Решение по делу № 3а-137/2019 от 18.12.2018

Дело № 3а-137/2019

(№ 3а- 847/2018)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«20» марта 2019 года Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи                     Селиверстовой И.В.

при секретаре                     Аристовой Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

18 декабря 2018 года в Воронежский областной суд поступило названное выше административное исковое заявление, предъявленное к правительству Воронежской области, Управлению Росреестра по Воронежской области, филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области, в котором представитель административного истца по доверенности ФИО4 просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости, принадлежащих ФИО1 на праве собственности, равной их рыночной стоимости:

- здания магазина № 10 с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, назначение: нежилое здание, количество этажей: 1, площадью 513,1 кв.м., определенной по состоянию на 16 декабря 2013 года, в размере 4 778 400 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером площадью 1033 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения существующего здания магазина № 10, определенной по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 1 316 000 рублей.

В обоснование заявленных требований, со ссылкой на положения статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), указывает, что кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, утвержденная постановлением правительства Воронежской области от 27 декабря 2012 года № 1247 (далее – Постановление № 1247), составляет 13 457 843,35 рубля; кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная постановлением правительства Воронежской области от 11 декабря 2015 года № 970 (далее – Постановление № 970), составляет 4 733 040,72 рублей. Размер рыночной стоимости подтверждается отчетами об оценке оценщика Оценочной компании «Цитадель Эксперт» ФИО5 № 27/11/18-02 и № 27/11/18-01 от 3 декабря 2018 года.

Вместе с тем административный истец как собственник объектов недвижимости обязан уплачивать налог исходя из размера кадастровой стоимости объектов недвижимости, которая значительно превышает размер их действительной рыночной стоимости.

В качестве заинтересованного лица административным истцом в административном иске указана администрация Усманского 2-го сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области (л.д. 6-9).

19 декабря 2018 года административный иск принят к производству Воронежского областного суда и по нему возбуждено административное дело (л.д. 1-4).

10 января 2019 года определением Воронежского областного суда по настоящему делу по ходатайству представителя административного истца была назначена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости, производство по делу приостановлено (л.д. 166-169).

В связи с поступлением 4 марта 2019 года в адрес суда заключения эксперта № 748/6-4 от 27 февраля 2019 года определением суда от той же даты производство по делу было возобновлено (л.д. 195).

Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом и в установленном порядке (л.д. 196-198); о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращались; возражений по существу заявленных требований, заключения судебной экспертизы, доказательств наличия иной величины рыночной стоимости объектов недвижимости не представлено, ходатайств о назначении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено.

Учитывая изложенное, суд в силу части 2 статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

В ранее поданном отзыве представитель органа кадастрового учета по существу заявленных требований полагалась на усмотрение суда, указывала, что названный орган является ненадлежащим ответчиком (л.д. 161-164).

В настоящем судебном заседании судом в порядке части 1 статьи 46 КАС РФ приняты уточнения требований, поступившие 19 марта 2019 года через экспедицию суда, согласно которым административный истец просит установить кадастровую стоимость здания магазина № 10 с кадастровым номером по состоянию на 16 декабря 2013 года в размере 6 967 898 рублей, земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2014 года в размере 1 184 851 рубль в соответствии с заключением судебного эксперта № 748/6-4 от 27 февраля 2019 года (л.д. 199-203).

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего объекта недвижимости.

Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в суде путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи названного заявления может быть в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости – кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.

Исходя из содержания статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости не является обязательным.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает установление кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной, если такая определена, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости данных объектов и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Как следует из материалов административного дела, ФИО1 на праве собственности принадлежат: здание магазина № 10 с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, назначение: нежилое здание, количество этажей: 1, площадью 513,1 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером площадью 1033 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения существующего здания магазина № 10 (л.д. 11-16, 161-164).

Учитывая, что кадастровая стоимость земельных участков используется для целей налогообложения (налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом), суд усматривает наличие у административного истца заинтересованности в оспаривании результатов кадастровой оценки принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, поскольку они затрагивают его права и обязанности как физического лица, уплачивающего земельный налог, отнесенный налоговым законодательством к местному налогу, устанавливаемому НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязательному к уплате на территории муниципального образования (пункты 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ, пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 387, пункт 1 статьи 388, пункт 1 статьи 390, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ).

Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области были утверждены Постановлением № 970.

Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная указанным нормативным актом по состоянию на 1 января 2014 года, составляет 4 733 040,72 рублей и внесена в государственный кадастр недвижимости 29 декабря 2015 года (л.д. 17, 161-164).

