КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Серищева Л.М. Дело № 2-5075/19
33-5839/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 декабря 2019 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Шевченко С.В.,
судей Коноваленко А.Б., Гарматовской Ю.В.,
при секретаре Кондратьевой К.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Калининградской области на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 02 октября 2019 года, которым на Правительство Калининградской области возложена обязанность предоставить Панушкиной В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже установленных социальных норм, за счет средств бюджета Калининградской области.
Заслушав доклад судьи Коноваленко А.Б., объяснения истца Панушкиной В.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Панушкина В.В. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь в исковом заявлении, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Светловского городского суда Калининградской области от 02.06.2010 г. родители истца – отец: Щ. и мать З. лишены в отношении нее родительских прав. На основании приказа № 26 от 20.08.2009 г. истец была зачислена в состав воспитанников Зеленоградского детского дома с 20.08.2009 г. Министерством социальной политики Калининградской области включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области под № 1653. 03.11.2018 г. в связи с заключением брака с Х. была изменена фамилия истца на Панушкину. Поскольку до настоящего времени жилья не имеет, просила обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Калининградской области по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже установленных социальных норм.
Судом вынесено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Правительство Калининградской области, не соглашаясь с выводами суда, просит решение отменить и вынести новое об отказе в удовлетворении иска. Считает необоснованным возложение на Правительство Калининградской области обязанности по предоставлению специализированного жилого помещения, поскольку данные полномочия относятся к компетенции Агентства по имуществу Калининградской области, финансирование которых предусмотрено ведомственной структурой расходов областного бюджета в соответствующем периоде. В связи с этим, считает, что Правительством Калининградской области права и законные интересы истца не нарушены, что влечет отмену решения суда.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Панушкиной В.В., возложении на Правительство Калининградской области обязанности предоставить Панушкиной В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам, не ниже установленных социальных норм, за счет средств бюджета Калининградской области, вопреки доводам жалобы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, Панушкина В.В. (ранее Макурина), родилась ДД.ММ.ГГГГ и относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как решением Светловского городского суда Калининградской области от 02.06.2010 г. ее родители – отец: Щ. и мать: З. лишены в отношении нее родительских прав.
Постановлением администрации МО «Светловский городской округ» № 969 от 03.08.2009 г. Панушкина (Макурина) В.В. передана под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом за несовершеннолетней закреплено жилое помещение в муниципальной квартире по адресу: <адрес>.
В соответствии с приказом Департамента правовой и социальной защиты детства Министерства образования Правительства Калининградской области от 20.08.2009 г. № 146-Д/2 истец помещена под надзор в муниципальное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей -детский дом смешанного типа администрации МО «Зеленоградский район» Калининградской области.
Согласно копии поквартирной карточки Панушкина В.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>. Кроме нее в квартире зарегистрированы еще три человека, в том числе и ее мать З., лишенная родительских прав. Общая площадь квартиры составляет 40,5 кв.м, в связи с чем на каждого зарегистрированного в указанном жилом помещении, приходится менее учетной нормы.
Приказом Министерства социальной политики Калининградской области № 150 от 07.04.2015 г. истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области под № 1653; по состоянию на 01.10.2019 г. истец числиться в списке под № 847.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Калининградской области от 21.09.2019 г. у Панушкиной В.В. отсутствуют права на какие-либо объекты недвижимости на территории Калининградской области.
Ст.4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает ряд обстоятельств, при которых проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным.
Как следует из п.2 ч.1 ст.43-5 указанного закона, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным при наличии следующих обстоятельств: проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц,
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 ЖК РФ).
Таким образом, установлено, что до настоящего времени Панушкина В.В. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда не обеспечена.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции, исходя из положений Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Калининградской области от 26.12.2012 года № 191 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Калининградской области в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Калининградской области от 24.12.2018 г. № 246, пришел к обоснованному выводу о необходимости восстановления нарушенных прав Панушкиной В.В. и принял решение, которым обязал Правительство Калининградской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам, не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Калининградской области.
Судебная коллегия соглашается с принятым судом решением, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и нормы материального права применены правильно.
Доводы жалобы о несогласии с выводами суда о возложении обязанности по предоставлению Панушкиной В.В. специализированного жилого помещения, отмены решения не влекут, поскольку обязательства в отношении Панушкиной В.В. по предоставлению ей данного жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не были исполнены, имеет место нарушение ее прав.
Нахождение Панушкиной В.В. в соответствующей очереди, нельзя расценивать как отсутствие нарушения прав, поскольку право на обеспечение жилым помещением, не реализовано, жилье не получено.
Утверждение заявителя жалобы о том, что привлечение Правительства Калининградской области в качестве ответчика неправомерно, истец не доказал нарушение своих прав ответчиком, не основано на положениях действующего законодательства.
Обязанность по предоставлению лицам вышеуказанной категории специализированных жилых помещений возложена законодателем на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в данном случае - на Правительство Калининградской области. При этом, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение являются расходными обязательствами Калининградской области и осуществляются за счет средств областного бюджета.
Не смотря на то, что Панушкина В.В. состоит в указанной очереди, жилым помещением специализированного жилищного фонда не обеспечена, в связи с чем при указанных выше обстоятельствах, доводы жалобы об отсутствии нарушения прав истца со стороны Правительства Калининградской области, являются несостоятельными.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 5 Закона Калининградской области от 03.07.2007 г. № 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области», Постановлением Правительства Калининградской области от 06.11.2018 г. «Об определении порядка заключения договоров найма жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Калининградской области», ч. 2 ст. 43-6 Закона № 151 и положением об Агентстве по имуществу Калининградской области, утвержденным Постановлением Правительства Калининградской области от 09.10.2019 г. № 597, Агентство по имуществу Калининградской области самостоятельно не принимает решение о предоставлении жилого помещения указанной категории лиц, а лишь исполняет решение межведомственной комиссии, путем издания приказа о предоставлении жилого помещения и заключает договор найма жилого помещения специализированного жилого фонда Калининградской области, в связи с чем не может являться надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Об этом свидетельствует и то, что в соответствии со ст. 4 Закона № 151 к полномочиям Правительства Калининградской области относится принятие решения о приобретении и о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд Калининградской области, с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключении жилого помещения из указанного фонда.
Таким образом, оснований считать надлежащим ответчиком по заявленным требованиям – Агентство по имуществу Калининградской области, на что ссылается податель жалобы, не усматривается.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить поводом для отмены решения суда, поскольку основываются на неверном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении дела.
Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 02 октября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: