Дело № г. |
|
РЕШЕНИЕ
Именем
РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бутурлиновка |
ДД.ММ.ГГГГ |
Бутурлиновский районный суд Воронежской области в составе: председательствующего судьи Панасенко В.И.
при секретаре судебного заседания Левченко В.А.,
с участием прокурора Бутурлиновского района Гусева В.А.,
а также представителя ответчика ООО «Газполимерсервис» Носалевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по исковому заявлению Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОООО «Газполимерсервис» о признании незаконными действий в части производства выбросов вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения без соответствующего разрешения,
УСТАНОВИЛ :
Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ООО «Газполимерсервис», расположенного по адресу: воронежская область <адрес>. В ходе проверки установлено, что ООО «Газполимерсервис» специализируется на строительстве объектов трубопроводного транспорта. Предприятие имеет одну производственную территорию, на которой расположены: административное здание; мастерская; участок технического обслуживания и текущего ремонта автотехники; топливозаправочный пункт; автогазозаправочная станция.
Всего на предприятии имеется 17 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, из них: 4-организованные и 13-неорганизованные.
В результате деятельности предприятия в атмосферу выделяются следующие загрязняющие вещества: углерод (сажа), метан, бутан, демитилбензол и другие.
За 2013 год предприятием выброшено в атмосферу 1,869 тонн загрязняющих веществ.
Ранее ООО «Газполимерсервис» имело разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения №1078а, сроком действия до 01.01.2013. Данным разрешением установлен перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к выбросу в атмосферу.
Однако в нарушение вышеуказанных требований закона, по истечении срока действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения, т.е. после ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, ООО «Газполимерсервис» производился и производится выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без соответствующего разрешения, что является недопустимым.
Таким образом, для стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, используемых данным предприятием, не разработаны и не утверждены предельно допустимые выбросы.
В связи с этим, выбросы вредных (загрязняющих) веществ предприятием осуществляются без определения критериев безопасности и безвредности воздействия химических факторов на людей, оценки состояния атмосферного воздуха, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Обязанность по проведению инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработке предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух в соответствии со ст.30 Федерального закона №96-ФЗ, лежит на юридических лицах, имеющих стационарные источники выбросов.
Таким образом, для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «Газполимерсервис» необходимо иметь проект нормативов предельно допустимых выбросов, утвержденный Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории Бутурлиновского района Воронежской области.
В связи с неисполнением ответчиком требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха Воронежский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к ООО «Газполимерсервис» в котором просит признать незаконным действия ООО в части производства выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения без соответствующего разрешения и обязать ответчика представить на утверждение в управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, и обратиться за получением разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования и настаивает на их удовлетворении.
Представитель ООО «Газполимерсервис» Носалева Л.А. исковые требования не признала и просит в их удовлетворении отказать.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду веществ и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду; нормативы в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды; нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды; технологический норматив - норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции.
В силу ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха; технический норматив выброса - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели; предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов; временно согласованный выброс - временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса. Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается, в частности, на следующих принципах: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства (ст. 3 Федерального закона N 96-ФЗ).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.
Согласно ст. 12 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы таких выбросов.
В соответствии с п.1 ст. 22, п. 1 ст. 30 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ на юридических лиц возложена обязанность соблюдения требований природоохранного законодательства в части проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих веществ) и разработку предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Исходя из требований п. 4 ст. 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Аналогичные требования закреплены в ст. 14 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ, согласно требованиям которой, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником и транспортными (передвижными) средствами допускается только на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5.5.9 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, Росприроднадзор утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также организует прием и рассмотрение отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.
В соответствии с п. 15 указанного Порядка территориальные органы Росприроднадзора регистрируют отчетность, представленную отчитывающимися субъектами малого и среднего предпринимательства, и ведут учет и контроль отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов при администрировании платы за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение отходов.
Исходя из изложенного для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «Газполимерсервис» необходимо иметь проект нормативов предельно допустимых выбросов, утвержденных Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
В соответствии с п. 5.3.15 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 года № 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования выдает разрешение на выбросы с сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), вредные физические воздействия на атмосферный воздух.
Как следует из материалов дела и установлено судом, основной деятельностью ООО «Газполимерсервис» является строительство объектов трубопроводного транспорта.
Проверкой, проведенной Воронежским межрайонным природоохранным прокурором предприятие имеет производственную территорию, на которой расположены: административное здание, мастерская, участок технического обслуживания и текущего ремонта автотехники, топливозаправочный пункт, автогазозаправочная станция. Всего на предприятии имеется 17 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, из них: 4-организованные и 13-неорганизованные. В результате деятельности предприятия в атмосферу выделяются следующие загрязняющие вещества: углерод (сажа), метан, бутан, демитилбензол и другие. За 2013 год предприятием выброшено в атмосферу 1,869 тонн загрязняющих веществ. Ранее ООО «Газполимерсервис» имело разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения №1078а, сроком действия до 01.01.2013. Данным разрешением установлен перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к выбросу в атмосферу. Однако в нарушение вышеуказанных требований закона, по истечении срока действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения, т.е. после 01.01.2013 г. по настоящее время, ООО «Газполимерсервис» производился и производится выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без соответствующего разрешения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Воронежским межрайонным природоохранным прокурором в защиту неопределенного круга лиц и признает незаконными действия ООО «Газполимерсервис» в части производства выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения без соответствующего разрешения.
Частью 2 ст. 206 ГПК РФ предусмотрено, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Удовлетворяя заявленные исковые требования прокурора, суд считает необходимым установить срок для исполнения ответчиком решения суда.
По данному делу прокурор в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга физических лиц, и согласно подпункту 9 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины он освобожден.
Учитывая приведенные нормы Гражданского процессуального кодекса и налогового законодательства, государственная пошлина взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
1.Признать незаконными действия ООО «Газполимерсервис» в части производства выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения без соответствующего разрешения.
2.Обязать ООО «Газполимерсервис» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу представить на утверждение в управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по <адрес> проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
3.Обязать ООО «Гаполимерсервис» в течение 1 месяца с момента утверждения проекта нормативов предельно допустимых выбросов (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обратиться в управление Росприроднадзора по <адрес> за получением разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения.
4.Взыскать с ООО «Газполимерсервис» госпошлину в доход федерального бюджета в размере 4000 руб.
Решение в кассационном порядке может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда через Бутурлиновский районный суд в тридцатидневный срок с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья: подпись Копия верна. Судья |
В.И. Панасенко |
Дело № г. |
|
РЕШЕНИЕ
Именем
РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бутурлиновка |
ДД.ММ.ГГГГ |
Бутурлиновский районный суд Воронежской области в составе: председательствующего судьи Панасенко В.И.
при секретаре судебного заседания Левченко В.А.,
с участием прокурора Бутурлиновского района Гусева В.А.,
а также представителя ответчика ООО «Газполимерсервис» Носалевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по исковому заявлению Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОООО «Газполимерсервис» о признании незаконными действий в части производства выбросов вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения без соответствующего разрешения,
УСТАНОВИЛ :
Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ООО «Газполимерсервис», расположенного по адресу: воронежская область <адрес>. В ходе проверки установлено, что ООО «Газполимерсервис» специализируется на строительстве объектов трубопроводного транспорта. Предприятие имеет одну производственную территорию, на которой расположены: административное здание; мастерская; участок технического обслуживания и текущего ремонта автотехники; топливозаправочный пункт; автогазозаправочная станция.
Всего на предприятии имеется 17 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, из них: 4-организованные и 13-неорганизованные.
В результате деятельности предприятия в атмосферу выделяются следующие загрязняющие вещества: углерод (сажа), метан, бутан, демитилбензол и другие.
За 2013 год предприятием выброшено в атмосферу 1,869 тонн загрязняющих веществ.
Ранее ООО «Газполимерсервис» имело разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения №1078а, сроком действия до 01.01.2013. Данным разрешением установлен перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к выбросу в атмосферу.
Однако в нарушение вышеуказанных требований закона, по истечении срока действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения, т.е. после ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, ООО «Газполимерсервис» производился и производится выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без соответствующего разрешения, что является недопустимым.
Таким образом, для стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, используемых данным предприятием, не разработаны и не утверждены предельно допустимые выбросы.
В связи с этим, выбросы вредных (загрязняющих) веществ предприятием осуществляются без определения критериев безопасности и безвредности воздействия химических факторов на людей, оценки состояния атмосферного воздуха, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Обязанность по проведению инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработке предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух в соответствии со ст.30 Федерального закона №96-ФЗ, лежит на юридических лицах, имеющих стационарные источники выбросов.
Таким образом, для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «Газполимерсервис» необходимо иметь проект нормативов предельно допустимых выбросов, утвержденный Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории Бутурлиновского района Воронежской области.
В связи с неисполнением ответчиком требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха Воронежский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к ООО «Газполимерсервис» в котором просит признать незаконным действия ООО в части производства выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения без соответствующего разрешения и обязать ответчика представить на утверждение в управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, и обратиться за получением разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования и настаивает на их удовлетворении.
Представитель ООО «Газполимерсервис» Носалева Л.А. исковые требования не признала и просит в их удовлетворении отказать.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду веществ и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду; нормативы в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды; нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды; технологический норматив - норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции.
В силу ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха; технический норматив выброса - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели; предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов; временно согласованный выброс - временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса. Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается, в частности, на следующих принципах: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства (ст. 3 Федерального закона N 96-ФЗ).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.
Согласно ст. 12 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы таких выбросов.
В соответствии с п.1 ст. 22, п. 1 ст. 30 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ на юридических лиц возложена обязанность соблюдения требований природоохранного законодательства в части проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих веществ) и разработку предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Исходя из требований п. 4 ст. 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Аналогичные требования закреплены в ст. 14 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ, согласно требованиям которой, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником и транспортными (передвижными) средствами допускается только на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5.5.9 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, Росприроднадзор утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также организует прием и рассмотрение отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.
В соответствии с п. 15 указанного Порядка территориальные органы Росприроднадзора регистрируют отчетность, представленную отчитывающимися субъектами малого и среднего предпринимательства, и ведут учет и контроль отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов при администрировании платы за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение отходов.
Исходя из изложенного для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «Газполимерсервис» необходимо иметь проект нормативов предельно допустимых выбросов, утвержденных Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
В соответствии с п. 5.3.15 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 года № 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования выдает разрешение на выбросы с сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), вредные физические воздействия на атмосферный воздух.
Как следует из материалов дела и установлено судом, основной деятельностью ООО «Газполимерсервис» является строительство объектов трубопроводного транспорта.
Проверкой, проведенной Воронежским межрайонным природоохранным прокурором предприятие имеет производственную территорию, на которой расположены: административное здание, мастерская, участок технического обслуживания и текущего ремонта автотехники, топливозаправочный пункт, автогазозаправочная станция. Всего на предприятии имеется 17 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, из них: 4-организованные и 13-неорганизованные. В результате деятельности предприятия в атмосферу выделяются следующие загрязняющие вещества: углерод (сажа), метан, бутан, демитилбензол и другие. За 2013 год предприятием выброшено в атмосферу 1,869 тонн загрязняющих веществ. Ранее ООО «Газполимерсервис» имело разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения №1078а, сроком действия до 01.01.2013. Данным разрешением установлен перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к выбросу в атмосферу. Однако в нарушение вышеуказанных требований закона, по истечении срока действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения, т.е. после 01.01.2013 г. по настоящее время, ООО «Газполимерсервис» производился и производится выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без соответствующего разрешения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Воронежским межрайонным природоохранным прокурором в защиту неопределенного круга лиц и признает незаконными действия ООО «Газполимерсервис» в части производства выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения без соответствующего разрешения.
Частью 2 ст. 206 ГПК РФ предусмотрено, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Удовлетворяя заявленные исковые требования прокурора, суд считает необходимым установить срок для исполнения ответчиком решения суда.
По данному делу прокурор в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга физических лиц, и согласно подпункту 9 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины он освобожден.
Учитывая приведенные нормы Гражданского процессуального кодекса и налогового законодательства, государственная пошлина взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
1.Признать незаконными действия ООО «Газполимерсервис» в части производства выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения без соответствующего разрешения.
2.Обязать ООО «Газполимерсервис» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу представить на утверждение в управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по <адрес> проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
3.Обязать ООО «Гаполимерсервис» в течение 1 месяца с момента утверждения проекта нормативов предельно допустимых выбросов (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обратиться в управление Росприроднадзора по <адрес> за получением разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения.
4.Взыскать с ООО «Газполимерсервис» госпошлину в доход федерального бюджета в размере 4000 руб.
Решение в кассационном порядке может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда через Бутурлиновский районный суд в тридцатидневный срок с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья: подпись Копия верна. Судья |
В.И. Панасенко |