Решение по делу № 2-580/2012 ~ М-523/2012 от 14.05.2012

№2-580/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе

судьи Колесниковой Д.А.,

при секретаре Мельниковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт «11» июля 2012 года гражданское дело по исковому заявлению Дубняка В.Н. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе Республики Коми о возложении обязанности произвести перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Дубняк В.Н. обратился в суд с исковым заявлением к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе Республики Коми о возложении обязанности произвести перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии за период работы в условиях района Крайнего Севера. В обоснование исковых требований указал, что в период с 10 ноября 2002 года по 9 декабря 2002 года он вместе с другими рабочими находился в командировке в районе Крайнего Севера г.<адрес>. При таких обстоятельствах, по мнению Дубняка В.Н., у него возникло право на увеличение базового размера страховой части трудовой пенсии.

В судебном заседании Дубняк В.Н. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе Республики Коми Мальцева О.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. В обоснование указала, что Дубняк В.Н. состоит на индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования с 12.09.1997. Вместе с тем, период служебной командировки истца в район Крайнего Севера, г. <адрес>, с 10.11.2002 по 09.12.2002 сведениями данного учета не подтверждается, в связи с чем, оснований для перерасчета и удовлетворения исковых требований Дубняка В.Н. не имеется.

Заслушав объяснения сторон, показания свидетелей Алексина С.С., Марченко А.В., исследовав пенсионное дело, материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Дубняк В.Н. в спорный период работал в ООО «<данные изъяты>». Согласно приказу №65а от 10.11.2002 Дубняк В.Н. вместе с другими работниками направлен в г. <адрес> для производства работ вахтовым методом с 10.11.2002 по 09.12.2002, что также подтверждается справкой ООО «<данные изъяты>».

Судом при разрешении спора установлено и не оспаривалось сторонами, что Дубняк В.Н. обращался в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе Республики Коми с заявлением о перерасчете пенсии 10 февраля 2012 года и 27 февраля 2012 года, в принятии которых ему было отказано в связи с тем, что им не были предоставлены документы, необходимые для такого перерасчета.

Дубняк В.Н. 27 апреля 2012 года вновь обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе Республики Коми с заявлением о перерасчете, которое было рассмотрено комиссией Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан.

По результатам рассмотрения 2 мая 2012 года принято решение об отказе в перерасчете размера пенсии.

Не согласившись с данным решением, Дубняк В.Н. обратился в суд.

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе Республики Коми от 2 мая 2012 года №2111 Дубняку В.Н. отказано в перерасчете пенсии в связи с отсутствием оснований для дополнения (уточнения) лицевого счета застрахованного лица территориальным органом ПФР.

Вместе с тем, данное решение в части отказа в перерасчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно противоречит действующему законодательству.

Статьей 17 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой пенсии по старости определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

Пунктом 7 ст. 14 Закона в редакции Федерального закона от 24.07.2009 №213-ФЗ, и действующим с 01.01.2010, установлены основания, при которых увеличивается размер базовой части трудовой пенсии по старости. Указанным пунктом установлено, что лицам, которые проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин устанавливается повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости. При этом лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Таким образом, законодателем установлено, что лицам, имеющим смешанный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, стаж работы для исчисления повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости исчисляется как в отношении лиц, работавших в районах Крайнего Севера.

При этом период работы в районах Крайнего Севера данной нормой не установлен.

Юридически значимым обстоятельством для исчисления повышенного размера базовой части пенсии для лиц, работавших в районах Крайнего Севера, в данном случае является осуществление гражданином обязанностей в рамках трудовых отношений в особых климатических условиях - местности, находящейся в районе Крайнего Севера, в независимости от продолжительности осуществления таких обязанностей в данной местности.

Таким образом, исполнение работником, осуществлявшим свою деятельность в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, служебных обязанностей в рамках трудовых отношений в период нахождения в районах Крайнего Севера, является основанием для определения стажа работы с целью установления базовой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере, как лицу, работавшему в районах Крайнего Севера.

В силу положений статьи 166 Трудового кодекса РФ служебная командировка – поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

В соответствии со статьей 167 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Поэтому период нахождения работника в служебной командировке является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании, Дубняк В.Н. с 25 ноября 2011 года является получателем пенсии по старости, данные обстоятельства сторонами по делу не оспаривались.

Сторонами по делу так же не оспаривалось, что в период с 10 ноября 2002 года по 9 декабря 2002 года Дубняк В.Н. состоял в трудовых отношениях с ООО «<данные изъяты>» в должности монтажника наружных трубопроводов.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО1 суду показал, что в спорный период он замещал должность директора в ООО «<данные изъяты>». При этом приказ № 65а от 10 ноября 2002 года подписан не им, а уполномоченным данной функцией лицом, что не оспаривалось представителем ответчика. Из показаний данного свидетеля также следует, что Дубняк В.Н., работая в ООО «<данные изъяты>», действительно направлялся в командировку в <адрес> в период, указанный в приказе №65а от 10.11.2002.

Служебная командировка в указанный истцом период времени так же подтверждается показаниями свидетеля Марченко А.В., работавшего в ООО «<данные изъяты>» и пребывающего в спорный период в командировке вместе с Дубняком В.Н. в г.Усинск, что так же находит свое отражение в приказе №65а от 10.11.2002.

Таким образом, суд приходит к выводу, что факт нахождения истца в служебной командировке в районе Крайнего Севера в спорный период времени нашел свое подтверждение как в предоставленных суду материалах, так и в показаниях свидетелей в судебном заседании, которые не вступают между собой в противоречия и согласуются с письменными материалами дела.

При этом суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика, полагавшего, что отсутствие в индивидуальном (персонифицированном) учете сведений о пребывании истца в районе Крайнего Севера по заданию работодателя, по следующим основаниям.

Город Усинск Республики Коми входит в Перечень районов Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1029.

В силу п.1 ст.10 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В месте с тем, Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 №9-П п.1 ст.10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета лица, застрахованного в системе страхования ПФР, свидетельствуют только о наличии или отсутствии поступлений обязательных платежей в пенсионный фонд, а равно не могут служить безусловным основанием для отказа в перерасчете страхового стажа по соответствующему основанию.

При этом, суд, приходя к выводу о признании незаконным решения ответчика в части отказа в произведении перерасчета, находит исковые требования Дубняка В.Н. в части произведения перерасчета фиксированного базового размера страховой части пенсии с 27 февраля 2012 года, необоснованными в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» перерасчет размера трудовой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения.

На основании пункта 2 вышеуказанной нормы права заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов.

В соответствии с пунктом 28 Постановления Минтруда РФ №16, ПФ РФ №19па от 27.02.2002 года «Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Законом от 17.12.2001 и Законом от 15.12.2001, производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (кроме случаев, предусмотренных в пункте 29 настоящих Правил).

Заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии и необходимые документы подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения пенсионного дела получателем пенсии.

Вышеуказанные положения закона предусматривают, что заявление о перерасчете размера пенсии либо ее части принимается только при одновременном предоставлении всех необходимых документов. Соответственно определяется и день перерасчета пенсии – в зависимости от даты приема заявления со всеми необходимыми документами, подтверждающими наличие основания для проведения перерасчета. Никакого льготного времени для предоставления недостающих документов в данном случае законом не предусмотрено.

В судебном заседании установлено, что Дубняк В.Н. 27 февраля 2012 года действительно обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе Республики Коми с заявлением о перерасчете фиксированного базового размера страховой части пенсии.

В ответ на указанное заявление ответчиком направлена справка об отказе в принятии заявления, в связи с ненадлежащим оформлением необходимых для перерасчета документов.

Поскольку заявление истца о перерасчете пенсии, отвечающее требованиям нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, предоставлено ответчику 27 апреля 2012 года, последний обязан произвести перерасчет размера трудовой пенсии в сторону увеличения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете, то есть с 1 мая 2012 года.

Разрешая настоящий спор, суд, оценив собранные по делу доказательства, в соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ, принимая во внимание положения ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ, приходит к выводу о признании решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе Республики Коми от 2 мая 2012 года №2111 незаконным и возложении обязанности произвести перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в спорный период времени начиная с 1 мая 2012 года.

В силу ст.88 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет.

При таких обстоятельствах с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Сыктывдинскому району в бюджет муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» подлежат взысканию названные судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Дубняка В.Н. удовлетворить частично.

Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе Республики Коми произвести перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости Дубняка В.Н. с 1 мая 2012 года.

Взыскать с государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе Республики Коми в бюджет муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 16 июля 2012 года.

Судья Д.А. Колесникова

Копия верна. Судья

2-580/2012 ~ М-523/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Дубняк Владимир Николаевич
Ответчики
Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда России (ГУ УПФР) в Сыктывдинском районе
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Колесникова Диана Александровна
Дело на странице суда
skdsud--komi.sudrf.ru
14.05.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.05.2012Передача материалов судье
18.05.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.05.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.06.2012Предварительное судебное заседание
11.07.2012Судебное заседание
18.07.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2015Дело оформлено
31.07.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее