Именем Российской Федерации
Арбитражный суд Тульской области
300041, Россия, г. Тула, Красноармейский пр., 5
тел./факс (4872) 250-800; e-mail: info@tula.arbitr.ru; http://www.tula.arbitr.ru
Р Е Ш Е Н И Е
11 мая 2012 года
г. Тула Дело № А68-3014/12
02 мая 2012 г. – дата объявления резолютивной части решения
11 мая 2012 г. – дата изготовления решения в полном объеме
Арбитражный суд Тульской области в составе:
судьи Рыжиковой Н.А.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Новомосковского городского прокурора Тульской области
к индивидуальному предпринимателю Сазонову Андрею Николаевичу (ИНН 711601756543, ОГРН 305711619500051)
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель Сударчикова Л.В., удост.;
от ответчика: не явил., увед.
Протокол вела секретарь судебного заседания Ефремова Е.С.
Новомосковский городской прокурор Тульской области (далее по тексту решения также - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Сазонова Андрея Николаевича по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).
Предприниматель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту решения – АПК РФ) после завершения предварительного судебного заседания суд перешел к судебному разбирательству дела. Ответчик не представил возражений относительно рассмотрения дела в его отсутствие.
Спор рассматривается по имеющимся материалам в отсутствие ответчика в порядке ст. 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
30.03.2012 г. прокуратурой города Новомосковска Тульской области совместно со специалистом Управления государственного автодорожного надзора по Тульской области проведена проверка деятельности индивидуального предпринимателя Сазонова А.Н. в части соблюдения нормативных требований, регламентирующих деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, в ходе которой было установлено следующее:
отсутствует расписание, устанавливающее время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта;
отсутствуют графики движения на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами;
не обеспечено хранение транспортных средств для исключения возможности неразрешенного использования его водителем или посторонними лицами, или нанесения порчи транспортных средств;
не организована стажировка водителей;
не организованы занятия по повышению профессионального мастерства водителей;
отсутствуют сведения (журнал прохождения инструктажей), подтверждающие регулярное информирование водителей о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения и других норм безопасности движения, условиях движения и работы на маршруте перевозки;
не организовано проведение техобслуживания и ремонта транспортных средств;
отсутствуют табели учета рабочего времени, графики работы водителей.
По данному факту прокурором 30.03.2012 г. было вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в отношении ИП Сазонова А.Н. в его присутствии.
В объяснении от 30.03.2012 ИП Сазонов А.Н. с нарушениями, установленными в ходе проверки, согласился.
Учитывая, что рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ относится к компетенции арбитражного суда, прокуратурой были направлены материалы дела об административном правонарушении в Арбитражный суд Тульской области.
Проанализировав материалы дела, выслушав доводы заявителя, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает:
1.имелось ли событие административного правонарушения;
2.имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;
3.имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении;
4.полномочия административного органа, составившего протокол;
5.предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения;
6.имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол;
7.определяет меры административной ответственности.
Сазонов А.Н. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в установленном законом порядке, имеет лицензию на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, № АСС-71-306312 сроком действия с 27.09.2005 г. по 27.09.2010 г.
Согласно ч. 1, 2 ст. 28.4 КоАП РФ, ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992г. «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, о возбуждении дела прокурор выносит постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.
Судом установлено, что дело об административном правонарушении в отношении ИП Сазонова А.Н. возбуждено полномочным на то лицом, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении стало непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ). Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, которые могли бы повлечь за собой отказ в привлечении к административной ответственности, судом не установлено.
Частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту решения – Закон № 99-ФЗ).
Согласно ст. 3 Закона № 99-ФЗ лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
На основании подп. 24 п. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
На момент проведения проверки порядок лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) был установлен Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 (далее по тексту решения - Положение).
Согласно Положению лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются:
а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;
г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;
е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;
и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Таким образом, объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, включает нарушение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными актами в области лицензируемого вида деятельности.
В силу п. п. 4.3 - 4.4 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, организации и водители-предприниматели обязаны соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятий-изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами. Обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки.
Судом установлено, что Сазоновым А.Н. не обеспечено соблюдение правил технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятия - изготовителя по эксплуатации транспортных средств, соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Из материалов дела следует, что предпринимателем не разработаны графики работы водителя в соответствии с п.п.5.2.2. и 5.2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15; не организован контроль за соблюдением установленного режима работы водителя, не организовано ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха в нарушение п.2.2 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15.
Пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, установлено, что к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся:
- прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы;
- организация стажировки водителей;
- организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей;
- проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;
- регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;
- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;
- регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте;
- организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.
В нарушение указанным положения Сазоновым А.Н. не обеспечен прием водителей на работу и допуск их к осуществлению перевозок пассажиров в соответствии с вышеуказанными требованиями.
Согласно п. 5.2.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, владельцы автобусов обязаны обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности).
В нарушение указанных положений предприниматель не обеспечил водителей расписанием движения (графика движения на маршруте).
В нарушение ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предпринимателем не осуществляется контроль за соблюдением водителями правил дорожного движения, не доводятся до них сведения о нарушениях правил дорожного движения н линии; не делаются запросы в ГИБДД на водителей с целью получения на них информации о возможном нарушении ими ПДД на линии.
Судом установлено, что водители предпринимателя не обеспечены необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте, путем проведения инструктажей, что является нарушением п. 2.2, 2.3.4 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 № 2.
Согласно п. 4.6 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 №2, организации и водители-предприниматели обязаны обеспечивать охрану транспортных средств для исключения возможности самовольного их использования водителями организации, посторонними лицами или повреждения транспортных средств. Однако, как следует из материалов дела, предпринимателем не обеспечено хранение транспортных средств для исключения возможности неразрешенного использования его водителем организации или посторонними лицами, или нанесения порчи транспортных средств.
Судом установлено, что предпринимателем не были приняты все необходимые меры для соблюдения требований и условий осуществления лицензионного вида деятельности, хотя объективно препятствующих обстоятельств не имелось. Вина предпринимателя в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, доказана.
В соответствии с п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Суд, исследовав представленные в дело доказательства, признает факт осуществления деятельности по перевозке пассажиров с нарушением условий лицензии и вину предпринимателя в совершении правонарушения установленными и доказанными материалами дела.
Таким образом, событие административного правонарушения имеет место, и действия предпринимателя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, к которым в силу ст. 2.4 КоАП РФ относятся лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Судом не установлено смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Исходя из принципа соразмерности назначаемого наказания совершенному правонарушению, суд считает возможным назначить предпринимателю наказание по ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 3000 руб.
Штраф может быть уплачен в добровольном порядке в тридцатидневный срок со дня вступления решения в законную силу. В случае добровольной уплаты штрафа, доказательства уплаты направить в суд, в случае неуплаты штрафа в добровольном порядке в соответствии с положениями Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и ч. 4.2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение направляется судебному приставу для принудительного исполнения.
Реквизиты для уплаты штрафа:
УФК по Тульской области (Прокуратура Тульской области)
ИНН 7107030843, КПП 710701001
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Тульской области
Расчетный счет: 40101810700000010107/ Лицевой счет: 04661338760
БИК 047003001/ КБК: 41511690040046000140
ОКАТО: 70401000000
Статус (08)
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Новомосковского городского прокурора (Тульская область, г.Новомосковск, ул. Дзержинского, д. 18/29) удовлетворить.
Привлечь предпринимателя Сазонова Андрея Николаевича, 11.05.1967 г. рождения, уроженца г. Новомосковск Тульской области, зарегистрированного в качестве предпринимателя Инспекцией ФНС России по г. Новомосковску 14.07.2005 г., ИНН 711601756543, проживающего по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, ул.Коммунистическая, д. 15, кв. 79, к административной ответственности по ч. 3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 3 000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в течение десяти дней со дня его принятия.