Дело № 2а-1836/2020 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 сентября 2020 г. г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Чижовой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Бальченко А.А.,
с участием административного истца Холстинина В.Ф., представителя административного истца Хабаровой С.И., представителя административного ответчика администрации г. Хабаровска Рубцова Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Холстинина Владимира Филипповича к администрации г. Хабаровска, Межведомственной комиссии администрации г. Хабаровска о признании незаконным заключения Межведомственной комиссии от 22.10.2019 № 747, бездействия в части не исполнения заключений Межведомственной комиссии администрации г. Хабаровска от 23.03.2011, 06.04.2018, обязании провести повторное обследование и оценку жилого дома,
у с т а н о в и л:
Административный истец Холстинин В.Ф. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что 22.10.2019 Межведомственная комиссия в 3-й раз на основании несоответствующих действительности заключений, рассмотрела вопрос о проведении оценки соответствия жилого <адрес>, требованиям Положениям о признании помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006, вынесено заключение № 747 от 22.10.2019. Принято постановление «О признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов». О принятом заключении Межведомственной комиссии №747 от 22.10.2019 истец узнал только в судебном заседании 06.02.2020 по другому делу, когда представитель администрации г.Хабаровска представила заключение в суд. В заключении Межведомственной комиссии №747 от 22.10.2019 указано, что физический износ дома на 2010 г. -76%, что свидетельствует о том, что обследование жилого дома по состоянию на 2019 г. межведомственной комиссией в нарушение п.43 Положения № от ДД.ММ.ГГГГ не проводилось. В доме неоднократно происходили пожары, но выводы комиссии сделаны без учета состояния дома после пожаров, имевших место 18.02.2018 и 06.03.2018. Более того, 23.03.2011 на заседании межведомственной комиссии рассмотрен вопрос о проведении оценки соответствия жилого дома <адрес> требованиям Положениям «О признании помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006». Принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта. По состоянию на 23.01.2011 износ жилого <адрес> в <адрес> составлял 76%. В фундаменте всего дома имеются массовые повреждения и разрушения блоков, прогрессирующие сквозные трещины на всю высоту здания, выпирание грунта, в стенах полное нарушение жесткости сруба, образование трещин, поражение гнилью, чердачное перекрытие на грани разрушения, на крыше ослабление крепления отдельных листов шифера к обрешетке, отдельные протечки, разрушение пола, прогибы и просадки, расшатывание дверных полотен и коробок, массовое поражение гнилью. Квартиры № заколочены досками. Однако решение не исполнено. 06.04.2018 на заседании межведомственной комиссии повторно рассмотрен вопрос о проведении оценки соответствия жилого дома <адрес> требованиям Положения № 47. Межведомственной комиссией принято решение: провести обследование указанного жилого дома специализированными организациями. Однако данное решение не исполнено.
Еще в 2015 г. министерство ЖКХ Хабаровского края по жалобе
жильцов дома установило, что: выявленные в ходе проверки деформации конструктивных элементов здания представляют угрозу здоровью и жизни граждан и требуют незамедлительных действий. Управлением выдано предписание для принятия срочных мер по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейших развитий деформаций в срок до 21.08.2015. Однако меры по обеспечению безопасности людей не приняты.
С 2015 г. жильцы не отселены. Непригодный для проживания жилой <адрес> угрожает жизни и здоровью жильцов дома, однако Администрация г. Хабаровска и межведомственная комиссия не принимают меры по обеспечению безопасности жильцов жилого <адрес>.
Фактически, межведомственная комиссия и Администрация г. Хабаровска
фальсифицируют результаты заключения Межведомственной комиссии и не выполняют
свои же решения, что привело к существенным нарушениям прав и законных интересов
жильцов дома и угрожает их жизни и здоровью.
Административный истец просил суд признать незаконным заключение Межведомственной комиссии №747 от 22.10.2019 в отношении жилого <адрес>; признать незаконным бездействие Администрации г. Хабаровска и Межведомственной комиссии и обязать ответчиков принять решение о признании жилого <адрес> и <адрес> непригодными для проживания.
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил исковые требования, просил признать незаконным заключение Межведомственной комиссии №747 от 22.10.2019 в отношении жилого <адрес> «О выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции»; признать незаконным бездействие Администрации г.Хабаровска и Межведомственной комиссии в части не исполнения заключений Межведомственной комиссии от 23.03.2011 и от 06.04.2018 в отношении жилого дома по адресу, <адрес>. Обязать Межведомственную комиссию провести повторное обследование и оценку жилого дома по адресу: <адрес>, на предмет определения пригодности (непригодности) для постоянного проживания в течение 30 дней с даты вступления решения в законную силу.
Административный истец, его представитель уточненные требования поддержали, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция РФ гарантирует гражданам Российской Федерации право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и тонных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно положениям ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что Холстинин В.Ф. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
На заседании межведомственной комиссии от 22.10.2019 рассмотрен вопрос о проведении оценки соответствия жилого <адрес> в <адрес>, требованиям, установленным Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома авариным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 47. Согласно заключению Межведомственной комиссии № 747 от 22.10.2019 комиссией принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного <адрес> в <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции.
17.02.2020 принято постановление администрации города № 477 «О признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов».
Частью 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
В силу ч. 6 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Как следует из содержания п.п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в числе прочих: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Положениями ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Частью 11 ст. 12 Жилищного кодекса РФ установлено, что к компетенции органов государственной власти Российской Федерации относится определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными
Правительством РФ принято постановление от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
В соответствии с п. 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 42 Положения комиссия на основании, в том числе заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, определены в разделе II Положения.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43). В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии (п. 46).
В пункте 47 Положения определено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Согласно п. 44 Положения, процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Как следует из оспариваемого заключения, основанием для проведения оценки многоквартирного дома послужило обращение управления жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатационного фонда администрации г. Хабаровска о проведении повторной оценки соответствия жилого <адрес> требованиям установленным положением.23.03.2011 Межведомственной комиссией администрации г. Хабаровска принималось решение в отношении данного дома о необходимости и возможности проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого <адрес> в соответствие с требованиями положения и после капительного ремонта о продолжении процедуры оценки.
06.04.2018 Межведомственной комиссией администрации г. Хабаровска принималось решение в отношении данного дома о проведении обследования жилого дома специализированными организациями и после предоставления соответствующих заключений провести процедуру оценки в соответствии с п. 47 Положения.
Сведений о том, что с момента принятия первого решения Межведомственной комиссии 23.03.2011 производились работы по капительному ремонту многоквартирного дома, отсутствуют.
Вместе с тем установлено, что в 2018 г. в МКД произошли два пожара.
Анализируя представленное суду спорное заключение Межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ в совокупности с иными представленными по делу доказательствами, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что в нарушение п.п. 43, 44 Положения межведомственной комиссией не было проверено фактическое состояние жилого помещения на момент принятия решения, не истребованы дополнительные документы, необходимые для принятия решения, не учтены обстоятельства, изложенные в заключениях специалистов, приведенных выше, заключение вынесено без обследования жилого дома, позволяющего установить его фактическое состояние на дату дачи заключения, с учетом ежедневного воздействия природно-климатических и иных факторов.
Так, жилой <адрес> - 1936 года постройки, двухэтажный, 8-квартирный. Фундамент: кирпичный ленточный. Стены: бревенчатые. Перегородки: деревянные. Перекрытия: деревянное балочное отепленное. Отопление: печное. Водоснабжение, горячее водоснабжение, канализация: отсутствуют. Газоснабжение: баллон. По состоянию на 2010 год физический износ жилого дома составлял 76%. Открыто 7 лицевых счетов. Зарегистрировано по месту жительства 7 семей. В доме 2 жилых помещения находятся в собственности граждан, 6 жилых помещений являются муниципальной собственностью.
Согласно отчету Хабаровского краевого отделения ВДПО за 2018 г., здание жилого дома и квартиры в жилом доме соответствует требуемой степени огнестойкости (V), условия обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара в жилом доме по <адрес>, не выполняются.
