Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Североуральск 20 декабря 2016 года
Североуральский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего Сармановой Э.В.,
при секретаре судебного заседания – Степановой Е.В.,
с участием помощника прокурора г.Североуральска Черниковой М.В.,
истцов – Некрашевич В.С., Некрашевич Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Североуральска в интересах Некрашевич В. С., Некрашевич Г. В. к Администрации Североуральского городского округа о признании незаконным бездействия, понуждении к исполнению обязанности,
у с т а н о в и л :
Прокурор г.Североуральска, действуя в интересах Некрашевич В.С., Некрашевич Г.В. обратился в суд с иском к Администрации Североуральского городского округа о признании незаконным бездействия, понуждении к исполнению обязанности, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой г. Североуральска по обращению Некрашевич В.С. по вопросу нарушения жилищных прав, которой было установлено, что на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, предоставлено мужу Некрашевич В.С.- Некрашевич Г.В., в качестве членов семьи нанимателя в указанной квартире зарегистрированы - жена ФИО6, два сына - ФИО9 и ФИО10
По заявлению Некрашевич Г.В. ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, назначенной постановлением и.о. Главы Североуральского ГО от 05.04.2012 № 442, проведено обследование вышеуказанного жилого дома, установлено, что дом, площадью 108,6 м? 1964 года постройки является одноэтажным, четырех квартирным, около 4 лет в доме никто не проживает, дом находится в неудовлетворительном состоянии, имеет значительные разрушения: фундамент поражен гнилью, частично разрушен, имеется выпучивание и прогибы стен, неравномерная осадка, перекос деревянных и оконных косяков, полы прогнулись и просели, в спальне на потолке местами имеется выпучивание и отпадение штукатурки, на стенах трещины в штукатурном слое, на кухне глубокая трещина в месте сопряжения стены и потолка, у печки отсутствует варочная плита и частично разобрана кирпичная кладка. По результатам проведенного обследования межведомственная комиссия рекомендовала для обеспечения безопасности или создания нормальных условия для постоянного проживания привлечь квалифицированных экспертов организации, имеющей допуск к работам по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, для признания <адрес> пригодным (непригодным) для постоянного проживания.
Согласно информации Администрации Североуральского городского округа от 11.11.2016 № 7266, указанный жилой дом зарегистрирован в реестре муниципальной собственности, обследование квалифицированными экспертами организации, имеющей допуск к работам по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, не проводилось, постановление о признании дома аварийным либо не пригодным для проживания Администрацией Североуральского городского округа – не принималось, что повлекло не выполнение рекомендаций межведомственной комиссии и нарушение прав нанимателей жилого <адрес>, в том числе и Некрашевич Г.В., Некрашевич В.С., являющихся членами семьи нанимателя жилого помещения № указанного многоквартирного дома, с их слов - ветхого, не пригодного для жилья, при отсутствии другого жилого помещения.
Поскольку вопрос признания многоквартирного дома пригодным (непригодным) для проживания, либо признание его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции неразрывно связан с возникновением в дальнейшем права гражданина на внеочередное предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда, Некрашевич В.С. обратилась в прокуратуру г. Североуральска с жалобой на нарушение ее жилищных прав, прокурор вправе обратиться в суд в ее интересах. В связи с чем, просит суд:
1.Признать незаконным бездействие Администрации Североуральского городского округа, выразившееся в непринятии мер по решению вопроса о признании многоквартирного <адрес> пригодным (непригодным) для проживания;
2.Обязать Администрацию Североуральского городского округа привлечь квалифицированных специалистов организации, имеющей допуск к работам по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, для признания многоквартирного <адрес> пригодным или не пригодным для постоянного проживания.
В судебном заседании заместитель прокурора г. Североуральска Черникова М.В., исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, дополнительно суду пояснила, что <адрес> был обследован, недостатки в акте были указаны, в доме проживать невозможно.
В судебном заседании истцы Некрашевич В.С., Некрашевич Г.В. заявленные прокурором г.Североуральска в их интересах требования поддержали, просили исковые требования удовлетворить, дополнительно суду пояснили, что съехали с квартиры по адресу <адрес> в связи с тем, что в квартире было холодно, печек там нет, дом в аварийном состоянии, они обращались в ЖКХ, просили покрыть крышу, им отказали, сославшись на то, что дом капитальному ремонту не подлежит.
В судебное заседание ответчик Администрация Североуральского городского округа своего представителя не направила, о дате, месте и времени судебного разбирательства уведомлена в установленном порядке, о причинах неявки суд не уведомила, предоставила суду отзыв, из смысла которого следует, что ответчиком не оспаривается нахождение жилого <адрес> в неудовлетворительном состоянии, необходимость привлечения квалифицированных экспертов организации, имеющей допуск к работам по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, для решения вопроса о признании вышеуказанного дома пригодным (непригодным) для проживания, однако, этого не было сделано, так как привлечение экспертов осуществляется Администрацией на возмездной основе и в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с ограниченностью средств в бюджете Североуральского городского округа в 2016 году, тогда как в бюджете на 2017 год средства на указанные цели планируются, проводится работа по формированию перечня многоквартирных домов, находящихся в неудовлетворительном состоянии, в отношении которых будут проводиться мероприятия по привлечению квалифицированных экспертов с целью решения вопроса о пригодности (непригодности) для проживания.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления; жилое помещение подлежит передаче религиозной организации в соответствии с Федеральным законом "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действующее в редакции Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 № 494.
В соответствии с п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом местного самоуправления.
В п. 42 Положения указано, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, в том числе и представителем ответчика, что ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией проведено обследование указанного дома <адрес>. По результатам обследования установлено, что указанный дом одноэтажный, четырех квартирный, год постройки - 1964, фундамент - деревянные стулья, стены бревенчатые, перегородки- деревянные, перекрытие – деревянное отепленное, кровля- шиферная. Отопление, канализация, горячее и холодное водоснабжение – отсутствуют. Внутреннее состояние дома находится в неудовлетворительном состоянии, около 4 лет в доме никто не проживает, в связи с этим имеются значительные разрушения: фундамент поражен гнилью, и частично разрушен; выпучивание стен и прогибы, неравномерная осадка; перекос дверных и оконных косяков; полы прогнулись и просели; в спальне на потолке местами выпучивание и отпадение штукатурки, не стенах трещины в штукатурном слое; на кухне глубокая трещина в месте сопряжения стены и потолка, у печки отсутствует варочная плита и частично разобрана кирпичная кладка. Рекомендации межведомственной комиссии и предлагаемые меры, которые необходимо принять для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания: привлечь квалифицированных экспертов организации, имеющей допуск к работам по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, для признания многоквартирного <адрес> в <адрес> Свердловской области, пригодным (непригодным) для постоянного проживания.
Из заключения № от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания следует, что на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования, межведомственная комиссия приняла решение о том, что жилой <адрес> в <адрес> находится в неудовлетворительном состоянии. Межведомственная комиссия приняла заключение: привлечь квалифицированных экспертов организации, имеющей допуск к работам по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, для признания многоквартирного <адрес> в <адрес> Свердловской области, пригодным (непригодным) для постоянного проживания.
Некрашевич Г. В. является нанимателем, а его жена- <данные изъяты>, членом семьи нанимателя жилого помещения, в соответствии с договором № социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной паспортистом ООО «УК «Олимп», в <адрес> зарегистрированы: с ДД.ММ.ГГГГ Некрашевич Г.В. – наниматель и его жена- Некрашевич В.С., с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован ФИО9 – сын, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован ФИО10 – сын.
В силу ч. 2 ст. 676 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
В соответствии с ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч. 2 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доле, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно выписке № от ДД.ММ.ГГГГ из реестра муниципального имущества Североуральского городского округа, предоставленной КУМИ Администрации Североуральского городского округа, квартира, расположенная по адресу: Свердловская <адрес>, включена в Реестр муниципального имущества под номером 955 на основании Постановления Главы Администрации Свердловской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Администрация Североуральского городского округа, как собственник <адрес> в <адрес> Свердловской области, должна принимать решение о проведении капитального ремонта дома, решать вопросы о привлечении квалифицированных специалистов организации, имеющей допуск к работам по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, для признания <адрес> в <адрес> Свердловской области пригодным (непригодным) для постоянного проживания.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 16.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно п.п. 6, 8 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу п.п. 8, 9 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
В силу ст. 28 Устава Североуральского городского округа, утв. решением Североуральской муниципальной Думы от 18.05.2005 № 45, Администрация Североуральского городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения настоящим Уставом и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.
Администрация Североуральского городского округа является юридическим лицом в соответствии с федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и настоящим Уставом.
Согласно п. 10 ст. 29 Устава Североуральского городского округа к полномочиям Администрации Североуральского городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, ведение учета граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Принимаемые ответчиком – Администрацией Североуральского городского округа меры к разрешению сложившейся ситуации недостаточны, ответчиком не решается вопрос о привлечении квалифицированных специалистов организации, имеющей допуск к работам по обследованию строительных конструкций зданий, сооружений, для признания <адрес> Свердловской области пригодным (непригодным) для постоянного проживания, тем самым нарушаются права жильцов указанного дома – Некрашевич В.С., Некрашевич Г.В., неспособных реализовать свои жилищные права и вынужденных проживать в ином жилом помещении.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования, заявленные прокурором г.Североуральска к Администрации Североуральского городского округа в интересах Некрашевич В.С., Некрашевич Г.В. подлежат удовлетворению, поскольку эти требования основаны на законе.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 предметом надзора за исполнением законов являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Поскольку судом установлено и материалами дела подтверждено, что имеет место нарушение жилищного законодательства, которое ущемляет права истца, а меры, принимаемые ответчиком недостаточны, обращение прокурора в суд с настоящим иском является правомерным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным бездействие Администрации Североуральского городского округа, выразившееся в непринятии мер по решению вопроса о признании многоквартирного <адрес> пригодным (непригодным) для проживания.
Обязать Администрацию Североуральского городского округа привлечь квалифицированных специалистов организации, имеющей допуск к работам по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, для признания многоквартирного <адрес>, пригодным (непригодным) для проживания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Североуральский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Э.В.Сарманова