Дело № 2а-303/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лахденпохья Республика Карелия 30 октября 2020 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сущевской Е.А., при секретаре Овчарове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду - незаконным и понуждении к действиям,
установил:
ФИО2 обратилась с вышеуказанным административным исковым заявлением, поданным в его интересах представителем ФИО8, к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство).
Заявленные требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в кадастровом квартале №, в <адрес> Республики Карелия, для строительства хозяйственных построек. Испрашиваемый земельный участок является смежным по отношению к земельному участку с кадастровым номером № собственником которого является административный истец. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Земельному участку был присвоен кадастровый №. В № году ФИО2 было отказано в заключении договора аренды земельного участка, поскольку Администрация не имеет полномочий на заключение Договоров аренды земельных участков. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Министерство о предоставлении спорного участка в аренду без проведения торгов, письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство отказало в предоставлении в аренду земельного участка ФИО2, в связи с тем, что заявление ФИО2 не содержит оснований предоставления земельного участка из предусмотренных пп. 4 ч. 1 ст. 39.17 ЗК РФ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 повторно обратилась в Министерство с аналогичным заявлением, на которое письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство отказало в предоставлении в аренду земельного участка ФИО2, в связи с тем, что на границах земельного участка имеется строение.
ДД.ММ.ГГГГ (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО2 вновь обратилась в Министерство с аналогичным заявлением, на которое письмом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № также последовал отказ, поскольку ФИО2 пропущен срок, установленный п. 4 ст. 34 Федерального Закона РФ от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ №171 от 23.06.2014). Административный истец считает, что бездействием Администрации Лахденпохского муниципального района и неправомерными действиями Министерства нарушено право ФИО2 на приобретение в аренду спорного земельного участка.
На основании изложенного, истец просит суд признать незаконным решение Министерства, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, обязать административного ответчика в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу заключить с ФИО2 договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
В процессе судебного разбирательства представитель истца по доверенности ФИО6 уточнил исковые требования, а именно просил признать незаконным решение Министерства, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в заключении с ФИО2 договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании административный истец ФИО2 отсутствовала, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца, действующий на основании доверенности ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом их уточнения. Также показал, что административный истец поставил земельный участок на кадастровый учет, Администрация бездействовала. На неоднократные обращения истец получала отказы, как от Администрации, так и от Министерства. Считает, что Министерство обязано было заключить договор аренды земельного участка с ФИО2, задержка допущена по их вине. Кроме того, указал, что ФИО2 также обращалась с заявлением в Министерство ДД.ММ.ГГГГ, ответ на которое не получила. Обратил внимание суда на то, что административный истец является многодетной матерью, после постановки земельного участка на кадастровый учет, она занималась детьми, которые часто болели, в связи с чем она не смогла своевременно заниматься оформлением земельного участка и своевременно обжаловать принимаемые решения.
Представитель административного ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Ходатайств об отложении судебного заседания не направил.
В представленном возражении на административное исковое заявление привели основания аналогичные тем, которые изложены в оспариваемом отказе. Решение Министерства, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, считают законным и обоснованным, поскольку заявление истца подано по истечении срока, установленного п. 4 ст. 34 ФЗ №171 от 23.06.2014. Кроме того, Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ, не предусмотрено предоставление для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с предварительным согласованием места размещения объекта. Считают, что местоположение испрашиваемого истцом земельного участка, а также местоположение объектов недвижимости, расположенных на смежном земельном участке с кадастровым номером №, с учетом требований ФЗ № 123-ФЗ п. 4.3 СП 4.12130.2013, препятствует предоставлению спорного земельного участка для испрашиваемой истцом цели, ввиду отсутствия возможности размещения объекта недвижимости – индивидуального жилого дома на земельном участке истца.
Представители заинтересованных лиц – администрации Лахденпохского муниципального района и администрации Хийтольского сельского поселения, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 части 2 и 3).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 г. № 446-П, от 26.09.2017 № 326-П и Положения о Министерстве, принятие решений по вопросам о предоставлении земельных участков относится к компетенции административного ответчика.
Рассматривая законность оспариваемого административным истцом решения Министерства, суд исходит из следующего.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Администрацию Лахденпохского муниципального района (далее – Администрация) с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале №, для строительства хозяйственных построек.
Испрашиваемый земельный участок является смежным земельным участком по отношению к земельному участку с №, собственником которого является ФИО2
Письмом Администрации от ДД.ММ.ГГГГ исх. № схема расположения испрашиваемого земельного участка была направлена для согласования в Администрацию Хийтольского сельского поселения.
В газете «№» от ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано сообщение о приеме заявления от ФИО2 об утверждении схемы расположения земельного участка.
Постановлением Администрации Лахденпохского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале № для малоэтажной застройки (размещение подсобных сооружений), код вида разрешенного использования – №, в <адрес>.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости ДД.ММ.ГГГГ внесены сведения об испрашиваемом земельном участке, присвоен кадастровый № (далее – №).
ДД.ММ.ГГГГ вх. № ФИО2 обратилась в Администрацию Лахденпохского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в собственности муниципального образования, с №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью № кв.м., для малоэтажной жилой застройки, без проведения торгов на основании кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ исх. № Администрация отказала в предоставлении испрашиваемого ФИО2 земельного участка, указав, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые на разграничена, без проведения торгов, не входит в полномочия Администрации Лахденпохского муниципального района в связи с принятием закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельным участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в <адрес> и органами государственной власти Республики Карелия» (далее Закон Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Министерство с заявлением о представлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №, из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в собственности муниципального образования, расположенного по адресу: <адрес>, площадью № кв.м, на основании кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решением Министерства, выраженным в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, заявление ФИО2 было возвращено, поскольку не содержало оснований предоставления земельного участка из числа, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ).
Ответом Министерства, выраженным в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, ФИО2 отказано в удовлетворении ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении спорного земельного участка в аренду без проведения торгов, поскольку решение о предоставлении спорного земельного участка могло быть принято до ДД.ММ.ГГГГ в силу положений ФЗ № 171 от 23.06.2014.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 вновь обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении без проведения торгов в аренду спорного земельного участка на основании п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, на основании кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №.
Ответом, выраженным в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство отказало в удовлетворении заявления ФИО2, указав, что в границах испрашиваемого земельного участка расположено строение, и с учетом местоположения самого участка и объектов недвижимости, расположенных на смежном земельном участке с кадастровым номером №, для испрашиваемой ФИО2 цели, предоставление испрашиваемого земельного участка также невозможно.
ДД.ММ.ГГГГ вх. от ДД.ММ.ГГГГ № (спустя год после ответа от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО2 снова обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду без проведения торгов. При принятии решения о предоставлении земельного участка в аренду просила учесть, что испрашиваемый земельный участок был образован и поставлен на кадастровый учет на основании заявления о предоставлении земельного участка в <адрес>, в кадастровом квартале №, «№» (вх.№) от ДД.ММ.ГГГГ поданного в Администрацию; Постановления Администрации № района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении ФИО2 схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».
ДД.ММ.ГГГГ исх. № Министерством отказано ФИО2 в заключении договора аренды земельного участка с КН №, поскольку заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ подано в Министерство после истечения срока, указанного п. 4 ст. 34 Закона 171-ФЗ от 23.06.2014.
С указанным решением административный истец не согласен, просит признать его незаконным.
В соответствии с ФЗ №171 от 23.06.2014 статьи 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации утратили силу с 01.03.2015, поэтому Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ, не предусмотрено предоставление для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с предварительным согласованием места размещения объекта.
Таким образом, с 01 марта 2015 года статьи 30, 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, на которые ссылается административный истец, утратили силу.
В соответствии с частью 4 статьи 34 указанного Федерального закона в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 30.1 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Учитывая, что испрашиваемый административным истцом земельный участок до 1 января 2018 года в аренду ФИО2 предоставлен не был, положения статьи 30.1 ЗК РФ, утратившей силу с ДД.ММ.ГГГГ, применению к спорным правоотношениям не подлежат.
Основания предоставления земельного участка без проведения торгов, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 ЗК РФ в редакции, действующей после ДД.ММ.ГГГГ, судом не установлены, и ФИО2 не указаны.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый административным истцом отказ Министерства, выраженный в письме ДД.ММ.ГГГГ исх. №, является законным и обоснованным.
Доводы представителя административного истца о том, что административный истец неоднократно до ДД.ММ.ГГГГ обращалась с заявлениями о предоставлении земельного участка в аренду нашли свое подтверждение и никем не оспариваются.
Вместе с тем, решения уполномоченных органов об отказах в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, ФИО2 не обжаловала, на протяжении четырех лет направляла заявления о предоставлении земельного участка в аренду с интервалом более чем через шесть месяцев после каждого отказа.
При этом, какого – либо бездействия со стороны Администрации Лахденпохского муниципального района Республики Карелия в не предоставлении ФИО2 в аренду испрашиваемого земельного участка судом не установлено.
Суд учитывает, что Министерство не приняло никакого решения на заявление ФИО2 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду без проведения торгов, направленное последней ДД.ММ.ГГГГ, однако данное бездействие ФИО2 в суде не обжаловала, не получив ответ из Министерства, ДД.ММ.ГГГГ (спустя год) вх.№ обратилась в Администрацию Лахденпохского муниципального района, в полномочия которой в связи с принятием закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК, не входило предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов.
Ссылки административного истца на проживание в Санкт-Петербурге, частые заболевания детей, не свидетельствуют о незаконности принятого административным ответчиком решения.
Каких-либо убедительных доказательств о невозможности оформления земельного участка в аренду без проведения торгов на основании кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № до ДД.ММ.ГГГГ по вине административного ответчика, ФИО7 суду не представила, других требований не заявлала.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.А. Сущевская
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.