2-759/2020
10RS0№ ...-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 декабря 2020 года ........
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чаловой Н.В., при секретаре Иванниковой А.А., с участием представителя истца Квист Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стафеевой В. Д. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ........, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об установлении местоположения границ земельного участка.
установил:
Стафеева В.Д. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером 10:03:0020602:17 площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: ........, д.Койкары. Земельный участок является ранее учтенным. По ее заказу были проведены кадастровые работы по определению границ земельного участка, по результатам которых ХХ.ХХ.ХХ ГУП РК РГЦ «Недвижимость» составлен межевой план. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ........ приостановлен государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости, ввиду отсутствия документов подтверждающих местоположение границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет. С учетом уточненных исковых требований, истец просит установить границы земельного участка с кадастровым номером 10:03:0020602:17 площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: ........, д.Койкары по координатам характерных точек, имеющих следующие значения: н1 (х418255.67, у 1481912.88), н2 (418252.20, у 1481917.34), нЗ (х418233.41, у1481925.69), н4 (х418217.36, у 1481930.24), н5 (х418193.90, у 1481917.53), нб (х418213.56, у 1481885.72), 1 (х418235.77, у 1481898.38), 2 (х418239.89, у1481901.20).
Судом в ходе подготовки дела к судебному разбирательству в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Кондопожского муниципального района, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, кадастровый инженер Минаев В.В.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Ее представитель Квист Е.Г., действующая на основании доверенности, уточенные исковые требования поддержала, указала, что установить границы земельного участка возможно только в судебном порядке.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. В представленном отзыве просит отказать в удовлетворении требований к Министерству, как к ненадлежащему ответчику.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ........ своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Третьи лица в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Суд o'M установлено, что Стафеева В.Д. является собственником земельного участка с кадастровым номером 10:03:020602:017 площадью 1500 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: ........, д.Койкары. На земельном участке расположено здание жилого дома №б/н.
Земельный участок предоставлен в собственность Стафеевой В.Д. на основании распоряжения Гирвасского поселкового совета № ... от ХХ.ХХ.ХХ.
Из информации, представленной ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по ........ следует, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 10:03:0020602:17 были внесены, в Единый государственный реестр земель на основании инвентаризационной описи (перечня вновь выявленных земельных участков в границах кадастрового квартала 10:03:020602 от ХХ.ХХ.ХХ), переданной Управлением Роснедвижимости по ........, в соответствии с п.3.2 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Росземкадастра от ХХ.ХХ.ХХ №П/119.
С целью уточнения местоположения границ земельного участка истец обратилась к кадастровому инженеру.
Кадастровым инженером Минаевым В.В. ХХ.ХХ.ХХ подготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 10:03:0020602:17.
ХХ.ХХ.ХХ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК приостановлен кадастровый учет изменений объекта недвижимости, в адрес истца направлено уведомление. Указано, что в представленном для государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости межевом плане отсутствуют наименование и реквизиты документов (карты (планы), являющиеся картографической основой ЕГРН, и (или) карты (планы), представляющие собой фотопланы земельного участка с кадастровым номером 10:03:0020602:17 на местности пятнадцать и более лет.
Согласно ст. 15 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В силу положений ч.ч.1, 2 ст.39 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - Закон о кадастровой деятельности) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Согласование местоположения границ проводится в соответствии с п.1 ч.З ст.39 Закона о кадастровой деятельности с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (ч.5 ст.40 Закона о кадастровой деятельности).
Как указано в ч.Ю ст.22 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № ...- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о государственной регистрации) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу ч.13 ст.20 Закона о государственной регистрации форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативноправового регулирования.
Приказом Минэкономразвития РФ от ХХ.ХХ.ХХ № ... утверждены форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке (далее - Требования).
В соответствии с п.70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные". В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории. При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются. В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного
происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
По смыслу указанных норм и применительно к рассматриваемому спору местоположение границ подлежит установлению в первую очередь исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем либо право подтверждающем документе, при отсутствии необходимых сведений - исходя из документов, изготовленных при отводе земельного участка, при отсутствии - исходя из проекта межевания территории, при отсутствии - исходя из фактического землепользования, сложившегося на местности пятнадцать и более лет.
Согласно сведениям Управления Росреестра по ........ картографический материал в отношении спорного земельного участка отсутствует.
Таким образом, установление границ спорного земельного участка при отсутствии картографического материала возможно только в судебномчюрядке по фактическому пользованию.
Как следует из схемы земельного участка, являющейся приложением к межевому плану, смежным к земельному участку истца является земельный участок с кадастровым номером 10:03:0020602:18, границы которого установлены в соответствии с действующим законодательством, иных смежных землепользователей не установлено.
Подготовленный кадастровым инженером межевой план содержит указание на местоположение границ спорного земельного участка по фактическому землепользованию, составлен с учетом содержащихся в ЕГРН сведений относительно границ земельного участка с кадастровым номером 10:03:0020602:18, в связи с чем, суд полагает возможным установить местоположение границ участка с кадастровым номером 10:03:0020602:17 по отраженным в межевом плане координатам.
При _ этом суд полагает, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия выступает в споре в качестве ответчика в силу возложенных на него полномочий по распоряжению государственной (неразграниченной) собственность, что не предполагает взыскание с него судебных расходов.
Учитывая, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Карелия является государственным органом, осуществляющим функции по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, который при осуществлении своих полномочий не вступает в гражданско-правовые отношения с остальными субъектами гражданского права, а находится в
отношениях властно-распорядительных (административно-правовых), суд приходит к выводу о том, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Карелия является ненадлежащим ответчиком по настоящим требованиям истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Стафеевой В. Д. удовлетворить.
Установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 10:03:0020602:17 площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: ........, д.Койкары, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование — для ведения личного подсобного хозяйства, в соответствии с межевым планом, выполненным кадастровым инженером Минаевым В. В.ичем, по следующим координатам характерных точек границ земельного участка н1 (х418255.67, у 1481912.88), н2 (418252.20, у 1481917.34), нЗ (х418233.41, у 1481925.69), н4 (х418217.36, у1481930.24), н5 (х418193.90, у 1481917.53), нб
(х418213.56, у1481885.72), 1 (х418235.77, у 1481898.38), 2 (х418239.89, у 1481901.20), н 1 (х418255.67, у1481912.88)
В удовлетворении требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Карелия отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Н.В. Чалова
Мотивированное решение составлено ХХ.ХХ.ХХ.