В заключении же Межведомственной комиссии № 747 от 22.10.2019 указано, что в результате пожара от 19.02.2018 повреждена часть наружной стены, на уровне второго этажа до карниза, огнем поврежден брус, выгорело 30% обшивки фронтона с карнизом стропильная система и покрытие крыши повреждено более чем на 20%, часть дома отключена от электроэнергии. Большая часть деревянных, ограждающих и несущих конструкций <адрес> выгорела. Квартира №, расположенная на 2-ом этаже выгорела полностью.
При этом в материалы дела представлены письмо ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, письмо начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по краснофлотскому и Кировскому районам г. Хабаровска от 26.02.2020 согласно которым в 2018 г. в данном многоквартирном доме происходили 2 пожара: 18.02.2018. и 06.03.2018, в результате которого выгорела нежилая квартира, обгорела внешняя стена, обгорели деревянные перекрытия.
Указанное подтверждает, что фактическое состояние дома после второго пожара и его последствия (в марте 2018г.) комиссией не учитывались и не анализировались. Сведения про втором пожаре от 06.03.2018 в заключении № 747 от 22.10.2019г. не отражены и его последствия не описаны.
В силу п. 38 Постановления Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, чрезвычайных ситуаций, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.
На 2011 г. при обследовании жилого дома установлено, что в фундаменте всего дома имеются массовые повреждения и разрушения блоков, прогрессирующие сквозные трещины на всю высоту здания, выпирание грунта, в стенах полное нарушение жесткости сруба, образование трещин, поражение гнилью, чердачное перекрытие на грани разрушения, на крыше ослабление крепления отдельных листов шифера к обрешетке, отдельные протечки, разрушение пола, прогибы и просадки, оконные проемы поражены гнилью; расшатывание дверных полотен и коробок, массовое поражение гнилью. Физический износ дома на 2011 год составляет 76%.
В заключении Межведомственной комиссии №747 от 22.10.2019 отсутствуют сведения о физическом износе дома по состоянию на 2019. Выводы комиссии основаны на сведениях о физическом износе дома по состоянию на 2011 г., который соответствовал - 76%.
Согласно отчету по результатам обследования технического состояния жилых домов, квартир для признания их пригодными (непригодными) для проживания ИП ФИО4 за 2019 г., по результатам обследования жилого <адрес> установлены следующие категории технического состояния конструкций и внутренних систем здания: фундамент - аварийное; стены - аварийное; перекрытия - аварийное; крыша - аварийное; система внутреннего электроснабжения - неудовлетворительное; система печного отопления - неудовлетворительное.
В ходе проведения обследования выявлены дефекты и повреждения, нарушающие нормальную эксплуатацию здания. Установлен высокий уровень физического износа конструктивных элементов здания. Причинами появления дефектов и повреждений, высокого физического износа являются неудовлетворительные условия эксплуатации, длительная эксплуатация без проведения капитального ремонта, а также разрушения, вызванные пожаром.
При необходимости дальнейшей безопасной эксплуатации здания следует разработать и выполнить проект капитального ремонта здания с учетом следующих мероприятий: полная замена фундамента, с устройством пристенного дренажа и ливневой системы; устройство отмостки, благоустройство территории с устройством организованного водоотвода ливневых вод; полная замена деревянных брусьев внешних стен; капитальный ремонт перекрытий с заменой утеплителя по чердачному перекрытию; реконструкция деревянных конструкций крыши с заменой покрытия кровли; полная замена системы внутреннего электроснабжения; ремонт кирпичных печей, восстановление дымовых труб; проведение противогрибковых мероприятий; капитальный ремонт лестниц.
Вместе с тем, из ответа прокуратуры г. Хабаровска от 8.05.2020 следует, что согласно информации МУП г. Хабаровска «УО МКД» конструкция крыши дома находится в аварийном состоянии, так как несущая способность исчерпана, имеется опасность обрушения. Сведения об аварийном состоянии конструктивных элементов издания на момент заключения договора управления МКД отражены в акте о состоянии общего имущества прилагаемого к договору управления многоквартирным домом от 15.01.2015. Директором МУП г. Хабаровска «УО МКД» неоднократно направлялись в администрацию г. Хабаровска письма об угрозе обрушений конструкций первого подъезда после пожаров.
Также установлено, что с 2014 г. <адрес> в <адрес>, исключен из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Согласно п.1 ч.2 ст.168 ЖК РФ не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах
В нарушение вышеуказанных приложений закона до настоящего времени не определен указанный порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса дома либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах.
Экспертным заключением по оценке соответствия жилых помещений санитарным нормам от ДД.ММ.ГГГГ № «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» установлено, что Жилой дом не соответствует Санпин 2.1.2.2645-10 п.п. 2.12, 2.9, 4.1.,5.5, 8.2.5., 9.1., Санпин 42-128-4690-88 п.2.1.3., 2.3., 2.3.5.
Согласно п. 34 Положения основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.
В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.
Материалами дела однозначно установлено исчерпание несущей способности и опасности обрушения конструктивных элементов многоквартирного дома, угрожающее жизни и здоровью граждан, задолго до проведения заседания межведомственной комиссии и принятия оспариваемого заключения.
Заключение межведомственной комиссии от № 747 от 22.10.2019 не содержит обоснования принятого межведомственной комиссией решения.
Приведенные в отчете по результатам обследования технического состояния жилых домов, квартир для признания их пригодными (непригодными) для проживания ИП ФИО4 за 2019 г. мероприятия для восстановления дальнейшей безопасной эксплуатаций здания фактически свидетельствуют о необходимости постройки нового здания. Экономическая целесообразность реконструкции дома при таком техническом состоянии комиссией не исследовалась и не оценивалась, из оспариваемого заключения таких выводов не следует.
Таким образом, заключение от 22.10.2019 о признании <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции дано межведомственной комиссией администрации г. Хабаровска с существенным нарушением Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом. Установив, что заключение комиссии не соответствует фактическому состоянию жилого дома, при том, что из результатов обследования не следует вывод о целесообразности и возможности проведения реконструкции дома, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в части требований о признании незаконным заключение межведомственной комиссии от 22.10.2019 № 747 о выявлении оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим реконструкции.
Рассматривая требования о признании незаконным бездействие Администрации г. Хабаровска и Межведомственной комиссии в части не исполнения заключений Межведомственной комиссии от 23.03.2011 и от 06.04.2018 в отношении жилого дома по адресу: <адрес>, суд полагает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Основанием для удовлетворения требований о признании бездействия незаконным, является установление его не соответствия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования;
Разделом IX Жилищного кодекса РФ предусмотрен порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Решение о проведении капитального ремонта принимается в порядке, установленном 189 Жилищного кодекса РФ.
19.10.2015 администрации г. Хабаровск издано постановление о проведении капитального ремонта <адрес> и предоставлении жилых помещений на время проведения капитального ремонта.
Вместе с тем, как было указано выше, что спорный многоквартирный дом исключен из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах с 2014 г.
Таким образом, эксплуатационные характеристики спорного многоквартирного дома не могли быть восстановлены при проведении капитального ремонта. В связи с чем сам по себе факт неисполнения решения Межведомственной комиссии, изложенного в заключений № 88 от 23.03.2011 в части проведения капитального ремонта не мог нарушить прав административного истца, поскольку в данной ситуации требовалось принятие иных решений.
Принятие же межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на заседании комиссии 06.04.2018 о проведении обследования жилого <адрес> специализированными организациями и после предоставления соответствующих заключений провести процедуру оценки в соответствия с п. 47 Положения о признании помещения и жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, соотносится с п. 46 Положения.
В соответствии с указанным пунктом Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Кроме того, суд полагает, что по данным требованиям пропущен установленный ст. 219 ч. 1 КАС РФ срок обращения с административным исковым заявлением в суд, составляющий три месяца со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-176, 178-180, 227, 293-294 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административный иск удовлетворить частично.
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии от 22.10.2019 № 747 о выявлении оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим реконструкции.
Обязать Администрацию г. Хабаровска в лице межведомственной комиссии повторно рассмотреть на заседании межведомственной комиссии вопрос об оценке соответствия жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, требованиям установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, в течение 30 дней с даты вступление решения в законную силу.
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 16.09.2020 г., путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий (подпись)
Копия верна.
Судья Н.А. Чижова
Секретарь с/з _______________
Определение не вступило в законную силу.
Уникальный идентификатор дела
Подлинник определения подшит в дело № 2а-1836/2020 и хранится в Центральном районном суде г. Хабаровска