2-334/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт Грибановский 22 августа 2017 года
Грибановский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Силина А.К.,
при секретаре Маковой Е.В.,
с участием представителя истца ФКУ «Войсковая часть 14254» Беломытцева И.П.,
ответчика Лебедева С.В.,
его представителя – адвоката Хайлова А.П.,
помощника прокурора Грибановского района Воронежской области Романовой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФКУ «Войсковая часть 14254» к Лебедеву С. В. об истребовании имущества из чужого незаконного владения и о выселении без предоставления другого жилого помещения с последующим снятием с регистрационного учета,
установил:
ФКУ «Войсковая часть 14254» обратилось в суд с иском, указывая, что жилой дом №, расположенный на <адрес>, является федеральной собственностью и закреплен на праве оперативного управления за ФКУ «Войсковая часть 14254». Воронеж-45 входит в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, а его жилищный фонд является специализированным.
Квартира, расположенная по адресу: <адрес> была распределена майору Лебедеву С.В. для временного проживания его и членов его семьи в связи с прохождением им военной службы по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ. В квартиру помимо ответчика вселились его супруга и дочь, которые в 2000 году снялись с регистрационного учета по указанному адресу.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № майор Лебедев С. В., <данные изъяты>, уволенный с действительной военной службы в запас приказом № от ДД.ММ.ГГГГ за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, сдавший дела и должность, ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части.
С ФКУ «Войсковая часть 14254» Лебедев С.В. трудовыми и служебными правоотношениями не связан. Право на получение жилого помещения от МО РФ Лебедев С.В не приобрел, а потому удерживает квартиру незаконно. Удержание жилья ответчиком препятствует воинской части использовать это жилье в соответствии с предназначением для проживания военнослужащих и членов их семей.
Просит истребовать имущество ФКУ «Войсковая часть 14254» из чужого незаконного владения путем выселения Лебедева С.В. из удерживаемой им квартиры по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения с последующим снятием с регистрационного учета по указанному адресу.
Представитель истца, ФКУ «Войсковая часть 14254», Беломытцев И.П., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании ответчик Лебедев С.В. просил в удовлетворении исковых требований отказать. Пояснил, что другого жилья он не имеет. Поскольку он был вселен в спорную квартиру в 1995 году, когда квартира не была отнесена к служебным, он может быть выселен из закрытого военного городка лишь при условии предоставления ему другого жилья.
Представитель ответчика, адвокат Хайлов А.П. полагал, что иск удовлетворению не подлежит. Истцом не представлено документов, позволяющих сделать выводы о том, что спорная квартира предоставлялась именно как служебное жилье. Согласно ЖК РСФСР, действовавшему на момент вселения Лебедева С.В., обязательным условием для отнесения жилья к служебному являлось наличие соответствующего решения органа муниципальной власти. Таких решений по <адрес> не принималось. Договора найма служебного жилья с Лебедевым С.В. не заключалось. Нет указания о «служебности» квартиры ни в отрывном талоне к ордеру, ни в протоколе заседания жилищной комиссии. Ссылка истца на то, что нахождение квартиры в закрытом военном городке автоматически позволяет считать квартиру служебной, несостоятельна. Лебедев С.В. вселен в 1995 году, тогда как <адрес> отнесен к закрытым военным городкам в 2000 году распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 года № 752-р. Никаких доказательств тому, что ранее 2000 года <адрес> являлся закрытым военным городком истцом не представлено. Поэтому следует исходить из того, что жилье предоставлялось ответчику по договору найма, в соответствии с ЖК РСФСР. Таким образом, оснований для выселения ответчика нет.
Вместе с тем, согласно п.6 ч.1 ст. 108 ЖК РФ (в первоначальной редакции), без предоставления другого жилого помещения, не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет. Отсутствуют основания не распространять данное ограничение на Лебедева С.В., так как изменения в указанную норму были внесены Федеральным законом от 20 июля 2004 года № 71-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статью 108 Жилищного кодекса РСФСР», то есть после заселения ответчика.
Кроме того, в соответствии со ст. 94 ЖК РСФСР, действовавшей на момент предоставления ответчику спорного жилого помещения офицеры, прапорщики и мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы Вооруженных Сил СССР и приравненные к ним лица, уволенные с действительной военной службы в отставку или в запас, а также проживающие совместно с ними лица могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений в военных городках с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения. В таком же порядке подлежат выселению из военных городков другие лица, утратившие связь с Вооруженными Силами СССР.
Также следует применить последствия пропуска срока исковой давности, который в рассматриваемом случае составляет три года. Лебедев С.В. пояснил, что примерно за пять лет до получения им письменного предписания об освобождении жилого помещения к нему приходили должностные лица войсковой части и предлагали участвовать в программе по переселению из закрытых военных городков, объяснив, что в противном случае ему придется освободить занимаемую квартиру. Данные действия следует расценивать как требование о выселении и срок исковой давности исчислять с указанного момента.
Третье лицо, ОМВД России по Борисоглебскому району Воронежской области, уведомленное о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своего представителя в суд не направило, каких-либо заявлений, ходатайств суду не представило. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица на основании ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, заключение помощника прокурора Грибановского района Воронежской области Романовой А.И., полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и усматривается из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ на заседании жилищной комиссии войсковой части 14254 было принято решение о выделении майору Лебедеву С.В. и членам его семьи квартиры по адресу: <адрес> (л.д. 44).
ДД.ММ.ГГГГ КЭЧ в/ч № майору Лебедеву С.В. с семьей выдан ордер на право занятия <адрес> (л.д.12).
Предоставленное Лебедеву С.В. и членам его семьи жилое помещение является федеральной собственностью и закреплено на праве оперативного управления за ФКУ «Войсковая часть 14254», что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
Согласно выписки из приказа командира войсковой части 14254 №, майор Лебедев С. В., <данные изъяты>, уволенный с действительной военной службы в запас приказом № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, сдавший дела и должность, 26 апреля 1996 года исключен из списков личного состава части, со всех видов обеспечений и направлен для постановки на воинский учет в <данные изъяты>. Выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 18 лет (л.д.15, 45).
В 2000 году жена и дочь Лебедева С.В. сняты с регистрационного учета в г. Воронеж-45, на текущий момент в спорном жилом помещении ответчик зарегистрирован один (л.д.13).
Лебедев С.В. в списках гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации и военнослужащих в ФКУ «Войсковая часть 14254» не значится (л.д.16).
Согласно сообщению ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (отдел №2) от ДД.ММ.ГГГГ № Лебедев С.В. на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит, участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» не является (л.д. 24).
Из сообщения администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Лебедев С.В. малоимущим не признавался, на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма не состоит (л.д. 42).
По данным МИ ФНС №3 по Воронежской области Лебедев С.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. Сведений о доходах Лебедева С.В. в 2005 году не имеется. В настоящее время Лебедев С.В. является индивидуальным предпринимателем, в соответствии с налоговыми декларациями его доход составил: <данные изъяты>
Недвижимого имущества на территории Российской Федерации в собственности Лебедева С.В. не имеется (л.д. 38-40).
Статьями 301, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) предусмотрено, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения; собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу п. 1, 4 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В соответствии с п. 1, 3 ст. 125, п. 3 ст. 214 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР (далее ЖК РСФСР), действовавшего на момент вселения Лебедева С.В. и членов его семьи в спорное жилое помещение, жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Доказательств того, что такие решения принимались относительно квартиры № в доме № на ул. <адрес>, истцом не представлено. Однако положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
В силу ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При разрешении спора суд исходит из того, что владение и распоряжение жилищным фондом в закрытом военном городке носит особый характер, регулируется, в том числе, специальными законами: Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральным законом от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
По смыслу ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» наделение закрытых военных городков особым статусом направлено на закрепление жилой площади этих городков за военным ведомством для обеспечения именно военнослужащих и других лиц, имеющих связь с Вооруженными силами, жилыми помещениями в целях поддержания боевой готовности воинских частей и подразделений.
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членами их семей.
К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов.
То, что с ДД.ММ.ГГГГ года (с момента перевода Лебедева С.В. на военную службу в Воронежскую область) доступ в г. Воронеж-45 осуществлялся через систему пропусков подтверждено ответчиком в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, суд признает данное обстоятельство установленным.
В соответствии с Перечнем имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года № 752-р, г. Воронеж-45 является закрытым военным городком, а жилищный фонд отнесен к специализированному.
Придание статуса служебных жилых помещений, жилым помещениям, находящимся в домах на территории закрытых военных городков, осуществлено в силу прямого указания закона. Законодательством не предусмотрено заключение договора социального найма в отношении служебного жилого помещения на территории закрытого военного городка. В соответствии со ст. ст. 100, 104 ЖК РФ, 105, 106 ЖК РСФСР в отношении таких жилых помещений заключаются, соответственно, договоры найма специализированного жилого помещения; договоры найма служебного жилого помещения.
Отсутствие надлежащим образом оформленных документов об отнесении спорной квартиры до 01 июня 2000 года (до утверждения перечня закрытых военных городков Правительством РФ) к категории служебных, при фактическом осуществлении пропускного режима в г. Воронеж-45 к началу жилищных отношений с ответчиком, не является бесспорным основанием для отнесения такого жилого помещения к жилищному фонду социального использования.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст.103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 102 и ч.2 ст. 103 ЖК РФ.
Продублированы приведенные положения в п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации».
В силу ч.2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
К перечисленным категориям Лебедев С.В. не относится.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьей 108 ЖК РСФСР.
Лебедев С.В. вселен в спорное жилое помещение до введения в действие ЖК РФ, до ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 108 ЖК РСФСР было предусмотрено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены:
1) инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;
2) участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии;
3) семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы;
4) семьи военнослужащих;
5) инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей;
6) лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);
7) лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение;
8) лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);
9) пенсионеры по старости, персональные пенсионеры;
10) члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение;
11) инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц;
12) одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.
К данным категориям лиц Лебедев С.В. также не относится.
Вопреки доводам представителя ответчика Хайлова А.П., пункт 6 ч.1 ст. 108 ЖК РСФСР в редакции, действовавшей до изменений, внесенных Федеральным законом от 20 июля 2004 года № 71-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статью 108 Жилищного кодекса РСФСР», также не распространяется на ответчика. Первоначальная редакция такова: «Без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены: лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет». Из буквально смысла приведенной нормы следует, что она предусматривает гарантии для работников, проработавших на предприятии, в учреждении, организации, но не для военнослужащих, проходивших военную службу в Вооруженных силах и уволенных в запас.
Более того, для предоставления иного жилого помещения в случае выселения, необходимо чтобы лица, перечисленные в статье 108 ЖК РСФСР состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо имели право состоять на таком учете.
Как указывалось выше, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Лебедев С.В. не состоял и не состоит.
Согласно ст. 49 ЖК РФ, могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма граждане, являющиеся малоимущими.
Администрацией Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области Лебедев С.В. малоимущим в целях предоставления ему жилого помещения муниципального фонда не признавался.
Факт отнесенности Лебедева С.В. к категории малоимущих был определен судом как обстоятельство, имеющее значение для дела и подлежащее доказыванию. Бремя доказывания наличия данного обстоятельства возложено на ответчика. Перечень подлежащих доказыванию обстоятельств вручался сторонам под роспись (л.д. 28-30). Однако, доказательств, позволяющих сделать вывод об отнесении Лебедева С.В. к малоимущим как на момент рассмотрения дела, так и на момент введения в действие ЖК РФ ответчиком не представлено.
Доводы о том, что положения статьи 94 ЖК РСФСР не позволяют выселить ответчика из занимаемого помещения без предоставления другого жилья, суд считает несостоятельными в силу следующего.
Согласно ст. 94 ЖК РСФСР, офицеры, прапорщики и мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы Вооруженных Сил СССР и приравненные к ним лица, уволенные с действительной военной службы в отставку или в запас, а также проживающие совместно с ними лица могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений в военных городках с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения. В таком же порядке подлежат выселению из военных городков другие лица, утратившие связь с Вооруженными Силами СССР.
В соответствии со ст. 106 ЖК РСФСР, к пользованию служебными жилыми помещениями применяются правила ст. 50 - 61, 66, 75, 81 - 84, 89 - 93, 96, 97, ч. 1 ст. 98, 99, 100 настоящего Кодекса. Соответственно, ст. 94 ЖК РСФСР к спорным правоотношениям применена быть не может в силу прямого указания закона.
К этому же выводу приводит и анализ структуры ЖК РСФСР. Статья 94 данного кодекса расположена не в главе 3 ЖК РСФСР, именующейся «Пользование служебными жилыми помещениями», а в главе 2, которая называется «Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда». Следовательно, ст. 94 ЖК РСФСР не распространяет свое действие на правоотношения, связанные со служебными жилыми помещениями.
Абзацем 3 п.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Данная норма не применима к рассматриваемым правоотношениям, так как ответчик уволен в запас не по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а в связи с совершением проступка, порочащего честь военнослужащего.
Доводы о применении срока исковой давности не основаны на законе. По смыслу части 1 статьи 103 ЖК РФ вопрос о выселении граждан из специализированных жилых помещений в судебном порядке ставится в случае отказа освободить такие жилые помещения. То есть, в рассматриваемой ситуации срок исковой давности исчисляется с момента, когда ответчик отказался выполнить требование об освобождении специализированного жилого помещения. Предписание об освобождении спорной квартиры было направлено Лебедеву С.В. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17). Доказательств того, что такое требование предъявлялось истцом ответчику ранее этой даты, не имеется.
Представитель ответчика ссылается на то, что пять лет назад к Лебедеву С.В. обращались должностные лица войсковой части и предлагали участвовать в программе по переселению из закрытых военных городков, объяснив, что в противном случае ему придется освободить занимаемую квартиру. Однако подобную беседу как требование об освобождении квартиры расценивать невозможно. Более того, описанные пояснения Лебедева С.В. голословны, не подтверждены документально.
Таким образом, суд находит обоснованным иск ФКУ «Войсковая часть 14254» об истребовании имущества из чужого незаконного владения путем выселении ответчика из служебного жилого помещения в закрытом военном городке с последующим снятием с регистрационного учета по указанному адресу, поскольку жилищный фонд, расположенный в военном городке и находящийся в оперативном управлении истца, должен быть использован только в целях обеспечения деятельности Министерства обороны РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194–198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление ФКУ «Войсковая часть 14254» удовлетворить.
Истребовать из владения Лебедева С. В. в пользу ФКУ «Войсковая часть 14254» квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, выселив его из указанной квартиры без предоставления другого жилого помещения.
Настоящее решение является основанием для снятия Лебедева С. В. с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27 августа 2017 года
Председательствующий: п/п А.К. Силин
Копия верна: Судья:
Секретарь:
2-334/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт Грибановский 22 августа 2017 года
Грибановский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Силина А.К.,
при секретаре Маковой Е.В.,
с участием представителя истца ФКУ «Войсковая часть 14254» Беломытцева И.П.,
ответчика Лебедева С.В.,
его представителя – адвоката Хайлова А.П.,
помощника прокурора Грибановского района Воронежской области Романовой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФКУ «Войсковая часть 14254» к Лебедеву С. В. об истребовании имущества из чужого незаконного владения и о выселении без предоставления другого жилого помещения с последующим снятием с регистрационного учета,
установил:
ФКУ «Войсковая часть 14254» обратилось в суд с иском, указывая, что жилой дом №, расположенный на <адрес>, является федеральной собственностью и закреплен на праве оперативного управления за ФКУ «Войсковая часть 14254». Воронеж-45 входит в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, а его жилищный фонд является специализированным.
Квартира, расположенная по адресу: <адрес> была распределена майору Лебедеву С.В. для временного проживания его и членов его семьи в связи с прохождением им военной службы по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ. В квартиру помимо ответчика вселились его супруга и дочь, которые в 2000 году снялись с регистрационного учета по указанному адресу.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № майор Лебедев С. В., <данные изъяты>, уволенный с действительной военной службы в запас приказом № от ДД.ММ.ГГГГ за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, сдавший дела и должность, ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части.
С ФКУ «Войсковая часть 14254» Лебедев С.В. трудовыми и служебными правоотношениями не связан. Право на получение жилого помещения от МО РФ Лебедев С.В не приобрел, а потому удерживает квартиру незаконно. Удержание жилья ответчиком препятствует воинской части использовать это жилье в соответствии с предназначением для проживания военнослужащих и членов их семей.
Просит истребовать имущество ФКУ «Войсковая часть 14254» из чужого незаконного владения путем выселения Лебедева С.В. из удерживаемой им квартиры по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения с последующим снятием с регистрационного учета по указанному адресу.
Представитель истца, ФКУ «Войсковая часть 14254», Беломытцев И.П., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании ответчик Лебедев С.В. просил в удовлетворении исковых требований отказать. Пояснил, что другого жилья он не имеет. Поскольку он был вселен в спорную квартиру в 1995 году, когда квартира не была отнесена к служебным, он может быть выселен из закрытого военного городка лишь при условии предоставления ему другого жилья.
Представитель ответчика, адвокат Хайлов А.П. полагал, что иск удовлетворению не подлежит. Истцом не представлено документов, позволяющих сделать выводы о том, что спорная квартира предоставлялась именно как служебное жилье. Согласно ЖК РСФСР, действовавшему на момент вселения Лебедева С.В., обязательным условием для отнесения жилья к служебному являлось наличие соответствующего решения органа муниципальной власти. Таких решений по <адрес> не принималось. Договора найма служебного жилья с Лебедевым С.В. не заключалось. Нет указания о «служебности» квартиры ни в отрывном талоне к ордеру, ни в протоколе заседания жилищной комиссии. Ссылка истца на то, что нахождение квартиры в закрытом военном городке автоматически позволяет считать квартиру служебной, несостоятельна. Лебедев С.В. вселен в 1995 году, тогда как <адрес> отнесен к закрытым военным городкам в 2000 году распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 года № 752-р. Никаких доказательств тому, что ранее 2000 года <адрес> являлся закрытым военным городком истцом не представлено. Поэтому следует исходить из того, что жилье предоставлялось ответчику по договору найма, в соответствии с ЖК РСФСР. Таким образом, оснований для выселения ответчика нет.
Вместе с тем, согласно п.6 ч.1 ст. 108 ЖК РФ (в первоначальной редакции), без предоставления другого жилого помещения, не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет. Отсутствуют основания не распространять данное ограничение на Лебедева С.В., так как изменения в указанную норму были внесены Федеральным законом от 20 июля 2004 года № 71-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статью 108 Жилищного кодекса РСФСР», то есть после заселения ответчика.
Кроме того, в соответствии со ст. 94 ЖК РСФСР, действовавшей на момент предоставления ответчику спорного жилого помещения офицеры, прапорщики и мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы Вооруженных Сил СССР и приравненные к ним лица, уволенные с действительной военной службы в отставку или в запас, а также проживающие совместно с ними лица могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений в военных городках с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения. В таком же порядке подлежат выселению из военных городков другие лица, утратившие связь с Вооруженными Силами СССР.
Также следует применить последствия пропуска срока исковой давности, который в рассматриваемом случае составляет три года. Лебедев С.В. пояснил, что примерно за пять лет до получения им письменного предписания об освобождении жилого помещения к нему приходили должностные лица войсковой части и предлагали участвовать в программе по переселению из закрытых военных городков, объяснив, что в противном случае ему придется освободить занимаемую квартиру. Данные действия следует расценивать как требование о выселении и срок исковой давности исчислять с указанного момента.
Третье лицо, ОМВД России по Борисоглебскому району Воронежской области, уведомленное о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своего представителя в суд не направило, каких-либо заявлений, ходатайств суду не представило. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица на основании ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, заключение помощника прокурора Грибановского района Воронежской области Романовой А.И., полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и усматривается из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ на заседании жилищной комиссии войсковой части 14254 было принято решение о выделении майору Лебедеву С.В. и членам его семьи квартиры по адресу: <адрес> (л.д. 44).
ДД.ММ.ГГГГ КЭЧ в/ч № майору Лебедеву С.В. с семьей выдан ордер на право занятия <адрес> (л.д.12).
Предоставленное Лебедеву С.В. и членам его семьи жилое помещение является федеральной собственностью и закреплено на праве оперативного управления за ФКУ «Войсковая часть 14254», что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
Согласно выписки из приказа командира войсковой части 14254 №, майор Лебедев С. В., <данные изъяты>, уволенный с действительной военной службы в запас приказом № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, сдавший дела и должность, 26 апреля 1996 года исключен из списков личного состава части, со всех видов обеспечений и направлен для постановки на воинский учет в <данные изъяты>. Выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 18 лет (л.д.15, 45).
В 2000 году жена и дочь Лебедева С.В. сняты с регистрационного учета в г. Воронеж-45, на текущий момент в спорном жилом помещении ответчик зарегистрирован один (л.д.13).
Лебедев С.В. в списках гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации и военнослужащих в ФКУ «Войсковая часть 14254» не значится (л.д.16).
Согласно сообщению ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (отдел №2) от ДД.ММ.ГГГГ № Лебедев С.В. на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит, участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» не является (л.д. 24).
Из сообщения администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Лебедев С.В. малоимущим не признавался, на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма не состоит (л.д. 42).
По данным МИ ФНС №3 по Воронежской области Лебедев С.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. Сведений о доходах Лебедева С.В. в 2005 году не имеется. В настоящее время Лебедев С.В. является индивидуальным предпринимателем, в соответствии с налоговыми декларациями его доход составил: <данные изъяты>
Недвижимого имущества на территории Российской Федерации в собственности Лебедева С.В. не имеется (л.д. 38-40).
Статьями 301, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) предусмотрено, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения; собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу п. 1, 4 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В соответствии с п. 1, 3 ст. 125, п. 3 ст. 214 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР (далее ЖК РСФСР), действовавшего на момент вселения Лебедева С.В. и членов его семьи в спорное жилое помещение, жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Доказательств того, что такие решения принимались относительно квартиры № в доме № на ул. <адрес>, истцом не представлено. Однако положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
В силу ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При разрешении спора суд исходит из того, что владение и распоряжение жилищным фондом в закрытом военном городке носит особый характер, регулируется, в том числе, специальными законами: Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральным законом от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
По смыслу ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» наделение закрытых военных городков особым статусом направлено на закрепление жилой площади этих городков за военным ведомством для обеспечения именно военнослужащих и других лиц, имеющих связь с Вооруженными силами, жилыми помещениями в целях поддержания боевой готовности воинских частей и подразделений.
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членами их семей.
К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов.
То, что с ДД.ММ.ГГГГ года (с момента перевода Лебедева С.В. на военную службу в Воронежскую область) доступ в г. Воронеж-45 осуществлялся через систему пропусков подтверждено ответчиком в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, суд признает данное обстоятельство установленным.
В соответствии с Перечнем имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года № 752-р, г. Воронеж-45 является закрытым военным городком, а жилищный фонд отнесен к специализированному.
Придание статуса служебных жилых помещений, жилым помещениям, находящимся в домах на территории закрытых военных городков, осуществлено в силу прямого указания закона. Законодательством не предусмотрено заключение договора социального найма в отношении служебного жилого помещения на территории закрытого военного городка. В соответствии со ст. ст. 100, 104 ЖК РФ, 105, 106 ЖК РСФСР в отношении таких жилых помещений заключаются, соответственно, договоры найма специализированного жилого помещения; договоры найма служебного жилого помещения.
Отсутствие надлежащим образом оформленных документов об отнесении спорной квартиры до 01 июня 2000 года (до утверждения перечня закрытых военных городков Правительством РФ) к категории служебных, при фактическом осуществлении пропускного режима в г. Воронеж-45 к началу жилищных отношений с ответчиком, не является бесспорным основанием для отнесения такого жилого помещения к жилищному фонду социального использования.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст.103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 102 и ч.2 ст. 103 ЖК РФ.
Продублированы приведенные положения в п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации».
В силу ч.2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
К перечисленным категориям Лебедев С.В. не относится.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьей 108 ЖК РСФСР.
Лебедев С.В. вселен в спорное жилое помещение до введения в действие ЖК РФ, до ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 108 ЖК РСФСР было предусмотрено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены:
1) инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;
2) участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии;
3) семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы;
4) семьи военнослужащих;
5) инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей;
6) лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);
7) лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение;
8) лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);
9) пенсионеры по старости, персональные пенсионеры;
10) члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение;
11) инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц;
12) одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.
К данным категориям лиц Лебедев С.В. также не относится.
Вопреки доводам представителя ответчика Хайлова А.П., пункт 6 ч.1 ст. 108 ЖК РСФСР в редакции, действовавшей до изменений, внесенных Федеральным законом от 20 июля 2004 года № 71-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статью 108 Жилищного кодекса РСФСР», также не распространяется на ответчика. Первоначальная редакция такова: «Без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены: лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет». Из буквально смысла приведенной нормы следует, что она предусматривает гарантии для работников, проработавших на предприятии, в учреждении, организации, но не для военнослужащих, проходивших военную службу в Вооруженных силах и уволенных в запас.
Более того, для предоставления иного жилого помещения в случае выселения, необходимо чтобы лица, перечисленные в статье 108 ЖК РСФСР состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо имели право состоять на таком учете.
Как указывалось выше, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Лебедев С.В. не состоял и не состоит.
Согласно ст. 49 ЖК РФ, могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма граждане, являющиеся малоимущими.
Администрацией Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области Лебедев С.В. малоимущим в целях предоставления ему жилого помещения муниципального фонда не признавался.
Факт отнесенности Лебедева С.В. к категории малоимущих был определен судом как обстоятельство, имеющее значение для дела и подлежащее доказыванию. Бремя доказывания наличия данного обстоятельства возложено на ответчика. Перечень подлежащих доказыванию обстоятельств вручался сторонам под роспись (л.д. 28-30). Однако, доказательств, позволяющих сделать вывод об отнесении Лебедева С.В. к малоимущим как на момент рассмотрения дела, так и на момент введения в действие ЖК РФ ответчиком не представлено.
Доводы о том, что положения статьи 94 ЖК РСФСР не позволяют выселить ответчика из занимаемого помещения без предоставления другого жилья, суд считает несостоятельными в силу следующего.
Согласно ст. 94 ЖК РСФСР, офицеры, прапорщики и мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы Вооруженных Сил СССР и приравненные к ним лица, уволенные с действительной военной службы в отставку или в запас, а также проживающие совместно с ними лица могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений в военных городках с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения. В таком же порядке подлежат выселению из военных городков другие лица, утратившие связь с Вооруженными Силами СССР.
В соответствии со ст. 106 ЖК РСФСР, к пользованию служебными жилыми помещениями применяются правила ст. 50 - 61, 66, 75, 81 - 84, 89 - 93, 96, 97, ч. 1 ст. 98, 99, 100 настоящего Кодекса. Соответственно, ст. 94 ЖК РСФСР к спорным правоотношениям применена быть не может в силу прямого указания закона.
К этому же выводу приводит и анализ структуры ЖК РСФСР. Статья 94 данного кодекса расположена не в главе 3 ЖК РСФСР, именующейся «Пользование служебными жилыми помещениями», а в главе 2, которая называется «Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда». Следовательно, ст. 94 ЖК РСФСР не распространяет свое действие на правоотношения, связанные со служебными жилыми помещениями.
Абзацем 3 п.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Данная норма не применима к рассматриваемым правоотношениям, так как ответчик уволен в запас не по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а в связи с совершением проступка, порочащего честь военнослужащего.
Доводы о применении срока исковой давности не основаны на законе. По смыслу части 1 статьи 103 ЖК РФ вопрос о выселении граждан из специализированных жилых помещений в судебном порядке ставится в случае отказа освободить такие жилые помещения. То есть, в рассматриваемой ситуации срок исковой давности исчисляется с момента, когда ответчик отказался выполнить требование об освобождении специализированного жилого помещения. Предписание об освобождении спорной квартиры было направлено Лебедеву С.В. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17). Доказательств того, что такое требование предъявлялось истцом ответчику ранее этой даты, не имеется.
Представитель ответчика ссылается на то, что пять лет назад к Лебедеву С.В. обращались должностные лица войсковой части и предлагали участвовать в программе по переселению из закрытых военных городков, объяснив, что в противном случае ему придется освободить занимаемую квартиру. Однако подобную беседу как требование об освобождении квартиры расценивать невозможно. Более того, описанные пояснения Лебедева С.В. голословны, не подтверждены документально.
Таким образом, суд находит обоснованным иск ФКУ «Войсковая часть 14254» об истребовании имущества из чужого незаконного владения путем выселении ответчика из служебного жилого помещения в закрытом военном городке с последующим снятием с регистрационного учета по указанному адресу, поскольку жилищный фонд, расположенный в военном городке и находящийся в оперативном управлении истца, должен быть использован только в целях обеспечения деятельности Министерства обороны РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194–198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление ФКУ «Войсковая часть 14254» удовлетворить.
Истребовать из владения Лебедева С. В. в пользу ФКУ «Войсковая часть 14254» квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, выселив его из указанной квартиры без предоставления другого жилого помещения.
Настоящее решение является основанием для снятия Лебедева С. В. с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27 августа 2017 года
Председательствующий: п/п А.К. Силин
Копия верна: Судья:
Секретарь: