинского района Амурской области– удовлетворить.
Уменьшить Администрации муниципального образования пгт.Магдагачи Магдагачинского района Амурской области размер исполнительского сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Магдагачинскому району от 17 мая 2018 года в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, на ? от взысканной суммы исполнительского сбора до 37500 (тридцать семь тысяч пятьсот) рублей.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в Магдагачинском районном суде 5 июня 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья
Магдагачинского районного суда О. В. Волошин