Дело № 3а-59/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Киров 26 августа 2019 года
Кировский областной суд в составе:
председательствующего судьи Стёксова В.И.,
при секретаре Шурминой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ершова В.А. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кировской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,
установил:
Ершов В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кировской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. В обоснование указано, что административный истец является собственником объекта недвижимости - здания, кадастровая стоимость которого составляет 3220344,34 руб., что не соответствует рыночной стоимости, определенной согласно отчету об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 24.07.2019 №, в вышеуказанном размере. Величина кадастровой стоимости объекта недвижимости затрагивает его права и законные интересы, как потенциального плательщика налога на имущество физических лиц. Просит установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> площадью 718,4 кв.м., по состоянию на 30 ноября 2011 года в размере равной его рыночной стоимости 397000 рублей, а также восстановить пропущенный процессуальный срок для обращения в суд.
Представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кировской области в судебное заседание не явился. В письменном отзыве представитель по доверенности Кощеева Н.В. в удовлетворении исковых требований не возражает в связи с тем, что отчет подготовлен на дату определения кадастровой стоимости объекта недвижимости – 30 ноября 2011 года.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области в судебное заседание не явился. В письменном отзыве представитель по доверенности Замятина Е.В. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения. При условии восстановления срока на обращения в суд, по существу исковых требований не возражала, право на установление кадастровой стоимости равной его рыночной стоимости в отношении объекта недвижимости, в том числе размер рыночной стоимости, определенный в отчете оценщика, не оспаривала.
В связи с надлежащим извещением лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании Ершов В.А. и его представитель Вазисов В.И. заявленные требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.
Представитель Правительства Кировской области Альчикова А.В. в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать. Дополнительно пояснила, что кадастровая стоимость, установленная в отношении спорного объекта недвижимости, является законной и обоснованной. Возражений относительно представленного отчета об оценке не высказала. Решение вопроса о восстановлении срока административному истцу оставила на усмотрение суда.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Данный срок был установлен ввиду закрепленной статьей 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в редакции, действующей на момент принятия Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, периодичности проведения государственной кадастровой оценки.
Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Постановлением Правительства Кировской области от 25.09.2012 № утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Кировской области, по состоянию на 01 января 2012 года. Сведения о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости 30 ноября 2011 года.
Принимая во внимание, что до настоящего времени не утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Кировской области, оспариваемая кадастровая стоимость здания является действующей, суд считает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Из материалов дела следует, что Ершов В.А. является собственником здания площадью 718,4 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26.06.2019 № кадастровая стоимость здания с кадастровым номером № по состоянию на 30.11.2011 определена в размере 3220344 руб. 34 коп., и является действующей.
Часть 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации») устанавливает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектами налогообложения статьей 401 Налогового кодекса РФ признаются расположенные в пределах муниципального образования жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 01 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Законом Кировской области от 24.09.2015 № 564-ЗО «Об установлении единой даты начала применения на территории Кировской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», вступившим в законную силу с 01 января 2016, установлена единая дата начала применения на территории Кировской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01 января 2016 года.
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
На основании абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, проведенной в 2011-2012 годах на территории Кировской области, утверждены постановлением Правительства Кировской области от 25.09.2012 № «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Кировской области».
Кадастровая стоимость здания площадью 718,4 кв.м с кадастровым номером №, которое принадлежит административному истцу на праве собственности, определена филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кировской области ввиду включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о данном объекте недвижимости в соответствии с Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18.03.2011 № 113, путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости нежилого здания по кадастровому кварталу № в размере 4482 руб. 66 коп. за 1 кв.м на площадь здания, и установлена в размере 3220344 руб. 34 коп. по состоянию на 30.11.2011 – дату внесения сведений об объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Таким образом, рыночная стоимость данного здания должна быть определена по состоянию на 30.11.2011.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно отчету № об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества (объекта капитального строительства), выполненному оценщиком ООО Центра Комплексной Оценки «Независимая экспертиза» Варанкиным О.В., рыночная стоимость указанного здания по состоянию на 30.11.2011 составила 397000 руб.
Указанный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки. Оценщиком произведен расчет рыночной стоимости здания с применением затратного подхода, основанного на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки без учета земельного участка, на котором расположен объект оценки. Отказ от сравнительного и доходного подходов к оценке оценщик обосновал отсутствием необходимого количества объектов, которые могли бы быть использованы в качестве объектов-аналогов. Посредством затратного подхода оценщик определил рыночную стоимость нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 30.11.2011 в размере 397000 руб.
В соответствии с частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Возражений относительно величины, установленной оценщиком в отчете рыночной стоимости спорного здания, подтвержденных соответствующими доказательствами, свидетельствующими о недостоверности отчета об определении рыночной стоимости здания, либо опровергающими выводы оценщика относительно определенной им рыночной стоимости здания и указывающих на рыночную стоимость в ином размере, суду не представлено.
Оценив отчет оценщика по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, исследовав представленные в отчете фотоматериалы объекта недвижимости, суд соглашается с изложенными в нем выводами и считает возможным установить кадастровую стоимость нежилого здания по состоянию на 30.11.2011 в размере его рыночной стоимости, равной 397000 руб.
Согласно частям 5, 6 статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (часть 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Административное исковое заявление подано Ершовым В.А. в Кировский областной суд 29 июля 2019 года.
Таким образом, кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу объекта недвижимости подлежит установлению в размере его рыночной стоимости, составляющей по состоянию на 30.11.2011 397000 руб., на период с 01.01.2019 и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Ершова В.А. удовлетворить.
Восстановить Ершову В.А. срок для подачи административного искового заявления к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кировской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – здания с кадастровым номером №, площадью 718,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 ноября 2011 года в размере 397000 (триста девяноста семь тысяч) рублей.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 29 июля 2019 года.
Вступившее в законную силу решение суда по данному делу является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Кировского областного суда в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья
Кировского областного суда В.И. Стёксов