В соответствии со статьями 14, 399, 400, 401 НК РФ налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения. Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Принадлежащее ФИО1 на праве собственности здание включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденный приказом Департамента предпринимательства и торговли Воронежской области от 25 декабря 2017 года № 70-06/196.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости с 1 января 2018 года используется при расчете налога на имущество физических лиц, суд усматривает наличие у административного истца заинтересованности в оспаривании результатов кадастровой оценки принадлежащего ей на праве собственности объекта недвижимости – здания магазина, поскольку они затрагивают его права и обязанности как лица, обязанного уплачивать соответствующий налог.

Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Воронежской области были утверждены постановлением правительства Воронежской области от 27 декабря 2012 года № 1247.

В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случае осуществления государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем изменение их кадастровой стоимости, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 2.2.6 Положения о филиале федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области, утвержденного приказом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 25 октября 2011 года № 128 (в редакции от 3 сентября 2015 года), к основным видам деятельности Филиала отнесено определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Из материалов административного дела следует, что кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости определена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18 марта 2011 года № 113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» 6 марта 2018 года с применением удельного показателя (26 228,5 руб./кв.м.), утвержденного Постановлением № 1247. Кадастровая стоимость названного объектов недвижимости составляет 13 457 843,35 рубля и внесена в ЕГРН 27 февраля 2014 года (л.д. 16, 161-164).

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату (абзац 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Таким образом, поскольку оспариваемая кадастровая стоимость объектов недвижимости была установлена по состоянию на 1 января 2014 года и 16 декабря 2013 года, постольку датой, по состоянию на которую определяется их рыночная стоимость, следует считать именно эти даты.

В силу части 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В ходе рассмотрения настоящего дела определением суда от 10 января 2019 года была проведена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Согласно заключению эксперта ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста России» ФИО6 № 748/6-4 от 27 февраля 2019 года рыночная стоимость составляет: здания магазина № 10 с кадастровым номером по состоянию на 16 декабря 2013 года - 6 967 898 рублей, земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2014 года – 1 184 851 рубль (л.д. 174-192).

Оценивая заключение судебной экспертизы применительно к положениям статей 61, 82 и 84 КАС РФ, суд учитывает, что оно выполнено экспертом специализированного экспертного учреждения, которая имеет высшее образование, степень магистра по направлению подготовки «Строительство»; прошла профессиональную переподготовку по программе «Оценка собственности», специализация «Оценка предприятия (бизнеса)», по программе «Землеустройство», экспертную квалификацию по специальностям: 16.1 и стаж работы с 2008 года, 27.1 и стаж работы с 2014 года. Эксперт ФИО6 предупреждена об ответственности, предусмотренной статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, за дачу заведомо ложного заключения. Экспертное заключение содержит выводы по всем поставленным перед экспертом вопросам и обоснование этих выводов, а также иные сведения, предусмотренные статьей 82 КАС РФ.

Доказательств, свидетельствующих о том, что названное заключение эксперта не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в порядке, установленном статьей 62 КАС РФ, не представлено.

Участвующие в деле лица заключение судебной экспертизы не оспаривали, с ходатайством о проведении повторной либо дополнительной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости объектов недвижимости не обращались.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии иной величины рыночной стоимости объектов недвижимости, в материалы дела не представлено, об их наличии суду не заявлялось.

Таким образом, суд считает возможным установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости по состоянию на даты установления их кадастровая стоимость, определенной заключением судебного эксперта № 748/6-4 от 27 февраля 2019 года.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

По смыслу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности кадастровая стоимость равной рыночной устанавливается по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Установленные решением суда и внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости, учитываются при определении налоговой базы в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заявление об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, принадлежавших административному истцу на праве собственности, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года и 16 декабря 2013 года, поданное в суд 18 декабря 2018 года, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:

- здания магазина № 10 с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, назначение: нежилое здание, количество этажей: 1, площадью 513,1 кв.м., определенную по состоянию на 16 декабря 2013 года, в размере 6 967 898 (шесть миллионов девятьсот шестьдесят семь тысяч восемьсот девяносто восемь) рублей,

- земельного участка с кадастровым номером площадью 1033 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения существующего здания магазина № 10, определенную по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 1 184 851 (один миллион сто восемьдесят четыре тысячи восемьсот пятьдесят один) рубль.

Датой подачи заявления считать 18 декабря 2018 года.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

    Решение в окончательной форме изготовлено 20 марта 2019 года.

    Председательствующий И.В. Селиверстова

3а-137/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сухарева Светлана Анатольевна
Ответчики
Управление Росреестра по Воронежской области
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области
Правительство Воронежской области
Другие
Администрация Усманского 2-го сельского поселения
Суд
Воронежский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
22.07.2020Регистрация административного искового заявления
22.07.2020Передача материалов судье
22.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
22.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2020Судебное заседание
22.07.2020Производство по делу возобновлено
22.07.2020Судебное заседание
22.07.2020Судебное заседание
22.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
22.07.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
22.07.2020Судебное заседание
22.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
20.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее