Решение по делу № 33-920/2019 от 15.04.2019

Судья Коровкина Ю.В.

Дело № 33-920

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 мая 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Никулинской Н.Ф.,

судей Демьяновой Н.Н., Дедюевой Н.Н.

при секретаре Черемухиной И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнова Виталия Александровича к МКУ г. Костромы «Городская служба захоронения» о признании незаконным отказа в предоставлении места захоронения рядом с близким родственником, признании могилы бесхозяйной (бесхозной), возложении обязанности произвести за свой счет перезахоронения по апелляционной жалобе Смирнова Виталия Александровича на решение Ленинского районного суда г. Костромы от 19 февраля 2019 г., которым в удовлетворении исковых требований Смирнова Виталия Александровича отказано.

Заслушав доклад судьи Никулинской Н.Ф., объяснения представителя ответчика МКУ «Городская служба захоронения» Гурьева О.Л., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Смирнов В.А. обратился в суд с иском к МКУ г. Костромы «Городская служба захоронения» о признании незаконным отказа в предоставлении места захоронения рядом с близким родственником, признании могилы бесхозяйной (бесхозной), возложении обязанности произвести за свой счет перезахоронение ФИО3 и ФИО1 В обоснование требований указал, что 6 марта 2018 г. умерла его жена, ФИО1. Ранее 4 мая 2010 г. она оформила документы на изготовление ограды места захоронения ее сестры, ФИО2, погребенной 21 декабря 1977 г. на общественном кладбище на улице Костромской в г. Костроме, за могилой которой они осуществляли уход. С целью погребения своей супруги истец обратился к ответчику МКУ «Городская служба захоронения» за разрешением на захоронение в пределах ограды могилы, имеющей размеры 4x2,8 метра. Однако в этом ему было отказано, предоставлено под захоронение иное место. После захоронения супруги он обжаловал решение МКУ «Городская служба захоронения» в администрацию г. Костромы и прокуратуру. Согласно полученным ответам администрации г. Костромы и прокуратуры г. Костромы отказ в предоставлении истребуемого места захоронения обоснован тем, что по данным регистрационного журнала в границах огороженного захоронения ФИО2 имеется захоронение иного лица, произведенное 17 декабря 1977 г. По результатам рассмотрения его жалобы 12 ноября 2018 г. на месте указанного заброшенного погребения ФИО3, захороненного ДД.ММ.ГГГГ, была установлена табличка с требованием о надлежащем содержании места погребения и предупреждении о возможности признания захоронения бесхозяйным. С принятыми решениями он не согласен. Ссылается на то, что с даты захоронения ФИО2 он с супругой осуществляли уход за ее могилой. С целью последующего захоронения родственников в порядке, предусмотренном п. 2.3. постановления Администрации г.Костромы от 23.04.2015 №837 «Об утверждении Порядка деятельности общественных кладбищ на территории города Костромы», ими с разрешения и при участии МКУ г. Костромы «Городская служба захоронения» была установлена незамкнутая ограда места захоронения ФИО2 размерами 4x2.8 метра. Исходя из п. 6.1.1 указанного постановления администрации г. Костромы захоронение ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ, расположенное в границах ограды места захоронения ФИО2, должно было быть признано бесхозяйным (бесхозным) в 1998 г., неисполнение данного требования сотрудниками ответчика повлекло нарушение его прав на захоронение супруги рядом с близким родственником. Кроме того, при принятии решения об отказе в захоронении ФИО1 рядом с ФИО2 также были проигнорированы условия соблюдения размеров для предоставления места захоронения, предусмотренные п. 2.3. Постановления администрации г.Костромы от 23.04.2015 №837 «Об утверждении Порядка деятельности общественных кладбищ на территории города Костромы», согласно которому расстояние между могилами допускается не менее 0,3 м. В настоящее время расстояние между захоронением ФИО2 и захоронением от 17 декабря 1977 г. составляет 2 метра, то есть минимальные расстояния по ширине 1,5 м + (2x0,3м) для погребения ФИО1 были бы соблюдены. Согласно требованиям п. 6.5 указанного Порядка деятельности общественных кладбищ на территории города Костромы в случае, если по истечении 12 месяцев со дня выставления информационной таблички место захоронения не будет приведено в надлежащее состояние, уполномоченный орган передает информацию в Комитет городского хозяйства администрации г. Костромы, который направляет заявление в суд о признании места захоронения бесхозяйным (бесхозным). Исходя из изложенного просил суд признать решение МКУ «Городская служба захоронения» в части отказа в предоставлении места захоронения ФИО1 рядом с близким родственником ФИО2 незаконным, признать могилу ФИО3, захороненного ДД.ММ.ГГГГ, бесхозяйной (бесхозной), обязать МКУ «Городская служба захоронения» произвести за свой счет перезахоронение ФИО3, захороненного ДД.ММ.ГГГГ, и обязать МКУ «Городская служба захоронения» произвести за свой счет перезахоронение ФИО1 из захоронения секция 7А, ряд 2 место 33 общественного кладбища на ул. Костромской в г. Костроме на место рядом с близким родственником ФИО2.

К участию в деле в качестве третьих лиц судом привлечены Яблоков П.С. - лицо, ответственное за захоронение ФИО2, и Смирнов Ю.В. - сын истца, истцом в качестве третьего лица привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы.

По делу принято вышеуказанное решение об отказе в удовлетворении исковых требований

С таким решением истец не согласился.

В апелляционной жалобе Смирнов В.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований. Считает, что решение принято с нарушением норм материального права и не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Суд, ссылаясь в решении на норму ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» об исполнении волеизъявления умершего о погребении, не учел, что данная норма не содержит ограничений, предусмотренных п. «ж» ст. 2.5 Порядка деятельности общественных кладбищ на территории г. Костромы, утвержденного постановлением администрации г. Костромы от 23 апреля 2015 г. № 837. Родственники умершей ФИО2, ответственные за ее захоронение, в силу возраста и болезни не осуществляли уход за могилой, этим занимался истец с супругой и сыном Смирновым Ю.В. По состоянию здоровья родственники ФИО2 не смогли прибыть в суд для дачи показаний. Вывод суда о недоказанности факта обращения истца с заявлением об исполнении воли умерший супруги о месте захоронения опровергается объяснениями представителя ответчика о том, что со слов сотрудника кладбища родственник ФИО1 изначально обращался к ответчику по вопросу ее захоронения рядом с местом захоронения ФИО2 (абзац 12 ст. 5 решения). Суд не дал правовой оценки бездействию ответчика по своевременному принятию мер к признанию захоронения ФИО3 бесхозяйным (бесхозным), а также проигнорировал тот факт, что имеющееся между захоронением ФИО2 и захоронением ФИО3 расстояние позволяло в случае захоронения ФИО1 соблюсти минимальные расстояния между могилами.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика МКУ г. Костромы «Городская служба захоронений» Гурьев О.Л. просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.

Истец Смирнов В.А. просил рассмотреть дело без его участия. Третьи лица Смирнов Ю.В., Яблоков П.С., представитель третьего лица Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы в судебное заседание не явились, извещались о рассмотрении дела. Дело рассмотрено в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ) законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 25 ФЗ «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу ст. 7 ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.

В соответствии со ст. 18 указанного Закона общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Правовое регулирование отношений в сфере погребения и похоронного дела на территории города Костромы в настоящее время осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, Регламентом предоставления муниципальным казенным учреждением города Костромы «Городская служба захоронений» услуг по выдаче заключения о выделении земельного участка для погребения умершего, выдаче паспорта захоронения, а также по выдаче разрешения на установку надмогильных сооружений на общественных кладбищах города Костромы, утвержденным постановлением администрации г. Костромы № 299 от 27.02.2012 г., и Порядком деятельности общественных кладбищ на территории города Костромы, утвержденным постановлением администрации г. Костромы от 23.04.2015 г. №837 (далее Порядок).

Порядок регулирует отношения, связанные с погребением умерших, захоронением и перезахоронением умерших (погибших), организацией и содержанием мест захоронения, деятельностью общественных кладбищ на территории города Костромы, устанавливает правила выделения земельного участка под захоронение, правила проведения инвентаризации захоронений, регистрации захоронений, режим работы общественных кладбищ, а также правила признания мест захоронения бесхозяйными (бесхозными) и их дальнейшего использования.

В соответствии с п.п. 2.1, 2.2., 2.3 Порядка погребение умершего на территории города Костромы осуществляется путем предания тела (останков) или урны с прахом умершего земле (далее - погребение умершего). К лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, относится лицо, являющееся по отношению к умершему супругом, близким родственником (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иным родственником либо законным представителем умершего, а при отсутствии таковых - иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего. Участок земли для погребения тела (останков) или урны с прахом умершего предоставляется учреждением лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего на безвозмездной основе, в размере 2,8 м х 2,2 м (6,16 кв. м) и таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли супруга или близкого родственника умершего. Принимая во внимание волеизъявление умершего, на основании письменного заявления лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, а также для погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя, участок земли для одиночного захоронения предоставляется на безвозмездной основе в размере 1,5 м х 2,2 м (3,3 кв. м). ж) для погребения с ранее умершим и захороненным в ограде лицом (лицами):

- близкого родственника или супруга - представляются документы, подтверждающие родство умершего с ранее умершим и захороненным в ограде лицом (лицами), или письменные заявления родственника (родственников) умершего и захороненного в ограде лица (лиц) и (или) ответственного лица о согласии произвести захоронение с ранее умершим й захороненным в ограде лицом (лицами);

- граждан, не являющихся близкими родственниками умершего и захороненного в ограде лица (лиц), - представляется письменное заявление родственника (родственников) умершего и захороненного в ограде лица (лиц) и (или) ответственного лица о согласии произвести захоронение с ранее умершим и захороненным в ограде лицом (лицами);

В силу п. 2.7 Порядка уполномоченный орган выдает лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, в день обращения заключение о выделении земельного участка для погребения умершего по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку или заключение о повторном захоронении умершего по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку.

В соответствии с п. 2.10.2 Порядка в выделении участка земли для погребения тела (останков) умершего, предания земле урны с прахом умершего, установки намогильного сооружения и (или) могильной ограды на общественных кладбищах города Костромы отказывается в случае:

а) непредставления документов, определенных пунктами 2.5, 2.6, 2.9 настоящего Порядка;

б) обращения лица, не относящегося к числу лиц, определенных пунктом 2.1 настоящего Порядка;

в) отсутствия свободного участка для захоронения умершего рядом с могилой ранее умершего близкого родственника или ранее умершего супруга;

г) несоответствия намогильного сооружения и (или) могильной ограды требованиям, установленным Правилами содержания мест погребения в городе Костроме, утвержденными решением Думы города Костромы от 30 июня 2011 года N 145.

Решения об отказе в выделении участка земли для погребения тела (останков) умершего, предания земле урны с прахом умершего, установки намогильного сооружения и (или) могильной ограды оформляются заключениями уполномоченного органа, проставляемыми на соответствующих заявлениях лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего. Заключения должны содержать предусмотренные настоящим пунктом основания для отказа.

Копия заявления с заключением уполномоченного органа выдается лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, в день обращения с соответствующим заявлением. В случае отказа лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, от получения копии заявления с заключением уполномоченного органа на заявлении проставляется отметка об отказе в получении, копия заявления с заключением уполномоченного органа направляется лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, почтовым отправлением.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории г. Костромы полномочиями по предоставлению земельных участков для погребения тела умершего или урны с прахом с 2015 года осуществляет МКУ г. Костромы «Городская служба захоронений».

ДД.ММ.ГГГГ умерла супруга истца ФИО1.

ДД.ММ.ГГГГ сын умершей ФИО1 - Смирнов Ю.В. подал в МКУ г. Костромы «Городская служба захоронений» заявление о выделении земельного участка для погребения умершей ФИО1, в котором указал, что место погребения с родственниками согласовано.

В тот же день Смирнову Ю.В. было выдано заключение о выделении земельного участка для погребения Смирновой Н.П. на вновь выделенном земельном участке площадью 6,16 кв.м на кладбище на ул. Костромской секция ряд место а также по его заявлению разрешение на установку намогильного сооружения и (или) могильной ограды.

10 марта 2018 г. на указанном земельном участке было произведено захоронение ФИО1

Истец Смирнов В.А. указывал, что согласно волеизъявлению умершей ФИО1 ее захоронение должно было быть произведено не на вновь выделенном земельном участке, а на огороженном земельном участке рядом с захоронением ФИО2, погребенной ДД.ММ.ГГГГ, однако в этом ответчиком было отказано.

Считая отказ незаконным, Смирнов В.А. обратился в суд с данным иском.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, проанализировав нормы Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», положения Регламента предоставления муниципальным казенным учреждением города Костромы «Городская служба захоронений» услуг по выдаче заключения о выделении земельного участка для погребения умершего, выдаче паспорта захоронения, а также по выдаче разрешения на установку надмогильных сооружений на общественных кладбищах города Костромы, утвержденного постановлением администрации г.Костромы №299 от 27.02.2012 г., Порядка деятельности общественных кладбищ на территории города Костромы, утвержденного постановлением администрации г. Костромы от 23.04.2015 г. №837, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные сторонами и исследованные доказательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Смирнова В.А.

При этом суд исходил из того, что захоронение ФИО1 на вновь выделенном земельном участке на кладбище на ул. Костромской в секции ряд место произведено на основании заявления Смирнова Ю.В. (сына умершей) как лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершей, доказательств обращения его либо иного лица с письменным заявлением с приложенными к нему необходимыми документами для захоронения ФИО1 рядом с местом захоронения ФИО2 не имеется, как и не имеется заключения об отказе в предоставлении такого места для захоронения ФИО1

Также судом принято во внимание, что на момент смерти ФИО1 земельный участок, на котором имеется захоронение ФИО3, расположенное рядом с захоронением ФИО2, не мог быть предоставлен под новое захоронение. При этом доказательств и доводов о том, что Хатанзейский В.Т. является родственником ФИО1, и что производилось его перезахоронение, суду не представлено. Бесхозяйным (бесхозным) место его захоронения в установленном законом порядке на момент смерти ФИО1 не было признано.

Судебная коллегия считает приведенные выводы суда правильными, обоснованными, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, приведенным выше, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы Смирнова В.А. выводы суда не опровергают и не могут повлечь отмену решения суда.

Довод апелляционной жалобы о том, что в устной форме сын ФИО1 – Смирнов Ю.В. изначально обращался к ответчику по вопросу ее захоронения рядом с местом захоронения ФИО2, не опровергает выводы суда об отсутствии письменного заявления об этом и заключения ответчика с указанием основания отказа в разрешении на такое захоронение.

Из апелляционной жалобы следует, что по существу Смирнов В.А. считает себя лицом, ответственным за захоронение ФИО2, поскольку с момента ее погребения он, его супруга и сын осуществляли уход за местом захоронения, в связи с чем полагает, что согласие родственников ФИО2 на захоронение с нею в ограде ФИО1 не требовалось. Вместе с тем данные обстоятельства допустимыми доказательствами не подтверждены.

Кроме того, предоставление запрашиваемого истцом места захоронения исключалось наличием в ограде места захоронения ФИО2 иного захоронения, не признанного бесхозяйным (бесхозным), ответственным за которое истец не является.

Непринятие МКУ г. Костромы «Городская служба захоронений» своевременных мер к выявлению бесхозяйного захоронения и признания его таковым в установленном законом порядке, не отменяет вывода суда о невозможности предоставления под захоронение ФИО1 места, занятого другим захоронением, до признания его бесхозяйным и проведения эксгумации и перезахоронения. Бесхозяйным (бесхозным) место его захоронения в установленном законом порядке на момент смерти ФИО1 не было признано.

Согласно п. 2.13 Порядка деятельности общественных кладбищ на территории города Костромы, утвержденного постановлением администрации г. Костромы от 23.04.2015 г. №837, уполномоченным органом не реже одного раза в пять лет проводится инвентаризация мест захоронений (обследование состояния мест захоронения, их учет, сверка данных учета на кладбище), в ходе которой формируется и ведется база данных захоронений, регистрируются неучтенные захоронения, выявляются бесхозяйные захоронения, проверяется и документально подтверждается фактическое наличие и состояние мест захоронений, при необходимости выявляются лица, ответственные за уход за местами захоронений.

В соответствии с п. 6.1 Порядка, место захоронения, в отношении которого уход не осуществляется более года, при условии, что со дня погребения прошло более 20 лет, может быть признано бесхозяйным (бесхозным).

Порядок признания захоронения бесхозяйным установлен пп. 6.2, 6.3, 6.5, 6.6, 6.7 Порядка, в соответствии с которыми для признания места захоронения бесхозяйным (бесхозным) комиссия, созданная уполномоченным органом, составляет акт о состоянии места захоронения, в котором указываются: секция, ряд, номер участка, сведения об умершем, описание места захоронения, дата установления информационной таблички,

На могильном холме захоронения, в отношении которого составлен акт, выставляется информационная табличка, содержащая обращение о необходимости приведения могилы в порядок с предупреждением о возможности признания в последующем места захоронения бесхозяйным (бесхозным), и дату ее установки. Учет информационных табличек фиксируется уполномоченным органом в специальном журнале, в котором указываются: дата установки таблички, дата составления акта о состоянии захоронения, секция, ряд, номер участка, сведения об умершем (фамилия, имя, отчество, дата рождения, дата смерти).

В случае, если по истечении 12 месяцев со дня выставления в соответствии с пунктом 6.3 настоящего Порядка информационной таблички за местом захоронения не будет произведен уход или не будет приведено в порядок (оформлен могильный холм, убран мусор и т.д.), уполномоченный орган передает информацию в Комитет городского хозяйства Администрации города Костромы, который направляет заявление в суд о признании места захоронения бесхозяйным (бесхозным).

После вступления в законную силу решения о признании места захоронения бесхозным возможна эксгумация, кремация останков умерших для осуществления уполномоченным органом перезахоронения на специально выделенных участках кладбища.

Повторное использование места захоронения возможно только после проведения эксгумации с последующей кремацией останков и их захоронением на общих основаниях.

Из материалов дела следует, что на момент обращения Смирнова В.А. в суд и на момент рассмотрения дела 12-тимесячный срок со дня выставления на могиле ФИО3 информационной таблички не истек, поэтому оснований для предъявления требований о признании места захоронения бесхозяйным (бесхозным) не имеется. Как верно отметил суд, истец не является лицом, уполномоченным на предъявление данного требования в суд.

С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Костромы от 19 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Смирнова Виталия Александровича - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-920/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Смирнов В.А.
Смирнов Виталий Александрович
Ответчики
МКУ "Городская служба захоронения"
Другие
Управление ЖКХ администрации г.Костромы
Смирнов Ю.В.
Яблоков П.С.
Суд
Костромской областной суд
Судья
Никулинская Нина Федоровна
Дело на странице суда
oblsud.kst.sudrf.ru
20.05.2019Судебное заседание
28.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2019Передано в экспедицию
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2020Передано в экспедицию
20.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее