ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возврате административного протокола и материалов дела
г. Карачаевск 10 сентября 2020 года
Судья Карачаевского районного суда КЧР Тарасов М.В., рассмотрев при подготовке к рассмотрению дела административный материал в отношении Долаева Р.С., привлекаемого к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Из протокола об административном правонарушении от 5 сентября 2020 года № <адрес>/1524 следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 03 часа 30 минут Долаев Р.С., находясь в <адрес>, около <адрес> похитил находящиеся перед забором вышеуказанного домовладения металлические изделия, чем совершил правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 7.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На момент направления материалов, в суд Долаев Р.С. не доставлен.
Изучив представленные материалы данного административного дела, прихожу к выводу о необходимости его возвращения в орган, составивший протокол об административном правонарушении, по следующим основаниям.
Согласно пунктам 3, 5 статьи 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные указанным Кодексом, правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.
Из содержания статьи 29.4 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган (должностному лицу), который составил протокол, только на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. После начала рассмотрения дела об административном правонарушении по существу судья не вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Ч. 2 статьи 7.27 КоАП РФ предусматривает возможность назначения наказания за мелкое хищение чужого имущества стоимостью более одной тысячи рублей, но не более двух тысяч пятисот рублей путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 158, статьей 158.1, частями второй, третьей и четвертой статьи 159, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.1, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.2, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.3, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.5, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.6 и частями второй и третьей статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.15.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее трех тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до ста двадцати часов.
В силу части 4 статьи 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела
Из системного толкования ч. 3 ст. 23.1, ч. 1 ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует, что по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.27 производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в подпункте "а" пункта 3 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в числе прочего, разъяснил, что административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Из представленных суду материалов административного дела следует, что, несмотря на вынесение должностным лицом ОУУП и ПДН Межмуниципального Отдела МВД России «Карачаевский» определения от 05 сентября 2020 года № 1524 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление, по данному делу не проводилось.
К материалам административного дела приобщены светокопии, произведённые с копий материалов, постановление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Долаева Р.С., по ст. 158 УК РФ на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в отношении Болатчиева А.Х-А. по ст. 158 УК РФ на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, объяснений от ДД.ММ.ГГГГ Долаева Р.С., принятых в соответствии с ч. 1 ст. 86 и ч. 1 ст. 144 УПК РФ, постановления от ДД.ММ.ГГГГ о назначении товароведческой судебной экспертизы, заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст. 26.10 КоАП РФ должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.
В то же время, указанные выше материалы приобщены из материалов проверки, проведённой в порядке ст. 144-145 УПК РФ в отношении Долаева Р.С., что каким-либо образом процессуально не оформлено.
Кроме того, согласно части 3 статьи 25.1 КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.1.1 КоАП РФ, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным, поскольку за это правонарушение может быть назначено административное наказание в виде ареста.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 23.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с которым дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, согласно части 3 статьи 25.1 КоАП РФ должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу (п. 23.4 введен Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 N 40).
При изложенных обстоятельствах стадии подготовки к рассмотрению дела и рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, осуществляются в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела и только в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Системный анализ указанных выше норм позволяет прийти к выводу, что судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, на стадии подготовки к рассмотрению дела, вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных КоАП РФ.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается, в том числе вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.4 и 29.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Дело об административном правонарушении в отношении Долаева Р.С., привлекаемого к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, возвратить в МО МВД России «Карачаевский», в связи с неправильным оформлением материалов дела и неполной представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
На определение может быть подана жалоба в Верховный Суд КЧР через Карачаевский городской суд в течение десяти дней.
Копию настоящего определения направить для сведения Бостанову М.А.
Судья М.В. Тарасов