63RS0№-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2022 года Ленинский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Кулачкиной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-210/2022 по административному иску Сагадатова А.Х. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков и возложении обязанности осуществить действия,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование заявленных требований указал, что обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земельных участков, в котором просил осуществить перераспределение земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1569 ему отказано в удовлетворении заявления на основании п.п.11 п.9 ст.39.29 и п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ в связи с тем, что часть образуемого земельного участка расположена в границах красных линий. Также указано, что земельный участок частично расположен в санитарно-защитной зоне железной дороги. Кроме того, образуемый земельный участок расположен в зоне предприятий и складов V - IV классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 100 м).
Он – истец считает, что указанное распоряжение является незаконным и необоснованным, в связи с чем, нарушает его законные права и интересы.
Административным ответчиком не представлены документы территориального планирования, подтверждающие нахождение испрашиваемого земельного участка в границах красных линий (землях общего пользования).
Расположение земельного участка в санитарно-защитной зоне железной дороги, также не может служить основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, поскольку, фактически испрашиваемый земельный участок находится вне указанной зоны.
Согласно листу № межевого плана испрашиваемый земельный участок находится после земельного участка, расположенного рядом с <адрес>ом.
Согласно сведениям из публичной кадастровой карты, самым дальним участком земли от железнодорожных путей является испрашиваемый земельный участок, после него следует земельный участок, принадлежащий ему на праве собственности, потом проезжая часть и железная дорога.
Таким образом, между железной дорогой и испрашиваемым земельным участком находится сразу несколько объектов, соответственно образуемый земельный участок фактически не может находиться в санитарно-охранной зоне железной дороги.
Также Департамент градостроительства г.о. Самары указал, что согласно Карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки и застройки г.о. Самара, утвержденных Постановлением Самарской Г. Д. от ДД.ММ.ГГГГ №, образуемый земельный участок расположен в зоне предприятий и складов V - IV классов вредности (санитарно- защитные зоны - до 100 м) (ПК-1).
Так, согласно Карте градостроительного зонирования видно, что образуемый земельный участок находится на очень большом расстоянии от ближайших предприятий и складов V - IV классов вредности (ПК-1).
Кроме того, на основании Приказа Министерства имущественных отношений Самарской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ему предоставлен в собственность земельный участок площадью 894 кв. м, кадастровый №, расположенный по адресу: Самарская <адрес>, СТ «Железнодорожник», железнодорожная платформа «Толевая», массив №, участок № для садоводства.
Согласно указанному приказу установлены ограничения по использованию части земельного участка (учетный кадастровый номер части 1) в охранной зоне инженерных коммуникаций.
Испрашиваемый земельный участок также находится в его - административного истца фактическом пользовании в течение длительного времени, что является дополнительным основанием для предоставления такого участка в собственность.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1569 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков», обязать утвердить схему расположения земельного участка и заключить соглашение о перераспределении земельных участков.
В судебном заседании представитель административного истца, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, просил в иске отказать.
Представитель СТ «Железнодорожник», привлечённого к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Сагадатову А.Х. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 63:01:0123001:663 площадью 894 кв. м, по адресу: <адрес>, СТ «Железнодорожник», железнодорожная платформа «Толевая», массив №, участок №.
Материалами дела подтверждается, что истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земельных участков, а именно вышеуказанного земельного участка и расположенного рядом земельного участка, площадью 191 кв., собственность на которые не разграничена.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1569 административному истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В качестве обоснования отказа указано, что часть образуемого земельного участка расположена в границах красных линий. Также указано, что земельный участок частично расположен в санитарно-защитной зоне железной дороги. Кроме того, образуемый земельный участок расположен в зоне предприятий и складов V - IV классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 100 м).
Согласно п.11 ч.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ.
Пунктом 11 ч.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с подпунктом 3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам.
Положениями ст.11.9 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Согласно п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами.
Согласно выпискам из ИСОГД от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, представленным в суд, часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий. Границы территории общего пользования в районе испрашиваемых земельных участков установлены в соответствии со Схемой № (Схемой границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры) Генерального плана г.о. Самара, утверждённого решением Д. г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №.
Также согласно сведениям, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара образуемый земельный участок находится в зоне предприятий и складов (ПК-1) V-IV классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 100 м), в санитарно-защитной зоне железной дороги (50 м; 100 м), в границах красных линий по карте правового зонирования Правил землепользования и застройки г.о. Самара, утвержденных Постановлением Самарской Г. Д. от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ, Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденными Постановлением Самарской Г. Д. от ДД.ММ.ГГГГ № устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства.
Земли, указанные в п.1 ст.7 Земельного кодекса РФ используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Таким образом, размещение в санитарно-защитной зоне железной дороги земельного участка, предназначенного для садоводства, противоречит требованиям СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 и Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Использование испрашиваемого земельного участка не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков, установленным для территориальной зоны ПК-1.
Произвольное, не основанное на законе, изменение вида разрешенного использования земельного участка не допускается.
Установлено, что истец в установленном порядке с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.о. Самара, утвержденные Постановлением Самарской Г. Д. от ДД.ММ.ГГГГ №, для установления зоны в отношении спорного земельного участка не обращался.
При таких обстоятельствах, образование земельных участков путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, приведёт к нарушению требований статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, соответственно Департамент градостроительства г.о. Самара правомерно отказал в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Учитывая изложенное, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что права истца действиями ответчика не нарушены, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований в соответствующей части не имеется.
Требования истца о возложении на Департамент градостроительства г.о. Самара обязанности утвердить схему расположения образуемого земельного участка на кадастровом плане территории путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 63:01:0123001:663 и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, также не подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 Постановления Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Г. округе Самара» руководитель Департамента градостроительства г.о. Самара наделен полномочиями по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также принятию иных решений, предусмотренных главой V.4 Земельного кодекса РФ.
Согласно п.5 ст.39.27 Земельного кодекса РФ в случае, если перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, планируется в соответствии со схемой расположения земельного участка, данная схема является обязательным приложением к соглашению либо решению о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, схема образуемого земельного участка утверждается либо при заключении соответствующего соглашения о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка, находящегося в собственности заявителя либо при принятии решения о перераспределении земельных участков.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.174, 178-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск Сагадатова А.Х. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков и возложении обязанности осуществить действия – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке в 30-дневный срок через Ленинский районный суд <адрес>.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья