Гражданское дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 октября 2017 года <адрес>
Сухобузимский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Созыкиной Е.А.,
при секретаре Конопленко Е.Н..,
с участием истца ФИО4, представителя истца ФИО1 (доверенность в деле),
представителя ответчика ПАО «Красноярскэнергосбыт» ФИО2 (доверенность в деле), представителя ответчика ПАО «МРСК Сибири» ФИО3 (доверенность в деле),
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к ПАО «МРСК Сибири» о признании незаконными действий по составлению акта от ДД.ММ.ГГГГ о безучетном потреблении электроэнергии и признании акта незаконным, и к ПАО «Красноярскэнергосбыт» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за электроэнергию с учетом признания акта от ДД.ММ.ГГГГ о безучетном потреблении незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Истица ФИО4 обратилась в суд с иском к ПАО «МРСК Сибири» о признании незаконными действий сотрудников ответчика по составлению акта от ДД.ММ.ГГГГ о безучетном потреблении электроэнергии и признании акта от ДД.ММ.ГГГГ о безучетном потреблении электроэнергии незаконным, и к ПАО «Красноярскэнергосбыт» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за электроэнергию с учетом признания акта от ДД.ММ.ГГГГ о безучетном потреблении незаконным.
Требования иска мотивированы тем, что истица ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Сухобузимские электрические сети ПАО «МРСК Сибири» с заявлением о распломбировании прибора учета в связи с переносом его на новое место и с заявлением об опломбировании прибора учета. В установленный нормативно-правовыми актами срок (2 дня) сотрудники ответчика ПАО «МРСК Сибири» так и не прибыли, в связи с чем истица перенесла прибор учета на новое место без участия сотрудников сетевой организации, так как ими были нарушены сроки. Однако, ДД.ММ.ГГГГ сотрудники ПАО «МРСК Сибири» составили в отношении неё акт о безучетном потреблении электроэнергии, а ПАО «Красноярскэнергосбыт» произвело расчет безучетного потребления электроэнергии на сумму 17429,60 рублей. Истица считает действия ответчиков незаконными, нарушающими требования п. 81(13) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку безучетного потребления электроэнергии не было, так как истица ранее обратилась в сетевую организацию с вышеуказанными заявлениями.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 исковые требования поддержала, пояснила, что ФИО4 делала ремонт в своей квартире, расположенной по адресу: <адрес>, и ей потребовалось перенести счетчик, установить его в электро-щиток. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к начальнику Сухобузимского участка ПАО «МРСК Сибири» ФИО6 с заявлениями о распломбировании прибора учета электроэнергии в связи с его переносом на новое место и опломбировании прибора учета. Корнилов с этими заявлениями направил истицу в отдел к электромонтерам, где электромонтеры Селиванов и Головко, обслуживающие этот участок, сказали, что сейчас им некогда, истица просила уточнить дату, когда они приедут и распломбируют прибор учета, на что ей сказали выполнять работы самостоятельно, перенести счетчик, а они позже приедут и опломбируют. Истица ждала монтеров 6 дней, потом перенесла счетчик, снова позвонила в Сухобузимские РЭС, приехали электромонтеры Головко и Селиванов, опломбировали прибор учета и составили акт о безучетном потреблении электроэнергии. Устное разрешение на перенос прибора учета было дано в присутствии свидетеля ФИО7 – электромонтера, который производил эти работы.
Истица ФИО4 исковые требования поддержала, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она приехала в Сухобузимское отделение ПАО «МРСК Сибири» с ФИО7, в приемной написала заявление на имя начальника Сухобузимского РЭС о переносе прибора учета, о распломбировании и опломбировании прибора учета. Кто-то из находящихся электриков спросил сколько по времени они будут проводить работы и разрешили им проводить работы. Она пыталась с электромонтерами согласовать дату, когда они приедут, так как по характеру её работы она может отсутствовать, они объяснили, что приедут и опломбируют прибор учета, дату и время не уточнили. Её заявления были приняты, письменного разрешения на проведение работ она не получала. В этот же день ДД.ММ.ГГГГ по её просьбе ФИО7 перенес прибор учета в новый щиток, так как электромонтер дал ей устное разрешение.
Представитель ответчика ПАО «МРСК Сибири» ФИО3 исковые требования не признала, поддержала письменные возражения, из которых следует, что ответчик полагает, что истец избрал ненадлежащий способ защиты права, так как ПАО «МРСК Сибири» является коммерческой организацией и не наделено какими-либо властными функциями по отношению к другим участникам гражданского оборота, в том числе и по отношению к истцу, акт № от ДД.ММ.ГГГГ о безучетном потреблении электроэнергии по своей правовой природе не может быть отнесен к сделке и не является ненормативным актом, подлежащим оспариванию в судебном порядке, так как он не направлен на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, а лишь фиксирует факт законного или незаконного потребления электроэнергии потребителями. В случае если действия потребителя по потреблению электрической энергии являются незаконными, то они влекут наступление последствий, предусмотренных законом или договором. Данные акты составляются для целей документального оформления выявленного незаконного пользования потребителем электрической энергии. ФИО4 не имеет никаких договорных отношений с сетевой организацией ПАО «МРСК Сибири», а является стороной по договору энергоснабжения, заключенным с гарантирующим поставщиком ПАО «Красноярскэнергосбыт». Пояснила, что действия сотрудников являются законными, так как поданная истицей заявка, согласно требованиям п. 149 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, должна быть исполнена в течение 5 рабочих дней, либо с потребителем согласовывается иное время исполнения заявки. При распломбировании прибора учета сотрудниками сетевой организации проверяется его целостность, сохранность знаков визуального контроля, снимаются показания. Сотрудники ПАО «МРСК Сибири» прибыли к истице в установленный срок, в ходе проверки было установлено, что прибор уже был демонтирован потребителем и перенесен на новое место, то есть потребитель нарушил требования законодательства, в связи с чем был составлен акт о безучетном потреблении электроэнергии в соответствии с требованиями п.п. 192, 193 вышеназванных Основных положений.
Представитель ответчика ПАО «Красноярскэнергосбыт» ФИО2 исковые требования не признал, пояснил, что отношения между ПАО «Красноярскэнергосбыт» (гарантирующим поставщиком) и ПАО «МРСК Сибири» (сетевой организацией) регулируются договором оказания услуг по передаче электрической энергии и купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии. В случае выявления факта безучетного потребления электроэнергии, сетевая организация на основании акта рассчитывает объем потребленной электроэнергии, а гарантирующий поставщик рассчитывает размер платы за потребленную электроэнергию и предъявляет её потребителю. Оснований для непринятия акта № от ДД.ММ.ГГГГ не было, так как он составлен работниками ПАО «МРСК Сибири» в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещения в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени акт о безучетном потреблении электроэнергии не признан недействительным. В случае, если судом акт о безучетном потреблении электроэнергии будет признан недействительным, то ПАО «Красноярскэнергосбыт» и без решения суда сделает перерасчет, так как оснований для начисления суммы задолженности не будет. Истица не оспаривает, что распломбировала прибор учета самовольно, из заявления истицы от ДД.ММ.ГГГГ о распломбировке прибора учета следует, что она намеревается перенести прибор учета на новое место, сетевая организация могла отказать в переносе прибора на новое местно, так как в соответствии с п. 148 Основных положений могло потребоваться согласование места установки прибора учета, схемы подключения прибора учета и иных компонентов измерительного комплекса. Полагает, что к рассматриваемому случаю не могут применяться требования п. 81 (13) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещения в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ, так как не было аварийного отключения, когда требовались срочные действия по демонтажу неисправного прибора. Сотрудники сетевой организации, согласно требованиям законодательства, должны были исполнить заявку потребителя в течение месяца.
Свидетель ФИО7 пояснил, что весной 2017 года к нему обратилась ФИО4 и попросила произвести технические работы – поменять старый ящик, в котором установлен прибор учета на новый. Он объяснил истице, что для переноса прибора учета нужно снимать пломбы, поэтому ей необходимо обратиться в Сухобузимский РЭС, написать заявление о снятии пломб и о пломбировке нового прибора учета. Он не помнит дату, но вместе с истицей ФИО4 он ездил в Сухобузимский РЭС, в приемной начальника в его присутствии истица написала заявление о переносе прибора учета, снятии пломб и об их установке, заявления были приняты инспекторами энергонадзора. Женщина, которая принимала заявление, пояснила, что работы по переносу прибора учета можно выполнять, потом приедут сотрудники РЭС и опломбируют прибор учета. Работы по переносу прибора учета он произвел в этот же день. ФИО4 делала в квартире ремонт, работала по сменам, собиралась уезжать, поэтому ей нужно было срочно перенести прибор учета. Когда ФИО4 писала заявления в Сухобузимском РЭС, то он (Потанин) разговаривал с ФИО8, который там работает, как он понял инспектором, и из разговора с Головко он (Потанин) понял, что пломбу можно снять самостоятельно и оставить её в старом ящике.
Свидетель ФИО9 – начальник транспорта электрической энергии Сухобузимского отделения ПАО «МРСК Сибири» пояснил, что заявление ФИО4 о распломбировке прибора учета поступило ДД.ММ.ГГГГ, и согласно п. 149 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, сетевая организация обязана в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки рассмотреть и согласовать предложенные в заявке дату и время снятия показаний прибора учета перед его демонтажем, а в случае невозможности исполнения такой заявки в предложенный в ней срок, согласовать иную дату и время исполнения заявки с потребителем. Заявление ФИО4 было подано на имя начальника Сухобузимского отделения ФИО6, который отписал заявления для исполнения ему (ФИО9). В заявлении не была указана планируемая дата проведения работ, но был указан телефон истицы, и в течение пять дней заявка ФИО4 была отработана. К моменту прибытия сотрудников сетевой организации прибор учета уже был демонтирован и перенесен на новое место, в связи с чем был составлен акт о безучетном потреблении электроэнергии. В данной ситуации не требовалось согласования для переноса прибора учета. Ни сотрудники сетевой организации, ни начальник неправомочны давать потребителю разрешение на самостоятельное распломбирование прибора учета.
Свидетель ФИО10 пояснила, что она работает оператором участка транспорта электрической энергии Сухобузимского РЭС, в её обязанности входит прием заявлений от потребителей (физических и юридических лиц) по отключению, подключению, распломбировке, опломбировке приборов учета и т.п. В Сухобузимском РЭС имеются бланки для подачи таких заявлений, она помогает потребителям правильно заполнить заявление, разъясняет о том, что сам потребитель не вправе распломбировать прибор учета, и о том, что работы будут производиться в течение 5 рабочих дней, просит потребителя указать телефон, по которому с ним можно связаться.
Свидетель ФИО11 пояснил, что он работает электромонтером Сухобузимского РЭС ПАО «МРСК Сибири», он выезжал ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, по заявлению ФИО4 о распломбировке прибора учета. На момент проверки пломба была снята потребителем самостоятельно, прибор учета перенесен на другое место, о чем был составлен акт проверки и акт о безучетном потреблении электроэнергии. В день, когда истица подавала в Сухобузимском РЭС заявления его не было, и он не мог разрешить ей самостоятельно распломбировать прибор учета.
Свидетель ФИО8 – электромонтер Сухобузимского РЭС пояснил, что проверка у ФИО4 проводилась по её заявлению о распломбировке прибора учета, на момент проверки на приборе учета отсутствовала пломба, в связи с чем был составлен акт о безучетном потреблении электроэнергии. Он не помнит, разговаривал ли он с Потаниным в помещении РЭС, но разрешение на самостоятельное распломбирование прибора учета он Потанину не давал, так как это не входит в его полномочия, он мог ему разъяснить о том, что на распломбировку прибора учета надо писать заявление и передать оператору.
Выслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ч. 1 ст. 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно ст. 543 ГК РФ, абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Основные положения) определяют «безучетное потребление» как нарушение, установленное договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии и основными положениями порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившееся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности) (абз. 10 п. 2).
В силу п. 145 Основных положений, обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
Согласно п. 147 Основных положений №, места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.
В соответствии со ст. 148 Основных положений №, собственник энергопринимающих устройств, имеющий намерение установить в отношении таких энергопринимающих устройств систему учета или прибор учета, входящий в состав измерительного комплекса или системы учета, либо заменить ранее установленные систему учета или прибор учета, входящий в состав измерительного комплекса или системы учета, обязан направить письменный запрос о согласовании места установки прибора учета, схемы подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, а также метрологических характеристик прибора учета в адрес гарантирующего поставщика либо сетевой организации. В таком запросе должны быть указаны: реквизиты и контактные данные лица, направившего запрос, включая номер телефона; место нахождения и технические характеристики энергопринимающих устройств, в отношении которых лицо, направившее запрос, имеет намерение установить или заменить систему учета либо прибор учета, входящий в состав измерительного комплекса или системы учета; метрологические характеристики прибора учета, в том числе его класс точности, тип прибора учета, срок очередной поверки, места установки существующих приборов учета, в том числе входящих в состав измерительного комплекса или системы учета; предлагаемые места установки прибора учета, схемы подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, а также метрологические характеристики прибора учета (в случае наличия у заявителя таких предложений).
Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), получивший указанный запрос, обязан в течение 15 рабочих дней со дня его получения согласовать его с указанной в настоящем пункте сетевой организацией и передать лицу, направившему запрос, ответ такой сетевой организации.
Сетевая организация в течение 12 рабочих дней со дня получения запроса от гарантирующего поставщика и в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса от собственника энергопринимающих устройств, осуществляет согласование мест установки прибора учета, схемы подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, а также метрологических характеристик прибора учета.
Сетевая организация вправе отказать в согласовании мест установки, схемы подключения и метрологических характеристик приборов учета или иных компонентов измерительных комплексов и систем учета только в следующих случаях: отсутствие технической возможности осуществления установки системы учета или прибора учета в отношении указанных в запросе энергопринимающих устройств на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации; несоответствие предложенных собственником в запросе мест установки, схем подключения и (или) метрологических характеристик приборов учета требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласование места установки, схемы подключения, а также метрологических характеристик прибора учета с сетевой организацией и иными субъектами розничного рынка не требуется в случае замены ранее установленного прибора учета, входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, если при этом не изменяется место установки прибора учета и если метрологические характеристики устанавливаемого прибора учета не хуже, чем у заменяемого прибора учета.
Согласно п. 149 Основных положений №, собственник энергопринимающих устройств, имеющий намерение демонтировать в целях замены, ремонта или поверки прибор учета, ранее установленный в отношении таких энергопринимающих устройств, обязан направить способом, позволяющим подтвердить факт получения, письменную заявку о необходимости снятия показаний существующего прибора учета, осмотра его состояния и схемы подключения до его демонтажа в адрес одной из следующих организаций: гарантирующий поставщик, с которым в отношении таких энергопринимающих устройств заключен договор энергоснабжения, по условиям которого расчеты за электрическую энергию осуществляются с использованием прибора учета, демонтаж которого планируется осуществить, - кроме случаев, когда его условиями определено, что заявка подается в указанную ниже сетевую организацию; сетевая организация, владеющая на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующая бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства указанного собственника, в отношении которых установлен планируемый к демонтажу прибор учета, - в иных случаях, в том числе в случае, когда условиями договора энергоснабжения, заключенного с гарантирующим поставщиком определено, что заявка подлежит направлению в указанную сетевую организацию.
Заявка должна содержать сведения, указанные в абзацах пятом - седьмом и девятом пункта 153 настоящего документа (реквизиты заявителя; место нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых установлен прибор учета, допуск в эксплуатацию которого планируется осуществить; номер договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договора оказания услуг по передаче электрической энергии (если такой договор заключен указанным собственником); контактные данные, включая номер телефона), а также предлагаемые дату и время осуществления указанных в заявке действий, но не ранее 7 рабочих дней со дня ее направления.
Сетевая организация в течение 1 рабочего дня со дня получения заявки от собственника энергопринимающих устройств уведомляет о ее получении гарантирующего поставщика, с которым указанным собственником заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), по условиям которого расчеты за электрическую энергию осуществляются с использованием планируемого к демонтажу прибора учета, способом, позволяющим подтвердить получение указанного уведомления.
Сетевая организация в течение 5 рабочих дней со дня получения от собственника энергопринимающих устройств или от гарантирующего поставщика заявки обязана рассмотреть и согласовать предложенные в заявке дату и время снятия показаний прибора учета и его осмотра перед демонтажем, а в случае невозможности исполнения такой заявки в предложенный в ней срок обязана согласовать с собственником иные дату и время снятия показаний прибора учета и его осмотра перед демонтажем, а также уведомить способом, позволяющим подтвердить факт получения, о согласованных дате и времени гарантирующего поставщика, который может принять участие в процедуре снятия показаний прибора учета и его осмотра перед демонтажем. При этом предложенная сетевой организацией новая дата осуществления работ не может быть позднее чем через 3 рабочих дня с даты, предложенной в заявке.
В согласованные дату и время сетевая организация осуществляет снятие показаний прибора учета, осмотр состояния прибора учета и схемы его подключения. Показания прибора учета, состояние демонтируемого прибора учета и схемы его подключения на дату проведения указанных действий фиксируются сетевой организацией в акте проверки, который должен быть подписан сетевой организацией, собственником энергопринимающих устройств, а также гарантирующим поставщиком в случае его участия. Сетевая организация обязана передать лицам, подписавшим акт проверки, по одному экземпляру такого акта. Если гарантирующий поставщик не участвовал при совершении сетевой организацией указанных действий, то сетевая организация в течение 1 рабочего дня со дня составления акта проверки обязана передать ему копию акта проверки.
В случае если ни сетевая организация, ни гарантирующий поставщик не явились в согласованные дату и время для снятия показаний прибора учета, осмотра его состояния и схемы подключения перед демонтажем, то собственник энергопринимающих устройств снимает показания прибора учета, планируемого к демонтажу, и направляет их в адрес лиц, которым была подана заявка, способом, позволяющим подтвердить факт получения. Снятые и переданные собственником энергопринимающих устройств показания прибора учета используются при определении объема потребления электрической энергии по состоянию на дату, когда такие показания были сняты.
В соответствии с п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (далее – Правила №), оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В заявке указывается следующая информация: сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон); предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию; тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки; сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета; показания прибора учета на момент его установки; дата следующей поверки.
К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Согласно п. 81(1) Правил №, исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета. При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.
В соответствии с п. 81(2) Правил №, в случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.
Согласно п. 81(3) Правил №, в случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил.
В силу п. 81(4) Правил №, в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); г) работоспособность прибора учета.
Пунктом 81(5) Правил № предусмотрено, что несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.
В соответствии с п. 81(6) Правил №, по результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются: а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию; б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию; в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки; г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа; д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы); е) дата следующей поверки.
Согласно п. 81(7) Правил №, акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.
В соответствии с п. 81(8) Правил №, перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.
В соответствии с п. 81(11) Правил №, прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:
целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами.
Согласно п. 81(12) Правил №, прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неотображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения прибора учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Согласно требованиям п. 81(13) Правил №, потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
В соответствии с п. 81(14) Правил №, ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
В соответствии с п. 192 Основных положений №, по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.
Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.
Согласно п. 193 Основных положений, в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться: данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).
При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.
Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии 2 незаинтересованных лиц.
На основании п. 194 Основных положений №, расчет объема безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии (мощности) осуществляется сетевой организацией в соответствии с пунктами 195 или 196 настоящего документа соответственно в течение 2 рабочих дней со дня составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии на основании материалов проверки (акта о неучтенном потреблении электрической энергии, акта предыдущей проверки приборов учета), а также на основании документов, представленных потребителем, осуществляющим безучетное потребление (обслуживающим его гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией)), или лицом, осуществляющим бездоговорное потребление электрической энергии. Расчет объема безучетного потребления электрической энергии (мощности) направляется сетевой организацией гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающему потребителя, осуществляющего безучетное потребление, вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии в срок, установленный пунктом 192 настоящего документа.
Согласно п. 195 Основных положений, объем безучетного потребления электрической энергии определяется с применением расчетного способа, предусмотренного подпунктом «а» пункта 1 приложения № к настоящему документу.
Стоимость электрической энергии в определенном в соответствии с настоящим пунктом объеме безучетного потребления включается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в выставляемый потребителю (покупателю) счет на оплату стоимости электрической энергии (мощности), приобретенной по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности), за тот расчетный период, в котором был выявлен факт безучетного потребления и составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии. Указанный счет также должен содержать расчет объема и стоимости безучетного потребления. Потребитель (покупатель) обязан оплатить указанный счет в срок, определенный в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности).
В соответствии с требованиями п. 62 Правил №, при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан доначислить размер платы исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
В судебном заседании установлено, что квартира по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО4, договор энергоснабжения бытового потребления заключен с ФИО4 в соответствии с ч. 1 ст. 540 ГК РФ – с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети, что подтверждается финансово-лицевым счетом № (л.д. 98-99), письменного договора энергоснабжения между сторонами не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ истица ФИО4 обратилась к начальнику Сухобузимского РЭС ФИО6 с заявлениями: о распломбировании прибора учета в связи с переносом на новое место, и об опломбировании прибора учета, указав в заявлениях адрес выполнения работ: <адрес>, и свой контактный телефон (л.д. 7, 8).
Указанные заявления были зарегистрированы в журнале заявок от потребителей Сухобузимского РЭС за номерами 1358 и 1359.
Как установлено в судебном заседании, в день подачи заявления, ДД.ММ.ГГГГ истица ФИО4 при помощи специалиста ФИО12 произвела работы по переносу прибора учета, самостоятельно распломбировала прибор учета.
Данный факт подтверждается как показаниями истицы ФИО4 и свидетеля ФИО12, так и актом №/с-6-6221 проверки расчетных приборов учета, составленным ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 43 минуты электромонтерами УТЭЭ ФИО11 и ФИО8, из которого следует, что на клеммной крышке установленного в квартире ФИО4 прибора учета ЦЭ 6803 № отсутствует пломба (знак визуального контроля), на вводном автомате отсутствует пломба, к электросети подключены энергопотребляющие устройства общей мощностью 7,85 кВт (эл. плита – 3.2 кВт, Эл. чайник – 2,2 кВт, эл. микроволновая печь – 1,25 кВт, эл. водонагреватель – 1,2 кВт).
Из акта № от ДД.ММ.ГГГГ о безучетном потреблении электроэнергии, составленного электромонтерами УТЭЭ ФИО11 и ФИО8, следует, что он составлен в присутствии потребителя ФИО4, указаны: её паспортные данные, адрес регистрации, наименование объекта, на котором выявлено нарушение: квартира по адресу:<адрес>, указаны данные о последней проверке прибора учета – ДД.ММ.ГГГГ; указан способ безучетного потребления: отсутствие на клеммной крышке расчетного прибора учета пломбы (знака визуального контроля), на вводном автоматическом выключателе отсутствует пломба, от электросети после расчетного прибора учета подключены энергопотребляющие устройства общей мощностью 7,85 кВт (эл. плита – 3.2 кВт, эл. чайник – 2,2 кВт, эл. микроволновая печь – 1,25 кВт, эл. водонагреватель – 1,2 кВт).
В акте имеются объяснения потребителя по нарушению: «в связи с переносом эл. щитка после письменного заявления ДД.ММ.ГГГГ о распломбировании прибора учета сами сняли пломбу и перенесли щиток. О том, что самим снимать пломбу нельзя, предупреждена не была. Замечаний к составленному акту нет».
В акте указано, что расчет за потребленную электроэнергию будет произведен в соответствии с п. 195 Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ/ Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный акт подписан потребителем ФИО4 и электромонтерами ФИО11 и ФИО8
Расчет объема потребленной электрической энергии по акту № от ДД.ММ.ГГГГ, произведенный за 3 месяца, составил 17,333 МВт/ч (л.д. 38).
На основании акта № от ДД.ММ.ГГГГ о безучетном потреблении электроэнергии ПАО «Красноярскэнергосбыт» начислило абоненту ФИО4 задолженность в сумме 17224,20 рублей (6835 кВт/ч х 2,52 руб/кВт/ч (тариф)) - л.д. 48-49.
В соответствии с ч.ч. 2-4 ст. 1 ГК РФ, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Согласно ч. 1 ст. 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что само по себе отсутствие пломбы на клеммной крышке прибора учета, находящегося в жилом помещении абонента, в силу разъяснений, содержащихся в абз. 10 п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, является безучетным потреблением электроэнергии, влекущим составление соответствующего акта.
Доводы истицы о том, что она была введена в заблуждение сотрудниками ПАО «МРСК Сибири», не принимаются судом по следующим основаниям.
Учитывая, что обязанность по обеспечению сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, целостности электросети до прибора учета, расположенной в жилом помещении, в силу вышеперечисленного законодательства возлагается на собственника прибора учета (абонента), каковым является ФИО4, которая также обязана знать и выполнять требования законодательства в области электроэнергетики, предъявляемые к потребителю, позволяют суду сделать вывод о том, что проверка по заявлению ФИО4 о распломбировании прибора учета была проведена сотрудниками сетевой организации в установленный п. 149 Основных положений № и п. 81 (1) Правил № срок, в ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ПАО «МРСК Сибири» проверки был установлен факт безучетного потребления истицей электроэнергии – самовольное снятие потребителем пломб с прибора учета и перенос его в другое место, и у ответчика ПАО «МРСК Сибири» имелись законные основания для составления акта о безучетном потреблении электроэнергии.
Судом не принимаются доводы представителя истца о том, что должны применяться положения п. 81(13) Правил № о проведении работ по демонтажу прибора учета в течение двух рабочих дней, поскольку они основаны на неправильном толковании закона и не относятся к рассматриваемому случаю, так как судом было установлено, что прибор учета у истицы из строя не выходил, был исправным и демонтаж прибора в срочном порядке не требовался. При этом судом было установлено, что истица произвела работы по демонтажу прибору учета самостоятельно, в день подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ, не дожидаясь ответа по поданному ею заявлению.
Суд приходит к выводу о том, что акт № от ДД.ММ.ГГГГ о безучетном потреблении электроэнергии соответствует требованиям п. 193 Основных положений, указанная проверка проведена сотрудниками ответчика ПАО «МРСК Сибири» в соответствии с предоставленными им законом полномочиями.
Расчет размера платы истцам за неучтенное потребление электроэнергии произведен ответчиком ПАО «Красноярскэнергосбыт» на основании вышеуказанного акта в соответствии с требованиями п. 195 Основных положений № и п. 62 Правил №.
При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО4 к ПАО «МРСК Сибири» о признании незаконными действий по составлению акта № от ДД.ММ.ГГГГ о безучетном потреблении электроэнергии и признании акта № от ДД.ММ.ГГГГ о безучетном потреблении электроэнергии незаконным, и к ПАО «Красноярскэнергосбыт» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за электроэнергию с учетом признания вышеуказанного акта незаконным – отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Сухобузимский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.А. Созыкина
Копия верна:
Судья
Сухобузимского районного суда Е.А. Созыкина