Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-180/2018 ~ М-184/2018 от 02.07.2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июля 2018 года г. Завитинск

Завитинский районный суд Амурской области в составе: председательствующего Даниловой Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Батищевой А.Э.,

с участием административного истца Кирюхина А.И.,

административного ответчика - командира войсковой части 59313-40 подполковника Бородина Д.В.,

представителя административного ответчика - командира войсковой части 59313 Павлишиной А.В.,

представителя заинтересованного лица на стороне административного ответчика администрации городского поселения «Город Завитинск» - Сыпало А.В.,

в открытом судебном заседании, в помещении районного суда, рассмотрев административное дело № 2а-180/2018 по административному исковому заявлению Кирюхина Александра Илларионовича об оспаривании действий командующего Восточным военным округом, командира войсковой части 59313 и командира войсковой части 59313-40 связанных с установлением пропускного режима,

установил:

Кирюхин А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными отказ командира войсковой части 59313 а также установление войсковой частью 59313-40 пропускного режима при подъезде к многоквартирным домам по ул. Озерная городского поселения «Город Завитинск» и обязать командующего ВВО отменить незаконно установленный пропускной режим при подъезде к указанным многоквартирным домам.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что проживает в квартире многоквартирного жилого дома , расположенного в военном городке г. Завитинска Амурской области, который в 2001 году исключен из перечня закрытых военных городков. Приказом Министра обороны РФ от 27 июля 2011 года, многоквартирные дома военного городка из федеральной собственности переданы в муниципальную собственность городского поселения «Город Завитинск».

На территории военного городка отдельно существуют жилая и военная служебная зона. Объекты военной инфраструктуры отделены от жилого массива. Перед въездом на территорию военного городка оборудован контрольно- пропускной пункт -1 (КПП-1) с воротами и искусственными заградительными препятствиями - бетонными блоками, противоавтомобильным заграждением. Проводится контроль попусков и досмотр всех транспортных средств, проезжающих через КПП-1, въезд на техническую территорию воинской части оборудован контрольно- пропускным пунктом - 2, который также имеет различные устройства, блокирующие свободный проезд. Ответчиками в нарушение положений Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» организован пропускной режим, определен порядок выдачи пропусков гражданам- жителям городка. При обращении в адрес командующего ВВО по вопросу незаконного установления войсковой частью 59313 пропускного режима в войсковой части 59313-40, был получен отказ, который мотивирован тем, что многоквартирные дома расположены на землях Министерства обороны РФ.

В судебном заседании административный истец Кирюхин А.И. поддержал требования, изложенные в административном исковом заявлении, пояснив, что действия командира войсковой части 59313-40 по организации и осуществлению пропускного режима на территорию жилого массива, досмотра транспортных средств, нарушают права лиц, проживающих на территории военного городка на свободу передвижения, владение и пользование своим имуществом.

Административный ответчик, командир войсковой части 59313-40 подполковник Бородин Д.В. в судебном заседании предъявленные требования не признал в полном объёме, просил отказать в удовлетворении заявленных требований, при этом дал объяснения о том, что в соответствии с Постановлением Губернатора Амурской области №277, войсковой части 59313-40 определена 400-метровая запретная зона, на которой запрещается или ограничивается хозяйственная или иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нём чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при совершении террористического акта. Жилые дома, расположенные на территории воинской части, в том числе дом в котором проживает Кирюхин А.И., принадлежат администрации городского поселения «Город Завитинск», однако вся жилая зона городка находится на земле, принадлежащей Российской Федерации и находится в ведении Министерства обороны РФ, к тому же на расстоянии менее 400 метров от арсенала.

Представитель административного ответчика, командира войсковой части 59313 – Павлишина А.В. предъявленные требования не признала в полном объёме, просил отказать в удовлетворении заявленных требований, при этом в судебном заседании дала объяснения о том, что действия командира войсковой части 59313-40 по ограничению допуска автомобилей на территорию воинской части произведены в соответствии с действующим законодательством, при наличии к тому правовых оснований и при отсутствии нарушений прав истца.

Представитель заинтересованного лица на стороне ответчика, администрации городского поселения «Город Завитинск» - Сыпало А.В., также возражал против удовлетворения заявленного административного иска, при этом дал объяснения, что администрации были переданы лишь дома, находящиеся в военном городке , земля осталась в ведении воинской части, и администрации не принадлежит.

Допрошенная в качестве свидетеля – стрелок отряда военизированной охраны войсковой части 59313-40 ФИО1 в судебном заседании показала, что она заступает дежурным по КПП-№1, и при выезде или въезде транспортного средства на территорию военного городка, гражданин должен предъявить пропуск и с разрешения гражданина дежурный открывает дверь автомобиля и заглядывает во внутрь, производит визуальный досмотр транспортного средства, при этом никакие личные вещи не трогает.

Представитель командующего ВВО, надлежащим образом извещённая о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыла, просила рассмотреть дело в её отсутствие и направила возражения на административное исковое заявление, согласно которым предъявленные требования не признала в полном объёме, просила отказать в удовлетворении заявленных требований, при этом пояснила, что в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ, ФЗ «О противодействии терроризму» и Постановления Губернатора Амурской области от 02 июля 2008 года №277 «Об утверждении границ запретной зоны и запретного района войсковой части 59313-40» определена 400 метровая запретная зона, на которой запрещается или ограничивается хозяйственная или иная деятельность, с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновения на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершения террористического акта, в связи с чем в данном случае могут вводиться ограничения, устанавливаться специальный порядок осуществления прав на свободу передвижения на территориях с особым правовым статусом, в том числе и в части пропускного режима.

Административный ответчик - командующий ВВО и заинтересованное лицо на стороне ответчика – Министерство обороны РФ, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания в суд не прибыли, и в связи с тем что в силу закона их явка не является обязательной и не признавалась судом обязательной, на основании статьи 150 КАС РФ административное дело рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года № 752-р утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, пограничной службы РФ и органов ФСБ России (далее - Перечень). В данный Перечень включен военный городок , расположенный в г. Завитинске Завитинского района Амурской области.

15 сентября 2009 года Правительством Российской Федерации издано Распоряжение № 1330-р, которым внесены изменения в Перечень, в том числе в части исключения из него военного городка в г. Завитинске.

Согласно пункту 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами.

В силу пункта 7 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2014 года № 405 принято Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее - Положение).

В Положении дано определение запретной зоны, к которой относится территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.

Во исполнение указанного Положения, постановлением Губернатора Амурской области от 02 июля 2008 года №277 «Об утверждении границ запретной зоны и запретного района войсковой части 59313-40», установлена граница запретной зоны шириной до 400 метров от внешнего ограждения войсковой части 59313-40 и ограничена точками с географическими координатам, установлена граница запретного района на удаление до 3 километров от внешнего ограждения войсковой части 59313-40 и ограничена точками с географическими координатами.

В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером , площадью <***> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, является собственностью Российской Федерации и в настоящее время принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Дальневосточное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделаны записи от 30 июля 2003 года и от 02 июня 2017 года.

Войсковая часть 59313-40 входит в систему органов Министерства обороны Российской Федерации и ее деятельность связана с обеспечением военной безопасности, имущество (здания, строения, сооружения) принадлежит части на праве оперативного управления, а все имущество и земельный участок находится в собственности Российской Федерации.

Военный городок является объектом военной инфраструктуры Министерства обороны Российской Федерации, состоящий из зданий и сооружений Вооруженных Сил Российской Федерации, предназначенных для расквартирования и обустройства войсковой части 59313-40, а также жилой зоны, в которой проживают лица, уволенные с военной службы, военнослужащие, члены их семей и другие граждане.

На территории военного городка расположены административно - казарменные, складские и другие объекты войсковой части 59313-40, другие сооружения, а также жилые дома. Все указанные объекты расположены не изолированно друг от друга и без четкого разделения. Территория военного городка имеет частично внешнее ограждение. Въезд на территорию военного городка оборудован КПП-1, позволяющий осуществлять пропускной режим в военный городок военнослужащих и иных лиц, а также контролировать въезд транспортных средств. На пути следования от КПП-1 до жилых домов военного городка расположены военные объекты.

Согласно объяснениям командира войсковой части 59313-40, воинская часть является объектом первой, наивысшей категории опасности по взрывопожарной безопасности.

В соответствии с положениями статей 1,10,16 Федерального закона «Об обороне» под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. В целях обороны создается государственная военная организация - Вооруженные Силы Российской Федерации. Дислокация объединений, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с задачами обороны и социально-экономическими условиями мест дислокации. Передислокация воинских частей и подразделений в пределах территорий, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации, осуществляется по решению Министра обороны Российской Федерации, а от соединения и выше - по решению Президента Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

В силу части 3.1 статьи 5 данного Федерального закона юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (статьи 198,239,256,257,291,292), Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (статьи 22,51), утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495 определены задачи по охране и обороне гарнизонных объектов.

В целях исключения проникновения посторонних лиц на территорию войсковой части 59313-40 и организации пропускного режима, приказом командира войсковой части 59313-40 от 18 июля 2017 года №486 введена в действие инструкция по организации пропускного режима войсковой части 59313-40. Указанная инструкция также согласована с начальником службы – помощником начальника арсенала (по защите государственной тайны). В соответствии с данной инструкцией организован пропускной режим на административно-хозяйственную и техническую территорию воинской части.

25 мая 2018 года командиром войсковой части 59313-40 утверждена инструкция дежурному по контрольно пропускному пункту №1, которой регламентировано осуществлять пропускной режим на территорию воинской части (военного городка) по пропускам, досмотр автотранспорта.

Неправомерного лишения права собственности на имущество названные инструкции не устанавливают.

В соответствии с представленной схемой административно-хозяйственной территории войсковой части 59313-40 установлено, что размещение объектов военного назначения по пути следования от КПП-1 до жилой зоны не позволяет организовать беспрепятственный проход и проезд на территорию военного городка.

Кирюхин А.И. имеет пропуск для проезда на территорию военного городка . Командиром воинской части или иными должностными лицами органов военного управления не принималось решение о запрете (ограничении) допуска Кирюхина А.И. и его членов семьи на территорию военного городка , где располагаются жилые дома и объекты социального назначения.

В судебном заседании Кирюхин А.И. пояснил, что всегда свободно проходил на территорию военного городка к месту своего жительства. При проезде на личном автомобиле через КПП-1 осмотр транспортного средства проводился с его согласия при предъявлении им пропуска. Доказательств чинения препятствий в проезде в военный городок через КПП-1 при наличии пропуска административным истцом в соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ не представлено.

Учитывая, что на территории военного городка помимо жилых домов расположены военные объекты войсковой части 59313-40, которые подлежат охране, то комплекс мер, осуществляемый командиром воинской части, связанных с передвижением физических лиц, транспортных средств на территорию расположения охраняемых объектов, проносом и провозом вещей (грузов), направлен на достижение, в том числе, общественно значимых целей, предусмотренных Федеральными законами «О безопасности», «О противодействии терроризму» « Об обороне», и не нарушает права Кирюхина А.И. на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, владение, пользование и распоряжение своим имуществом. Следовательно, заявленный административный иск не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 и 227 КАС РФ, районный суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Кирюхина Александра Илларионовича об оспаривании действий командующего Восточным военным округом, командира войсковой части 59313 и командира войсковой части 59313-40 связанных с установлением пропускного режима, – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Завитинский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий по делу                  Ю.В. Данилова

2а-180/2018 ~ М-184/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кирюхин Александр Илларионович
Ответчики
командир в/ч 59313
Командующий Восточным военным округом
командир в/ч 59313-40
Другие
Министерство обороны РФ
Городское поселение "Город Завитинск"
Суд
Завитинский районный суд Амурской области
Судья
Данилова Юлия Витальевна
Дело на странице суда
zavitnskiy--amr.sudrf.ru
02.07.2018Регистрация административного искового заявления
03.07.2018Передача материалов судье
04.07.2018Решение вопроса о принятии к производству
04.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2018Подготовка дела (собеседование)
13.07.2018Рассмотрение дела начато с начала
30.07.2018Подготовка дела (собеседование)
30.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.07.2018Судебное заседание
02.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее